Сделай Сам Свою Работу на 5

Г) Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога - профессионала.

В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. Важным фактором для реализации этих требований выступает нацеленность будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.

Саморазвитие представляет собой процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, являющегося результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие может рассматриваться и как деятельность личности, направленная на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже существуют, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, к примеру памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей и задатков и т. д.

Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) является деятельностью человека, направленной на формирование у себя новых и усиление существующих позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию имеющихся недостатков.

Саморазвитие и самосовершенствование педагога – это основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.

 

Еще одна составляющая процесса, ведущего к личностному и профессиональному росту педагога, – это самообразование. Традиционно самообразованием считается приобретением знаний путем самостоятельных занятий, т. е. как самостоятельное обучение (научение).

Самообразование педагога рассматривается как добровольная, активная, ценностно-смысловая, мотивационная, творческая профессиональная деятельность, направленная на освоение современных педагогических идей и технологий, обеспечивающая личностно-профессиональный рост педагога, повышение качества образования и воспитания воспитанников. Педагогическое самообразование педагога предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, идей, современных технологий, ситуаций творчества, общей культурой.



Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ ПЕДАГОГИКИ

А) Воспитание как общественное явление

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного разви­тия.Ребенок рождается наделенным биологической на­следственной программой развития. Однако наследственная програм­ма, биологические факторы недостаточны для того, что­бы подготовить ребенка к жизни в обществе. По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т.д.

Воспитание и образованиеединственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверст­ников и взрослых, такой жизни и деятельности, кото­рая приносила бы радость, удовлетворение, пользу, как ребенку, так и его родителям и обществу.

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность:

а) Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

б) Воспитание — категория вечная, необходимая и общая, порожденная потреб­ностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, ус­тановить преемственность между поколениями.

Категория воспитания вечная - оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейшихсредств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Категория воспитания общая - в ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

в) Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Содержание и характер воспитания в разные историчес­кие времена не остаются неизменными. Изменения проис­ходят под влиянием экономических условий жизни обще­ства, способов производства материальных благ, а также политики, культуры, религии. Следовательно, воспитание - явление историческое.

г) Воспитание обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны. Господствующие классы используют воспитание для укреп­ления своей власти, своего положения в обществе. Таким образом, можно говорить о классовом характере воспитания.

д) Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результатевовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа.

На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности.

На этой основе и возникает педагогика, наука о законах воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей.

 

Итак, общественное явление — воспитаниенеобходимокакспособ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

 

 

Б) Задачи педагогики.

Постоянной задачей педагогической науки являются, с одной стороны, изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, с другой - внедрение результатов исследований в практику.

 

Педагогика, как и любая наука, призвана работать на будущее, заниматься прогностикой. Задача педагогики - прогнозирование образования - становится особенно акту­альной для нашей страны. Без научных прогнозов нельзя строить политику и экономику в области образования, со­вершенствовать образовательную систему, подготовку спе­циалистов.

 

Однако в силу богатства и динамичности педагогической действительности не представляется возможным предвидеть все проблемы образовательной системы, которые должна решать педагогика. В связи с этим возникают задачи вре­менного характера, требующие от науки быстрого реаги­рования. Это задачи создания новых типов учебников, по­собий для школы, дошкольных учреждений; разработка раз­личных тестов (для определения готовности детей к школьному обучению и др.); внесение изменений в пред­метно-материальное, пространственное оформление груп­повой комнаты и др.

 

В современных условиях развития общества педа­гогическая наука сосредотачивает внимание на приоб­щении детей к общечеловеческим ценностям. Среди этих ценностей ведущее место занимают нравственные, культурные и образовательные. Это прежде всего гума­низм, добро, любовь к ближнему, почитание матери и отца, стремление к знаниям, трудолюбие, ответствен­ность, дисциплинированность. В последние годы целый ряд ученых к общечеловеческим ценностям относят – Отечество, семью, человека и его здоровье, достижения науки и культуры, труд, образование. В связи с этим задачи дошкольной педаго­гикиможно рассматривать, как организацию процесса воспитания по осознанию ребенком значимости обще­человеческих ценностей.

Задачи дошкольной педагогики как составной ча­сти общей педагогики обязательно учитывают законо­мерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

 

1. Дошкольная педагогика решает такую задачу, как определение содержания, методики и технологии работы с детьми различных возрастных групп.На каждом возрастном этапе ребенка важно обес­печить разностороннее и полноценное его развитие, как в условиях дошкольного образовательного учреж­дения, так и в семье. Дошкольная педагогика на осно­ве психолого-педагогической характеристики ребенка определенного возрастного развития конкретизирует содержание развития и формирования личности, на­учно обосновывает приемы и средства воспитания и обучения детей.

 

2. Дошкольные учреждения стали называться еще и образовательными,кроме того появились новые типы и виды дошкольных образовательных учреждений. В связи с появлением новых видов дошкольных образовательных учреждений, перед дошкольной педа­гогикой встает задача – обосновать основные направ­ления работы дошкольных учреждений по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Преемственностьмежду дошкольным и началь­ным общим образованием обеспечивается по следую­щим направлениям:

- развитие любознательности у вос­питанников дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей уже в млад­шем школьном возрасте;

- формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося;

- развития коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из направле­ний учебной деятельности.

 

3. Дошкольная педагогика ставит перед собой зада­чунаучно обосновать преемственность в содержа­нии образовательной деятельности дошкольных уч­реждений и начальных классов школы.Эта задача довольно сложная и на протяжении развития дошколь­ной педагогики как науки всегда являлась актуальной. В настоящее время для решения этой задачи должны быть объединены усилия ученых по дошкольной педа­гогике и педагогике начального обучения.

 

4. В практической работе педагогических коллекти­вов дошкольных образовательных учреждений исполь­зуются различные программы и учебно-методические пособия. Перед дошкольной педагогикой ставится за­дачанаучно обосновать технологию и методику использования вариативных программ в образова­тельно-воспитательной работе с дошкольниками различных возрастных групп.Такая работа проводится с педагогическими коллективами на специальных научно-методических семинарах, на курсах повышения квалификации и т.п.

 

5. Образование и воспитание детей дошкольного возраста в современном обществе обязательно пред­полагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальный подход как принцип обучения и вос­питания в современной теории педагогики называется личностно-ориентированным. Отсюда ясно, что до­школьная педагогика ставит перед собой задачуразработать содержание и технологию личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании детей на каждой возрастной ступени развития.

 

6. Дошкольная педагогика стремится разработать такую методику и технологию образовательно-воспи­тательного процесса, которая бы обеспечила форми­рование нравственных качеств личности дошкольни­ков. Отсюда и вытекает задачадать характеристику нравственных качеств, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения, в семье и социуме.

 

7. В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятель­ным компонентом педагогического процесса. Задача дошкольной педагогики состоит в разработке содер­жания и методов развития, экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, пре­емственности и систематичности этой работы.

 

8. Педагогический процесс имеет три функции: обра­зовательную, воспитательную, развивающую. Эти функ­ции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие мышления и познавательных способностей. Задача дошкольной педагогикиразрабатывать более эффективные тех­нологии реализации названныхфункций в процессе работы воспитателя с детьми различных возрастных групп.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.