Сделай Сам Свою Работу на 5

Е.Н. Вежновец, И.В. Сидорская 30 глава





Жизненный цикл И. в последнем типе культур хорошо описывается по аналогии с изменением массива дисциплинарного (научного) знания под воздействием полученного нового результата и его публикации, с одной стороны, и по аналогии с механизмом появления новых символов в процессе речекоммуникации (за счет сдвига значений в диалоге) - с другой. При этом структура научной дисциплины может быть рассмотрена как универсальная грамматическая структура, обеспечивающая внутри себя связь нового (локализуется в будущем времени дисциплины, ограничиваемом ее парадиг-мально задаваемым предметом) с наличным (прошлое дисциплины, ограниченное временем последней публикации и локализуемое в ее настоящем времени как область решенных вопросов, подлежащих трансляции в учебном режиме). Опосредование наличным (прошлым и настоящим, т.е. общим) делает речь понятной для коммуницирующих и позволяет вводить новые (будущие) смыслы через попеременный сдвиг значений с переключением позиции слушающего (испытывающего воздействие) на позицию говорящего (производящего воздействие), меняя тем самым массив наличных результатов через введение в него новых значений (смыслов). Изменения в массиве должны быть закреплены через публикацию - институционализацию (будь то в форме научной статьи, мифа или какой-либо иной форме, например, танца в архаической культуре). Иной пласт и уровень работы с новыми содержаниями, анализ и рефлексию возможностей появления И. презентируют собой философские подходы, дисциплинарно закрепляемые и разрабатываемые в рамках психологии (в частности, в генетической эпистемологии Ж. Пиаже, в концепции работы со знаками Л. Выготского и др.), а также в постпозитивистской методологии знания (Т. Кун - см., П. Фейерабенд, И. Лакатос и др.). Кардинально переосмыслено понятие И. в различных вариантах постмодернистской ориентации в философии и в социологии знания.



В.Л. Абушенко

ИННОВАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ- механизм формирования оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры. И.К. обеспечивает выработку адекватных меняющейся реальности моделей социального поведения и мировоззренческих ориентации, оформление и трансляцию новых знаний о природной



и социальной среде, построение новых форм коммуникации и сфер профессиональной активности, а также включение новаторских культурных образцов в наличный культурный контекст.

Основанием И.К. становятся как внутренние, так и внешние факторы, связанные с постоянным воспроизводством социальной нестабильности и изменчивости, в результате: 1) взаимодействия общества и природы; 2) развития специализированных сфер человеческой деятельности (наука, техника, философия, религия, политика); 3) взаимодействия различных социальных слоев и институтов; 4) поиска оптимальных форм управления обществом; 5) взаимодействия различных культур и языков культуры. И.К. является эффективной формой социокультурной коммуникации как плодотворное взаимодействие культурных форм, принадлежащих различным культурным пластам и сферам (от элитарных до маргинальных). Предпосылками И.К. являются как творческие возможности человека, так и полиморфизм культуры, предоставляющей творцу набор "инструментов" - многообразных форм освоения, восприятия и описания мира.

Суть И.К., таким образом, заключается в создании новых культурных форм (паттернов) - универсальных клише, форматирующих человеческий опыт при помощи совокупности актуальных языков культуры. Независимо от степени глобальности И.К., она предлагает определенный способ "бытия-в-культуре", отвечающий изменениям "человеческой ситуации" данной эпохи. При этом И.К. способны содействовать как стабилизации социума (обеспечивая эффективное разрешение социальных конфликтов и выражая господствующие общественные настроения), так и его изменениям, дифференциации (способствуя появлению новых социальных групп, стилей жизни, мировоззренческих ориентации и т.п.). И.К. одновременно продолжает культурную традицию (источник концептуальных и языковых средств для творческого поиска, а также совокупности "предпосылочного" знания) и противостоит ей, расширяя наличный культурный контекст. В этом плане для И.К. особое значение имеет работа с "нетрадиционными" или маргинальными культурными образцами - художественными стилями, философскими и религиозными учениями, стилями жизни и методиками "расширения сознания". В этом случае И.К. становится итогом эффективной культурной коммуникации - динамичного взаимодействия "высокой" и "профанной" культурной среды (Гройс Б.). Согласно теории действия Парсонса, социальные и культурные изменения обусловлены процессами обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником И.К., таким образом, становится избыток (либо недостаток) информации в процессе диалога различных типов или сфер культуры.



М.Р. Жданное

ИНСТИНКТ- биологически обусловленное и генетически наследуемое (врожденное) побуждение живого существа к определенному поведению или образу действий. В структуре И. и схеме его осуществления традиционно выделяются: а)

и

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

биологический источник; б) энергия этого источника; в) цель, на которую направлено действие И. с целью достижения удовлетворения и разрядки соответствующей энергии; г) объект И. Реализуясь автоматически, И. не допускают предвидения предполагаемого действия; они, преимущественно, имеют смысл лишь в обычных, естественных условиях. При резкой трансформации последних И. становятся нецелесообразными и в перспективе могут исчезнуть. И. («выводимы из индивидуального опыта, хотя и могут усиливаться либо ослабляться в течение жизни.

Современная этология предполагает наличие нескольких врожденных И. (паттернов поведения): питания, сна, половой активности, ухаживания, родительского И., И. борьбы (агрессии), территориальных отношений и др. Нереализованность И. в перспективе ведет к росту сопряженных психических напряжений и страданиям его носителя. В случае перехода данными напряжениями порога толерантности - у индивида конституируется чувство тревоги и, как правило, активизируются защитные механизмы личности.

А.А. Грицачов

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при Администрации Президента Республики Беларусь(далее - ИСПИ) - структура, образованная в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь в сентябре 1997. В настоящее время ИСПИ является ведущим научным центром в области социальных и политических исследований в республике. Основным направлением деятельности ИСПИ является научное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента и Правительства Республики Беларусь, проведение комплексных исследований социально-политического характера, научное сопровождение процесса разработки и реализации государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь.

Основные направления научно-исследовательской деятельности ИСПИ: анализ различных аспектов социально-политических процессов в республике и за ее пределами; определение предпосылок мобилизации информационных ресурсов на укрепление политической системы и национальной безопасности РБ; формирование основных принципов и направлений внешнеполитической деятельности государства; изучение вопросов сохранения историко-культурного наследия, формирование идейно-патриотических основ белорусской государственности.

Основными составляющими структуры ИСПИ являются научно-исследовательские центры: политических исследований; социологических исследований; социальных проблем; исследований геополитических проблем; оперативных информационных исследований.

ИСПИ установлены тесные творческие связи с ведущими научными и учебными учреждениями республики, ближнего и дальнего зарубежья, заключены соглашения о научном сотрудничестве с Белорусским государственным университетом, Военной академией Республики Беларусь, Институтом национальной безопасности Республики Беларусь, россий-

скими институтами Социально-политических исследований РАН и Стратегических исследований, Китайским институтом современных международных отношений, а также аналогичными институтами на Украине и в Литве и многими другими отечественными и зарубежными научными центрами.

Одно из центральных мест в научно-исследовательской работе ИСПИ занимает Центр социологических исследований, в составе 21 научного сотрудника, в том числе двух докторов и 8 кандидатов наук.

Сотрудники этого Центра имеют значительные теоретические наработки, опыт участия в разработке и реализации союзных, республиканских, отраслевых и региональных социальных программ, творческие и личностные контакты с видными российскими и зарубежными учеными профильной ИСПИ сферы деятельности.

Центр, начиная с 1998, осуществляет социологические мониторинга социально-политической ситуации и состояния научно-технической сферы республики, с 2002 - мониторинг по изучению республиканских СМИ, был координатором совместных с другими государственными социологическими службами исследований общественного мнения в ходе прошедших избирательных кампаний (в местные Советы, парламент и президентской).

Кроме того, Центр проводит различные социологические исследования на договорных условиях: мониторинг по реализации и совершенствованию социальной молодежной политики в РБ - 1999 (по заказу Госкомитета по делам молодежи РБ); изучение степени информированности населения по проблеме ВИЧ/СПИД - 1999 (по заказу Программы ООН); изучение общественного мнения о деятельности органов внутренних дел - 2000 (по заказу МВД РБ) и другие.

По результатам проводимых исследований Центром за 1998-2002 подготовлено и опубликовано более 15 монографий и сборников научных трудов.

М.Н. Хук

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси- образован постановлением Совета Министров БССР от 16.01.1990 № 12 на базе пяти отделов Института философии и права АН БССР (теории, методологии и методики социологических исследований - зав. отделом С.А. Шавель (см.); социологии общественного мнения-зав. отделом Г.Н. Соколова (см.); социальной динамики сельского населения - зав. отделом А.С. Круковский (см.); социальных проблем молодежи - зав. отделом П.А. Барановский (см.); социологических исследований идеологических процессов -зав. отделом Э.К. Дорошевич), объединенных в 1989 в Республиканский центр социологических исследований, двух отделов Института экономики АН БССР (социально-экономических проблем демографического развития и занятости населения - зав. отделом А.А. Раков (см.); науковедения - зав. отделом Г.А. Несветайлов - см.), а также лаборатории социальной психологии личности и коллектива Института технической кибернетики АН БССР, преобразованной iотдел (зав. отделом - В.И. Секун).

Инин ИС) и ert настоящв! сти дире» щик, с аи| В сер новных н; нена его < в себя во( стики (зав составили тификацш тики (зав. отделом -лом - Р.А сти населе и экономи политолог; логии (зав мониторин кадров (pyi За год ботке и в] программ направлен! вование ci 7 тем), "С ский npaei совместно софии и пр в условиях циологичес с 2001 про вамие соци современно Ществляетс турных и се рофы на Ч( Государств( ИС началв даментальн! полнительг проектов, с] жизни, деви гуманитарн! ринг социал! культурных Необход тива ИС на з: общества, ре рядка финанс не привелик ной тематике нию струк-ryj отдела и два

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси И

Инициатором создания Института социологии (далее -ИС) и его первым директором являлся Е.М. Бабосов (см.) (в настоящее время - почетный директор ИС). С 1998 обязанности директора исполнял доктор политических наук В.В. Бу-щик, с апреля 2000 - Г.М. Евелькин (см.).

В середине 1990-х в связи с изменением тематики и основных направлений научной деятельности в ИС была изменена его организационная структура, которая стала включать в себя восемь отделов и один сектор математической статистики (зав. сектором Н.Н. Леонов). Основные подразделения составили отделы: социологии личности и социальной стратификации (зав. отделом - Е.М. Бабосов), социальной политики (зав. отделом - С.А. Шавель); социологии культуры (зав. отделом - В.И. Русецкая - см.); социологии науки (зав. отделом - Р.А. Смирнова - см.); социальной демографии занятости населения (зав. отделом - А.А. Раков); социологии труда и экономической социологии (зав. отделом - Г.Н. Соколова); политологии (зав. отделом - В.В. Бущик); социальной психологии (зав. отделом - В.И. Секун). В 1999 был создан Центр мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров (рук. Центра - М.И. Артюхин - см.).

За годы своего существования ИС участвовал в разработке и выполнении трех Государственных комплексных программ фундаментальных исследований: "Основные направления социального развития общества. Совершенствование системы общественных отношений" (1991-1995, 7 тем), "Суверенитет Республики Беларусь - экономический правовой и социологический аспекты" (1991-1995, совместно с Институтом экономики и Институтом философии и права, 3 темы), "Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси: социологический анализ и прогнозирование" (с 1996, 10 тем, с 2001 программа называется "'Социологическое исследование социальных и социально-культурных процессов в современной Беларуси). С 1986 и по настоящее время осуществляется постоянный мониторинг социальных, культурных и социально-психологических последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (с 2002 в рамках Союзной Государственной программы России и Беларуси). С 2002 ИС начал выполнение Государственной программы фундаментальных исследований "Научные кадры", как соисполнитель подключен и к ряду других исследовательских проектов, связанных с проблематиками здорового образа жизни, девиантных форм поведения, развития социально-гуманитарных наук и др. С 2000 в ИС проводится мониторинг социально-экономических, социально-политических и культурных процессов белорусского общества.

Необходимость концентрации усилий научного коллектива ИС на задачах комплексного исследования белорусского общества, реформирование НАН Беларуси и изменение порядка финансирования науки и научных исследований в стране привели к необходимости уточнения приоритетов в научной тематике, выполняемой сотрудниками, и реформированию структуры ИС. Новая структура включает в себя два отдела и два центра. Отдел социальной стратификации, со-

циологии культуры и личности, в составе секторов социальной стратификации (зав. сектором В.А. Клименко - см.). социологии культуры (зав. сектором О.П. Гапанович). социальной психологии (зав. сектором Л.И. Науменко - см.). возглавляет В.И. Русецкая. Отдел социально-экономических и политологических исследований, в составе секторов социологии труда и экономической социологии (зав. сектором О.В. Кобяк

- см.), социологии политики и политологии (зав. сектором Е.М. Бабосов). социологии права и государственного управления (зав. сектором Н.А. Барановский), возглавляет д.ф.н. Г.Н. Соколова. Центр оперативных исследований и социального прогнозирования, в составе секторов теории и методов социологического исследования (зав. сектором С.А. Шавель), методики и практики оперативных исследований (зав. сектором И.М. Чибирева), математического моделирования и анализа данных (зав. сектором Н.Н. Леонов), возглавляет Р.А. Смирнова. Центр мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров возглавляет М.И. Артюхин (в рамках Центра действует сектор социологии науки - зав. сектором И.Н. Шарый). В настоящее время в ИС работает около 60 сотрудников.

В рамках ИС сложился ряд научных коллективов вокруг исследования проблематики: социальных конфликтов и катастроф (Е.М. Бабосов), социологии труда и экономической социологии (Г.Н. Соколова), социальной политики (С.А. Шавель), презентирующих себя как научные школы.

При ИС действует Совет по защите докторских диссертаций (до прекращения полномочий предшествующего состава Совета было защищено 12 докторских диссертаций), аспирантура и докторантура (в настоящее время в очной аспирантуре обучается 14 человек), осуществляется подготовка соискателей. К 2002 сложилась трехступенчатая структура постоянно действующего методологического семинара ИС (руководитель - зам. директора по научной работе В.Л. Абушенко

- см.), постоянно действует Методический совет (председатель С.А. Шавель). С 2000 осуществляется издание серии монографий и сборников трудов под названием "Библиотека социолога".

За годы существования ИС его сотрудниками издано около 100 монографий, учебников и учебных пособий и около 30 брошюр, более 1000 научных статей. Среди основных исследований, выполненных ИС, можно назвать: "Человек и рынок" (1991); "Переход к рынку и социально-экономическое положение молодежи Беларуси" (1991); Соколова Г.Н. "Экономический образ мышления: реальность и перспективы" (1994); Бабосов Е.М. "Катастрофы: социологический анализ" (1995); Шавель С.А. "Тенденции изменения социальной структуры Беларуси" (1996); Бабосов Е.М. "Конфликтология" (1997); Соколова Г.Н. "Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы"' (1998); Бущик В.В. "Человек и общество в условиях социально-политических преобразований" (1999); "Рынок труда и механизмы его регулирования" (2001); Шавель С.А., Бородачева Е.М.. Леонов Н.Н. "Методологическое обоснование республиканской репрезентативной выборки" (2001); Шарый И.Н. "Научная политика в переходный

период" (2001); Барановский Н.А. "Введение в виктимоло-гию" (2002) и др.

Г.М. Евелькин

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ- исходно - одна из основных методологических установок прагматизма, в более узком смысле - версия прагматизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафте, А. Мур, А. Мерфи и др.). Значение принципов, разработанных в И., вышло далеко за пределы прагматизма как проникнув в близкие к нему направления - опера-ционализм П. Бриджмена, "социальный бихевиоризм" Дж.Г. Мида (см.). семиотическая концепция Морриса (см.), - так и будучи осмысленным в современных концепциях познания и знания в целом. И. переформулировал субъект-объектную проблему в проблему обоснования знания как такового, которую, в свою очередь, сформулировал как проблему понятийного схватывания опыта. Сам опыт был истолкован как серия сменяющих друг друга ситуаций, в которых, оценивая и достраивая условия среды, субъект структурирует свою жизнедеятельность, стремясь найти эффективные и рационалистически обоснованные решения жизненных (экзистенциальных) вопросов и задач. Устойчивые ситуации выстраиваются на основе заложенных в человеке и приобретаемых им в процессах обучения и воспитания привычек (навыков), осознанных и закрепленных как верования, т.е. готовность действовать определенным образом. Жизнедеятельность индивидов подчинена действию "принципа непрерывности", уравнивающего любые виды и типы действий по критерию их способности служить эффективным средством вписывания в ситуацию. В этом отношении снимаются и границы между познанием и действием. Понятия, идеи, теории суть лишь средства, орудия, инструменты (откуда и название - "И."), "ключи к ситуации", "планы действия" субъекта, оцениваемые функционально, т.е. с точки зрения (не) обеспечения успеха в данной ситуации.

Отсюда и функциональная концепция истины (впервые последовательно развернутая и аргументированная в прагматизме), последовательно акцентирующая принцип практической целесообразности и интенциональное понимание познания как движения в направлении обеспечения реализации цели, задаваемой ситуацией. Основное отношение субъекта к миру - практическое, заинтересованное, всегда субъективно окрашенное. В силу этого снимается и противопоставление теоретической и оценочной деятельности. Путь к истине и путь к ценности суть одно и то же. Познание должно быть понято (на уровне его механизма) как процесс вынесения оценки (истинно то, во что лучше верить). Непрерывность опыта дополняется его ценностной интерпретируемостью. Отсюда он то, что нами пережито и воспринято. Однако выработанные в опыте привычки (навыки) и опробированные инструменты не являются универсальными, не обеспечивают стандартность и автономность наших решений, а наоборот, при их догматизации сужают горизонт наших возможностей. Большинство ситуаций, в которые включен человек, носят не устойчивый (стационарный) характер, а полны неопределен-

ностей, т.е. проблемны. Они проблемны (а следовательно и опасны для человека) до тех пор, пока мы не знаем, каким образом в них действовать, пока мы не способны их структурировать, не можем их перевести в ситуацию реализации решений. Ситуации локализуют наш опыт, контекстуализируют и его, и наши инструментальные (познавательные) возможности, актуализируя поиск новых решений именно здесь-и-сейчас (на основе выстраивания выгодных и эффективных отношений с объектами). Задача интеллекта в том и заключается, чтобы дать человеку возможность нормально жить в неустойчивом и полном опасностей мире, обеспечивая его адекватными социальными технологиями. "Инструментальная логика" познания, заканчивающаяся технологизирован-ным решением, задается адекватностью схватывания проблемы и правильностью постановки целей, диктующих выбор средств-инструментов. Тезисы контекстуальное™ и функциональности познания дополняются тезисом экспериментальное™ (операциональное™ и технологичности). Познание - это "делание", умение решать проблемы, преобразовывать ситуации. Познать - значит не столько выявить предпосылки возможного действия, сколько оценить возможные его последствия, характер порождаемых принятым решением новых проблем. Одну версию того, как это сделать, предложил Бриджмен, конституировав тем самым операционализм как отдельное направление, другую - Дж. Дьюи (см.) в своей модели пятиуровневой процедуры. (Моррис "текстуализиро-вал", а Мид "социализировал" эту проблематику, версии же Бриджмена и Дьюи соотносимы между собой). Из этой процедуры выводится концепция истины Дьюи как оправданной утверждаемости, ставшая основополагающей для И. в целом. Таким образом, объект знания для И. есть созданный, экзистенциально произведенный объект. В нем это положение не радикализируется до утверждения конструирования реальности знанием, но возможность такого "хода" в И, заложена, как и собственная трактовка соотношения концептов повседневного уровня познания (анализ прагматизмом в целом здравого смысла) и конструктов научного знания, получившая детальную разработку в феноменологической версии социологии знания (см.).

В.Л. Абушент

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ - социальный субъект, являющийи носителем определенной "универсальной" культуры, благодаря знанию, образованию, воспитанию и статусу, постоянно включенный в процесс абстрагирования по поводу истины» морали. И., в силу сложившихся представлений о его роли! жизни общества, традиционно понимается как Persona Grata, владеющая знанием, компетенцией, эталонами моральных! поведенческих норм, доминируемая или доминирующая, но способствующая своим существованием прогрессивному развитию социума. Понятие "И." зарезервировано в обществ для тех творцов-мыслителей, которые принимают на сей ответственность власти в политическом и культурном исте^ лишменте и тем самым определяют нормы и ценности да остальной части общества.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

И

Сущность И. определяется со ссылкой на его универсальность и космополитичность. Так, по Козеру (см.), "Интеллект... предполагает способность отчуждения от непосредственного опыта, движение от прагматики движения, владение всеобщими ценностями, вырастающими из профессиональной вовлеченности". Э. Шилз (см.) описывает И. следующим образом: "Интеллектуалы есть совокупность индивидов в любом обществе, которые используются в соответствии с их способностью к коммуникации и экспрессии и которые гораздо чаще, чем другие члены социума, генерируют общие символы и абстракции относительно человека, общества, природы и космоса. Эта частота оперирования подобными категориями является скорее выражением их функциональной предрасположенности к такого рода активности, нежели просто проявлением профессионально-ролевых обязанностей".

Понятие "И." впервые получило свое широкое распространение во Франции в 1898 по случаю манифестации ряда писателей, литераторов, профессоров в знак протеста против действий правительства в деле Дрейфуса, подписавших ультиматум, опубликованный под названием "Манифест интеллектуалов". В дальнейшем, в ходе научного осмысления этого феномена, в качестве И. стали рассматривать высокопрофессиональных ученых, выдающихся писателей, академиков, артистов - словом тех, кто, как предполагается, представляет совесть нации в свете решения основных социально-экономических, политических и культурных вопросов.

Г.Н. Соколова

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ - в рамках эволюционной эпистемологии - понятие, с помощью которого интерпретируется исторически локальный механизм взаимодействия "интерналистких" (интеллектуальных, научных, рациональных) и "экстерналистких" (социальных, культурных, политических) факторов в процессе эволюции коллективных Интеллектуальных инициатив. Понятие "И.Э." предложено С. Тулмином (см.). Конкретизируется с помощью ряда других * эюлогических терминов: среда, популяция, ниша, требование, форум конкуренции, барьер, адаптация, успех.

Исследуя процесс концептуальных инноваций в науке, Тулмин пришел к выводу о том, что их успешность (т.е. в конечном итоге институциональное и дисциплинарное закре-; иление, трансляция в культуре и образовании) определяется двумя группами факторов: 1) интеллектуальными требова-юими проблемных ситуаций, которые являются поводами ДМ концептуальных изменений и 2) экологическими требо-иниями институциональных ниш, являющихся локусами иаптации рациональных инициатив в социокультурной среде (рассматриваемой по аналогии с органической сферой). Проблемные ситуации задают поле или спектр возможностей, : Яоего рода "историческую ловушку" и "зону ближайшего \ ривития" для интеллектуальных инициатив, а характеристи-I ■ среды и ее экологические требования - условия и меха-I Измы выживания, отбора, адаптации и экологического "ус-| ЮШ". Сами интеллектуальные инициативы выступают скорее

популятивными образованиями, нежели жесткими парадиг-мальными структурами. Эволюционная эпистемология объясняет их развитие в рамках двуединого процесса концептуальных инноваций и критического отбора. В приложении к научному методу в общем и целом этот механизм был описан Поппером как диалектическая последовательность гипотез и опровержений, генерирующая новые проблемные ситуации, с одной стороны, и новые, более совершенные теории, с другой. Основным интеллектуальным механизмом развития оказывается рациональная критика и фальсификация. Однако для того, чтобы данный процесс мог произвести значительные трансформации, имеющие последствия для культуры, а новые варианты имели возможность доказать свои преимущества, должны существовать дополнительные условия. Эти условия и задаются "экологией" частной культурно-исторической ситуации. Прежде всего должны существовать подходящие "форумы конкуренции", реализующие критические функции и процедуры отбора, а также институциональные "ниши", в которых инициативы могли бы выживать достаточно длительное время, пока они обнаружат свои достоинства и недостатки. "Форумы" призваны формулировать интеллектуальные требования к проблемным ситуациям и создавать необходимое давление конкуренции. При этом сами они должны иметь соответствующие защитные "экологические барьеры" - интеллектуальные цензы на участие в коммуникации, поддерживающие интеллектуальную автономность коммуникации и необходимый уровень критической аргументации. Адаптация и успешность новых форм существенно зависит от уровня экологических барьеров. При низких барьерах новые идеи растворяются в массе умозрительных дискуссий и полемических возражений, в которых их характерные свойства и смысл уже нельзя будет идентифицировать ("когда ничего нельзя доказать, каждый имеет право на свое собственное мнение"). Повышение барьеров стимулирует усиление критического контроля, передачу интеллектуального авторитета референтным группам, образование специализированных профессиональных "ниш". Вместе с тем высокие барьеры приводят к изоляции "форума", его излишней специализации и ослаблению связей с более широким социокультурным окружением. В этом случае новым идеям трудно добиться признания общественным мнением и оказывать обратное влияние на социум. Кроме того, возникают проблемы с воспроизводством референтных групп и трансляцией корпуса знания. Другой важный экологический элемент - институциональные "ниши" имеют прежде всего функции сохранения, поддержания и воспроизводства для популяций. Именно поэтому они выступают целями конкурентной борьбы различных референтных групп. Однако каждая из ниш выдвигает свои требования, существенно влияющие на поведение претендующих или занявших ее популяций. Эти требования охватывают не только те проблемы, которые каждый концептуальный вариант призван решить, но и проблемы сосуществования с другими упрочившимися понятиями, традициями или подходами, проблемы функциональной адаптации к "местным условиям", обустройства и обживания "территории" и т.п. Может

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.