Сделай Сам Свою Работу на 5

В) Классификация игрушек (по принципу соотносимости с разными видами игр, по степени готовности, по виду применяемого сырья)





 

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка - любимый сынок в сюжетно-ролевой игре, а в театрализо­ванной он превращается в медведицу Настасью Петровну.

Сюжетные игрушки имеют еще одно название - образ­ные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущ­ность как прототипов (образов) предметов, чем они и при­влекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др.

Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название - сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Дидактические игрушкипредназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия та­кой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.



Игрушки-забавы,«веселые игрушки», по определению Е.А.Флериной, используются для развлечения детей? Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодаю­щиеся козлики, мишка - «дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Давних предшественников современных игру­шек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повесе­лить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Осо­бенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожидан­ности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересован­ность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.

Игрушки-забавы по­могают воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, по­чему она двигается и т.п. Отсюда требование, чтобы игруш­ка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам отно­сятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.



Спортивные игрушкипредназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой мо­торики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепле­ние мышц руки, предплечья, развитие координации движе­ний(блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи).

Дру­гие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укреп­ляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существу­ют спортивные игрушки, предназначенные для коллектив­ных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праз­дниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отлича­ются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звуча­нию музыкальные инструменты: детские балалайки, метал­лофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дуд­ки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электрон­ные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требова­ния к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.



Театрализованные игрушки это куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сю­жетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, ин­сценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и эле­менты костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хоро­ши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, жи­вотные). Использование театрализованных игрушек требу­ет определенного игрового оборудования: театральной пе­реносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурах.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; зна­комят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во мно­гих технических игрушках используются заводные, инер­ционные двигатели, электромоторчики, электронные уст­ройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и пост­роек.

Конструкторы состоят из наборов деталей, крепеж­ных элементов и инструментов для сборки различных кон­струкций. Детям предлагают конструкторы с разными спо­собами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими раз­вивающими возможностями обладают конструкторы ново­го поколения - «LEGO».

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игруш­ках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрад­ки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-са­моделок лежит художественный труд, в ходе которого ре­бенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: нео­формленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фоль­га, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катуш­ки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблю­дая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребе­нок испытывает радость, стремление к созидательной дея­тельности.

 

д) Подбор для разных возрастных групп А. Асмолов "О психолого -педагогических требованиям к играм и игрушкам в современных условиях" (Д/в. №9 за 1995 год)

Значение игрушки для психического развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни. В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечет за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала. При этом сле­дует помнить, что развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения ок­ружающего мира. Прежде всего маленький ребенок должен овладеть материальной культурой, т. е. способами практичес­ких (предметных), орудийных действий.

В недрах этих практических действий формируются мотивы и потребности по­знания, развиваются речь, эмоции. Действия с игрушками как первые практические действия, которые ребенок постигает, удовлетворяют и стимулируют его потребности в работе ана­лизаторов, во внешних впечатлениях, в движениях. Игрушки, которые входят в жизнь малыша с первого-второго месяцевжиз­ни, должны способствовать развитию зрения, слуха. Это яр­кий крупный легкий мяч, шар, другая яркая крупная игрушка (подвешиваются над кроваткой на расстоянии 50 см от глаз младенца).

С 2-2,5 мес. добавляются крупные сюжетные иг­рушки (кукла, мишка), которые помещают около кроватки, манежа. В это же время необходимы звучащие игрушки (по­гремушки, колокольчик, неваляшки). Звучание игрушки при­дает ей дополнительную привлекательность в глазах малы­ша. Кроме того, подбирают и вешают над грудью ребенка мел­кие игрушки, которые можно захватывать рукой: погремушки с кольцами, рукояткой; подвески. Для действий с предметами ребенку начиная

с 5 - 6 мес. дают разнообразные игрушки: пла­стмассовые, резиновые с пищалками, деревянные игрушки-вкладыши, шарики и мячики разных размеров и др. Среди игрушек из различных материалов обязательно должны быть образные: кукла-неваляшка и другие простые по форме кук­лы из пластмассы, резины, ткани, фигурки животных. Эти иг­рушки должны быть выразительно оформлены (у куклы -крупные глаза, яркий рот). По размеру игрушки мелкие и сред­ние, компактны по форме, удобны для захвата и удерживания в одной или двух руках.

С 7-8 мес. прибавляются игрушки и предметы для вкладывания (мисочки, кубы, корзинки с мел­кими игрушками). Детям предлагаются одни и те же по тема­тике игрушки (петушок, кошка), но отличающиеся по цвету, величине, материалу. Появляются сюжетно-транспортные игрушки (каталки, автомашинки).

С 8-9 мес. ребенку показывают красивые, приятные на ощупь мягкие игрушки, учат обращаться с ними. С этого возраста используются игрушки, с помощью которых ре­бенок овладевает способами соотнесения действий при складывании однородных, но разных по размеру предме­тов и игрушек (конусы, цилиндры), при закрывании коро­бок, игрушечных кастрюлек крышками. Полезны разъем­ные игрушки (бочата, яйца, грибы), кольца для надевания на дугу.

Позже (с 10-12 мес.) ребенок осваивает предметные дей­ствия при складывании пирамидок, матрешек, прокаты­вании шарика или мяча по желобку, в игре со сборно-разборными игрушками, в том числе с кубиками, кирпичика­ми, призмами.

Интересны для детей этого возраста игро­вые столики с прорезями для вкладывания соответствующих предметов (разной формы, величины, цвета).

В процессе освоения орудийных действий, при которых один предмет - орудие - употребляется для воздействия на другой (на другие), ребенок с конца первого года жизни начинает пользоваться игрушечными совками, лопаткой, игрушечной посудой. Кроме этих игрушек добавляются мягкие игрушки с укрупненно выделанными частями (гла­за, уши), коляски, простынки, одеяла для игры с куклой. Взрослые демонстрируют игрушки-забавы (клюющая ку­рочка, прыгающая лягушка). Малышам показывают заводные игрушки (автомашинка, тележка).

Для развития навыков ходьбы используют игрушки-ка­талки, которые ребенок или катит перед собой, или возит за веревочку.

На втором году жизниребенку предлагаются все виды игрушек. Из образных игрушек необходимы куклы, выпол­ненные из разных материалов, в том числе и куклы-голы­ши для игр с водой. Одежда на куклах простая (съемная или несъемная). Кукольная мебель нужна крупногабаритная, прочная. В кукольной комнате ставится пианино (неозву­ченное или звучащее). Обязательны предметы игрового обихода: набор для кухни (плита, мойка с краном), круп­ная, по размеру руки ребенка, посуда (тарелки, чашки, лож­ки, кастрюли); игрушечное постельное белье (простынки, матрац, одеяла и др.).

В этом возрасте дети охотно играют с фигурками жи­вотных (заяц, лиса, корова, коза, конь), изготовленными из разных материалов, озвученными и неозвученными. Для игр с водой желательно иметь набор рыбок, водоплавающих птиц (мелких и средних размеров).

Сюжетно-транспортные игрушки представлены устой­чивыми колясками для кукол, санками, тележками, катал­ками, автомобилями, грузовыми машинами.

Воспитатель показывает детям заводные игрушки (ша­гающая кукла, танцующий медведь, автомашины и др.), волчки озвученные, игрушки с цветовым, звуковым эффек­том. Много радости малышам доставляют игрушки на шну­рах или шарнирах, которые приводит в движение взрослый.

В качестве предметов-заместителей детям предлагают­ся брусочки, деревянные и пластмассовые колечки, круж­ки, дощечки, палочки.

Из дидактических игрушек необходимо иметь пирамид­ки с кольцами одинакового размера, с кольцами трех кон­трастных размеров, на конусной основе; матрешки; вкла­дыши разной формы: столики-верстаки с набором молот­ков, втулок, винтов.

Дети второго года жизни играют в дидактические игры «Достань колечко», «Покатаем кукол», в лото и др.

Из строительных игрушек детям предлагают кубики пла­стмассовые, деревянные; строительные наборы; простые конструкторы. В дополнение к строительному материалу подбирают сюжетные игрушки.

Рекомендуются также музыкальные игрушки: колоколь­чики, шарманки с фиксированной мелодией, музыкальный волчок, барабан, бубен.

Спортивные игрушки представлены мячами (резиновы­ми, надувными), каталками, крупногабаритными игрушка­ми-качалками, кеглями, вожжами с бубенчиками.

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.