Сделай Сам Свою Работу на 5

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ





СПЕЦИФИКА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Цель факультативных курсов по литературе заключается в том, чтобы расширить знакомство учащихся с наиболее зна­чительными явлениями историко-литературного процесса, с основными закономерностями словесного искусства, открыть простор для развития склонностей и способностей учеников, которые проявляют особый интерес и любовь к литературе.

В объяснительной записке к программе общие задачи этих курсов определены следующим образом: «Факультативные заня­тия по учебным предметам по выбору учащиеся организуются для углубления знаний и развития разносторонних интересов и способностей... Изучение факультативных учебных предметов в соответствии с желаниями и способностями школьников повы­шает эффективность учебных занятий, является важным сред­ством развития у учащихся интереса к науке и искусству, углуб­ляет, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определенным видам практической деятельности, го­товит учащихся к самообразованию по окончании школы.

Изучение факультативных курсов имеет большое воспита­тельное значение и положительно сказывается на формирова­нии марксистско-ленинского мировоззрения учащихся». Программа факультативных курсов средней школы. М., 1973, с. 3.



Специфика факультативных занятий определяется прежде всего тем, что на них школьники приходят не по обязанности, как на урок, а добровольно. В школе принят такой порядок в начале учебного года ученики выби­рают тот или иной факультатив (занятия начинаются с сентября), но, вы­брав его, они уже в обязательном порядке посещают занятия.

Если на уроках литературы учи­тель прежде всего стремится вызвать у школьников интерес к предмету, то на факультативных занятиях надо поддерживать и углублять уже возникший интерес.

На отношение учащихся к факультативным занятиям влияет в известной мере и то обстоятельство, что здесь работа оцени­вается не с помощью пятибалльной системы. Одобрение учителя и товарищей, признание подготовленного доклада, сообщения, выразительного чтения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, наконец, удовлетворение самого ученика от того, что удалось решение трудных проблем, радость самостоятельных открытий — все это является стимулом, кото­рый побуждает учащихся думать, искать, выполнять относи­тельно сложные задания.



Существенным является и то, что на уроке литературы при­сутствует 35—40 учеников, в отношении которых к предмету часто наблюдается разница. Учитель должен постоянно помнить об этом, соразмерять темп и степень трудности общей работы с возможностями разных учащихся. Минимальное число уча­стников факультатива —10, максимальное — не более 20—25. И состав школьников ровнее, чем в классе: на факультативные занятия вправе прийти каждый желающий.

Таким образом, работая на факультативных занятиях с ограниченным кругом заинтересованных учеников, преподава­тель в большей мере, чем на уроке, получает возможность осу­ществлять индивидуальный подход к учащимся, дифференцируя задания в зависимости от способностей и склонностей каждого из них. И здесь опять-таки важен принцип добровольности: уче­нику чаще всего дается право выбрать особенно интересную для него работу из числа предложенных учителем вариантов, иногда и сам ученик предлагает свой вариант. Все это позволяет на факультативных занятиях широко практиковать такие формы работы, которые на обычных уроках применяются лишь эпизо­дически (доклады, инсценировки и т. п.).

Некоторые организационные обстоятельства также влияют на специфику факультативных занятий. Они проводятся один раз в неделю, как сдвоенные уроки. Педагог получает возможность сразу широко охватить материал, провести больше разнообраз­ных работ.



СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Факультативные занятия ведутся по программе, утвержденной Министерством просвещения РСФСР. Пользуясь програм­мой и придерживаясь ее принципиальных установок, преподава­тель имеет право отбирать материал и определять время на изу­чение каждой темы.

При отборе писателей и произведений возможно идти вширь или вглубь. Есть точка зрения, согласно которой следует дать учащимся хоть бы самое беглое представление о максимальном количестве писателей, хотя бы лишь упомянуть их имя, прочи­тать одно стихотворение, с тем чтобы ученики сами познакоми­лись с творчеством писателя более основательно. Но опыт пока­зывает, что более рационально отобрать ограниченный круг явлений, но изучить их по возможности фундаментально. Тогда мы пробудим у школьников желание прочитать произведения, которые учитель порекомендует для самостоятельного ознаком­ления.

В школе возможны следующие факультативные курсы по литературе:

VIII класс — «Русская литература первой половины XIX века»;

IX класс — «Русская литература второй половины XIX века»;

X класс — «Советская многонациональная литература»;

VIII—X класс — «Зарубежная литература».

На факультативных курсах вводятся новые для учащихся явления литературной жизни (например, такие, как творчество поэтов пушкинского круга), имена писателей, которых нет в основной программе (Помяловский, Лесков, Короленко), не включенные в основной курс произведения изучаемых писателей («Белые ночи» или «Идиот» Достоевского, «Месяц в деревне» Тургенева), текстуально изучается материал, с которым уча­щиеся знакомились лишь в обзорном порядке («Обломов» Гон­чарова, романы Тургенева и Толстого, стихи поэтов «Искры» и т. д.).

Некоторые темы факультативного курса являются продол­жением и развитием тем, изучаемых по основной программе (например, «Борис Годунов» Пушкина, «Анна Каренина» и «Воскресение» Толстого), другие же темы касаются совершенно новых явлений, писателей, произведений.

Темы факультативного курса, как и основного, могут быть монографическими и обзорными. Но на факультативных заня­тиях характер темы определяет учитель: он может монографи­чески изучить, скажем, творчество Курочкина, а может провести обзорное занятие по теме «Поэты «Искры», где речь пойдет о явлении в целом и, следовательно, не только о Курочкине, но и о Минаеве, и т. д.

Кроме обзорных и монографических тем в программе факуль­татива есть и темы итоговые, обобщающие и систематизирую­щие весь изученный материал. Такова тема «Теория реализма», завершающая факультативные занятия в VIII классе.

Специфика той или иной темы определяет характер изуче­ния художественных произведений, рекомендованных в програм­ме. Часть из них подлежит текстуальному анализу, часть лишь читается на уроке (с комментариями или без комментариев), часть самостоятельно прочитывается и осмысляется дома. Иногда учащиеся делятся на группы, каждая из которых читает раз­ные произведения.

В основной программе строго разграничены произведения, предназначенные для текстуального изучения и для дополни­тельного самостоятельного чтения; в факультативном курсе сам учитель проводит такого рода разграничение. Он же решает вопрос о том, в какой степени подробно будет изучаться био­графия того или иного писателя. Минимальные сведения о жиз­ни, личности, творческом пути писателя необходимы в любом случае, даже если изучаются лишь одно-два его стихотворения. Но иногда это будет краткий рассказ о каком-либо ярком эпи­зоде, а иногда развернутый рассказ о жизненном и творческом пути писателя.

Расширяется на факультативных занятиях и знакомство учащихся с критической литературой, особенно интенсивно в курсе IX—X классов, когда ученики уже овладевают навыками работы над критической статьей. Так, изучая роман Гончарова «Обломов», школьники знакомятся со статьей Добролюбова «Что такое обломовщина?» и со статьей Короленко о Гончарове и его романе. Широко привлекаются труды советских литерату­роведов и критиков в том случае, если они доступны учащимся. Используются книги из серий «Жизнь замечательных людей», «Писатель в воспоминаниях современников», «Писатель в кри­тике», литературное краеведение, Детская энциклопедия и т. п. Литература, рекомендуемая для учителя и для учащихся, включена в программу факультативных курсов.

Программа не выделяет часов на развитие речи, но само собою разумеется, что работа эта ведется постоянно, как и на уроках литературы. Расширяются рамки словарной работы, совершенствуются навыки выразительного чтения, устных выступ­лений, письменной речи. Разница лишь в том, что на факульта­тивных занятиях шире практикуются более сложные формы речевой деятельности школьников (доклады, инсценировки, за­очные экскурсии). На факультативных занятиях индивидуали­зируется и тематика сочинений, так как они являются итогом самостоятельной работы (собирание биографического или крае­ведческого материала, анализ текста и т. п.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.