Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования. 10 глава





В 1946 принято постановление о системе шк. образования. Были созданы: 1-годичный дошк. класс при нар. школе, 4-летняя нар. школа, 4-летняя неполная ср. школа, 3-летняя полная ср. школа. Система проф. образования включала 3-летние низшие проф. школы на базе нар. ' школы, 3—4-летние ср. проф. школы на базе нар. школы, 3—4-летние ср. проф. школы на базе неполной ср. школы. В системе высш. образования были созданы Пхеньянский ун-т (5 лет обучения), ин-ты (4—5 лет) и 2-летние учительские ин-ты. Для обучения взрослого населения созданы 4-месячная школа родного языка, 2-годичная неполная средняя и 3-летняя полная ср. школы.

К 1949 массовая неграмотность была в основном ликвидирована, с 1950/51 уч. г. введено всеобщее нач. обучение, с 1958/ 1959 уч. г. — всеобщее обязат. 7-летнее обучение. В апр. 1958 была отменена плата за обучение во всех типах уч. заведений. Законом 1959 созданы 4-летняя нач. школа, 3-летняя неполная ср. школа, 2-летние техническая и высш. техническая школы. В 1967/68 уч. г. введено всеобщее обязат. 9-летнее обучение. В связи — с этим подверглась изменению система нар. образования: 3-летняя неполная ср. школа была объединена с 2-летней технической и создана ср. школа 1-й ступени (5 лет обучения). Ср. школа 2-й ступени (2 г. обучения) даёт полное ср. образование и готовит к поступлению в высш. уч. заведения. В 1970 всеми видами обучения было охвачено ок. 3 млн. чел. В 1975 введено обязат. 11-летнее образование с 5 лет: 1-го личный дошк. класс и обязат. 10-летняя школа.



Управление нар. образованием централизовано, осуществляется Комитетом образования при Административном совете.

Гос. система дошк. воспитания стала складываться после установления нар. власти. Для детей до 3 лет открыты ясли. Дети от 3 до 7 лет имеют возможность посещать дет. сад; при этом годичный курс предшкольной подготовки обязателен для всех. В сер. 80-х гг. действовали св. 30 тыс. яслей и св. 25 тыс. дет. садов; в них воспитывалось св. 3,5 млн. чел.

Общее образование даёт 10-летняя школа, к-рая включает 4-летнюю нач. и 6-летнюю среднюю. В 1986/87 уч. г. работало 4,8 тыс. нач. общеобразоват. школ (ок. 1,5 млн. уч-ся) и 4,7 тыс. ср. школ (2,8 млн. уч-ся).

Проф.-тех. подготовка в кон. 50-х и в 60-х гг. осуществлялась на базе 7-летнего обучения, а затем на базе 9 лет в течение 3—4 лет в техникумах и т. п. уч. заведениях, где одновременно с общеобразоват. и техн. знаниями получали и производств, навыки. В 1960 при заводах, фабриках и крупных предприятиях стали создаваться высш. техн. школы. После введения всеобщего 11-летнего образования (1975) проф. подготовка осуществляется на базе обязат. школы в техникумах и высш. техн. школах: их выпускники получают право работать по специальности и продолжать учёбу в вузе. К нач. 90-х гг. функционировало св. 50 высш. техн. школ и ок. 500 техникумов.



Начало развитию высш. образования на терр. КНДР было положено в 1946, когда в Пхеньяне был основан Ун-т им. Ким Ир Сена. В нач. 90-х гг. в нём было св. 16 тыс. студентов; имеются 11 ф-тов, св. 80 кафедр, св. 500 лабораторий; вечернее и заочное отделения. Во 2-й пол. 40-х гг. были открыты ин-ты: педагогический, учительские и медицинские, политехнические, сельскохозяйственный. В 1959 при 27 вузах были открыты вечерние и заочные отделения.

В 1986/87 уч. г. имелось 235 вузов (280 тыс. студентов), в т. ч. 46 вузов университетского типа (138 тыс. студентов).

Подготовка пед. работников для дошк. учреждений и общеобразоват. школы осуществляется в пед. (4—5 лет) и учительских (3 года) ин-тах и на пед. ф-те ун-та (4 года).

В стране существуют раз л. формы образования взрослых без отрыва от произ-ва для подготовки специалистов: вечерние общеобразоват. и техн. школы, заочные и вечерние техникумы и ин-ты.

Науч.-пед. работа ведётся в Академии наук, в Академии обществ, наук (обе осн. в 1952, в Пхеньяне), в ин-те высш. образования, а также в вузах.

Лит.: Нам С. Г., Формирование нар. интеллигенции в КНДР, М., 1970; Совр. Корея, М., 1971; «Корея сегодня», 1982, № 8; Grand changement intervenu dans le Domaine de l'education en Republique Democratique de Coree, Pheng-Jang, 1981.



Республика Корея,гос-во, расположенное к Ю. от демаркац. линии, проходящей по 38-й параллели на Корейском п-ове. Пл. 98,4 тыс. км2. Нас. 42,8 млн. чел. (1990). Офиц. язык — корейский. Столица — Сеул.

По закону об образовании 1949 была установлена 12-летняя шк. система: 6-летняя нач. школа, 3-летняя неполная средняя и 3-летняя полная средняя. В сер. 60-х гг. введено обязат. нач. образование. В кон. 60-х гг. ок. 4 млн. детей шк. возраста не имели возможности продолжать образование. В 1985 7,3% взрослого населения было неграмотным.

Современная система образования связана с вхождением Юж. Кореи в число т. н. новых индустриальных стран. Руководство системой уч. заведений осуществляет Мин-во образования; на её нужды ежегодно выделялось (80-е гг.) св. 4,5% ВНП. Имеются дошк. учреждения, гл. обр. частные (в 1987 — 7,8 тыс.; 370 тыс. воспитанников). В 6-летнюю обязат. нач. школу принимаются дети в возрасте 6 лет. В 1988/89 уч. г. было св. 6,4 тыс. нач. школ (ок. 4819 тыс. уч-ся; 130,2 тыс. учителей). Нач. школу посещало св. 97% детей, но часть их отсеивалась, не окончив полного 6-летнего курса. Ср. школа 6-летняя, платная, включала неполную (младшую) 3-летнюю школу и полную (старшую) 3-летнюю. В 1988/ 1989 уч. г. вер. школах было св. 3981 тыс. уч-ся и 127,4 тыс. учителей. Наряду с гос. и муниципальными школами имеются частные.

Проф. образование дают на базе нач. или неполной ср. школы проф. уч-ща со сроком обучения 1—3 года. Имеются также 3-летние проф. колледжи на базе полной ср. школы, дающие ср. образование и право продолжения обучения в вузе. В 1988/89 уч. г. в системе проф.-тех. образования было 866,6 тыс. уч-ся.

В системе высш. образования действуют ун-ты, высш. колледжи и ин-ты, в 1988/89 уч. г. в 485 вузах обучалось св. 1,3 млн. студентов, из них св. 1 млн. — в ун-тах. Более половины вузов частные, обучение платное. Крупнейшие ун-ты: Нац. гос. ун-т в Сеуле (осн. в 194би св. 24,5 тыс. студентов в 1988), ун-т «Йонсе» в Сеуле (1885, ок. 32,7 тыс. студентов), Нац. ун-т в Пусане (1946, 22 тыс. студентов), Корейский ун-т в Сеуле (1905, ок. 22 тыс. студентов) и др.

Подготовка учителей для нач. школы осуществляется в 3—4-летних мл. пед. колледжах на базе полной ср. школы (в 1985/86 уч. г. 18,2 тыс. студентов), учителей ср. школ — в пед. ин-тах и колледжах при ун-тах (срок 4 года). Имеется также св. 40 уч. заведений для подготовки воспитателей дет. садов.

Исследоват. работа в области педагогики и образования проводится в Корейском н.-и, ин-те развития образования (осн. в 1972) и в Нац. ин-те образования (осн. в 1974 при Мин-ве образования), оба — в Сеуле, в. з. Клепиков. КОРНИЛОВКонстантин Николаевич [24.2(8.3).1879, Тюмень, — 10.7.1957, Москва], психолог, д. ч. АПН РСФСР с 1943, дер пед. наук, проф. (1921). Окончил Омскую учительскую семинарию (1898) и Моск. ун-т (1910). В 1898—1905 нар. учитель в Сибири. С 1910 науч. сотрудник психол. ин-та Моск. ун-та, с 1916 приват-доцент ун-та. В 1921 по поручению Наркомпроса К. организовал пед. ф-т 2-го МГУ и был назначен его деканом и проф. кафедры психологии. В 1923—30

и 1938—41 директор НИИ психологии. В 1944—50 вице-през. АПН РСФСР. Ред. ряда пед. и психол. журналов. На 1-м (1923) и 2-м (1924) Всерос. съездах по психоневрологии возглавил методология, перестройку психологии на основе диалектич. материализма. Однако реактология, к-рую К. пытался в качестве марксистской психологии противопоставить идеалистич. эмпирич. психологии Г. И. Челпанова и поведенческой психологии {бихевиоризму, рефлексологии), эклектически сочетала в себе марксистские принципы с нек-рыми механистич. и энергетич. идеями. Эта позиция была подвергнута критике на психол. дискуссии в 1931, что привело к Отказу К. от реактологии. К. — автор ряда учебников по психологии для вузов, пед. уч-щ и ср. школы. Его эксперим. работы в 20-е гг. были посвящены изучению реакций (зависимость скорости и силы реакций от характера деятельности, задачи и т. д.). В последние годы жизни К. разрабатывал принципы целостного изучения личности, вопросы психологии воли, характера. К. известен как популяризатор психол. знаний.

Соч.: Совр. психология и марксизм, Л., 1925а; Очерк психологии ребенка дошк. возраста, M., 19273; Учение о реакциях человека с психол. точки зрения (Реактология), М. — Л., 19273; Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектич. материализма, М. — Л., 19315; Психология, М., 1946.

Лит.: Те плов Б. М., Борьба К. Н. Корнилова в 1923—1925 гг. за перестройку психологии на основе марксизма, в сб.: Вопросы психологии личности, М., 1960; Смирнов А. А., Эксперим. изучение психич. реакций в работах К. Н. Корнилова, там же; Петровский А. В., История сов. психологии. Формирование основ психол. науки, М., 1967.

А. В. Петровский.

 

КОРОВКИНФёдор Петрович [1(14).6. 1903, г. Бежецк, ныне Тверской обл., — 1.12.1981, Москва], историк-методист, канд. пед. наук (1961), засл. учитель школы РСФСР (1973). Окончил ист.-архивное отделение МГУ (1926). В 1925—57 учитель истории в школах Москвы, в 1945—81 работал в НИИ СИМО АПН СССР. Осн. труды К. посвящены разработке содержания и методики преподавания истории в школе; вопросам формирования мировоззрения учащихся; проблемам шк. учебника. Автор учебника по истории древнего мира для 5-го кл. (1957—83; Гос. пр. СССР, 1973); картин, таблиц и др. наглядных пособий.

Соч.: Пед. требования к шк. учебникам и др. уч. книгам по истории, М., 1961; Методика обучения истории древнего мира и ср. веков в 5—6 к л., М., 1970 (ред. совм. с Н. И. Запорожец); Методика обучения истории в ср. школе, ч. 1, М., 1978 (соавт. и от-ветств. ред.).

Лит.: Сахаров А. М., Лауреаты Гос. пр. СССР 1973 года. [Ф. П. Коровкин], ПИШ 1974, № 2; Ф. П. Коровкин, ПИШ, 1982, №?. П. С. Лейбенгруб.

КОРОЛЁВФёдор Филиппович [19.9 (1.10).1898, с. Берёзки, ныне Могилёв-ской обл., — 13.6.1971, Москва], теоретик и историк педагогики, д. ч. АПН СССР (1968; д. ч. АПН РСФСР с 1965), дер пед. наук (1959), проф. (1961). Окончил Суражскую учительскую семинарию (1917) и Высш. науч.-пед. курсы при 2-м МГУ (1929). Пед. деятельность начал в 1925. С 1927 преподавал в пед. техникуме при 1-й опытной станции Наркомпро-са, руководимой С. Т. Шацким, в Центр. ИПК педагогов (с 1930 — декан ф-та). Вёл науч. работу в АКБ, Центр. НИИ дет.

коммунистич. движения (зам. директора в 1932—34) и в моек, вузах. В 1928- 1932 чл. ГУСа Наркомпроса РСФСР. В 1934—41 директор ИПК ^инж.-техн. работников Наркомата лёгкой пром-сти СССР. С 1948 заведовал отделом в журн. ч Советская педагогика», с 1963 — гл. редактор. В 1950—65 в НИИ теории и истории педагогики АПН (с 1960 директор).

Ранние работы посвящены теории детского коммунистич. движения (к-рую К. рассматривал как особое направление в сов. пед. науке), воспитанию школьников, вопросам политехнизма. Став в нач. 60-х гг. одним из руководителей пед. науки в СССР, сосредоточил внимание на её общих теоретич. основах. Не отходя от офиц. идеологич. установок, последовательно выступал за повышение методо-логич. уровня пед. исследований, расширение подходов к пед. проблематике с учётом дифференциации и интеграции науч. знания. К. руководил подготовкой коллективного фундаментального труда «Общие основы педагогики» (1967, соре-дактор с В. Е. Гмурманом), в к-ром поставлены принципиальные вопросы развития отечеств, пед. теории. К ним были обращены монография «В. И. Ленин и педагогика »(1971) и кн. «Методологические проблемы марксистско-ленинской педагогики» (1971, совм. с А. М. Арсенье-вым).

Обращался к разл. актуальным проблемам истории педагогики, методологии и методов ист.-пед. исследований. Предложил периодизацию истории сов. школы (1917 — лето 1918; 1918—20; 1921—31; 1931—40, 1941—45, 1945 — кон. 50-х гг.), позволившую более детально рассматривать процесс перестройки и развития нар. образования после Окт. революции. Подчёркивал прогностич. значение истории педагогики в решении совр. задач. Стремился объективно проанализировать развитие отечеств, пед. науки как целостный процесс, преодолеть нек-рые негативистские по отношению к отечеств, и зарубежному наследию тенденции сов. историографии педагогики 40-х — нач. 50-х гг. В «Очерках по истории сов. школы и педагогики. 1917—1920» (1958) К. в полемичной форме дал науч. оценку истории сов. школы и педагогики этого периода, объективно показал имевшиеся ошибки. Им были выделены разл. направления в пед. теории этого периода.

К. принадлежит заслуга ознакомления новых поколений с творчеством отечеств, педагогов, незаслуженно забытых или ставших жертвами репрессий 30-х гг. (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, А. П. Пинкевич и др.).

Будучи гл. ред. «Советской педагогики», превратил журнал в своеобразный

науч. центр, организовал широкий авторский актив с привлечением специалистов разл. областей знания, учителей, писателей. Под руководством К. журнал стал освещать проблемы пед. психологии и социологии, вузовской, производств, педагогики.

Соч.: Воспитательные задачи школы, М., 1930'' (соавт.); Дет. коммунистич. движение. Его сущность и задачи, М. — Л., 1930; Против антиленинской теории отмирания школы, М., 1932; Сов. школа в период социа-листич. индустриализации, М., 1959; Очерки по истории сов. школы и педагогики, 1921 — 1931, М., 1961 (соавт.); Нар. образование в СССР. 1917 — 1967, М., 1967 (соавт.); Педагогика. Уч. пособие, М., 1968 (соавт.); Развитие осн. идей сов. педагогики, М., 1968.

Лит.: Зайчикова Т., Ф. Ф. Королев, СП, 1981, №6;Колмакова M. H., Ф. Ф. Королев — ученый, педагог, журналист, СП, 1989, № 2; Ф. Ф. Королев. Био-библиографич. указатель, М., 1987,

М. В. Богуславский.

KОPOTOBВиктор Михайлович (р. 12.6. 1928, Москва), педагог, ч.-к. РАО (1993, ч.-к. АПН СССР с 1985). Окончил Моск. учительский ин-т (1949)иМГПИ (1952). С 1951 учитель ср. школы. В 1960—66 на профсоюзной и парт, работе. В 1966—67 зав. отделом НИИ теории и истории педагогики АПН. В 1967—77 нач. Гл. управления школ МП СССР, в 1977- 1985 зам. мин. просвещения СССР, в 1985—91 директор НИИ ОПВ АПН. Труды по методике уч.-воспитат. процесса, по вопросам внеурочной работы. Предложил свою классификацию общих методов уч.-воспитат. процесса: методы организации коллектива, методы убеждения, методы обучения, методы пед. воздействия.

Соч.: Пед. требование, М., 1966; Идущему на первые уроки, М., 1971; Самоуправление школьников, M., 19762; Общая методика уч.-воспитат. процесса, М., 1983.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬ-НАЯ РАБОТА,система спец. приёмов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин появился в кон. 19 — нач. 20 вв. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли, долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отеч. педагогике это понятие стало более широким: К.-в. р. направлена не только на исправление отд. нарушений, но и на формирование личности ребёнка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совм. деятельностью педагогов и врачей.

Коррекц. направленность свойственна всей уч.-воспитат. работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учётом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребёнка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребёнка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребёнка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. К.-в. р. осуществляется полно и разносторонне уже в спец. дет. дошк. учреждениях, составляя специфич. содержание их программ.

В К.-в. р. со всеми категориями аномальных детей дошк. возраста преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Так, глухих детей необходимо обучить произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребёнка нужно учить ориентировке в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха. Воспитание с ле-поглухонемого ребёнка начинается с обучения элементарным навыкам (приём пищи, ходьба, гигиенич. навыки и т. д.). Ребёнка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности — игре. Благодаря проводимой в дошк. учреждениях К.-в. р. аномальные дети к шк. возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах спец. школ. Нек-рые дети, страдающие лёгкими нарушениями (напр., фонетич. нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу.

В спец. школах всех типов К.-в. р. осуществляется в ходе обучения всем обще-образоват. предметам. Кроме того, в мл. классах в той или иной форме проводится предварительное (пропедевтич.) обучение. В школах для умственно отсталых детей на нач. этапе обучения выделяется целый пропедевтич. период, заполненный кор-рекц. мероприятиями. Особое внимание уделяется групповым или индивидуальным логопедич. занятиям; воспитываются навыки самообслуживания.

В мл. классах школ для глухих детей проводят спец. уроки предметно-практич. обучения. На этих занятиях дети овладевают широким кругом житейских понятий, у них формируются навыки ручного труда, активизируется потребность учащихся в общении, стимулируется развитие словесной речи.

В школе для детей с задержкой психич. развития введены коррекц. занятия — «знакомство с окружающим миром и развитие речи», — направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошк. возрасте.

Занятия по общеобразоват. предметам направлены на развитие познания, в объёме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в спец. школе имеет большое коррекц.-воспитат. значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности.

Для осуществления задач К.-в. р. при необходимости создаются и применяются спец. учебники, уч. пособия, техн. средства обучения.

Лит.: Основы обучения и воспитания аномальных детей, под ред. А. И. Дьячкова, М., 1965; Дульнев Г. М., Уч.-воспитат. работа во вспомогат, школе, М., 1981; Обучение детей с задержкой психич. развития, под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной, М., 1981. См. также лит. при статьях Аномальные дети, Дефектология. JÖ. А. Кулагин.

КОРФНиколай Александрович, барон [2(14).7.1834, Харьков, — 13(25).11.1883, с. Нескучное, ныне Донецкой обл.], педагог и методист, земский деятель. По окончании Александровского лицея (1854) на гос. службе. С 1856 в отставке, в своём имении Нескучное. Активный участник земского движения: с 1867 член, а затем пред, уездного училищного совета в Алек-сандровске (ныне Запорожье). Применительно к нуждам рус. крестьянства создал тип одноклассной сел. земской школы с 3-годичным сроком обучения. Детально разработал методику ведения занятий одним учителем одновременно в 3 отделениях школы. Специально для сел. школы написал уч. книгу «Наш друг» (1871), содержавшую практич. советы и в меньшей степени общеразвивающий материал, к-рая явилась дополнением к «Родному слову» К. Д. Ушинского. К. сам устраивал школы, инспектировал их, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы нар. школы в печати. За время деятельности К. в Александровском земстве (1867—72) и уезде было открыто ок. 100 школ. Тип сел. школы, созданной К., распространился в др. земских губерниях, в практике школы широко применялась его уч. книга. К. подчёркивал, что успех нар. школы зависит прежде всего от личности учителя. Был инициатором (1867) съездов-курсов для учителей нар. школ, организатором учительских б-к. Издаваемые К. «Отчёты Александровского уездного училищного совета» (в. 1—5) освещали организацию совета, обязанности его членов и попечителей школ, порядок открытия нар. уч-щ и их программы, планы шк. зданий и мн. др., оказывая существенную помощь учителям. Разрабатывая принципы нар. школы, указывал, что множеству нац. типов населения необходимы соответствующие типы школ. Резко критиковал Положение о начальных нар. уч-щах 1874, не предусматривавшее вариативности типов нач. школы. Требовал обучения на родном языке учащихся.

Деятельность К. вызвала враждебное отношение со стороны реакц. кругов; в 1872 на земских выборах он был забаллотирован и уехал за границу; в 1880 вернулся в Россию. В последние годы жизни энергично пропагандировал идею повторительных воскресных школ, в задачу к-рых входило закрепление знаний бывших учеников нач. школы.

Поч. ч. Петерб. пед. об-ва (1870), Моск. к-та грамотности (1871). Награждён золотой медалью Петерб. к-та грамотности (1873).

Соч.: Земский вопрос. (О нар. образовании), СПБ, 1867; Наше шк. дело. Сб. статей по училищеведению, М., 1873; Рус. нач. школа. Руководство для земских гласных и учителей сел. школ, СПБ, 18796; Как обучать грамоте ребят и взрослых. Руководство к обучению грамоте по звуковому способу, СПБ, 18807; Руководитель для воскресных повторительных школ, СПБ, 1882; Наши пед. вопросы, т. 1—2, М., 1882—86; Из пережитого. Записки..., «Рус. старина», 1884, № 3—5.

Лит.: Песковский М. Л., Барон Н. А. Корф, его жизнь и обществ, деятельность, СПБ, 1893; Бендриков К. Е., Н. А. Корф — выдающийся организатор рус. нар. школы (1834—1883), НШ, 1945, № 12; Михайлова Л. П., Пед. взгляды Н. А. Корфа, «УЗ Ишимского пед. ин-та», 1958, т. 2; С м и p и о в В. 3., Н. А. Корф, в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 2-я пол. XIX в., М., 1976.

 

КОРЧАК(Korczak) Януш (псевд.; наст, имя и фам. — Генрик Гольдшмит) [22.7.1878 (1879?), Варшава, — 6.8(7). 1942, Треблинка], польск. педагог, дет. писатель, публицист и обществ, деятель. В 1905 окончил мед. ф-т Варшавского ун-та по специальности врач-педиатр. 8 лет работал врачом в дет. больнице в Варшаве, одновременно вёл активную обществ, и лит. деятельность (кн.: «Совр. школа», 1905, «Школа жизни», 1908, и др.), работал воспитателем в дет. летних колониях (впечатления отражены в кн. «Моськи, Йоськи и Срули», 1910, и«Юзьки, Яськи и Франки», 1910). В 1911 директор «Дома сирот» в Варшаве. Осмысливая современную ему практику

семейного и обществ, воспитания, опирался на педагогику, психологию, социологию и медицину. К. вырабатывал. собств. концепцию детства и путей формирования ребёнка как личности. Концепция К. изложена в его кн. «Как любить детей», написанной во время 1-й мировой войны на фронте (2-я ч. этой книги «Интернат» издана в СССР в 1922 с пре-дисл. Н. К. Крупской). После окончания войны и возвращения в Варшаву К. руководил дет. приютами («Дом сирот» и «Наш дом»), преподавал в Ин-те спец. педагогики, Свободном польск. ун-те, пед. уч-ще, выступал как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничал в разл. журналах, редактировал дет. газ. «Малый обзор», выступало беседами по радио и т. д.

К. выпустил ряд книг о воспитании, в т. ч. «Воспитательные моменты» («Мо-menty wychowawcze», 1919), «О шк. газете »(«О gazetce szkolnej», 1921), «Право ребенка на уважение »(«Prä wo dziecka do szacunku», 1929), «Правила жизни» («Рга-widta zycia», 1930), «Шутливая педагогика» («Pedagogika zartobliwa», 1939), а также много статей, опубл. в разл. пед. журналах, и худож. произв. для детей и о детях: «Король Матиуш I» (1923, рус. пер. 1924), «Король Матиуш на безлюдном острове» (1923), «Банкротство юного Джека» (1924, в рус. пер. «Джек-кооператор», 1929), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Л. Па-стера»(1938) и др. В период гитлеровской оккупации К. пытался сохранить «Дом сирот», к-рый в кон. 1940 был перемещён на терр. варшавского гетто. Там в 1942 он написал «Дневник». Отклонив предложения о побеге, К. в авг. 1942 вместе с 200 своими воспитанниками и всем персоналом «Дома сирот» погиб в газовых камерах концлагеря Треблинки.

Исходный тезис пед. концепции К. — ребёнок и его благо. Ребёнок — самостоятельная, независимая от другой воли личность. Вопреки представлению, что ребёнок — лишь будущий человек, а детство — подготовит. этап взрослой жизни, К. утверждал идеи полноценности ребёнка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварит, этапа «настоящей» жизни. Вытекающая отсюда равноценность ребёнка и взрослого означала признание права ребёнка быть тем, кто он есть, — права на индивидуальность, права на уважение его человеческого достоинства. А это требует полной и решит, ломки существующего неравноправного отношения к ребёнку, пренебрежения к нему, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей гос-вом.

Цель воспитания — полное, свободное и гармоничное развитие внутр. сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутр. самостоятельностью и чувством собств. достоинства. Необходимым условием этого является создание (в семье или в дет. коллективе) атмосферы доброжелательности, взаимной откровенности и доверия, гарантирующей защищённость ребёнка от насилия, стабильность его положения и свободу, удовлетворение его интересов и потребностей (особенно эмоциональных). Стержнем воспитат. системы К. было пробуж-

 

 

дение в ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания: «воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует». Условие и мощный фактор эффективности этого процесса — демократически организованный самоуправляемый дет. коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребёнка; включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения (через обществ, мнение), направление его самовоспитания. Соответственно строилась и работа воспитателя, особое значение в к-рой имели умение наблюдать за ребёнком, понимать мотивы его поведения (вживаться в мир дет. переживаний), строить свои отношения с ним на основе разумной любви и уважения. В дет. коллективе усилия воспитателя направлены на организацию его на демокр. принципах, создание положит, психол. атмосферы, организацию воспитывающих ситуаций.

Соч.: Wybor pism pedagogicznych, t. 1—2, Warsz., 1957—58; Pisma wybrane, t. 1—4, Warsz., 1978; Mysl pedagogiczna J. Korczaka. Nowe zfodla, Warsz., 1983; в рус. пер. — Избр. пед. произв., М., 1966; Избр. пед. произв., М., 1979; Пед. наследие, М., 1990; Как любить ребенка, М., 1990.

Лит. — М а з у p П. И., Сердца, отданные детям: Я. Корчак и В. А. Сухомлинский, НШ, 1978, № 9; III а б а с в а М., Я. Корчак и его пед. теория, НО, 1978, № 11; III л ё н-закона А., Я. Корчак, пер. с польск., Варшава. 1978; E Андреева Е. П., Г у-р с в и ч В. М.], Пед. наследие Я. Кор-чака. Библиографич. указатель, М., 1978; № с w с r l у I., Zywe wia. zanie, Warsz., 19784; Binczycka J., Gorzelek K., O pedagogike jako nauke o czlowieku, Ka-towice, 1979; Lewin A., Twörcza konty-nuacja dzieta pedagogicznego J. Korczaka, Warsz., 1979; Mortkowicz-Olcza-kowa H., J. Korczak, Warsz., 1978'; W cito s z у n S., Korczak, Warsz., 1978; Wspom-nienia p J. Korczaku, Warsz., 1981; J. Korczak. Zycie i dzielo, Warsz., 1982; D e feil ick i K., Korczak z bliska, Warsz., 1985. M. H. Кузьмин.

КОРЯКСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ,образован в 1930 как национальный, совр. назв. с 1977; входит в Рос. Федерацию. Пл. 301,5 тыс. км2. Нас. 39 тыс. чел. (1989, перепись), в т. ч. коряки (18%), русские (70%), ительмены, чукчи, эвены. Центр-пос. Палана.

До Окт. революции имелось 8 школ (гл. обр. в рус. посёлках), к-рые практически не охватывали местное население.

После установления сов. власти (1922) открылись первые корякские нач. школы (в 1925 — ок. 200 уч-ся), в т. ч. передвижные для детей кочевников, и интернаты. С 1930 развитием школ руководила Пен-жинская культбаза, где работали этнографы Н. Богданова, С. Н. Стебницкий, К. И. Бауэрман, внёсшие крупный вклад в просвещение коренного населения. На основе Единого северного алфавита впервые была разработана корякская письменность (с 1937 на рус. графике); в Ин-те народов Севера подготовлены первые корякские учебники: букварь «Красная грамота» (составитель Стебницкий, изд. 1932), книга для чтения (1934).

С нач. 30-х гг. вводилось всеобщее нач. обучение. Работало пед. уч-ще в пос. Ти-гиль (1935—42). Учительские кадры готовили также вузы Ленинграда и Дальнего Востока. Внедрение массового обучения изменило бытовавшее прежде недоверие коренного населения к школе, создало условия для начала ликвидации неграмотности среди взрослых. С 1937 стала развиваться сеть дошк. учреждений. В 1939 действовало 30 корякских школ, большинство с интернатами.

Осуществление нач. всеобуча и ликвидация неграмотности продолжались в нач. 50-х гг. В 1953/54 уч. г. работало св. 90 школ (св. 4 тыс. уч-ся, в т. ч. св. 900 — представители народов Севера). Школы (в т. ч. неполные средние) были гл. обр. смешанными. К кон. 60-х гг., в ходе кампании за ликвидацию неперспективных селений, кол-во школ сократилось более чем в 2 раза (в 1968—69 в округе насчитывалось 42 школы). Из-за нехватки пед. кадров и многонационального состава учащихся в организации уч. процесса имелись значит, трудности. С 1953 преподавание в школах ведётся на рус. языке. В 1955—79 языки коренных национальностей в школах округа не преподавались, что отрицательно сказалось на развитии нац. культур и создало определённые трудности для преподавания родных языков. В 1988 лишь 52% уч-ся из народностей Севера изучали родной язык (корякский, ительменский, эвенский, чукотский). Родной язык изучается с нулевого по 3-й кл., в 4-м кл. — экспериментально, в ст. классах — факультативно. Преподавание корякского яз. затруднено наличием большого числа диалектов (учебники создаются только на чавчувенском диалекте). В 60—80-х гг. большинство учащихся из коренного населения училось в школах-интернатах с полным гос. обеспечением. В 1988 из 1714 детей коренной национальности шк. возраста 1342 (78%) воспитывалось в школах-интернатах и интернатах при школах. С нач. 90-х гг. число интернатов сокращается, возрождается традиц. роль семьи в воспитании детей. Качеств, реализация общего (базового и ср.) образования затруднена нестабильностью пед. кадров (нек-рые предметы шк. курса не преподаются), слабой увязкой уч.-воспитат. процесса с хоз. потребностями населения. Для продолжения образования выпускники школ поступают на подготовит, отделения при высших и ср. спец. уч. заведениях; для учащихся из коренного населения практикуется внеконкурсное зачисление.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.