|
ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ
Иллюминированные Евангелия [150] — книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами, создавались кельтскими монахами на протяжении длительного времени; они считаются одним из наиболее ярких памятников в общем наследии кельтской культуры, являясь заметным вкладом в мировую художественную культуру в целом. Монахи, разумеется, использовали для красок только натуральные пигменты, получая удивительные по насыщенности и глубине синие, зеленые, желтые и прочие цвета. Три наиболее ярких примера таких Евангелий — Келлская Книга, а также Линдисфарнское и Дурроуское Евангелия.
ИМБАС ФОРОСНАЙ
В мифологии ирландских кельтов — особый ритуальный обряд, основанный на поверье о том, что тот, кто съест кусочек сырого мяса с собственного большого пальца, обретет дар всеведения и мудрости. По легенде, так поступил Финн Мак Кумалл после того, как обжег большой палец руки, когда готовил лосося познания и мудрости, и таким образом получил дар всеведения и мудрости.
ИМБОЛК, или ИМБОЛГ
Имболк у кельтов — один из четырех ежегодных праздников, наряду с праздниками Самхейн, Белтейн и Лугнасад. Он отмечался 1 февраля и ассоциировался с началом дойки овец. Этот праздник был связан и с ирландской богиней Бригит. Впоследствии этот языческий праздник был адаптирован христианской церковью и включен ею в число своих календарных праздников, превратившись в день св. Бригитты.
ИММРАМ
Иммрам — название одного из двух главных жанров древнеирландской литературы; второй именовался эхтрай. Иммрам — это история, повествующая о каком‑нибудь долгом странствии; обычно это — описание фантастического путешествия на некое островное королевство, населенное людьми или сверхъестественными существами. Классический пример такого путешествия — странствия Мэл Дуина (см. главу 17). Эхтай же — история, описывающая путешествие одного или нескольких героев в фантастическую страну, лежащую далеко за морями, или страну‑невидимку, попасть в которую можно только пройдя через сидх или надмогильный курган.
ИНАВАГ
В мифологии валлийских кельтов Инаваг — один из семи оставшихся в живых спутников Брана Благословенного в его походе против Матолвха, тогдашнего короля Ирландии. Бран отправился в этот поход, чтобы вызволить Бранвен. Инаваг со своими уцелевшими друзьями привез в Британию голову Брана и предал ее земле на горе Уайт Маунт в Лондоне (см. главу 20).
ИНГКЕЛ
Согласно легенде ирландских кельтов, Ингкел — чудище с одним глазом, в котором умещались сразу три зрачка. Ингкел считался сыном короля Британии. Он был отправлен в изгнание в Ирландию и там объединил свои силы с приемными братьями верховного короля Конэйр Мора и некоторыми другими «диссидентами». Они устраивали грабительские набеги на Ирландию и Британию, и в одном из таких рейдов убили отца, мать и братьев Ингкела. Ингкел и шайка мародеров напала на приют Да Дерги, и во время этого нападения был убит Конэйр (см. главу 11).
ИНДЕХ
В мифологии ирландских кельтов — сын Домну и царь фоморов, отец Октриаллаха. Он был убит во второй битве при Маг Туиред (см. главу 9).
ИНИС ВИТТРИН
см. ГЛАСТОНБЕРИ ТОР
«ИНТЕРПРЕТАЦИО КЕЛЬТИКА»
Термин, используемый для описания своеобразного слияния кельтских и римских религиозных культов. Определенное число римских богов было включено в верования кельтов. Иногда римским богам давались какие‑нибудь чисто кельтские эпитеты‑прозвища, например Юпитер Таранис. Была у этого процесса и обратная направленность, когда уже римляне принимали в свой пантеон отдельных кельтских богов, становившихся составной частью римской культуры. Так, например, римляне назвали кельтскую богиню Сулис, культовым центром которой был Бат, Сулис Минерва, что можно считать оборотной стороной этого процесса, известной под названием «Интерпретацио Романа» — термин, используемый Тацитом.
ИОЛДАНАХ
В мифологии ирландских кельтов — эпитет‑прозвище Луга, означающий «Повелитель всех искусств».
ИОРУАИДХ
В мифологии ирландских кельтов Иоруаидх — королевство, правитель которого был хозяином пса, коего невозможно было одолеть в бою. Пес этот мог схватить любого дикого зверя, попадавшегося ему на глаза, и, кроме того, превращал в вино любую воду, стоило ему только искупаться в ней. Поймать этого пса и привезти его в Ирландию — одна из задач, возложенных на сынов Туиреанна в качестве наказания за убийство Киана. Братья захватили короля Иоруаидха в плен и предложили освободить его только при условии, что он отдаст им волшебного пса (см. главу 8).
ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ
По преданию, христианство появилось в Британии в I в. после прибытия туда Иосифа Аримафейского, который, согласно апокрифической легенде, был дядей Иисуса Христа. Предполагается, что Иосиф привез с собой чашу, в которой Иисус Христос благословил вино во время Тайной вечери и которая впоследствии получила широкую известность в качестве Святого Грааля и стала объектом постоянных поисков. По преданию, Иосиф основал в Гластонбери христианскую общину и спрятал в тайном месте чашу Тайной вечери. Кроме того, в Гластонбери растет знаменитый терновник, разросшийся из веточки от тернового венца Спасителя, посаженной Иосифом Аримафейским.
ИРЛАНДСКАЯ АРФА
см. АРФА
ИСПАДДАДЕН ПЕНКАВР
В мифологии валлийских кельтов у Испаддадена, имя которого означает «Повелитель великанов», были настолько огромные и тяжелые веки, что их приходилось поднимать прочными металлическими подпорками, чтобы он мог хоть что‑то увидеть. Испаддаден был отцом Олвен, руки которой так упорно добивался Куллвх (см. главу 24).
ИСТОЧНИКИ
Вода играла у кельтов весьма заметную роль, но особенно важное значение имели источники и родники, которым приписывались целебные свойства. Так как источники и родники по самой своей природе изливают воду из‑под земли, это давало основание наделять их сверхъестественными свойствами; так, считалось, что они служат связующим звеном между миром смертных и Потусторонним миром. В романо‑кельтскую эпоху культ целебных источников получил еще более широкое распространение. Именно в это время кельтская богиня Сирона, ассоциировавшаяся с врачеванием, превратилась в спутницу античного бога Аполлона. Одна из интереснейших особенностей культа целебных источников в романо‑кельтский период — широкая практика жертвенных даров в виде больных органов и частей тела. Таким образом, если в жертву источнику приносилось серебряное или какое‑либо иное изображение руки, это означало, что даритель надеется получить от духа источника исцеление больной руки.
ИТАЛИЯ
В V в. до н. э. кельты расселились на обширной территории от Галлии до Италии. Они были воинственным народом и около 390 г. до н. э. захватили Рим. Однако римляне жестоко отомстили им во II и I вв. до н. э., вторгшись в Галлию и вынудив кельтов перебраться далее, на земли Северной Европы.
«ИТИНИЭРАРИУМ КАМБРИАЭ»
«Итиниэрариум Камбриаэ» — книга, написанная норманнско‑валлийским хронистом и клириком Гиралдусом Камбрензисом (ок. 1146 — ок.1223) после его путешествия по Уэльсу в 1188 г. вместе с архиепископом Кентерберийским. Эта книга — важный источник для изучения валлийских легенд, ибо автор, не утруждая себя разбором, записывал буквально все, что слышал от местных жителей.
ИТХ
В одной из легенд ирландских кельтов Итх — один из сынов Мил Эспэйна, которые стали первыми смертными — правителями Ирландии. Как показывает само название, пришельцы были выходцами из Испании, и в той же легенде рассказывается, что Итх перым увидел Ирландию с вершины одной из башен в Испании и решил отправиться на остров (см. главу 10).
ИУБДАН
По легенде ирландских кельтов, Иубдан — король эльфов Фэйлинна и супруг королевы Бебо. Он с женой посетил Ольстер, чтобы собственными глазами повидать тамошних жителей, ибо Эйсирт, его собственный бард, наложил на короля заклятие, предписывающее совершить этот визит (см. главу 13).
ИУХАР
По легенде ирландских кельтов, Иухар — сын Туиреанна, брат Бриана и Иухарбы. Трое братьев убили Киана, сын которого, Луг, решил отомстить им (см. главу 8).
ИУХАРБА
По легенде ирландских кельтов, Иухарба — сын Туиреанна, брат Иухара и Бриана (см. главу 8).
К
КАДЕР ИДРИС
Буквально — «трон Идриса», горная цепь в Гвинедд. По старинной легенде, тот, кто отважится в одиночестве провести ночь на этом «троне», наутро либо обретет дар вдохновения, либо сойдет с ума.
КАКМВРИ
В легендах Артуровского цикла — слуга Артура.
КАЛАТИН
В мифологии ирландских кельтов Калатин и его двадцать семь сыновей пали от руки Кухулина. После его смерти его жена родила шестерых сыновей‑уродов, а Медб взяла их на воспитание и обучила разным магическим чарам, чтобы они помогли ей одолеть Кухулина. Позднее они воспользовались своим колдовским искусством в сражении с Кухулином, в котором он и погиб (см. также главу 12).
КАМБЕР
В мифологии кельтов Британии Камбер — сын Брута, брат Локринуса и Альбанактуса. После смерти своего отца Камбер стал королем Уэльса, Локринус сделался королем Англии, а Альбанактус — королем Шотландии. Камбер помог Локринусу разбить гуннов [151] после того, как они убили Альбанактуса.
КАМЛУАН
В легендах Артуровского цикла — место мифической битвы, в которой Артур был ранен (см. главу 22).
КАОИЛТЕ
В мифологии ирландских кельтов — герой фианов и кузен Финна (см. главу 15).
КАРАДАВК
В мифологии валлийских кельтов Карадавк считался сыном Брана Благословенного. Когда его отец отправился в Ирландию, чтобы покарать Матолвха за жестокое обращение с Бранвен, сестрой Брана, он поручил Карадавку вместе с шестью мужами управлять королевством в его, Брана, отсутствие. Когда же до подданных его королевства дошли слухи о смерти Брана Благословенного, Касваллан сверг Карадавка и захватил трон. Вскоре Карадавк и его советники были убиты по приказанию Касваллана (см. также главу 20).
КАРАКТАК
см. КАРАТАК
КАРАТАК, или КАРАКТАК
Каратак был вождем катувеллавнов — племени британских кельтов. Он возглавил борьбу против римских интервентов, но Картимандуа, королева племени бригантов, выдала его римлянам. По преданию, его отвезли в Рим, и император Клавдий помиловал его.
КАРАЮЩИЙ
В мифологии ирландских кельтов — меч, принадлежавший Мананнану Мак, меч, разивший без промаха.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|