Программа «Здоровье» (Автор В. Г. Алямовская).
Цель: воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства. Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
г) Общие требования к программам, принципы выбора и сочетания программ.
Все вариативные программы должны отвечать определенным психолого-педагогическим требованиям.
Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании».Кроме того, все вариативные современные программы должны быть ориентированы и на новые Типовые положения о различных видах дошкольных образовательных учреждений. Сама программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские культурные традиции. Поэтому основное место в их содержании занимает развитие речи детей, физическое, познавательное и эстетическое развитие. В соответствии с возрастными особенностями детей в содержание программ вводятся элементы трудового воспитания, формирование отношения ребенка к природе, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Все новые программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.
Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в детском саду, занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня.
Современные программы должны сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностейвоспитанников и ориентировать воспитателей и педагогов на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.
Любая программа подвергается экспертной оценке, которая осуществляется специальным экспертным советом. При положительной оценке программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.
Наличие различных программ, отражающих разные варианты и подходы к воспитанию и развитию ребенка, требует внимания при отборе их для использования в практической деятельности воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из рекомендованных программ. А для этого программу следует внимательно изучить, подобрать дидактический и методический материал.
Переход на новую программу обязательно надо начинать с младшей дошкольной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании, развитии и обучении детей, и реализованы основные теоретические положения избранной программы.
д) Учебная продукция по дошкольному образованию. Письмо Министерства образования РФ "О новых актуальных программах по дошкольному образованию", 2002 год. "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ", 1995
Письмо Министерства образования РФ "О новых актуальных программах по дошкольному образованию" от 23 сентября 2002г. №03-51-142 ин/23-03информирует о новых наиболее актуальных программах по дошкольному образованию, получивших гриф Минобразования России в 2001 году.
Отдельные программы (по художественному труду, математическому развитию детей) представляют собой пропедевтические блоки непрерывных курсов образования, которые содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание этих программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.
Среди них: Программа "Истоки" (М.: Карапуз, 2001); Программа "Гармония развития" (СПб.: ЛГОУ, 2002).Автор: Д.И.Воробьева, кандидат педагогических наук; Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (М.: Творческий центр "Сфера", 2002) Автор: О.С.Ушакова, доктор педагогических наук; Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа 2000..." (М.: Баласс, 2002) Автор: Л.Г.Петерсон, доктор педагогических наук; Программа "Художественный труд"(обучение детей элементам народных ремесел в детском саду и начальной школе) (М.: АСТ-Пресс, 2002) Автор: Н.А.Малышева; Программа "Дружные ребята"(М.: Просвещение, 2002) Авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук Р.С.Буре
Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца подготовил базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Как отмечает авторский коллектив – это программа нового типа.
Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных,в том числе творческих,способностей до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.
Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познавательное развитие; природа и человек; история, география и культура Родины; грамота; развитие речи и речевого общения; овладение вторым языком; здоровье.
В базисной программе развития ребенка-дошкольника по сравнению с другими программами хорошо представлены возрастные особенности детей каждой возрастной группы в целом. Кроме того, по каждому из направлений работы с детьми даются обоснованные возрастные возможности, а на их основе конкретизируются задачи воспитания детей.
Впервые программа «Истоки» ввела во все направления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы». Этот раздел программы ориентирует педагогов дошкольного учреждения на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каждому из направлений развития и воспитания детей.
Помимо перечисленных существуют и другие программы, которые включают в себя одно или несколько направлений воспитания и развития детей дошкольного возраста. Это программа «Одаренный ребенок», разработанная коллективом научных сотрудников Детского центра под руководством Л.А. Венгера; программа «Золотой ключик», созданная коллективом научных работников под руководством Г.Г. Кравцова; программы «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».
Программа"Гармония развития" (СПб.: ЛГОУ, 2002) Автор: Д.И. Воробьева, кандидат педагогических наук
Основная идея программы -всестороннее, гармоническое развитие ребенка 2-7 лет; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.
Построена на традиционной отечественной культуре и достижениях методической системы российского дошкольного образования; на принципе интеграции различных по содержанию видов творческой деятельности детей (игровой, познавательной, речевой, конструирования, природоведческой, математической и др.). При этом в качестве основной деятельности выступает изобразительная и разные виды искусства, что позволяет принципиально по-новому организовать художественно-творческую деятельность самого ребенка и весь педагогический процесс в целом.
Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализация этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности ребенка (сделать, создать). Передача социального опыта (знаний, умений и навыков) осуществляется на занятиях и в свободной деятельности. Обучение на занятиях проводится с небольшими по количественному составу подгруппами детей (5-8 человек) с определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить каждый ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей.
Ориентированная прежде всего на творчество ребенка, программа "Гармония развития" в то же время обращена к педагогу и не только дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника, но и перестраивает мышление педагога, позволяет ему реализовать идею субъектной позиции ребенка в познавательно-творческой деятельности. Педагогу предоставлена возможность активно включаться в педагогический поиск, осваивать новые способы действий, решать нестандартные педагогические ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результат. Программа выводит педагога на путь самообразования, открывает возможности решения организационно-методических проблем, повышающих качество его профессиональной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|