Сделай Сам Свою Работу на 5

Внеклассное чтение на уроках литературы





Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школь­ные программы, и учебники, особенно дореволюционные, пре­дусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. М.А.Рыбникова, гово­ря о роли сопоставления как методического приема, предлага­ла чаще использовать этот прием на уроках, потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся со­поставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретив­шихся в курсе произведений» (Голубков В. В., Рыб­никова М.А. Изучение литературы в школе II ступе­ни. М., 1930. С. 33).

Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

Во-первых, систематическое использование внеклассного чте­ния на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры но­винок литературы, индивидуальные и групповые задания на ма­териале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в тече­ние года, с возможным, но не обязательным включением резуль­татов этой работы в уроки по программе.



В-третьих, планирование системы письменных работ по ос­новным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных заняти­ях - это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатле­ниями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

Основным содержанием одного из вступительных занятий по теме «А.С.Пушкин» в IX классе могут стать споры о Пуш­кине, начавшиеся еще при жизни поэта и не утихающие до сих пор. На уроке прозвучат фрагменты из воспоминаний со­временников, строки из поэтической Пушкинианы, в том чис­ле и «страшно вольные, ничего общего с канонизированным Пушкиным не имеющие, и все имеющие - обратное канону» (М.И.Цветаева), отзывы о Пушкине русских литераторов разных эпох: Ф.И.Тютчева, И.С.Тургенева, П.В.Анненкова, Ф.М.Достоевского, А.А.Григорьева, В.С.Соловьева, Д.С.Ме­режковского, В.В.Розанова, А.А.Блока, А.А.Ахматовой и др. Отдельные фрагменты урока подготовит вместе с учителем группа учащихся, увлекающихся поэзией.



На вступительном уроке по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в VII классе зачитываются два фрагмента, воссоз­дающие быт и нравы запорожского казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»). Что сближает эти два фраг­мента? Семиклассники (только некоторым знакомы обе повес­ти) увидят совпадения места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тара­са Бульбы. Но это только начало работы группы учащихся, получающих задание: внимательно перечитав обе повести, провести их сопоставительный анализ, отыскать сходные мо­тивы, образы, детали и подумать над тем, что отличает эти повести.

На последующих уроках по повести «Тарас Бульба», обраща­ясь к описаниям жизни запорожцев, картинам природы в повес­ти, говоря о товариществе и борьбе запорожцев с врагами, об от­ношении Тараса Бульбы к жене и сыновьям, о судьбах главных героев, учитель использует и результаты самостоятельной рабо­ты группы учащихся, выбравших особое направление в работе по программной теме и пытающихся решать на уроке литерату­ры более сложные задачи.



На уроках, посвященных анализу произведения, обраще­ние к индивидуальному читательскому опыту школьников яв­ляется одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особен­но в историко-литературном курсе, где важен социокультур­ный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.). При анализе пушкинской «Капитанской дочки» невоз­можно пройти мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболее характерным примерам из отечественной сло­весности XVIII столетия и тем самым дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих наше восприятие. Роман А.Белого «Петербург», открытие которого школой еще впереди, наполненный цитатами, реминисценция­ми и образами из русской классики XIX века, не дове­рит своих многочисленных тайн читателю, незнакомому с произведениями Пушкина, Гоголя, Л.Толстого, Достоев­ского.

Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляю­щего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится под­ражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкреп­ляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст.

Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической ли­тературе), но и основанного на достижениях исторической поэти­ки, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффек­тивность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ. Вот какие темы для рефератов и сочинений рекомендовал в своих учебниках для старших классов гимназий методист Ю.Н.Верещагин: «Историки поневоле» Шиллер и Го­голь»; «Роб Рой» В.Скотта и «Капитанская дочка» Пушкина»; «Страшная месть» Гоголя в ее отношении к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и «Миргороду»; «Борис Годунов у Пушкина и А.К.Толстого»; «Мертвые души» Гоголя и «Записки Пиквикского клуба» Ч.Диккенса» и т.п.

Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригиналь­ный подход к теме, стимулировать читательские интересы уча­щихся, создать установку на самостоятельное чтение произведе­ний писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литера­турная композиция, и сопоставление различных трактовок и вер­сий произведения, и обсуждение последних публикаций, связан­ных с изучаемым литературным материалом.

Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С.Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Груп­па десятиклассников, избирающая для самостоятельной разра­ботки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавше­го дань «чистому искусству».

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных стра­ниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели кол­лективные экскурсы в теорию и историю литературы. Стар­шеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в рус­ской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистифика­ции»; «История русского романа» и т.п.

Результаты самостоятельной исследовательской работы уча­щихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений.

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучае­мого литературного текста, а во-вторых, от реальной чита­тельской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стре­мятся при этом не только учитывать индивидуальный чита­тельский опыт своих воспитанников, но и тактично направ­лять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» (Г.А.Гуковский).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.