Сделай Сам Свою Работу на 5

Читатель-школьник: методы изучения





Внеклассное чтение - одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы проч­но утвердилось положение о том, что уроки литературы, связан­ные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию чи­тательской самостоятельности учащихся, формированию их чита­тельских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.

Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работаю­щих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуаль­ный читательский опыт учащихся, учет их читательских интере­сов - это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.

Путь отечественной методики к читателю-школьнику был дол­гим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения.

Словесники постепенно приходили к мысли о необходимо­сти серьезного изучения и учета читательской индивидуально­сти; в процессе преподавания складывалась методика изуче­ния, ведущая свое начало от педагогов конца XIX – начала XX в.: Х.Д.Алчевской, Н.А.Рубакина, А.П.Нечаева, Ц. П.Балталона и др. Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в ко­тором преобладала не классика, а «сыщицкая литература», приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто «гораздо сильнее влия­ют на воспитание и развитие молодого существа, чем класс­ные уроки» (А.И.Незеленов).



Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А.Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомен­дуемых книг к личностям тех читателей, которым они указыва­ются», и считавшего более важным изучение не читающей мас­сы, а отдельных читателей (Рубакин Н.А. Избранное. В 2 т. Т. 2. М., 1975. С. 67, 140).

В начале 20-х гг. популярными были социологические опро­сы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике «Дет­ское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под ру­ководством Н.А.Рыбникова.



В 60 — 70-е гг., после долгого затишья в изучении читате­лей, был проведен целый цикл крупномасштабных социологи­ческих исследований («Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни совет­ского села», «Исследование художественных интересов совре­менных школьников» и др.), в которых в значительной мере были сглажены все острые углы. Общая картина выглядела довольно благополучной. Правда, авторы последнего исследо­вания, приводя цифровые данные, свидетельствующие о пре­обладании интереса к литературе среди других художествен­ных интересов школьников, все же отмечали: «Наибольшим престижем у ребят пользуется литература, однако реально они прежде всего интересуются кино» (Исследование художе­ственных интересов современных школьников. - М., 1974. - С. 68).

Интересный материал о читателе-школьнике представлен в вы­шедших в 50 — 70-е гг. работах психологов и методистов Л.В.Благонадежиной, О.И.Никифоровой, Н.Д.Молдавской, Л.Г.Жабицкой, М.Д.Пушкаревой, Л.Н.Рожиной, О.Ю.Богдановой, В.Г.Маранцмана, Н.А.Бодровой, Л.Т.Пантелеевой, В.П.Полухиной и др. В проведенных в последние годы исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживается мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников. Педагог И.А.Бутенко предложила учащимся VI - X классов назвать основ­ные источники информации о книгах. Результаты опроса довольно неожиданны: основные источники — мать, отец, одноклассники, род­ственники и книги, а далее - учитель, сам школьник и библиоте­карь. Обсуждают с юным читателем прочитанные им книги чаще всего родители, реже - друзья или никто. Учителя и библио­текари при этом вовсе не упоминаются (Бутенко И.А. Чтение по заданию и по потребности // Советская педагогика -1989 - № 10).



Об этом же свидетельствуют и читательские биографии выпу­скников школ:

«В школе читаю приключенческую литературу, фантастику, про войну. А проходим что-то в основном неинтересное. Таким образом, к VII - VIII классу художественную литературу читаю чуть реже, чем от случая к случаю»;

«Моим чтением (вне класса) интересовались только в началь­ной школе. Потом, как правило, для уроков я читала по зада­нию, а для себя - по желанию. Уроки внеклассного чтения за все годы ни разу не совпали с желанием (и ни разу не вызвали желания читать)».

Современная методика признает изучение читателя-школь­ника необходимой предпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучения литературе. Какие методы изучения чаще всего используются в практике работы учите­лей-словесников?

• В ходе фронтальной, групповой или индивидуальной бесе­ды учителя с учениками возможно выяснение целого ряда сведе­ний об особенностях читательской ситуации в классе, о направ­ленности читательских интересов, уровне восприятия и характе­ре оценки литературных произведений учащимися. Индивиду­альная беседа, в которой школьники иногда открываются с са­мой неожиданной стороны, часто оказывается решающим момен­том в установлении контакта между учителем и учеником.

• Анализ письменных работ учащихся (сочинений, письмен­ных ответов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитанных книгах и т.д.) поможет учителю определить особенности воспри­ятия литературного произведения как на этапе первоначального самостоятельного чтения, так и после анализа или обсуждения произведения на уроке, проследить рост читательской культуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализиро­вать и оценивать литературные произведения. Сочинения типа «Моя домашняя библиотека», «Что я хотел бы изменить в своем чтении» и т.п. могут дать дополнительный материал о мотивах и характере чтения школьника. Многие проблемы, поднятые в та­ких сочинениях, могут стать предметом обсуждения на уроках и в индивидуальной беседе.

• Читательские биографии, широко использовавшиеся в практике старых словесников, дают учителю интереснейший материал об особенностях эволюции читательских интересов школьников, о становлении читательской индивидуальности, о роли семьи и школы в воспитании читателя. Есть о чем за­думаться учителю, получающему в выпускном классе такую информацию о себе: «Преподаватель ведь искренне хочет нау­чить нас. Разумеется, он знает несравненно больше, чем уче­ники, помнит, что было самому интересно. Но, во-первых, личный опыт не всегда показателен. Во-вторых, учитель огра­ничен программой и вынужден гнать одно за другим, у него не остается времени просто показать, как читать, а не листать книгу. В результате у ученика в голове чаще вывески, чем произведения».

• Читательский дневник, дающий возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием, особенно активно пропагандировался педагогами начала XX в. Однако строго оговоренная структура дневников, формальный подход к работе с ними, не учитывавший возрастных и индиви­дуальных особенностей учащихся, во многом способствовали дискредитации данной формы работы.

Между тем известно, что отдельные школьники ведут запи­си о прочитанном, хотели бы планировать свое чтение, заин­тересованы в тактичных советах старшего товарища. Опыт та­кого сотрудничества описан в методической литературе. В V - VI классах школьники с удовольствием работают с чи­тательскими дневниками, если учитель подходит к этой рабо­те творчески, не сковывает их инициативы. Читательские дневники пятиклассников — это чаще всего красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюст­рации к прочитанным книгам, краткие аннотации, отрывки из произведений, списки литературы для внеклассного чтения, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), зада­ния к урокам внеклассного чтения.

• Изучение библиотечных формуляров, популярное в прошлом, сегодня менее эффективно, особенно в городских школах. Как показывают наблюдения, большая часть книг, читаемых учащимися, берется ими из домашней библиотеки или у товарищей.

• Анкетирование получает все большее распространение. Знакомство с новым классом, планирование системы уроков вне­классного чтения, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов - все эти важные моменты в руково­дстве внеклассным чтением можно сочетать с проведением не­большой анкеты. Если учащиеся почувствуют, что их мнения и пожелания учителю действительно интересны и он учитывает их по возможности в своей работе, ответы на вопросы анкеты не бу­дут формальными, как это иногда бывает. Многие учителя-сло­весники довольно скептично относятся к анкетированию, что от­части справедливо, ибо оно все-таки не заменит живого общения с читателем-школьником.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.