Б) Вариативное, дифференцированное, инновационное обучение
Реформа образования, начавшаяся в 80-е годы XX столетия, обозначила пути развития вариативного образования. В это время происходит переход от единообразия учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию.
В 90-х годах стали появляться и закрепляться нетрадиционные системы образования: альтернативные школы, педагогические системы (Вальдорфская школа, педагогика М. Монтессори, С. Френе и др.), авторские школы (школа самоопределения А.Н.Тубельского, школа завтрашнего дня Д. Ховарда, адаптивная школа Е.А.Ямбурка, школа «Диалога культур В.С. Библера и др.); а также разрабатываться различные образовательные программы: «Развитие», «Истоки», «Радуга», «Одаренный ребенок», целью которых является личностно-ориентированная направленность и гуманизация обучения и воспитания. Законом РФ «Об образовании», образовательными программами, базисными учебными планами предусмотрены их вариативность и инвариантность.
Вариативное обучение — разветвленная система разнообразных видов дифференциации учебного процесса, предоставляющая ребенку максимальные возможности для выбора и удовлетворения его интересов и развития способностей.
Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференцированное обучение - это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
Отсюда следует:
· дифференцированное обучение и не цель, а средство развития индивидуальности;
· проектирование (технологизация) его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
· только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.
В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса, соответствующего определенным особенностям учеников. Индивидуальные особенности могут учитываться для того, чтобы сделать обучение более эффективным и максимально раскрыть индивидуальность ученика.
Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий: в общих интеллектуальных способностях, уровне обучаемости, работоспособности, типе нервной системы, мышления, восприятия и т.д.
Дифференциация обучения позволяет обеспечитьусвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.
Основной смысл дифференциации в обучении заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы.
Основная ее задача– создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования.
Таким образом, процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.
Современное общество в центр образовательного процесса ставит личность, в цели образования включается необходимость обеспечения актуализации личностных функций учащихся: самоопределение, самораскрытие, самореализацию личности. Поэтому наряду с психологическими особенностями личности необходимо учитывать имеющийся субъективный опыт индивида, его предпочтения, ценности.
Учитывая все выше сказанное, в понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:
1. Учет индивидуальных (типологических и личностных) особенностей учащихся.
2. Группирование учеников на основании индивидуально-типологических особенностей.
3. Организация учебной деятельности в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом.
В настоящее время наибольшее распространение получили два вида дифференциации по индивидуально-психологическим особенностям детей: по уровню умственного развития и по области интересов (профилю). Они организуются на различных возрастных ступенях: при поступлении в школу, при переходе из начальной ступени в среднюю и из средней — в старшую.
Виды и формы дифференцированного обучения в ДОУ
· По возрастному составу
На различных этапах развития человека характер процесса обучения изменяется. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней учебной деятельности. При формировании групп по возрастному составу не следует забывать, что полгода в дошкольном возрасте в развитии ребёнка имеет огромное значение. Это различие надо учитывать при планировании учебно-образовательного процесса.
· По полу
Ребёнок в 3 года начинает различать свой пол, начинает воспринимать себя как мальчика или девочку. Соответственно, содержание обучения в некоторых вопросах должно быть различным.
По области интересов
При помощи диагностирования выявляют интересы воспитанников и объединяют их в группы по интересам. Одна из форм обучения в таких объединениях – кружки или спортивные секции.
· По уровню умственного развития
Детей делят на:
- малоспособных с аномалиями развития задатков, с ЗПР;
-педагогически запущенных детей (при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить материал);
-Детей со средним уровнем развития (эти дети составляют большинство, их обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме);
- способных детей (быстро схватывающих материал);
-одарённых или талантливых (учатся в более высоком темпе, высший уровень обучаемости).
· По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту)
По типу темперамента при обучении детей объединяют в группы холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов.
По типу мышления группируют детей с латентным мышлением (творческим, нестандартным) и вертикальным мышлением (традиционным).
Необходимо при организации педагогического процесса по такому признаку подбирать и воспитателей.
· По уровню здоровья детей
Это организация занятий или подвижных игр, других спортивных мероприятий с учётом состояния здоровья детей.
Выделяют такие группы:
- основная группа здоровья
-Подготовительная
-спецгруппа
"Инновации" это – нововведение.Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.
«Инновационное обучение» —обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций.
В инновационном обучении используютсяинновационные образовательные технологии и методики преподаванияразличных учебных дисциплин,позволяющие значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.
Примеры инновационных образовательных технологий
- применение информационных технологий в обучении дошкольников;
- проект по развитию партнерства и сотрудничества педагогического и родительского сообщества.
в) Занятия как форма обучения детей раннего и дошкольного возраста. Типы и виды занятий, требования к организации, структура. Методика проведения в разных возрастных группах. - Письмо Мин. Образования РФот 14 марта 2000 г. N 65/23-16«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в организационных формах обучения».
Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка-дошкольника. Педагогический процесс, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов. Общепризнанным является факт, что ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие, а в школе – урок.
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Различия в обучении в школе и в ДОУ диктуются возрастными особенностями детей. Эти различия необходимо учитывать в работе.
Итак, занятие - это:
- основная форма организации познавательной активности ребенка;
- динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
- элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
- единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.
Следует выделить основные признаки занятия:
- занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
- по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
- занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
- ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;
- группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;
- группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;
- занятие проводится в заранее определенные часы дня;
- в течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);
- заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на занятиях).
Триединая задача занятия:
- Образовательная: повышать уровень развития ребенка
- Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
- Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Содержание занятий. Занятия проводятся по следующим разделам обучения:
– ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;
– развитие элементарных математических представлений;
– изобразительная деятельность и конструирование;
– физическая культура;
– музыкальное воспитание.
Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.
Программа каждого занятия предусматривает:
– определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т. д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;
– объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;
– объем навыков и умений, нужных для учебно—познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;
– формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.
Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.
Структура классического занятия.Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание (таблица 1).
В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.
Таблица 1
Структура классического занятия
Структурный компонент
| Содержание
| Начало занятия
| Предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
| Ход (процесс) занятия
| Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
| Окончание занятия
| Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
| В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
|
Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста (таблица 2).
Таблица 2
Классификация занятий в ДОУ(по С.А. Козловой)
Основание классификации
| Название
| 1. Дидактическая задача
| 1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия творческого применения знаний и умений;
4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
| 2. Содержание знаний
(раздел обучения)
| 1. Классические занятия по разделам обучения;
2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
| Традиционно по дидактическим задачамзанятия делились на три группы: занятия усвоения новых знаний, умений; занятия закрепления ранее приобретенных знаний, умений; занятия творческого применения знаний и умений.
В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.).
На комплексном занятии решаются задачи двух и более видов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию занятия и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики.
В комбинированном занятии происходит совмещение дидактических задач на обучение, повторение и закрепление знаний. Очень важное значение в структуре комбинированного занятия приобретает соподчиненность и взаимосвязь ее составных частей, так как только успешное решение педагогических задач предыдущей части занятия позволяет переходить к последующей, а итоговый эффект занятия достигается при реализации цепей, поставленных к каждой части занятия.
По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей и дифференцированными(дифференциация - разделение).
Сущность интегрированного занятия заключается в том, что посредством различного содержания и видов деятельности решается одна (основная) дидактическая или воспитательная цель. Интегрированное объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Интеграция в содержании занятий выполняет 2 основные функции: содержательную и формальную. Таким образом, интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка, в то время как одновидовые занятия ориентированы на развитие деятельности.
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса.
При проведении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.
Должны выполняться гигиенические требования к максимальной нагрузке детей в организационных формах обучения
Письмо Мин. Образования РФот 14 марта 2000 г. N 65/23-16«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в организационных формах обучения» рекомендует следующее:
При построении образовательного процесса устанавливать учебную нагрузку, руководствуясь следующими ориентирами:
- максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах - трех;
- их продолжительность в младшей и средней группах - не более 10 - 15 минут, в старшей - не более 20 - 25 минут, а в подготовительной - 25 - 30 минут;
- в середине занятий необходимо проводить физкультминутку;
- перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут;
- занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух - трех раз в неделю;
- длительность этих занятий - не более 30 минут, и, если они носят статический характер, в середине занятия следует проводить физкультминутку. Проводить такие занятия рекомендуется в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда);
- занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превышать двух. Продолжительность этих занятий не должна превышать 20 - 25 минут, участие ребенка более чем в двух дополнительных занятиях нецелесообразно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|