Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ ЕГО СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ. СОЧУВСТВИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.





Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к при­роде, к самому себе.С точки зрения гуманизма это отно­шение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчи­вости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в до­школьном возрасте. В основе их формирования лежит уме­ние понимать другого, переносить переживания другого на себя. А. В. Запорожец называл умение понять другого но­вым видом внутренней психической активности ребенка.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике до­вольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства вос­питания гуманных отношений (художественная литера­тура, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошколь­ного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А.Пеньевской, A.M. Вино­градовой, И. С.Деминой, Л. П. Князевой. Л. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И.В.Княжиной, Т. В. Черник и др.



 

Освоение норм морали опирается на чувства ребенка, которые формируются под влиянием окружающих с самого раннего детства. Уже умладших дошколь­ников формируются начала гуманизма, дружеских взаимоотноше­ний между детьми, уважения к старшим, у старших дошкольников успешно развиваются начала трудолюбия, любви к Родине.

 

Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость малень­ких детей, обусловленные высокой пластичностью нервной системы, способствуют формированию характера, основы которого заклады­ваются в первые 5 лет жизни. Впечатления, которые ребенок полу­чает в эти годы, оказываются наиболее глубокими, многие из них остаются в чувствах и сознании человека на всю жизнь.

 

Предпосылки для развития нравственных чувств ребенка воз­никают очень рано. Педагоги и психологи указывают на проявления реакций общения ребенка уже в первые месяцы его жизни. Так, чувство радости у младенца проявляется не только и не столько от удовлетворения его органических потребностей, сколько от обще­ния со взрослыми и наблюдается во время бодрствования, когда уже удовлетворены его основные органические потребности.



Проявление положительных эмоциональных реакций в общении со взрослыми имеет важное значение для развития чувств ребенка. Отсутствие ус­ловий для возникновения этих реакций вызывает задержку эмоцио­нального, нравственного, речевого, умственного и физического раз­вития детей (Н. М. Аксарина, М. И. Лисина).

В процессе взаимоотношений со взрослыми, а потом и в общении со сверстниками у детей формируются моральные чувства. Сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горю. Такого рода эмоциональные состояния отчетливо проявляются у де­тей к полутора годам. На третьем-четвертом году жизни дети под влиянием чувств, переживаний, связанных с похвалой или порица­нием взрослого, могут даже изменить свое поведение, решиться на определенный поступок (Е. М. Кульчицкая).

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимо­отношений. Эти чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Искреннее отношение взрослых к кому-либо или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соот­ветствующих нравственно направленных чувствах.

В условиях целе­направленного педагогического процесса чувства доброжелатель­ности, дружеские взаимоотношения между детьми приобретают на ступени старшего дошкольного возраста общественно направленный действенный характер и проявляются в отзывчивости, заботливом отношении к товарищам, в симпатии и любви к ним, желании доста­вить удовольствие. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку, вызывающие волевые поступки детей, организованность поведения, проявляющуюся в активной целена­правленной совместной деятельности и умении ее организовать.



Возникновение взаимопомощи, дружбы между детьми, заботли­вого отношения друг к другу в организованной деятельности проис­ходит в стремлении к общей цели и на основе начальных форм чувства долга и ответственности.

Нравственные детские отношения имеют свою эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону (предпочтение, симпатия, привязанность, чуткость и отзывчивость, общность интересов, пере­живаний в деятельности, чувство справедливости и др.) и выра­жаются в действиях, поступках, в поведении. Формируясь под влия­нием воспитания, чувства детей, особенно старшего дошкольного возраста, проявляются не только в играх и труде, но и в такой эмо­циональной деятельности, как детское рассказывание. В рассказах детей преобразуется и получает отражение их опыт. В них дети выражают свое отношение к тем или иным явлениям действитель­ности. У старших дошкольников начинают формироваться сложные чувства - любовь к труду, положительное отношение к трудя­щимся других национальностей, интерес к их жизни и труду.

В условиях организованного обучения на занятиях в детском саду и в повседневной жизни формировать знания и чувства детей сле­дует от простого к сложному, от известного к неизвестному. Наибо­лее действенными в обогащении представлений детей и начал их патриотических чувств являются художественная литература и изобразительное искусство.

 

Методика формирования взаимоотношений у детей на разных этапах дошколь­ного возраста.

 

В основе методики лежит механизм нрав­ственного воспитания, но последовательность компонен­тов механизма меняется в зависимости от возраста детей.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в мето­дике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыб­нулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочув­ствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, по­прощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положитель­ной оценкой (малыш бьет маму по липу, а та радуется и сме­ется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную.

В младшем дошкольном возрастеважно, чтобы соци­альный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен само­стоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методамивоспитания гу­манного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педаго­гических ситуаций, в которых ребенок упражняется в по­ложительном поведении. Эффект названных методов уси­ливается оценкой взрослых и их похвалой.

Средствамивоспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора - песенки, потешки, сказки.

Форма работы с младшими дошкольниками - ин­дивидуальные занятия.

 

На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе - этот этап, как правило, совпадает с возрастом 4-5 лет - происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к эле­ментарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о харак­тере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главны­ми остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяс­нения взрослого, организация практики поведения.Нa этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картин­ке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»).

В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша?»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку ре­шать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, де­лать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Дети живо восприни­мают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей. Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «красивый» и «хороший» у детей очень сближены - красивый герой не может быть плохим.

Недоброжелательное отношение чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего или младшего возрас­та. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности. Отсюда следует, что воспитательная работа должна быть направ­лена именно на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требую­щими проявления доброжелательности к окружающим. Все еще значимыми для детей остаются оценка взрослого и его пример. Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребенка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на поло­жительного героя.

Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии: переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), переживание-утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») и наконец, переживание-действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»).

Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют спо­собность к реальному «переживанию-действию».

 

Наиболее полноценная работа по формированию гуман­ного отношения к окружающим происходит на третьем эта­пе, что соответствует старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте дети способны не только на обобщение сво­его опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Воспитатель организует этические беседы с детьми. Бесе­ды можно проводить в разных формах - индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отноше­ния между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства.

К каждой этической беседе предъявляются единые требо­вания: опора на жизненный опыт детей; соответствие возра­сту и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкрет­ность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и прак­тикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей груп­пы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщения­ми, учить делать их самостоятельно.

Форма и место проведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. В беседе могут участвовать одновременно все дети или 5-6 человек.

В беседе можно использовать наглядный материал. На­пример, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем (Разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой; отберите тс рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение; посмотрите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая больше соотносится с вашей картинкой по морали, по типу поведения персона­жа, но форме выражения героями чувств и т.п.).

Выбор формы этической беседы и места ее проведения зависит от ее темы, возраста детей и уровня их морального развития. Однако всегда воспитатель выстраивает беседу так, чтобы это действительно была беседа, т.е. вопросы к детям и вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Это позволяет вести обсуждение, учит детей строить умозаклю­чения, рассуждать, а не пассивно воспринимать и запоми­нать. Этическая беседа может состоять из трех частей: сна­чала дети слушают короткий рассказ или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается мо­раль и наконец проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.

Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсу­дить тот или иной моральный вопрос и могли рассчиты­вать на справедливое разрешение проблем.

Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознанию ребенком мораль­ных ценностей, практика поведения, упражнения также ос­таются важной частью педагогической работы. Воспитатель заботится, чтобы дети могли постоянно упражняться в гу­манном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о за­болевшем, уход за животными). Воспитатель не только ис­пользует случаи, возникающие стихийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятель­ности: игру, труд, занятия но всем разделам программы.

На этом этапе главной становится работа по формирова­нию «переживания-действия». Поэтому продолжается обу­чение детей способам гуманного поведения и вербальным формам выражения положительных чувств («Как ты поздра­вишь Наташу с днем рождения, какие хорошие слова ей скажешь?»).

Важнейшим условием и одновременно методом воспита­ния гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нрав­ственных чувств является пример воспитателя. Воспитатель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, - плохой воспитатель. Нет ничего хуже, когда педагог скрупулезно разбирает, что такое добро, как надо поступать в том или ином случае, не выражая при этом ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступ­ку, явлению, факту. Можно долго и «правильно» рассуждать о гуманном поступке: «Дети, я хочу рассказать о хорошем поступке Миши - он помог маленькому Алеше перейти че­рез канаву.

Это хороший поступок, так всегда поступают хорошие дети». Все, казалось бы, верно: и Мишу похвалили, и закрепили представления дошкольников о хороших поступ­ках... Но мало найдется тех, кто захочет тут же повторить поступок товарища. В лучшем случае дети примут его к све­дению. Может, было бы достаточно, если бы воспитатель высказал свое восхищение: «Миша, какой ты молодец, я про­сто залюбовалась тобой. Как ты заметил, что Алеша боится переходить через канаву?»

Типичной для этого периода ошибкой практики являет­ся невнимание воспитателя к таким компонентам механиз­ма нравственного воспитания, как мотив и чувства. А ведь именно в старшем возрасте активно развиваются мораль­ные мотивы, формируются социальные чувства. Почему ребенок не хочет общаться, почему он всегда внимателен и уступчив по отношению к одному из сверстников и совсем не таков по отношению к другим?

Таким образом, при систематической работе, направлен­ной па воспитание гуманного отношения дошкольником к окружающим людям и природе, у детей формируется гума­низм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характе­ристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений процесс сложный и противоречивый. Уме­ния сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не зави­довать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.