А) Педагогическая действительность и ее изучение.
Педагогика – отрасль науки, раскрывающая сущность закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности
Задача педагогической науки - двуедина: не только изучать, но и конструировать педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому педагогику рассматривают и как теоретическую, и как практическую науку. С одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой — указывает, как нужно обучать и воспитывать.
Педагогическая наука решает также следующие основные задачи:
- Задача выявления объективных закономерностей образовательного процесса.
- Следующая задача – изучение, обобщение накопленного педагогического опыта; разработка новых методов, форм, технологий обучения, воспитания.
- Задачей педагогической науки является также саморефлексия, или осознание ею самой себя: способов получения объективного знания о педагогической действительности, о структуре науки, ее связи с практикой, о ее собственном понятийном составе и т.п.
Деятельность в сфере педагогической науки – педагогическое исследование.
Переход к собственно исследовательской деятельности по педагогике требует знаний уже не только по педагогике, но и о педагогике, т.е. о закономерностях, действующих не в обучении и воспитании, а в самой педагогической науке и в науке вообще.
Есть достаточно хорошо сформированная и проверенная в практике научного исследования область знаний — методология педагогической науки.
Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность.
Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Методология дает характеристику компонентов научного исследования: его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.
б) Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование.
В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее эффективно осуществить исследование, получить достоверные результаты.
Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Выделяют следующие группы методов исследования:
· методы изучения педагогического опыта;
· методы теоретического исследования;
· количественные методы.
Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Указанную группу методов еще называют эмпирическими методами познания педагогических явлений. От слова греческого происхождения «эмпиризм», означающего «опыт».
Эти методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые впоследствии подвергаются теоретическому анализу.
При изучении педагогического опыта применяются следующие методы:
- наблюдение;
- беседа;
- интервью;
- анкетирование и др.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Имеет место наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение, т.е. со стороны.
Предполагается ведение протоколов наблюдений, киносъемка, магнитные и видеозаписи. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Достоинства наблюдения заключаются в его планомерности и систематичности. Недостаткикроются в невозможности предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы, полученный материал не всегда поддается статистической обработке. При этом затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.
Беседа, интервью, анкетирование относятся к опросным методам. Они сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.
Беседа - это диалог по заранее разработанной программе. Особое значение беседы состоит в том, что это личный контакт, а он помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.
К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка различных вариантов вопросов и др.
Различают беседы индивидуальные и групповые.
Разновидностью беседы является интервью. Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование – это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами.
Беседу и интервью образно называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Анкетирование как письменный опрос весьма продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.
Основными требованиями к разработке анкетявляются:
· точность формулировок анкеты;
· содержательная направленность;
· лаконичность и однозначность формулировок.
Применяются три типа анкет:
· открытая анкета,
· анкета закрытого типа,
· смешанная анкета.
Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов, предложенных респонденту на выбор.
Анкета закрытого типа, наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым.
Смешанная анкета содержит элементы открытой и закрытой анкет.
Особую роль в эмпирических методах исследованиях играет эксперимент. Слово «эксперимент» - латинского происхождения, в переводе означает «опыт», «испытание».
Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса.
Сущность экспериментакак метода исследования состоит в специальной организации педагогической деятельностипедагогов и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, гипотез.
Эксперимент, по сути, является строго контролируемым педагогическим наблюдением. Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который сам и осуществляет.
Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный, состоящий в создании искусственных условий для проверки эффективности того или иного новшества. Для лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.
Педагогический эксперимент может быть разным по своим масштабам, охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Имеют место широкие региональные эксперименты, в том числе охватывающие систему образования страны. Иначе говоря, эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.
В зависимости от темы и цели исследования эксперименты могут быть длительными или краткосрочными.
Выделяются следующие этапы эксперимента:
- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы);
- методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
- собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
- аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят, прежде всего, недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда их самочувствию, жизнедеятельности в настоящем и будущем.
Педагогическое тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Отличительные черты педагогического тестирования:
- точность;
- простота;
- доступность;
- возможность автоматизации.
Педагогическое тестирование—это форма,основанная на применениипедагогических тестов.
Педагогический тест —это инструмент, предназначенныйдля измерения обученностиучащегося, состоящийиз системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Тесты можно разделить на две категории — адаптивные и традиционные тесты.
Адаптивный тест.Все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.
Традиционный тест.Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
- является более качественным и объективным способом оценивания;.
- более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
- это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
- это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.
- более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.
- это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
Недостатки:
- разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.
- данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
- тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
- широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
- обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
- в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|