Сделай Сам Свою Работу на 5

А.А. Грицанов, А.В. Филиппович 11 глава





Л. Г. Титаренко

АУДИТОРИЯ СМИ- совокупность получателей сообщения, общего для всех ее членов. А. может представлять собой социальную группу и тогда обладать характеристиками: локализована в пространстве и во времени, имеет внутреннюю структуру и предполагает взаимодействие ее членов.

Развитие средств массовой коммуникации (возникновение печати, радио, телевидения, Интернета) обусловило появление феномена массовой А. Массовая А. многочисленна, рассеяна в пространстве и во времени, гетерогенна, анонимна, предполагает минимальное взаимодействие составляющих ее индивидов, формируется под влиянием канала информации или определенного сообщения. Общеизвестно приватное определение А.: "А. - совокупность индивидов, являющихся читателями, зрителями, слушателями определенного средства массовой информации".

В рамках таковой концепции А. (А. как "масса"), А. -аморфное множество потребителей информации, изолированных индивидов, не взаимодействующих друг с другом. П.Лазарсфельд (см.) и Б. Берельсон доказывают наличие

структурной организации массовой А. По их мнению, А.- это система, состоящая из групп, которые имеют своих лидеров, способных через межличностные связи формировать то или иное мнение о СМИ и соответственно спрос на информацию.



Концепция А. как "рынка" предполагает анализ А. в терминах производства-потребления. А. в таком контексте представляет собой рынок потребителей: 1) продукции средств массовой информации; 2) других продуктов и выступает как А. рекламы (см.).

Размер А. является показателем спроса на СМИ и его эффективности. С целью обеспечения максимального спроса СМИ следуют за потребностями и запросами А. При изучении А. как совокупности покупателей учитываются ее социально-демографические характеристики, включая доход, мнение о стиле жизни, отношение к рекламе, потребительское поведение.

При определении размера А. различают тип А. по степени вовлеченности в процесс коммуникации: 1) потенциальная А. - имеющая возможность получать сообщение (те, кто имеет доступ к определенному источнику информации); 2) А., фактически получающая сообщение (регулярные читатели, слушатели, зрители и т.д.); 3) А., достигающая определенной степени понимания и запоминания информации.



С точки зрения активности в процессе коммуникации, А. может рассматриваться как объект влияния и манипуляции со стороны СМИ; как субъект влияния на СМИ путем выбора на рынке того источника информации, который в наибольшей степени соответствует ее потребностям; как источник и опосредованный создатель содержания массовой коммуникации как массовой культуры; как субъект гражданского воздействия и контроля за деятельностью СМИ.

М. В. Батурчик

АУТВЕЙТ(Outhwaite) Уильям (р. 1949)- британский социолог. Доктор философии, профессор университета Сас-секс, Брайтон (Англия). Основные работы: "Формирование понятий в социальной науке" (1983), "Понимание социальной жизни" (1986), "Новые философские концепции социальных наук. Реализм. Герменевтика и критическая теория" (1987). Редактор (совместно с Т.Боттомором) словаря "Социальная мысль двадцатого века" (1993).

Опираясь на работы Бхаскара (см.), А. дополняет реали-стскую стратегию концепциями интерпретации, которые были разработаны в рамках герменевтики и критической теории. Социальные явления, по А., концептуально зависимы от способов, какими они интерпретируются включенными в них людьми и внешними наблюдателями. Понятия и теории об-щественых наук должны иметь вещественную, реальную связь с теориями действователей, действующих субъектов в жизненном мире. Общественные науки более связаны с мышлением на основе здравого смысла. Они не столько сообщают новое знание, сколько дают более адекватные формулировки наших интуиции относительно социальных событий. Более того, элементарные структуры общества не просто интерпретированы, но суть не что иное как интерпретация, символы, за которыми кроется мир действенных вещей и мир действова-



телей. Методология и онтология, по А., должны быть аналитически разведены, различные методы уместны в различных контекстах, а реалистская метапарадигма не дает возможности сделать между ними выбор. См.: "Законы и объяснения в социологии" (Аутвейт).

Д.М. Булынко

АУТИЗМ(от греч. autos - сам) - отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя.

1) Понятие "А." было введено швейцарским психиатром Э. Блейером для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Явление А. рассматривалось им как одно из проявлений психического заболевания, названного им "шизофренией".

В работе "Аутическое мышление" он подчеркивал, что, наряду с другими симптомами, для шизофрении характерно преобладание внутренней жизни, связанной с активным отстранением от внешнего мира. А. не означает пассивность человека: отстранение от внешнего мира может сопровождаться такой активностью, в результате которой все помыслы, стремления и действия человека могут быть направлены на переустройство, преобразование мира независимо от того, насколько это реально и в какой степени действия человека адекватны сложившейся ситуации. Аутическое мышление, аутические желания оказываются превалирующими, подчиняющими себе реальные возможности человека и его адекватные оценки окружающей действительности. Для А. характерно иллюзорное восприятие внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. При А. отстранение от окружающей действительности чаще всего осуществляется за счет отождествления собственного мира бредовых идей и представлений с миром как таковым. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее. "Аутическая психика" находится во власти всевозможных страхов, подозрений, фантастических образов, имеющих инфантильную природу и свидетельствующих о дезинтеграции психических функций, ложных представлениях человека о внешнем мире и неопределенных границах представления о самом себе. Погрузившись в себя, человек не отличает собственное Я от окружающего, не видит различий между фантазией и действительностью. В поле зрения психоаналитиков чаще всего попадает инфантильный А., связанный с неспособностью ребенка общаться со своими родителями и другими людьми, будь то взрослые или дети. При инфантильном А. ребенок отстраняется от мира окружающих его людей, создает свое собственное замкнутое пространство, в котором реально значимыми для него оказываются не живые люди, а неодушевленные предметы. Ребенок не доверяет своим родителям, избегает общения с ними или не реагирует на их присутствие, зато получает удовольствие от игры с различными

предметами, которые наделяются им качествами "хороших" объектов. Общение с людьми тяготит ребенка: он может испытывать страх перед ними, воспринимать их как угрозу своему существованию, находится во власти бессознательных мыслей о том, что взрослые (родители) хотят его убить. Аутичные дети чаще всего отчуждены от своих родителей, замкнуты в себе: они живут в своей, созданной ими самими психической реальности, не имеют тесных связей с реальным миром. Аутичный ребенок может заниматься изо дня в день одним и тем же. Создается впечатление, что удовлетворение у такого ребенка вызывают не разнообразные действия, а именно неоднократное повторение чего-то одного. При этом он может выражать безразличие по отношению к чему-то, что он делает и с чем играет. Аутичный ребенок может монотонно колотить каким-то предметом по полу или стенке, но если родители отбирают у него этот предмет, то он не будет капризничать, кричать, плакать, а легко примирится со своей потерей. Безразличие, индифферентность аутичного ребенка наблюдаются не только дома, в семье, но и при встрече с аналитиком, в процессе лечения. Поэтому при психоаналитическом лечении таких детей требуется проявление со стороны аналитика особого эмпатического (участливого) наблюдения за маленькими пациентами и способности к пониманию субъективной, психической реальности, составляющей пространство их жизни.

2) Жизненная установка и не всегда осознаваемый поведенческий принцип. В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило, преобладающее) и осуществляемое воздействия на него преломляются через нравственно-психологические координаты и мировоззренческий камертон собственного Я и его сиюминутных состояний. Черты А. очень часто присущи профессиональным программистам, переносящим на реальный мир принципы бинарной логики, а также воспринимающим окружающую среду в виде совокупности разнообразных алгоритмов.

В. М. Лейбин

АФФИЛИАТИВНЫЕ СЕТИ- бимодальные сети социальные (см.) (гиперсети), построенные по критерию участия акторов в одних и тех же событиях или принадлежности к социальным группам. В отличие от традиционных сетей, А.С. включают два множества элементов - акторов и события. Отношения между элементами одного множества обусловлены их связями с элементами другого. Основное предположение, лежащее в основе анализа А.С, состоит в том, что совместное участие в событиях создает условия для возникновения социальных связей другого типа - знакомств, дружбы, конкуренции.

Матрица связей принадлежности, в отличие от социо-матрицы (см.), имеет вид прямоугольной таблицы с акторами по горизонтали и событиями по вертикали. Элемент матрицы равен 1 в случае, если соответствующий актор связан с соответствующим событием, и 0 в иных случаях. Набор методов анализа А.С. ограничен. Обычно бимодальную матрицу связей принадлежности преобразуют в одномодальную со-циоматрицу взвешенных (количественных) связей, элементами которой является либо количество событий, в которых

пара акторов одновременно участвует, либо количество общих участников в паре событий. Для полученных таким образом социоматриц рассчитывают простые показатели: активность участников, размер событий, достижимость акторов, плотность, взаимное пересечение акторов или событий. Другая группа методов позволяет одновременно представлять и анализировать связи между двумя множества элементов. Для этого используют методы, известные под названием салата Галуа и анализа соответствия. В последние годы развиваются методы стохастического моделирования А.С.

А.С. особенно полезны для изучения сложных сетей, полный охват которых невозможен, например, в социологии города (см.). Пионерским в анализе А.С. является исследование Л.Уорнером социальных агрегаций в поселении, известном под псевдонимом Олдсити на юге США. Другие примеры: участие в общественных комитетах, посещение одних и тех же развлекательных мероприятий, приверженность к телевизионным каналам и газетам, членство в правлениях компаний, участие в научных конференциях.

СВ. Сивуха

АШИНГеннадий Константинович (р. 1930) - российский социальный философ, социолог, политолог. Окончил МГИМО (1953). Доктор философских наук (1970), профессор (1972). Зав. кафедрой философии МГИМО (1974-1985). Главные направления научных исследований: теоретическая и эмпирическая социология Запада, психология политического лидерства и властвующих элит, феномены массовой культуры.

Сформулировал идею "промежуточной" культуры - опосредующего звена между элитарной и массовой культурой. Одним из первых в отечественной социологии исследовал проблемы элиты, лидерства, массового общества. Осмыслил базовые типы рекрутирования элит, проблематику элитного образования. По мысли А., теория элит может быть дополнена и конкретизирована современными разработками по проблеме классов и классовых отношений в обществе.

А. - автор более 150 научных работ, в том числе: "Основные направления современной буржуазной социологии" (1960), "Современная буржуазная социология" (1965), "Доктрина "массового общества" (1971), "Критика современных буржуазных концепций лидерства" (1978), "Современные теории элиты" (1985), "Теория политической элиты. Основы политологии" (1992), "Элитология. Становление. Основные направления" (1995) и др.

"ACNIELSEN-BEL"- иностранное предприятие в Республике Беларусь, являющееся дочерней компанией корпорации ACNielsen, которая осуществляет свою деятельность во всех странах Северной Америки, Австралии и Европы. В Республике Беларусь предприятие зарегистрировано в июле 1997. Компания специализируется в области мониторинга розничной торговли потребительскими товарами, а также в сфере качественных и количественных опросов потребителей по заказу клиентов - мировых производителей товаров повседневного спроса. Директор - кандидат философских наук Е.Н. Борковская.

В белорусском офисе работают более двадцати штатных сотрудников и вдвое больше совместителей. Состоит из двух функциональных основных подразделений: отдела монито-...ринга.ро:шилпюй торговли и отдела опроса потребителей.

Отдел мониторинга розничной торговли занимается: регулярным обновлением информации о генеральной совокупности (дислокация, типология точек розничной торговли); сбором информации и контролем над ее качеством (аудит репрезентативной сети магазинов, сбор данных о продажах, контроль правильности заполнения анкет, организация взаимодействия с сотрудничающими торговыми точками и т.п.); предварительной обработкой информации (проверка и кодирование собранных данных, ввод информации, ведение базы зарегистрированных товаров, предварительная обработка результатов, отслеживание репрезентативности панели торговых точек): обслуживанием клиентов (анализ рынков, презентации, работа с запросами, поиск новых клиентов).

Окончательная обработка данных и производство отчетов ведется в головном офисе на Кипре.

Отдел опроса потребителей также имеет сеть интервьюеров для проведения республиканских опросов. Разработка

инструментария и обработка данных могут производиться как в Беларуси, так и в головном офисе на Кипре. Основные темы опросов потребителей - осведомленность о рекламе и торговых марках, исследования о потребительских предпочтениях в таких товарных группах, как жевательные резинки, сигареты, средства личной гигиены, средства для стирки и т.д. Опросы проводятся как по республике, так и в ее отдельных регионах.

Благодаря единой методологии и точности стандартов, качеству-и международной сопоставимости данных компания уже на протяжении многих лет является постоянным партнером в области опроса потребителей для международных корпораций, занятых в сфере производства и продажи потребительских товаров, чьи рынки сбыта - страны мира или государства отдельных континентов.

Корпорация ACNielsen, в лице своей дочерней фирмы "ACNielsen-Bel" - ведущая компания в области мониторинга розничной торговли, активно присутствующая на рынке Беларуси и осуществляющая непрерывный аудит торговых точек.

Л.Н. Михейчиков

Б

БАБОСОВЕвгений Михайлович (р. 1931) - белорусский социолог и философ. Доктор философских наук (1972), профессор (1973), академик НАН РБ (1994). Заслуженный деятель науки РБ (1997). Лауреат Государственной премии БССР (1984) за цикл работ по истории философии и общественной мысли Беларуси. Директор Института философии и права АН БССР (1977-1989). Директор Института социологии НАН Беларуси (1990-1998). С 1998 - почетный директор Института социологии НАН Беларуси.

Главные направления научных исследований: социальная философия, теория и история социологии, конфликтология, экстремальные ситуации, особенности переходных (посткоммунистических) обществ.

Б. - автор более 750 научных работ (из них более 30 индивидуальных монографий, учебников и учебных пособий объемом более 500 печ.л.). В том числе: "Диалектика анализа и синтеза в научном познании" (1963), "Современный католицизм и наука" (1964), "Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства" (1970), "Научно-техническая революция и модернизация католицизма" (1971), "Личность, коллектив, общество" (1975), "Социальные аспекты научно-технической революции" (1976), "Образ жизни, рожденный Октябрем" (1978), "Духовный мир советского человека" (1983), "Учение К. Маркса о человеке и реальный социализм" (1983), "Идеология в современном мире" (1984), "Нравственная культура личности" (1985), "Истина и богословие" (1988), "Социология конфликтов" (1991), "Человек на пороге рынка" (1992), "Социальная экология и экстремальные ситуации" (1993), "Катастрофы: социологический анализ" (1995). "Динамика религиозности в независимой Беларуси" (1995), "Введение в конфликтологию" (1996), "Чернобыльская трагедия в ее социальных измерениях" (1996). "Основы конфликтологии" (1997), "Конфликтология. Учебное пособие" (1997), "Социология. Часть I. Общая социологическая теория" (1998), "Конфликтология. Учебное пособие" (2000), "Социология управления" (2000), "Прикладная социология" (2000), "Социальные последствия Чернобыльской катастрофы" (2001), "Общая социология. Учебное пособие" (2002), "Социально-стратификационная панорама современной Беларуси" (2002) и др.

Б. сыграл значимую роль в создании и институциализа-ции академической социологии в Республике Беларусь, а также в осуществлении Минского философского проекта "Гуманитарная энциклопедия".

А.А. Грибанов

БАЗИСи НАДСТРОЙКА(греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социологии (см.), характеризующие структуру "общественно-экономической формации" (см.). С помощью данных понятий в границах исторического материализма (см.) была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития.

Сжатую характеристику Б. и Н. и их взаимодействия Маркс (см.) сформулировал в предисловии к работе "К критике политической экономии": "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания". Таким образом, Б., по Марксу, - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Н. - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы общественного сознания"). Б. носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения в экономическом строе общества (т.е. в Б.) вызывают изменения и в Н. Однако изменения в ней, по Марксу, происходят не автоматически вслед за изменениями в Б., а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с Б. через политику, право, мораль. Н. обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от Б. или опережать его в своем развитии. Н. выполняет в обществе важные социальные функции. Она выражает и закрепляет экономические отношения собственности данного общества прежде всего с помощью определенных правовых и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют элементы Н., выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их Б. и способствующие возникновению нового Б. Таким образом, Н. оказывает активное воздействие на Б.

БАКУНИН

Разработка концепции Б. и Н. в версии Маркса, с одной стороны, являла собой одну из первых попыток анализа социума как сложной системы, с другой же - выступила как избыточно упрощенная и одномерная попытка материалистического решения так называемого "основного вопроса философии" в марксовой версии применительно к обществу. Справедливая критика Маркса его оппонентами за экономический материализм во многом была обусловлена именно этой концептуальной схемой.

Р.Н. Дождикова

БАКУНИНМихаил Александрович (1814-1876) - русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Увлекся философией Г.Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание призвано объяснить "тайну" этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание, по мнению Б., движется "всеобщей сущностью". Мысль должна перейти из теории в "действительность". В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом (см.), что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером-эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848-1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника. Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) - в Шлиссель-бургской крепости. После смерти Николая 1 выслан в Сибирь на вечное поселение. В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины. С 1868 - член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: "Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика" (1838), "О философии" (1840), "Реакция в Германии" (1842), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871), "Государственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена). "Бог и государство" (не закончена), "Исповедь" (написана в заключении) и др.

Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме Б. видел главным образом "материализм экономический", игнорирующий социальные инстинкты человека. Разумная трудовая

деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель социального прогресса (см.) и его базовый критерий - постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство (см.), созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б.. - антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной "новой религии" (религии жизни и деятельности, иначе - "дела"), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, до полного отрицания религии и дискредитации- ее как социального института и культурного феномена. "Если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит. Бога нет". Отсюда, религия - второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид "коллективного сумасшествия", а церковь - как разновидность "небесного кабака". Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт. Революция, согласно Б., "закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями". Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы. Антиавторитарные формы жизни Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал Б. - созданная исключительно "снизу вверх" свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций - был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей "права на землю" и "социалистическим инстинктом". Полагал, что русскому народу присущи "наивное чувство братства" и "любовь к огню". Пожар из России призван, по Б., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма.

В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

БАРАНОВСКИЙНиколай Александрович (р. 1949) -белорусский социолог и юрист. В 1972 окончил юридический факультет Белгосуниверситета. В течение трех лет работал в органах прокуратуры. В 1978 окончил очную аспирантуру Института государства и права АН СССР в г. Москве. Под научным руководством академика Кудрявцева В.Н. в 1978 защитил кандидатскую диссертацию по теме "Социальные потребности личности и преступное поведение" по специальности "уголовное право и криминология". Работа имела междисциплинарный характер и была выполнена в контексте интеграции права, социологии и психологии. С 1979 Б. рабо-

БАРТ

тает в Национальной Академии наук Беларуси, в настоящее время в Институте социологии и социальных технологий заведующим сектором социологии права и государственного управления. Одновременно работает в должности профессора криминологии Белорусского нститута правоведения. В 1993 защитил докторскую диссертацию по социологии на тему "Социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения".

Область научной деятельности Б.: социология права, криминология, виктимология (см.), социология личности и девиантного поведения. Имеет более 30 научных публикаций, в том числе монографии "Борьба с пьянством как антисоциальным явлением" (1986), "Социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения" (1993) и учебное пособие "Введение в виктимологию" (2002). Научные публикации последних лет посвящены проблемам профилактики девиантного поведения молодежи, виктимологической политики, противодействия торговле людьми и проституции. По грантам БРФФИ Б. выполнял фундаментальные исследования по следующим темам: "Социальная реабилитация молодых правонарушителей и молодежи из групп социального риска", "Предупреждение виктимизации, защита прав и оказание помощи жертвам преступлений", "Стратегия эффективного социального контроля преступности и защиты граждан от преступлений". В настоящее время занимается научными исследованиями проблем оптимизации социально-правового контроля преступности и другого девиантного поведения, предупреждения наркомании, торговли людьми, насилия в отношении женщин и проституции в Беларуси.

БАРТ(Barthes) Ролан (1915-1980) - французский литературовед, социальный философ-структуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций (1960), профессор Практической школы высших знаний (1962), руководитель кафедры литературной семиологии в Коллеж де Франс (с 1977). Погиб в автокатастрофе. Основные работы: "Нулевая степень письма" (1953); "Мифологии" (1957); "О Расине" (1963); "Критические очерки" (1964); "Элементы семиологии" (1964); "Критика и истина" (1966); "Система моды" (1967); "S/Z. Опыт исследования" (1970); "Империя знаков" (1970); "Сад, Фурье, Лойола" (1972) и др.

Несмотря на значительный тематический разброс и множественность философских интересов Б., можно выделить основную тематику не только всего его творчества, но и структуралистской традиции в целом - принципы и методы обоснования знания (см.). Проблема языка при этом фактически вытесняет проблему сознания в том виде, в котором сознание как далее не разложенный атом, на каком строится любое обоснование знания, присутствует в философской традиции. По этим представлениям языковая деятельность предшествует любым когитальным или перцептуальным актам познания, фиксированию любых субъект-объектных оппозиций. Таким образом, язык становится условием познания феноменов "сознания", "бытия" и пр.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.