Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.





Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными сила­ми. Однако главное в человеке – это его личность. Педагогика изучает и выявляет закономерности наи­более эффективного развития личности ребенка в спе­циально организованных условиях.

Личность есть неповторимая комбинация взятых в единствеантропологических и социально-психологи­ческиххарактеристик человека.

Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, эмоци­ональные и волевые процессы, потребности и направ­ленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях и поступках.

Чтобы правильно воспи­тывать, нужно знать, как развивается ребенок, как формируется его личность.

Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти вза­имосвязаны, дополняют друг друга.

Под развитием личности понимается качествен­ное изменение ее свойств, переход от одного каче­ственного состояния к другому. Можно сказать, что развитие – это реализация внутренних присущих задатков, свойств человека.

Воспитаниеесть про­цесс целенаправленного формирования личности.



Формирование личности– это про­цесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овла­дение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками. В ходе формирования личности происходит воздействие совокупности фак­торов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних.

 

Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности, но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. Воспитание не может уст­ранить или отменить действие многих факторов ста­новления личности, которые вообще не зависят от людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности?

Ответ может быть двояким. Либо надо отыскать такие средства воспитания, которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны пре­одолевать действие других факторов, не зависящих от воспитателя. Либо надо отыскать такие средства, с по­мощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования личности, овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направлять их действие в желательном направлении.



Первый путь по существу не подтверждается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека. Остается второй и единственный путь:

познать законы действия ре­шающих факторов формирования человеческой лич­ности,

- научиться управлять теми из них, которые за­висят от воли и сознания человека, и

- учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, дей­ствуют стихийно.

Под факторами понимаются те противоречия, кото­рые становятся движущей силой развития человека. Примером может служить противоречие между пове­дением, которое свойственно ребенку, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть. Одним из средств разрешения этого противоречия становятся определенные методы воздействия на сознание, чувства и волю ребенка.

Воспитание становится фактором формирования планируемых качеств личности.

 

Движущими силами формирования личности яв­ляются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития челове­ка.

Поэтому в педагогике выделяются две группы факторов развития и формирования ребенка: биологи­ческие и социальные.

Биологические, природные факторывлияют на физический облик ребенка – его телосложение, конструкцию мозга, способность ощущений, эмоций.



 

Среди биологических факторов определяющим яв­ляется наследственность.Благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо. Она пре­допределяет индивидуальные физические и некоторые психические качества, передаваемые детям родителя­ми: цвет волос, внешний облик, свойства нервной сис­темы и др. Существуют наследственные заболевания и дефекты. Наследование признаков изучает специальная наука – генетика.

Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависи­мости от социальных условий жизни человека. Носи­тели наследственности – молекулы ДНК, гены – тон­ко реагируют на вредные воздействия. Например, алкоголь, курение родителей расстраивают генную структуру, что вызывает физические и психические на­рушения в развитии ребенка. Причем алкоголь, даже в малых дозах, отрицательно воздействует на механизм наследственности в течение многих лет.

Неблагополучная обстановка в семье или на рабо­те, приводящая к нервным расстройствам и потрясе­ниям, также оказывает вредное влияние на потомство. Аппарат наследственности не особая изолированная анатомическая субстанция, а элемент единой системы человеческого организма. Каков организм в комплек­се его биологических и социальных свойств, такова и наследственность.

 

К биологическим факторам формирования челове­ка относится также период внутриутробного развития ребенка и первые месяцы после рождения. Развитие плода в период беременности во многом определяется физическим и моральным состоянием родителей, вни­манием и заботой их друг о друге. В первые месяцы после рождения ребенка особенно ярко проявляется действие врожденного фактора. Один ребенок весел, подвижен, активно реагирует на раздражители, другой постоянно плачет, капризнича­ет, пассивен. Одной из причин того или иного поведе­нияребенка может быть характер внутриутробного развития.

 

К биологическим факторам можно отнести также заботу о здоровье. Если ребенка приучить заниматься утренней гимнастикой, закаляться, следить за своим питанием, соблюдать режим дня, он будет физически развит, его анатомо-физиологическая система будет нормально функционировать, развиваться и укреплять­ся, он с удовольствием и радостью будет играть, зани­маться.

 

В группе биологических факторов следует выде­лить наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы, особенности функционирования органов чувств, речевого аппарата. Структур­но-функциональные свойства высшей нервной дея­тельности и ее системы, определяющие особенности отражательной деятельности мозга, индивидуальны. Этим объясняются различия в задатках, способностях.

Социальные факторы.Ребенок развиваетсякак личность под воздействием окружающей среды. Окру­жающая среда способствует развитию и формирова­нию ребенка наиболее эффективно, если она хорошо построена и в ней господствуют гуманные отношения, созданы условия социальной защиты ребенка.

 

В понятие «среда»входит сложная система внеш­них обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам от­носятся как естественные, так и общественные усло­вия его жизни.

Во взаимодействии личности и среды надо учиты­вать два решающих момента:

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью;

2) актив­ность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Не все, что окружает ребенка, является дей­ствительной средой его развития. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуаль­ная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения.

 

Среда ближайшего окружения, или микросреда, – это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т.д.

 

В окружающей ребенка среде есть явле­ния положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные. Личность формируется, не только усваивая влияния окружающей среды, но и сопротивля­ясь им.

В связи с этим возникает нужная социально-педагогическая проблема: воспитывая у ребенка готовность к правильному разрешению внутренних конфликтов, со­противляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо регулировать и корригировать поддающие­ся контролю влияния среды.

 

Условия развития оказывают или не оказывают вли­яния на формирование личности в зависимости от того, в каком отношении к ним стоит сам ребенок, как склады­ваются его личные отношения в этих условиях.

Установ­лено, например, что, если ребенок пользуется уважени­ем среди товарищей, если ему доверяют ответственные поручения, это содействует развитию у него увереннос­ти в себе, активности, общительности, и наоборот.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.