Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура дидактической игры





 

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая задача, игровые действия и правила.

1. Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры,которому подчинены все остальные. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Приме­ры обучающих задач: научить детей различать и правиль­но называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представ­ления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы но внешним признакам, рас­положению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»).

 

Для детейобучающая задача формулируетсякак игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом.

А детямпредлагают сле­дующуюигровую задачу: прислушиваться к звукам, кото­рые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» иг­ровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулирует­ся желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Ска­жи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т.п.



Обучающая задача воплощается создателями игры в со­ответствующем содержании, реализуется с помощью иг­ровых действий, которые выполняют дети.

 

2. Игровые действия - это способы проявления активнос­ти ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и на­звать изменения, которые произошли с игрушками, рас­ставленными на столе; подобрать кукле наряды и предме­ты быта, украшенные геометрическим (растительным) узо­ром и др.

 

Детей раннего и младшего дошкольного возрастав дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия про­сты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; отга­дать но звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка, петушок, корова); самому изобразить, как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и др.



Для детей среднегои старшего дошкольного возрастапредусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Так, в некоторых играх дети выполняют, как и малыши, имита­ционные движения, но последние предполагают уже вос­создание образа, а не показ какого-либо отдельного при­знака, как раньше («Что мы делали не скажем, но что сде­лали, покажем», «Угадай, из какой я сказки»).

Дети 5-6лет,участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют ком­плекс игровых действий, связанных с реализацией опреде­ленной роли (продавец, покупатель, почтальон, бабушка Загадушка, экскурсовод в играх-путешествиях). В 4-5 летдети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры типа «Лото», «Домино», «Лабиринт»). В играх старших дошкольников преобладают игровые дей­ствия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.

 

Итак, в зависимости от возраста и уровня развития де­тей меняются и игровые действия в дидактической игре.

 

Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организа­ции дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и со­держательны действия, выполняемые ребенком. Если пе­дагог, проводя дидактическую игру, действует сам -{рас­ставляет предметы, меняет их местами; называет, что де­лают игрушки и т.п.), а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.



3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержа­ния. Они делают игрудемократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются.

 

Одни направляют поведение и по­знавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими.

Другие правила ограничива­ют меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей за­дачи (закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки; при игре в бильбоке держать игрушку только в правой или только в левой руке).

В некоторых играх есть правила, зап­рещающие какие-то действия и предусматривающие нака­зание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила уси­ливают контроль ребенка за своим поведением, что повы­шает произвольность последнего (в игре «Молчанка» запрещается говорить, в игре «Скажи наоборот» - бросать мяч, пока не сказано слово). В играх для старших дошколь­ников правила указывают, как выбирать и сменять водя­щего, кого считать выигравшим и проигравшим, что вле­кут за собой проигрыш и выигрыш.

 

Между обучающей задачей, игровыми действиями и пра­вилами существует тесная связь. Обучающая задача опре­деляет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Подлинная игра основана на самостоятельности и са­моорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети на­страиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.

 

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, кото­рая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиг­рать.

Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые дей­ствия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок ов­ладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучаю­щей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непред­намеренное обучение получило название автодидактизма.

Возможность обучать маленьких детей посредством актив­ной интересной для них деятельности — отличительная особен­ность дидактических игр. Однако следует отметить, что зна­ния и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный ин­терес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и млад­шего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, вы­игрыш - для детей старшего дошкольного возраста).

 

 

Б) Народные корни д/и.

 

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидакти­ческие игры, были созданы своеобразные дидактические иг­рушки, ставшие частью его культуры.

В содержании дидак­тических игр и игрушек отразились особенности националь­ного характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа.

Но можно проследить и нечто общее, свой­ственное всем дидактическим играм и игрушкам независи­мо от того, в каком уголке земного шара они возникли.

В них отчетливо прослеживается сложившийся в представ­лениях разных народов взгляд на ребенкакак на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в по­знании окружающего мира, радостном настроении, эмоци­онально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяю­щих раскрыться, проявить себя. С полным основанием мож­но считать народные дидактические игры воплощением гу­манного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.

Народные дидактические игры обеспечивают взаимо­связь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка.

Для народных дидактических игр характерно четко выра­женное обучающее эмоционально-познавательное содер­жание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры собы­тийно, т.е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ре­бенка и обогащающее его социальный опыт.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие.

 

Из поколения в поколение передаются ди­дактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из ярких цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

В со­держании и конструкциидидактических игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике представление о воспитании у детей самостоятельности как важнейшей черты национального характера. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенкачерез игровые действия, их повторность, поиск правильно­го решения задачи, достижение успешного результата. Спо­соб игрового действия часто подсказывается самой конст­рукцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.

В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возра­стов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребен­ка очень рано - на первом году жизни. Мать, играя с ре­бенком 7-9 мес. от роду, привлекает его внимание к окру­жающим предметам, учит первым игровым действиям. Так, слушая «Сороку-белобоку», малыш перебирает пальчики своей руки, трясет мизинчик, которому не досталось каши за то, что он «мякинку не принес», «за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил», поднимает ручки к голове при словах «Шу, шу! На головку села!». А 2-летний малыш, охотно включаясь в игру-перекличку, учится говорить, уча­ствовать в диалоге, приобретает первые конкретные пред­ставления о нормах поведения. Простые рифмованные тек­сты, которые вызывают у слушающих желание их прогова­ривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение, удовлетворяют потреб­ность в активном познании окружающего мира.

Для детей постарше русская народная педагогика пред­назначает дидактические игры, в которых заложена возмож­ность развития активности, сноровки, инициативы, смекал­ки. Здесь находят выражение присущая дошкольникам по­требность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума, воображения.

Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер - отли­чительные особенности русских народных игр. Они приуча­ют ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу.

В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил («да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться, черное с белым не выбирать), ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивает память, гиб­кость мышления. С течением времени народные игры подвергаются изме­нениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые ди­дактические игры, предлагают целые системы таких игр.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.