Сделай Сам Свою Работу на 5

Уроки внеклассного чтения





Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику препо­давания литературы. Без них теперь трудно представить уро­ки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, про­являющаяся в выборе места проведения и оформления, широ­кое использование форм внеклассной работы, свободный вы­бор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики - эти осо­бенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внима­ние учителей и учащихся. Однако стали ли такие уроки праздником для многих или это, как литературные беседы в XIX веке, только отдельные эпизоды сегодняшней школьной практики? Ответы выпускников средних школ говорят скорее о последнем:

«В школе я в основном читала литературу только по програм­ме. Даже на уроки внеклассного чтения было неинтересно идти, они воспринимались как обычные уроки. Не могу вспомнить ни одного интересного урока внеклассного чтения. Правда, в сред­них классах они проходили немного живее».

«Начиная с IV класса, в нашей школе стали довольно-таки интересно проходить уроки внеклассного чтения. Почти все­гда на них приглашалась наша библиотекарь, которая прино­сила с собой книги. На этих уроках устраивались викторины по фантастике, историческим книгам и т.д. В VII классе я стал много читать, читал даже собрания сочинений. . Потом меня заинтересовала современная зарубежная литература, и тут была полностью потеряна связь между моими читатель­скими интересами и уроками».



«Произведения для уроков внеклассного чтения давались нам как-то вдруг, внезапно. «Проходили» Толстого, после этого «обсуждали» Липатова. Эти уроки ничего не дали, так как все эти книги еле-еле читали, они были скучные. Было даже какое-то раздвоение: личное впечатление, полученное от книги, было, прямо скажем, не очень, но на уроке нужно бы­ло говорить штампованные фразы о нравственных исканиях, о теме и идее и т.п.».

Некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чте­ния в 70 - 80-е гг. во многом объяснялось их излишним рег­ламентированием. Массовая школьная практика почти не вы­ходила за рамки списков литературы, помещенных в програм­ме и ставших фактически обязательными. Беседы по совре­менной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычны­ми уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.



Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюда­лось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали ис­пользоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная ли­тература», новинки современной литературы, последние жур­нальные публикации. Выбор произведений стал более свобод­ным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается.

Психолог А.А.Леонтьев выделяет следующие основные на­правления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расши­рение содержания чтения и направленности читательских ин­тересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организа­ция информационного потока, целевая ориентация определен­ного типа книги на определенную категорию читателей (Про­блемы социологии и психологии чтения. М., 1975. С. 40). На каждом этапе литературного образования реализу­ются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи.



В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой - к раз­думьям и размышлениям. Уединение - это не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974. С. 206).

В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чте­ния школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия, развития художе­ственного вкуса.

В старших классах особенно важной становится задача разви­тия личностного подхода к литературному произведению, само­стоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, вы­боре произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.

Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обя­зательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чте­ния, посвященные писателю-юбиляру или интересной журналь­ной публикации.

Наиболее последовательно реализуются в школьной прак­тике проблемно-тематические связи между уроками по основ­ному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учи­теля переносят обсуждение проблем, поднятых в произведени­ях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чте­ния. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, тра­диции и новаторство в решении русскими писателями «веч­ных вопросов».

Урок внеклассного чтения по рассказам «Он живой!» и «За­чем я убил коростеля?» В.П. Астафьева в VI классе. Ученикам представляется не только новое для многих из них писательское имя, но и оригинальное художественное воплощение традицион­ной для русской литературы темы взаимоотношений человека и природы в произведениях современного автора. Один из основ­ных приемов работы на уроке - сопоставление особенностей астафьевских рассказов о природе (авторская боль за человека и природу, чувство вины, мастерство описаний, жестокость отдель­ных эпизодов, публицистичность, автобиографичность рассказов и т.д.) с ранее изученными и самостоятельно прочитанными школьниками произведениями.

Эпиграфом к уроку внеклассного чтения «Образы защитни­ков родной земли в повести Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы» в X классе могут стать знаменитые строки, открывающие третий том романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»: «...и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Работа с текстом повести Е.И.Носова проводится по такому плану: 1. Как в по­вести показаны ненужность, противоестественность войны с точ­ки зрения простого труженика? Какие символические образы ис­пользуются при этом автором? 2. Как в повести развиваются традиции патриотической темы в русской литературе? 3. Какова роль сцены сбора мужиков у деда Селивана в повести? 4. Какие черты главного героя повести Касьяна убеждают в том, что он сумеет защитить свой дом, свою землю от врага?

Значительно реже учитываются учителями историко-лите­ратурные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчест­ву. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле од­ного литературного направления. Обращение к произведени­ям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний.

Урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф.Шилле­ра» в VII классе познакомит учащихся с личностью знамени­того немецкого поэта, оказавшего большое влияние на рус­скую литературу, с его балладами в переводах В.А.Жуковско­го, с отдельными сценами из его драмы «Вильгельм Телль» (рассказы о подвигах Телля, сцена с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.) Разговор о герои­ческом народном характере, начатый на уроках по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», может быть продолжен при об­суждении шиллеровской версии легенды о благородном стрел­ке Вильгельме Телле. Романтический герой привлекает внима­ние читателей этого возраста, поэтому на уроке возможно са­мое активное использование индивидуального читательского опыта учащихся, их впечатлений о книгах В.Скотта, Ф Купе­ра, В.Гюго и других писателей-романтиков.

Для урока внеклассного чтения «По страницам современной Пушкинианы» в IX классе, который стоит начать с краткого очерка истории отечественной Пушкинианы, учащиеся подбира­ют последние сборники, посвященные Пушкину («Друзья Пушкина», «Венок Пушкину», «России первая любовь: писатели о Пушкине, поэты - Пушкину», «Солнце нашей поэзии: из совре­менной Пушкинианы», «Светлое имя Пушкин: проза, стихи и пьесы о поэте» и др.). Этот урок-обозрение завершит чтение фрагментов из недавних публикаций Пушкинианы русского зарубежья (статьи В.В.Розанова, А.М.Ремизова, Д.С.Мережков­ского, В.Ф.Ходасевича, В.В.Набокова и др.).

Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико-ли­тературным связям классного и внеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить пред­ставления учащихся о литературных жанрах, поэтических фор­мах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

На уроке внеклассного чтения «Басни в стихах и прозе» в VI классе после вступительного слова учителя «Из истории басни как литературного жанра» заранее подготовленные учащиеся представляют краткие биографические справки о знаменитых баснописцах разных времен и народов: Эзопе, Федре, Ж.Лафонтене, Г.Э.Лессинге, И.И.Дмитриеве, И.А.Крылове и др., читают или инсценируют их басни. Следующий этап урока - чтение и сопоставительный анализ басен «Жук и муравей» Эзопа, «Хо­мяк и муравей» Лессинга, «Стрекоза и муравей» Крылова (ге­рои, мораль, язык).

Одна из основных задач урока внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии» в IX классе - развитие интереса к форме ли­тературного произведения. Опыт показывает, что обращение к вопросам теории и истории стиха на уроках может стать стимулом к самостоятельному чтению лирических произведе­ний, а иногда и к созданию собственных стихов. Примерный план этого урока:

1. Чтение эпиграфов к уроку (пушкинские строки о ямбе из «Евгения Онегина» и «Домика в Коломне») и стихотворений, написанных ямбом. 2. Беседа о ритмико-интонационных возмож­ностях ямба, реализуемых в многообразии тем и идей, настрое­ний и образов, в произведениях разных жанров. 3. Сообщения «Из истории ямба» (версии о происхождении названия, Аристо­тель о ямбе, спор Тредиаковского и Ломоносова, ямб в поэзии XIX в. и т.д.). 4. Обсуждение планов-проспектов поэтических антологий «Ямб в русской поэзии», подготовленных группами учащихся: представление антологии составителями, чтение всту­пительной статьи и избранных страниц, выступления рецензен­тов. 5. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов, на­писанных ямбом (по выбору учащихся). Представление новых поэтических сборников («Жизнь природы там слышна», «Как наше слово отзовется», «Я помню чудное мгновенье», «1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников» и др.). 6. Чтение пародий Козьмы Пруткова, написанных ямбом и хоре­ем (запланированный литературный розыгрыш).

Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и меж­предметные связи уроков внеклассного чтения с уроками исто­рии, географии, музыки и изобразительного искусства. Интерес­но проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живопи­си и музыке», «Исторические события и герои в романах В.Скотта», «Путешествия русских писателей», обсуждения но­вых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др.

При планировании системы уроков внеклассного чтения важ­но предусмотреть:

• разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

• тематическое разнообразие («Проблема героя в литерату­ре», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные иска­ния», «Нравственный идеал» и т.д.);

• сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

• чередование разных видов уроков внеклассного чтения (бе­седа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскур­сия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других ви­дов искусства, межпредметных связей, технических средств обу­чения);

• систематичность и последовательность в овладении навыка­ми работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со спра­вочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

Все изменения в реальной читательской ситуации при пер­спективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, по­этому система уроков внеклассного чтения должна быть от­крыта для всего нового и интересного, появляющегося в лите­ратуре. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.

Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заин­тересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонен­тов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в рас­пределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

* Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социо­логии и психологии чтения Какие тенденции в чтении современ­ных школьников отмечены в этой публикации? Как результаты научных исследований могут быть использованы в практике ра­боты учителя-словесника?

* Познакомьтесь с вариантами списков литературы для вне­классного чтения, рекомендательными указателями книг для школь­ников. Сопоставьте эти списки с аналогичными списками, предла­гавшимися словесниками конца XIX - начала XX в (В.П.Остро­горским, Ц.П.Балталоном, Ю Н.Верещагиным, Н.В.Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов.

* Подготовьте вариант планирования системы уроков вне­классного чтения в одном из классов, учитывающий разнообраз­ные виды связи классного и внеклассного чтения

* Разработайте цикл уроков внеклассного чтения по литера­турным сказкам в V классе. Как вы будете знакомить пятикласс­ников с биографиями писателей-сказочников? Как сделать уроки живыми, интересными, запоминающимися? Какие литературные игры, конкурсы, викторины можно провести на этих уроках?

* Продумайте план урока внеклассного чтения в старших классах, посвященного обсуждению одной из литературных но­винок. Подготовьте вопросы для самостоятельной работы стар­шеклассников с текстом

Литература

Внеклассная и внешкольная работа по литературе / Под ред. Я А.Ротковича. М., 1970.

Збарский И. С., Полухина В. П. Внеклассное чтение по литературе (IV - VIII кл.). М., 1980.

Уроки внеклассного чтения / Под ред. Я.Г.Нестурх. М., 1980.

Глава XIII

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.