Сделай Сам Свою Работу на 5

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ





На протяжении вот уже более чем двух столетий программно­му изучению литературы в школе сопутствует внеклассная рабо­та, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства. Ее истоки восходят к литературным собраниям (XVIII век) в дворянских пансионах и учебных заведениях все­сословного типа, где звучали произведения Ломоносова, Сумаро­кова, читались собственные сочинения и переводы воспитанни­ков, ставились пьесы. В рукописных журналах «пробовали свои перья» воспитанники Царскосельского лицея, а в «Лицейской антологии» были представлены лучшие произведения литератур­ного творчества лицеистов.

Если периоды политической реакции в общественной жиз­ни России сопровождались усилением строжайшей регламен­тации учебного процесса, запрещением какой бы то ни было внеурочной деятельности, то в эпохи либерализации, напро­тив, внеклассная работа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения литературы, творческой само­деятельности учащихся. Так, появившиеся в середине XIX ве­ка литературные беседы, форма организации самостоятельно­го внеклассного чтения, чрезвычайная важность которых для школы отмечалась Н. И.Пироговым, H.Г.Чернышевским, К. Д.Ушинским, в 1866 г. были официально запрещены. Тем не менее опыт литературных бесед дополняется в 80-е гг., на рубеже столетий, литературными праздниками, вечерами, конкурсами чтецов, инсценировками, проведением экскурсий в художественные музеи, посещением театра. Кружки, лите­ратурные выставки, организованные М А Рыбниковой, были направлены на углубленное изучение автора и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной ра­боты. В 20 - 30-е гг. нашего столетия палитра форм внеуроч­ного освоения литературы обогащается разноплановыми экс­курсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, ли­тературными судами, играми. В последующие десятилетия за­метно усиливается тенденция комплексного использования многообразных форм внеклассной работы, проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллекти­вов — литературных кружков, клубов, музеев. Всероссийские литературные праздники, проводимые с 1974 г., - примета масштабности современной внеурочной работы по литературе





Почему же, несмотря на совершенствование программ и само­го процесса изучения литературы в школе, внеклассная работа неизменно остается важным каналом освоения литературы школьниками? Чем она особенно притягательна для ребят?

Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художествен­ных впечатлений — читательских, музейных, театральных, му­зыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусст­вом, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли ак­тера, художника, экскурсовода и т.п. Это, по словам Б. М. Йеменского, «зона свободного поиска». Здесь не послед­нюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то спек­такль, литературный турнир, краеведческая экспедиция. На­конец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, позна­вательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.



Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке мето­дических стереотипов, рождению новых подходов к преподава­нию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением Внеклассная работа становится своеобразной лабо­раторией творчества словесника, в которой моделируются нетра­диционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Сегодня нас не удивляет, что «святая святых» - выпускной экзамен - может проходить в форме защиты реферата по самостоятельно избран­ной учеником теме и даже в форме коллективной игры (Бо­гданова Р. У. Новые подходы к проведению экзамена // Литература в школе. — 1989. - № 3). Прообразом многих форм урока, признанных инновационными, является внеклассная работа

Внеклассная работа по литературе изначально - в силу природы искусства - явление многовариантное, и ее строгая классификация вряд ли возможна. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), разных видов деятельности школьников, освоение кон­кретной литературной темы, проблемы может определять про­филь внеклассной работы. Выделим в ней относительно само­стоятельные направления

Занятия литературным краеведением обращены к изуче­нию литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школь­ных музеев. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной просто восхищаться про­шлым недостаточно, надо помогать его беречь. «Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении об­наружить высокую культурную тенденцию... Культура начи­нается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых вре­мен, которые его окружают повседневно, не может вести себя как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме» (Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с искусством // Поиск новых путей. - М., 1990 - С. 106). Краеведение в широком плане - это и знакомство с памятными местами, отмеченными пребыванием в них писателя, судьбами его героев (Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. - М., 1976).

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литератур­ным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жан­рами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От ма­ленького писателя — к большому читателю» — в этом видела цель детского литературного творчества М.А.Рыбникова. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овла­дения журналистикой, искусством перевода, а рукописные жур­налы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций» (Лейбсон В. И Методические рекомендации по литературно-творческому развитию школьников во внекласс­ной работе. М., 1984; Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. М., 1986).

Потенциал художественно-исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения че­рез звучащее слово, драматическую интерпретацию (Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Л., 1963; Сорокина К.Ю. Школьный те­атр как средство литературного развития. М., 1981, Руби­на Ю. И. и др. Основы педагогического руководства школь­ной театральной самодеятельностью. М., 1974).

Как правило, названные направления во внеурочной рабо­те связаны, с одной стороны, с региональной спецификой ли­тературно-краеведческого материала, традициями школы, не­утомимым поиском поколений учителей и учащихся; с другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творче­ского, художественно-исполнительского характера становятся ярко выраженная одаренность или творческие пристрастия пе­дагога - поэта, заядлого театрала, мастера художественного слова.

В массовой практике школ наиболее представлена вне­классная работа по освоению жизни и творчества того или иного писателя. Она чаще всего ведется параллельно про­граммному изучению автора, заметно активизируясь в годы писательских юбилеев. Остановимся подробнее на этом типе внеурочной работы, синтетичной по своему характеру, вклю­чающей, в частности, элементы как краеведения, так и разно­образной творческой деятельности.

Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа — явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А.Рыбникова, блестяще реализовав системный подход во внеклассной работе, писала о том, что именно «систе­ма медленного чтения и длительной остановки на одной творче­ской индивидуальности» (Рыбникова М.А. Работа сло­весника в школе. М.; Пг., 1922. С. 11) создает условия для живого, непосредственного контакта учащихся с писателем. И в наши дни словесник Н.В.Мирецкая убеждает: «Можно сухо пе­речислить всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсии, поход, конкурс, школьный вечер, театр, тематическая экскурсия... Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и ка­ким образом приведем в действие» (Мирецкая Н.В. Со­пряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. М., 1989. С. 20). Фактором развития могут быть лишь системные воздействия.

Как же в многообразии видов и форм внеклассной работы об­наружить внутреннее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его не­угасающим, чтобы каждая новая встреча с автором становилась личностным открытием его неповторимого мира, а соответствую­щие формы деятельности определяли бы способ вхождения в этот мир?

Сложившееся в социологи» искусства и педагогике положе­ние о том, что художественные интересы личности реализуют­ся в трех видах деятельности (знакомство с художественными произведениями или «потребление искусства»; приобретение знаний о нем; собственное художественное творчество), помо­гает упорядочить представление о структуре внеклассной ра­боты при освоении мира писателя. Причем оптимальным признается «комплекс трех ориентации» (Фохт-Бабушкин Ю. У. Об эффективности художественного воспита­ния // Искусство и школа. М., 1981. С. 17-32). Меж­ду тем в реальной школьной практике внеклассная работа не­редко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» юбилейного характера, к просмотру экранизации либо зна­комству с музейной экспозицией, т.е. наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправдан­ная диспропорциональность отдельных видов и форм вне­классной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле - для обозначения периодичности в работе. Заботясь о том, чтобы в художественном опыте детей гар­монически были представлены и впечатления от непосредст­венных встреч с произведениями искусства, и обогащение за­паса искусствоведческих знаний, и их собственное творчество, важно помнить о возрастной динамике в проявлении отноше­ния школьников к различным видам художественной деятель­ности. В 30-е гг. Л. С. Выготским была высказана гипотеза. «Каждому периоду детства свойственна своя форма творчест­ва» (Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1967. С. 8). Определенный вид художественной деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее пол­но выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерар­хию. «Процесс этот объективен. Тот вид художественной дея­тельности, который наиболее близок ребенку данного возрас­та, можно назвать актуальным Про другие виды художест­венной деятельности можно сказать, что они не достигли вре­мени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагну­ли его черту» (Юсов Б. П. К проблеме взаимосвязи ис­кусств в детском художественном развитии. О периодах воз­растной актуальности занятий различными видами искусства // Теория эстетического воспитания. Вып. 3. М, 1975. С. 46), - резюмирует Б.П.Юсов.

В условиях педагогически организованной внеучебной дея­тельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах.

Младших подростков особенно привлекает игра. Пяти­классники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам литературных произведений), иг­рам-фантазиям. Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в VI классе становится очевидным особый интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало (напри­мер, воображаемые путешествия, предполагающие «роль» экс­курсовода). К VII классу спектр форм художественно-позна­вательной деятельности значительно расширяется (обсужде­ние книг, кинофильмов, выставок, реферирование, экскурсии, конференции, альманахи, турниры знатоков и т.д.). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло вос­приятия произведений искусства с дальнейшей их интерпрета­цией (читательской, зрительской и т.д.).

Динамика постепенно усложняющихся - с учетом преемст­венности и перспективности - форм внеклассной деятельности подростков, ориентированная на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), отражена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Формы художественно-познавательной ориентации

Класс Дискуссионно-аналитические формы Наглядно-практические Игровые
состязательные с ролевым компонентом
V Беседа Выставки в классе (книг, репродукций). Экскурсии (на собы­тийно-сюжетной осно­ве), в том числе в теле- видеовариантах Викторина. Турнир типа литературного КВН Народ­ные игры (игры литератур­ных героев) Конкурсы проектов. Иг­ры-фантазии
VI Составление аннотаций, картотеки книг. Обсуждение книг, кинофильмов, выставок Встречи с интересными людьми Игра типа «Что? Где? Когда?» Воображаемые путешествия
VII Реферирова­ние Читательская конференция Альманах (устный жур­нал) Самостоятельная подготовка фрагментов экскурсии Турнир знатоков  
VIII Вечер вопро­сов и ответов. Семинар. Лек­ция. Диспут Туристско-трудовые экспедиции (культурно-охранная деятель­ность) Экскурсии «По следам литературных героев». Приобщение к опыту восприятия искусства людьми разных поколений. Создание школьных музеев, оформление кабинетов Олимпиада  

 

Таблица 2. Формы художественно-творческой ориентации (интерпретационные)

Класс Словесные Изобразительные Драматические Комплексные
устные письменные
V Конкурс чтецов Сочинение сказок, рассказов, кино-, мульт- сценариев Конкурс рисунков, иллюстраций. Выставка рисунков Инсценировки  
VI Литературно-музыкальные композиции (монтажи) по готовому сценарию Сочинение стихов, эс­се. Газеты Рукописные альбомы Конкурс костюмеров, декораторов Литературно-драмати­ческие ком­позиции  
VII Репортажи     Литератур.кружки  
VIII Вечер поэ­зии. Литературная гостиная Написание рецензий, сценариев, литератур­ных вечеров Оформле­ние литера­турных журналов   Неделя литературы (в школе) Городские, республиканские литературные праздники, олимпиады

 

Рассмотрим возможности системы внеклассного освоения жизни и творчества писателя подростками на примере пуш­кинской темы.

Пушкин - особая вершина в русской культуре, в нашей ду­ховной жизни. История внеклассной работы по его творчеству имеет полуторавековую традицию, а грядущее 200-летие со дня рождения поэта предвещает особый интерес к ней. Вместе с тем при внешней открытости Пушкина, притягательности поэта для нашего современника, в том числе и для школьной аудитории, в общении с ним зачастую обнаруживается иллюзия «изученно­сти» писателя, его простоты и вседоступности. Поэта называют любимым, не читая его творений. Живое представление о непо­вторимости судьбы писателя и его поэтического мира подменяет­ся догмой, идеологически окрашенным стереотипом. Внеклассная работа - один из путей, ведущих ребят в мир Пушкина. Именно его творчество, всеобъемлюще-многомерное, обращенное к чита­телям всех возрастов и поколений, позволяет с достаточной пол­нотой и цельностью представить процесс внеклассной работы как систему и отдельные звенья ее.

Итак, эта система предполагает взаимодействие следующих видов художественной деятельности учащихся:

1. Восприятие художественных произведений:

- внепрограммное (внеклассное) чтение сочинений писателя;

- знакомство с интерпретациями произведений А.С.Пуш­кина другими видами искусства.

2. Приобретение знаний об искусстве:

- обогащение представлений о судьбе, личности писателя, его эпохе (чтение художественной, научно-популярной, мемуар­ной литературы, знакомство с иконографией и т.п.)

- освоение пушкинского краеведения - «страны поэта».

В соответствующий определенному классу раздел таблицы, внесены новые для данного возрастного этапа формы, учитываю­щие перспективу развития учащихся. Например, в VII классе ис­пользованные ранее дискуссионно-аналитические формы дополняются реферированием, конференцией. Каждый этап включает и ранее освоенные формы (в данном случае — беседу, аннотирование, обсуждение книг). Таким образом, за счет новых обога­щается арсенал форм организации внеклассной работы, выбора учителем более целесообразных из них.

3. Исполнительская и творческая деятельность учащихся по пушкинской теме.

Пушкинская вселенная безгранична, поэтому будет целесооб­разным выбрать для каждого из классов тематические лейтмоти­вы, которые, отражая последовательность освоения отдельных сторон мира Пушкина и соответствуя возрастным интересам ре­бят, придают содержательное единство внеурочной работе на ка­ждом этапе. При этом важно создать условия для свободного личностного выбора учениками как пушкинского материала, так и форм его освоения, предполагающих поиск индивидуально-не­повторимого решения.

V класс

Тематический лейтмотив «Пушкинское лукоморье» создает ус­тановку на перечитывание сказок Пушкина, постижение их ори­гинальности, высокого нравственного и философского смысла через переживание учениками сказочной реальности и разнооб­разной интерпретационной деятельности. Сказки открываются пятиклассникам как единый мир. Названный лейтмотив сопря­жен с биографическим — «детство поэта».

Внеклассное чтение: сказки, «Руслан и Людмила» Пушкина, «Детство» А.Слонимского

Иконография: памятники А.С.Пушкину работы А.М.Опеку­шина, М.К.Аникушина, К. де Местр, (?) - «Пушкин-ребенок», Е.И.Гейтман - «Пушкин», В.В.Фаворская - серия «Детство Пушкина».

Урок «Но детских лет люблю воспоминанья...» по повести А.Слонимского «Детство», знакомящий ребят с детством по­эта, когда сказка вошла в его жизнь, может стать вводным к теме «Пушкинское лукоморье». Его дополнит краеведческий материал - заочная экскурсия в Захарове, которая сделает более близким пятиклассникам мир Пушкина-ребенка - «тече­нье сельского досуга», «преданья старины глубокой», таинст­во народных поверий, радость праздников, игр. Необычным для подростков занятием могут стать народные игры, в кото­рые мог играть с детства поэт и которые упомянуты в его произведениях: горелки, кубари, бабки, свайка (Григорь­ев В. М. «Мое Захарово...» // Литература в школе. 1986. № 6.)

Внеклассная работа по литературе включается в широкий общекультурный контекст. Создавая в Гурзуфе школу Диало­га культур, ее директор Анатолий Федорович Пазухин унас­ледовал идею М. М. Бахтина о том, что культурное самопозна­ние возможно только при учете других культур (Мариничева О. Письма из сада / / Комсомольская правда. 20 июля 1990.).

Сад Диалога культур, где встретится дух Пушкина и Чехова, Вернадского и Рериха, Чижевского и Ганди, — отнюдь не утопи­ческая мечта. Школа установила связь с обществами Байрона в Англии, Гете - в Германии. В ней есть музей редкой книги и Пушкинская гостиная, где можно услышать ученические переводы Рериха с английского, чтение стихов Пушкина-лицеиста на языке оригинала - по-французски. Здесь выступали директор Пушкинского Дома Н. Н. Скатов, литературоведы В. Кожинов и В. Лакшин, поэт Белла Ахмадулина, историки, философы, ху­дожники, священники В дерзких планах А. Ф. Пазухина - от­крытие школьного Малого Пушкинского Дома.

Создание культурной среды в школе — условие приобщения к высотам художественной мысли и уровню своего времени.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Познакомьтесь со статьей Я. А. Ротковича «Поучительный опыт прошлого» (Внеклассная и внешкольная работа по лите­ратуре. М., 1970.). Что из методического опыта организации внеклассной работы по литературе кажется вам незаслуженно забытым?

Перечитайте главу «Суд над Евгением Онегиным» из рома­на В. Каверина «Два капитана». Почему, на ваш взгляд, эта фор­ма внеклассной работы оказалась утраченной?

Предложите свой план проведения Дня Лицея в школе. Ка­ким может быть День сказок?

Каким вам представляется воображаемое путешествие в Царское Село для семиклассников, для учащихся XI класса?

В зависимости от ваших литературных пристрастий предложите вариант системы внеклассной работы для одного из классов.

Литература

Грот К. Я. Пушкинский Лицей (1811-1817): Бумаги 1 курса . СПб, 1911.

Рыбникова М. А. Кружки учащихся. М., 1919.

Збарскнй И. С., Полухина В. П.Внеклассная работа по литературе (IV - VIII классы). М., 1975.

Пушкарева М. Д., Снежневская М. А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе. V - VI классы. М., 1963.

Банчуков Р. В. Из опыта внеклассной работы по литературе: Развитие навыков анализа поэтических произведений у старшеклассников. М., 1985.

Гуревич С. А. Организация чтения учащихся старших классов. М., 1984

Быкова Е. Л. Литературные праздники в школе. Киев, 1986.

Кулешова С. Ф. Когда кончаются уроки. Минск, 1976.

Львова Ю. Л. Республика муз. Киев, 1984.

Бушина Е. И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях // Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. М., 1990.

Глава XIV

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.