Сделай Сам Свою Работу на 5

В) Методика формирования у детей конструктивных умений





 

Главная идея этой методики заключается в том, чтобы ве­сти ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Основные умения дети приобретают на занятиях, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя, в са­мостоятельные игры со строительным материалом.

Эффективность любого обучения, в том числе и конст­руктивным умениям, зависит от того, насколько оно инте­ресно ребенку, насколько вызывает его активность.

 

Для того чтобы формировать у детей интерес к играм со строи­тельным материалом, педагог использует различные при­емы:

- Строит сам в присутствии детей младшего дош­кольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание по­стройки (в зоопарке поселяются в клетках разные животные, туда приходят дети со своими родителями).

- Использует прием сотворчества: предлагает детям (в разных воз­растных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил (пристроить крыльцо, бал­кон; возвести высокий или низкий забор вокруг дома; из­менить высоту горки; сделать из горки трамплин для лыж­ников; удлинить мост; расширить дорожку).



- Для возникновения и укрепления интереса к играм со стро­ительным материалом много дает ознакомление со строитель­ством в действительной жизни. На прогулках, экскурсиях целесообразно обращать внимание дошкольников на осо­бенности разных сооружений: как построен мост, чем отли­чается жилой дом от здания художественного назначения (музей, театр), чем похожи и чем различаются виды город­ских транспортных средств и т. п. Интересным для детей мо­жет стать и ознакомление с характером труда строителей, со строительной техникой. Внимание старших дошкольников следует привлекать к архитектурным особенностям соору­жений, развивая при этом их умения сравнивать постройки по назначению, конструкции, способам украшения.

Обогащая детей впечатлениями, знаниями о различных сооружениях, педагог должен вести их к усвоению обобщенных представ­лений, т. е. что постройки имеют определенное назначение (здания, мосты), составные части, формы, пропорции, рас­положение в пространстве, украшения.



 

На протяжении всех возрастных этапов воспитатель ис­пользует игры со строительным материалом для обогаще­ния сенсорного опыта детей.

 

В процессе обучения конструктивным умениям исполь­зуются различные методические приемы:

- демонстрация об­разца;

- показ способов постройки с объяснением приемов кон­струирования;

- постановка проблемной задачи (как перестро­ить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины);

- сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определен­ным числом человек).

Образец используется во всех возрастных группах при формировании у детей новых умений, способов конструи­рования.

 

Малышам 2-3 лет педагог показывает образец (дворик для цыплят), а потом дети выполняют постройку вместе с ним.

 

По мере накопления детьми опыта конструк­тивной деятельности и усложнения ее задач меняется методика использования образца.

Так, предлагается частичный образец, т. е. ребенку показывают только те приемы, кото­рыеемунезнакомы (новый способ соединения деталей кон­структора, сооружения перекрытий в доме с помощью кус­ка картона или фанеры).

Усложнит первую задачу показ незаконченного образца постройки, которую каждый мо­жет завершить по-своему (педагог строит остов вагона, дети превращают его в автобус, трамвай, товарный или пасса­жирский вагон поезда).

Оправдывает себя такой прием, когда дается один образец постройки, а дети выполняют ее каждый своим способом.

Можно предлагать ребенку изме­нить образец (построить аналогичный дом, но добавить или убавить этаж, сделать не один подъезд, а два, увеличить размеры окон). Дошкольникам, имеющим опыт конструк­тивной деятельности, целесообразно предлагать не один об­разец, а 2-3 образца на выбор.



Для старших детей в каче­стве образцаиспользуютсярисунок, чертеж, схема построй­ки. Их также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая ее конструктивные осо­бенности.

Г) Виды конструирования

 

Методика обучения детей конструктивным умениям уточняется в зависимости от вида конструирования. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования.

Конструирование по образцу - самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеетмного положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, ус­ваивают последовательность операций, познают конструк­тивные возможности строительных материалов. При пра­вильной методике обучения конструированию по образцу дети подводятся к пониманию вариативности способов постройки, включаются в деятельность преобразующего ха­рактера.

Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но преде­лы ее решения ограничены темой.

Малышам можно пред­лагать в качестве темы постройку мебели, оборудования участка (скамейки, песочница, качели). Для ребенка этого возраста важно наличие игровой мотивации («Построим комнату для куклы Кати»).

В средней группе в качестве темы предлагают конструирование транспортных средств («На чем люди ездят и перевозят грузы»).

Детям старшей груп­пыинтересны такие темы, как военная или строительная техника; жилища людей («В каких домах живут люди на Земле»); музеи, театры нашего города и др.

В подготови­тельной к школе группецелесообразно проводить темати­ческое конструирование из конструкторов разного типа. Детей учат выполнять подвижные конструкции, поэтому их могут увлечь темы «Аттракционы в парке отдыха», «Виды транспорта» и т. п.

Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все зада­чи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализу­ет замысел. Опытный педагог, организуя этот вид констру­ирования, начинает с формирования замысла, иначе дети строят то, что делали уже не раз.

Малышамон подсказыва­ет замысел: показав игрушку, предлагает что-нибудь пост­роить для нее. Например, матрешка вышла погулять, а на участке сыро, что надо построить, чтобы она не промочи­ла ноги? Матрешка устала, что надо построить, чтобы она посидела и отдохнула?

Поскольку конструктивный замы­сел - результат преобразующей умственной деятельности, с детьми среднегоистаршего дошкольного возраста реко­мендуется провести беседу; предложить вспомнить, какие сооружения они наблюдали на прогулке, что особенно по­нравилось; рассмотреть фотографии, рисунки с изображе­нием зданий. Надо помочь каждому ребенку при реализа­ции замысла по-новому использовать ранее усвоенные уме­ния, добиться решения задачи, испытать радость от своего творчества.

Конструирование по условиям содержит большие разви­вающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет, здание (мост, ко­рабль).

В предложении выполнить постройку задаются определенные параметры (ширина реки, высота моста долж­ны соответствовать высоте корабля, яхты, которые долж­ны под ним проплыть). Исходя из заданных условий, ребе­нок должен самостоятельно определить длину и высоту постройки и др.

 

«Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель построй­ки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой), на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты (модель дивана, ворот, автомобиля).

 

Ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части (сиденье, спинка, подлокотники у дивана), потом под­бираеттеформы, которые нужны для воссоздания модели. Начинаются мысленное комбинирование предполагаемых геометрических фигур, их перемещение по отношению друг к другу (для сиденья можно взять три кубика, а может быть, заменить их двумя короткими пластинами? Спинка дивана получится из четырех кирпичиков, поставленных на узкую короткую грань». А не лучше ли взять две пластины, помес­тив их одна на другую?).

У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образова­тельной работе с детьми на протяжении всего дошкольного периода. При организации любого вида конструирования необходимо разумное комбинирование обучающего воздей­ствия педагога и самостоятельности, творчества детей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.