Сделай Сам Свою Работу на 5

Средства трудового воспитания дошкольников





 

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством тру­дового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позво­ляет расширить представления ребенка о содержании дея­тельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с тру­дом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к про­блеме ознакомления детей с трудом взрослых.

 

Одни авто­ры (В.И.Логинова, М.В.Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказы­вать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержатель­ной части трудовой деятельности взрослых, станет воспи­тываться уважение к труду.



Другие авторы (С.А.Козлова, А. Ш.Шахманова) полагают, что нужно знакомить дош­кольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач ну­жен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фо­ном, содержанием, па котором можно конкретизировать деятельность человека.

 

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривает­ся как средство трудового воспитания дошкольников, воз­можен как первый, так и второй подход.

 

Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход.

В том случае, когда решается группа задач трудового воспи­тания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.



 

Знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положи­тельным, но и с негативным отношением к труду, с недобро­совестностью и ее последствиями. Подобные случаи педа­гог может использовать для формирования у детей представ­ления о необходимости ответственного отношения к труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной груп­пы средств у детей формируются представления о содержа­нии труда, об отношении людей к труду, о том, как оценива­ют окружающие труд других людей и др.

 

Эти средства слу­жат для воспитания нравственных чувств и отношений.

 

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. С помощью худо­жественных средств можно вызвать у детей интерес к тру­ду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важ­ность и общественную значимость труда людей.

 

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки.

Эти «жемчужины народной муд­рости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и под­бодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза бо­ятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У ло­дыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не вос­принимается ребенком как нотация, и поэтому она эффек­тивнее как средство воспитания.



 

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, при­знанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В.Маяковского, «А что у вас?» С.Михалкова), по­казан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Мар­шака. «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, люб­ви к своей профессии, самоотверженности и добросовест­ности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова).

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знамени­тых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человече­ства. С помощью художественного произведения можно сде­лать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомо­щи людей разных профессий.

Читая детям художественные произведения о труде, вос­питатель решает сразу несколько важных обучающих и вос­питательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрос­лого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремить­ся, создавая себя.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины масте­ров-художников, дети нетолько видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т.Яблонской), в другом - тихая, спокойная пере­дышка («Ужин трактористов» А.Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В.Тропинина).

 

Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы на­учиться относиться к людям, которые трудятся, с уважени­ем, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные ра­боты на железной дороге» К.Савицкого и др.

 

К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, осо­бенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было доста­точно, и они не утратили своей актуальности.

 

Помогает воспитанию желания трудиться музыка. Му­зыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и при­ятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке.

 

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематичес­ки, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудо­вой деятельности дошкольников.

г) Виды детского труда, их содержание

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бы­товой труд, труд в природе, ручной и художественный.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Умывание, одевание и т.д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию.

Самообслуживание ― это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся ― можно идти на прогулку, убрал игрушки ― можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми тру­довыми навыками.

Если в младших группах содержание труда по самообслуживанию включает приемы одевания, умывания, уборки игрушек и материалов, то в содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игру­шек, книг.

Самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах - оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, а на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

 

Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрос­лых, которая наиболее доступна пониманию ребенка.

Хозяйственно бытовой труд включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, а также участие организации бытовых процессов, подготовке к занятиям, прогулкам.

 

Хозяйственно-бытовой труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особое значение приобретает в средней и старшей группах как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы.

Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по со­держанию представляет собой помощь взрослому. Дети младшего возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок, протирают листья растений, оказывают помощь взрослому в проти­рании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких пред­метов, раскладывают на столы материал для занятия, убирают их после занятий.

При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега, украшении участка, собирают мусор.

В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, до­водить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети среднего дошкольного возраста способ­ны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого.

Они могут зани­маться уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгребать снег, убирать листья); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ре­монту книг, игрушек, одежды. Дети полностью сервируют стол, готовят всё необходимое для занятий, стирают кукольное бельё и т.п. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активность и инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд ещё более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овла­дел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это уже без интереса.

Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностейили введения нового объекта для при­менения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

 

В особый вид труда выделяется труд в природе.Труд в природе бла­готворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает ос­новы экологического образования.

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Результатом этого труда может быть материальный про­дукт.Конечная цель - вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку ― можешь играть). Труд в природе чаще всего имеет отсроченный резуль­тат: посеяли семена и лишь через некоторое время смог­ли наблюдать результат в виде всходов, а затем и пло­дов. Цель отдалена во времени и поэтому требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами.Поэтому нужны: особая осторожность, бережное отношение, ответствен­ность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Труд в природе дает возможность одновременно разви­вать познавательные интересы.Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях не­которых растений и животных, экспериментируют, позна­вая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять ра­дость другим людям (угощать выращенными плодами, да­рить цветы). Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическо­му, умственному, физическому развитию.

Содер­жанием такого труда являются уход за растениями и жи­вотными, выращивание овощей на огороде, озеленение уча­стка, участие в чистке аквариума и др.

 

 

Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых; с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, кроликов, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведение животных от качества ухода, свою ответственность за них.

Растёт заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Ребята начинают понимать, что животные нуждаются в их заботе.

Обязанности детей старшего дошкольного возрастазна­чительно шире. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приёмов ухода, в огороде высаживают различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

Увеличивается и объём детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щёточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приёмах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой – в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приёмы размножения растений путём черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, булкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т.д.).

У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

 

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстети­ческих потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бумаги, картона, ткани, дерева, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т.п.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мыш­цы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивос­ти, умению доводить начатое до конца. Результатами свое­го труда дети радуют других людей, создавая для них по­дарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют подел­ки и учатся украшать своими изделиями помещение груп­пы к праздникам, оформлять выставки и т.п.

Ручной труд осуществляется в старших группах детского сада. Но отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому инте­ресному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.