Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 40 глава

В республике 30 ПТУ (14,7 тыс. уч-ся), 28 ср. спец. уч. заведений (св. 21 тыс. уч-ся). В ун-те, пед., мбд., с.-х., политехническом (осн. в 1972) ин-тах обучалось св. 27 тыс. студентов. В 1991 организован Ин-т нар. х-ва. Среди вузов ведущее место занимает Дагестанский университет (осн. в 1957 на базе пед. ин-та им. С. Стальского; в 1991 — 10 ф-тов, ок. 7 тыс. студентов). В вузах занято св. 2,2 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. 160 докторов и св. 1100 канд. наук. Подготовку пед. кадров ведут ун-т, пед. ин-т, пед., муз., худож. и культ.-просвет, уч-ща. В 1991/92 уч. г. созданы пед. колледжи (на базе 3 пед. училищ), выпускники к-рых получат возможность завершать пед. образование в вузах. Имеется ИПК пед. кадров (1991, осн. в 1952 как ИУУ). Для проф. ориентации старшеклассников на пед. профессии открыта респ. школа-интернат (2 года обучения). Дагучпедгиз издаёт ежегодно св. 130 назв. книг тиражом св. 1 млн. экз. Лит-ра выпускается на 11 языках. С 1990 издаётся газ. — «Учитель Дагестана», с 1980 — дет. журн. «Соколёнок» на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском и табасаранском языках.

Лит.: Шк. образование в Дагестане, под ред. Г. Ш. Каймаразова, Махачкала, 1968; Омаров С. М., Первые годы строительства сов. школы в Дагестане, Махачкала, 1968; Каймаразов Г. Ш., Очерки истории культуры народов Дагестана, М., 1971; его ж е. Просвещение в дорев. Дагестане, Махачкала, 1989. X. Г. Магидов.

ДАЛЬТОН-ПЛАН(Dalton Plan), система индивидуализированного обучения. Возникла в нач. 20 в. Наименование получила по г. Долтон (шт. Массачусетс, США). Автор Д.-п. — Е. Паркхерст. При организации работы по Д.-п. учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода как в выборе занятий, очерёдности изучения разл. уч. предметов, так и в использовании своего рабочего времени. Годовой объём уч. материала разбивался на месячные разделы — «подряды», к-рые, в свою очередь, подразделялись на ежедневные задания. В начале уч. года каждый ученик заключал с учителем договор («контракт») о самостоят, проработке определённого задания в намеченное время. Уч. программы по предметам содержали метод, указания, помогающие учащимся самостоятельно работать с разл. источниками и пособиями. Учащиеся работали в отд. предметных кабинетах-лабораториях (отсюда и др. назв. Д.-п. — «лабораторный план»), где могли получить консультацию учителя — специалиста по данному предмету. Особое внимание уделялось учёту работы школьников, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек, где отмечался ход выполнения месячных заданий как каждым учеником, так и отд. классами. Разделение учащихся по классам сохранялось, однако использовалось для реше-



ния обособленных от осн. уч. процесса орг. и уч.-воспитат. задач (напр., для совм. занятий детей гимнастикой, музыкой, играми, домоводством).

Д.-п. позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, приучая их к самостоятельности, развивал инициативу, побуждал к поиску рациональных методов работы и вырабатывал чувство ответственности за выполнение заданий в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

В 20-е гг. в сов. школе предпринимались попытки модифицировать Д.-п.: преодолеть его крайнюю индивидуали-стичность; сочетая его с методом проектов, связать с коллективной работой учащихся. Эти попытки нашли выражение в форме т. н. бригадно-лабораторного метода. Элементы Д.-п., напр. использование уч. «контрактов», сохранились в практике ряда школ США.

Лит.: Паркхерст Е., Воспитание и обучение по дальтонскому плану, пер. с англ., [М.]. 1924; Дьюи Э., Дальтонский лабораторный план, пер. с англ., [М.], 1923; Новые системы образоват. работы в школах Зап. Европы и Сев. Америки, под ред. С. В. Иванова и Н. Н. Иорданского, М., 1930, с. 156—68; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, M., 19822; Куписевич Ч., Основы общей дидактики, пер. с польск., М., 1986. М. В. Кларин.

ДАНИЛОВВладимир Валерьянович [20.7(1.8).1881, г. Духовщина, ныне Смоленской обл., — 24.4.1970, Ленинград], филолог, канд. пед. нау к (1946). По окончании Нежинского ист.-филол. ин-та (1905) на пед. работе в Екатерино-славе (ныне Днепропетровск), Одессе; с 1911 в Учительском ин-те в Петрограде, в 1918—19 — в 1-м Петроградском пед. ин-те, с 1921 в учреждениях Воен.-мор. флота. В 1948—56 в Ин-те рус. лит-ры (Пушкинский Дом) АН СССР. Д.-последователь культурно-ист, школы в литературоведении. Труды в области укр. фольклора, этнографии, истории культуры и лит-ры от древности до 19 в. В 1910- 1920 сотрудничал в «Рус. филол. вестнике». В ст. «Первый урок словесности в ср. школе» (1907, № 2), «Восприятие худож. речи учащимися мл. возраста» (1916, № 3) и др. наметил осн. пути изменения существующей практики преподавания лит-ры. Считал необходимыми конкретизацию предмета лит-ры, целостное рассмотрение каждого лит. памятника, сочетание при анализе лит. произв. сложившихся в науке культурно-ист, и эстетического («психологического») подходов; освоение деятельностного подхода к языку; преим. интерес к формированию культуры речи, умению «творить словом»; выработку продуманной системы стилистич. упражнений.

В курсе «Методика рус. языка. Применительно к преподаванию в высш. нач. уч-щах, 2-х кл. двухклассных уч-щ, а также в младших классах ср. уч. заведений» (19172) и кн. «Лит-ра как предмет преподавания» (1917) определил место гуманитарных дисциплин в развитии интеллектуальных, аналитич. способностей учащихся. Углубление традиций формального образования Д. связывал с пед. приложениями теории А. А. Потебни. Познание «внутр. формы» произведения открывало ученику направление авторской мысли, связь между идеей и словом, а главное — превращало его в непо-средств. участника процесса создания худож. образа. На уроках рус. яз. внимание к «внутр. форме» слова инди-

ДАНИЛОВ

видуализировало обучение, делало его более интересным и увлекательным,

По убеждению Д., только становление образного мышления с дет. лет обеспечивает в дальнейшем творческую активность и самостоятельность личности. Поэтому метод анализа произведений должен следовать за логикой развития худож. образа. Критич. изучение текста строилось Д. на системе разнообразных вопросов, позволявших выяснить содержат, значимость каждого приёма — от отд. слова до общей композиции. Рассмотрение произведения как внутр. единства не только освобождало шк. преподавание от иллюстративности и догматич. назидательности, но и расширяло возможности эсте-тич. и нравств. воспитания. Д. считал отеч. словесность гл. средством формирования у ребёнка чувства причастности к коллективной жизни, уважения к личности другого человека. Выступая против систематич. изучения истории лит-ры в ср. школе, Д. стремился придать ист.-культурным знаниям конкретный, «практич.» характер, когда ист.-лит. комментарий становился бы составной частью каждого разбора.

В сер. 20-х гг. Д. создал цикл статей, в к-рых предпринята попытка социального анализа произведений шк. программы. В 1937—47 в журн. «Рус. язык в школе» опубликовал статьи по проблемам изучения отд. морфология, категорий и методике обучения творческим письменным работам. Отстаиваемые Д. идеи развития активной речевой деятельности реализованы в предложенном им плане поэтапного обучения частям речи и соответствующей системе упражнений.

Соч.: Концентрич. курс рус. грамматики, [в. 1 — 2], П. — Л., 1923—24 (литогр.); Лит-ра в кругу уч. предметов. «Пед. мысль», 1924, № 1.

Лит..-Гуревич М. ММог и ля н-с к и и А. П., В. В. Данилов, ТОДРЛ, 1962, т. 18; Роткович Я. А., В. В. -Данилов, ЛШ, 1970, № 4; К а л и и и и а М. Ф., Метод, наследие В. В. Данилова, в сб.: Писатель и время, в. 1, Ульяновск, 1975; II а н-ч с и к о Н. Т., Список печатных трудов В. В. Данилова (1904—1962), Л., 1963.

Д. А. Ермаков.

ДАНИЛОВМихаил Александрович [13(25).4.1899, дер. Васильевщина Псковской обл., — 25.11.1973, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1959), дер пед. наук (1960), проф. (1961). Окончил физ.-матем. ф-т Ленингр. пед. ин-та им. Н. А. Некрасова (1924) и АКВ им. Н. К. Крупской (1928). С 1918 учитель математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовско-го у. Петрогр. губ. С 1931 на науч.-пед. работе в вузах и н.-и, учреждениях: в АКВ (1931—34), Смоленском пед. ин-те (1934—39), НИИ школ (1939—44), НИИ ОП АПН (1944—73). Разрабатывал проблемы методологии педагогики, пед. образования, методики пед. исследований. Осн. внимание уделял проблемам дидактики.

Создал концепцию нач. образования, в основе к-рой идеи отбора знаний, стимулирования внутр. сил личности, организации уч. труда, требующего самостоятельности мысли и действия («Задачи и особенности нач. образования», 1943; «Дидактич. условия прочного усвоения знаний», 1945; «Роль нач. обучения в умственном и нравств. развитии человека», 1947). Изучая и анализируя массовую практику и передовой пед. опыт («Пути повышения качества знаний», 1948; «Сов. дидактика и творч. опыт учителей», 1948,

М. А. Данилов.

и др.), показал, что гл. причиной отставания учащихся является недостаточное влияние традиц. процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. На основе многоаспектного анализа состояния проблемы стимулирования и мотивации учения в сов. пед. науке и практике 40—60-х гг. сформулировал ряд концептуальных положении, нашедших развитие в дидактич. исследованиях 60—80-х гг.: направленность уч. процесса на воспитание у уч-ся устойчивой позна-ват. потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта уч.-познават. деятельности и др. Статьи Д. предлагали учителям средства и приёмы побуждения школьников к учению, формирования умения отбирать существенное в уч. материале, помогали предупреждать типичные ошибки и массовое отставание при изучении трудных тем, т. е., по существу, вырабатывали методы оптимизации обучения.

В кн. «Процесс обучения в сов. школе» (1960) анализ уч. процесса сочетается с «синтетич. обзором обучения в его осн. структурных единицах» (урок, система уроков, ступени обучения и пр.), раскрываются диалектика процесса обучения, его внутр. источники, движущие силы, противоречия и т. д.

В трудах «Пед. процесс и его диалектика» (1970), «Всеобщая методология науки и спец. методология педагогики в их взаимоотношениях» (1971), «Проблемы методологии педагогики и методики исследований» (1971) и др. обоснованы взгляды Д. на создание методологии педагогики как самостоят, отрасли пед. знания, разработку её задач, предмета, структуры, связей со смежными науками и пр. Защищая идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о воспитании в «гуще жизни» и о коллективе как объекте воспитания, Д. возродил понятие «пед. процесс», вошедшее в отеч. педагогику благодаря П. Ф. Каптереву, раскрыл роль концепции «саморазвития» в познании его диа-лектич. природы и показал значимость этого понятия для исследования явлений воспитания. Стереотипному пед. мышлению, сориентированному на пед. руководство как «целенаправленное пед. воздействие на учащихся», противопоставил идею обучения как общение учителя и учащихся. Многие идеи Д. не были поддержаны его современниками, поскольку вступали в противоречие с традиц. педагогикой, особенно в вопросах методологии исследования, трактовке диалектич. природы обучения, понимании сущности пед. руководства уч. процессом. Нек-рые из его идей были реализованы лишь в совр. школе, в частности идеи т. н. педагогики сотрудничества.

С о ч.: Дидактика К. Д. Ушинского, М., 1948; Дидактика, М., 1957 (соавт.); Пед. эксперимент, его теоретич. основы и условия применения в исследовании, М., 1971; Разра-

ботка методология, проблем педагогики, М 1971; Теоретич. основы и ^методы фундаме! — тальных пед. исследований, М., 1972.

ЛитБилькеев Д., М. А. Данилов СП, 1980. №8; С т с и а III к о Л., М. А Данилов (1899 — 1973). СП, 1989, № 5.

 

ДАНИЯ(Danmark), Королевств Дания, гос-во в Зап. Европе, на п-ов? Ютландия и о-вах Дат. архипелага. П.~ 43 тыс. км2. Нас. 5,13 млн. чел. (1989 Офиц. яз. — датский. Столица — Копенгаген.

С распространением христианства (IQ—12 вв.) в крупных городах создавались кафедральные и монастырские школы В 1479 в соответствии с указом папы Сик ста IV осн. Копенгагенский ун-т, ставши, — на неск. веков гл. центром просвещения s стране. Дети ремесленников получал.? практич. обучение в гильдиях, к-рые сох раняли функции контроля за проф. об;, чением до сер. 19 в. В городах действовали также частные школы письма и сч<-та. В 1536 появились грамматич. школы находившиеся в ведении гос-ва. Эту да ту можно считать началом истории нац системы образования. Принятие Рефор мации и создание в стране лютеранской церкви имело решающее значение для распространения нач. обучения: ста л к создаваться нач. приходские, а также латинские школы, появились учебники в т. ч. на родном языке. С 1689 финансирование нач. школ возложено на гор. власти, провозглашена обязательность обу чения детей с 7 лет. В годы правления короля Фредерика IV (после 1721) во веет регионах страны были учреждены гос нач. и др. школы. В 1791 создана первая в стране семинария по подготовке учите лей. Программы нач. и ср. школ были пе реориентированы на общеобразоват. предметы. Значит, внимание стало уделяться естеств.-науч. дисциплинам и новы«языкам; уч-ся получили возможность формировать курс шк. обучения не толь ко из обязательных, но и из альтернативных предметов. Н. Ф. Грундтвиг выл винул идею общедоступного образования к-рое должно проводиться в обществ и частных высш. нар. школах вне жест кого контроля гос-ва. В 1852 К. Колд основал первую такую школу. Уч-ся (о * 18 до 30 лет) поступали в эти школы бс-экзаменов, практиковалось гл. обр. лек ционное преподавание. Уч. планы вклю чали историю, религию, дат. яз. и лит-ру математику, естеств. науки, гимнастики практич. курс с. х-ва. Обучение орга низовывалось по месту жительства зимние и летние месяцы. В 1814 принят закон об обязат. 7-летнем обучении; За кон 1857 отменил контроль за проф. по-готовкой со стороны гильдий; в 1889 при нят первый закон о проф. подготовке регулировавший развитие этой облает,' образования в оошенац. масштабе.

В кон.19 — нач. 20 вв. сформировалась система образования, включавшая нар. школы, ср. уч. заведения — грамматич школы, реальные школы и гимнази-' (большинство их возникло в результат реорганизации грамматич. школ), ун-ти (созданные гл. обр. по образцу герман ских); в систему входила сеть высш нар. школ, обеспечивавшая неформаль ное образование. В 1912 созданы первые дошк. учреждения. Законом 1958 пол тверждён 7-летний срок обучения, уравпе ны права гор. и сел. школ.

Современная система образованияосновывается на законе 1974, к-ры;-ввёл единую обязат. 9-летнюю шкп лу, определил возраст поступления в неё

ДАНИЯ

с 6 лет. Обучение на всех ступенях образования стало бесплатным. Общее руководство всеми уч. заведениями осуществляет Мин-во образования, в состав к-ро-го входят управления нар. школ и учительских семинарий, ср. школ, проф. образования и отдел, ведающий, в частности, вопросами строительства уч. заведений и развитием высш. образования. Для решения разл. проблем министр назначает комиссии и к-ты. Каждый муниципалитет имеет собств. шк. управление, занимающееся реализацией обязат. образования. Финансирование уч. заведений осуществляют гос-во (ассигнования на капитальное стр-во и управленческий аппарат, а также половина всех затрат на заработную плату учителям); муниципалитеты, оплачивающие осн. расходы на нар. школы; частные орг-ции. Гос. ассигнования на образование составили в 1988 10% ВНП.

Дошкольное воспитание осуществляется в дет. яслях — vugge-stuer (возраст до 3 лет) и в дет. садах — barnehaver (от 3 до 6 лет). Ими охвачено св. половины детей соответствующего возраста (в 1987 ок. 60 тыс. детей). Дошк. учреждения находятся в ведении Мин-ва труда и социального обеспечения. Законом 1976 введено т. н. предшк. обучение для детей 5—6 лет, к-рое проводится в спец. классах (forskoleklasse) при дет. садах и школах. Этим видом обучения охвачено 94% детей (1987).

Общее образование даёт обязат. единая нар. школа (folkeskole), к-рая состоит из 3 звеньев: одногодичного подготовит, класса, 9-летней осн. школы и доп. одногодичного класса. Уч. планы первых 7 лет осн. школы включают дат. яз. и лит-ру, математику, англ., нем. языки, физику и химию, историю, географию, основы христианства, обществоведение. В 8—9-х кл. математика, иностр. языки, физика и химия изучаются в разл. объёмах, что предопределяет выбор дальнейшего направления обучения. Уч. планы 10-го (дополнительного) кл. для тех, кто хочет продолжать обучение в ср. уч. заведениях, включают дат. и англ, языки, обществоведение и по желанию математику, нем. яз., физику, химию в расширенных объёмах. Среди доп. дисциплин: норв. и швед, языки, курс мировых религий и разл. идеологий, основы медицинских и педагогических знаний.

В 1988 в 1400 нар. школах училось 783,2 тыс. чел. После ее окончания 36% уч-ся поступает в гимназии или на курсы по подготовке для поступления в вузы, 49% — в разл. проф.-техн. школы и уч-ща, 15% прекращает учёбу. Каждая школа разрабатывает собств. уч. планы, определяющие кол-во часов по каждому предмету, их расписание, содержание программ. Эти планы утверждаются муниципальным советом. В то же время учителям предоставляется право выбора методов обучения. Законом 1975 в нар. школе введён выпускной экзамен, к-рый проводится по одному предмету, выбираемому самим учащимся из 11 изучаемых в школе (отметки за экзамен не ставятся). По окончании нар. школы все уч-ся получают удостоверение, в к-ром отражены изученные предметы, уровень подготовки, оценки за последний год учёбы, результаты экзамена.

Ср. образование дают 3-летние гимназии (gymnasie) и ср. техн. уч. заведения. Гимназии имеют 2 отделения — языковое

и математическое, к-рые, в свою очередь, со 2-го кл. делятся на направления: языковое — на направление совр. языков, обществоведческое и классич. языков; математическое-на физ.-матем., обществоведческое, естеств.-научное. Выбор того или иного отделения и направления обучения предопределяет возможность поступления на те или иные ф-ты вузов. Обучение в гимназии завершается сдачей т. н. студенч. экзамена (studen-tereksamen), дающего право поступления в вуз. Оканчивает гимназию ок. 20% молодёжи соответствующего возраста, ок. 80% из них поступает в вузы. В 1988 в гимназиях училось ок. 57,9 тыс. уч-ся. Право поступления в вузы имеют также (с 1968) лица, не окончившие гимназию, но сдавшие т. н. высший подготовит, экзамен (H0jere forberedelseseksamen) по профилирующим дисциплинам. Подготовка к сдаче его проводится в течение 2 лет на разл. курсах и в кружках при учреждениях и предприятиях. В 1988 на такого рода курсах училось ок. 14 тыс. чел.

До 1950 проф. подготовка осуществлялась в виде ученичества, по контракту, заключённому непосредственно учеником и мастером. По закону 1956 ученичество стало организовываться в спец. центрах под контролем соответствующих проф. opr-ций. В нач. 70-хгг. введена т. н. базовая проф. подготовка для экономики (erhver-vsfaglige grunduddanelser, EFG), к-рая наряду с ученичеством проводится на базе 9-летней нар. школы. Период ученичества длится от неск. месяцев до 3—4 лет и включает теоретич. и практич. подготовку. Обучение в разл. проф.-техн. уч. заведениях, осуществляющих EFG, как правило, 3 года. 1-й год — базовая подготовка в осн. проф. областях, затем уч-ся могут выбирать из 75 проф. курсов. Обучение строится так, что уч-ся могут при необходимости прервать его и в дальнейшем продолжить. В 1985 в разл. проф. уч. заведениях проходили подготовку св. 175 тыс. чел.

В 1988 было 13 вузов, в к-рых училось 88,1 тыс. студентов. Крупнейшие университеты (1986): в Копенгагене (6 ф-тов, ок. 23,8 тыс. студентов), в Орхусе (осн. в 1928; 1.3 тыс.), в Оденсе (1964; 3 ф-та, 5 тыс.) и др. Срок обучения 6—8 лет. Среди вузов: Дат. высш. техн. школа (осн. в 1829; св. 4,2 тыс. студентов), Королевская высш. вет. и с.-х. школа (1856, ок. 2,7 тыс. студентов) — обе в Копенгагене: Высш. коммерч. школа в Копенгагене (1917; ок. 8,7 тыс. студентов), Дат. высш. пед. школа (1856; 17,5 тыс. студентов) и др. Срок обучения 3—4 года. Имеются также университетские центры в Рос-килле (1970; 1,5 тыс. студентов) и в Оль-борге (1974; ок. 3 тыс. студентов), осуществляющие подготовку специалистов на разл. уровнях — от специалистов ср. звена до науч. работников. Обучение в них ведётся на ф-тах, созданных на междисциплинарной основе: гуманитарном, естеств. наук. Подготовка поэтапная, после каждого из них (продолжительность в 1,5—2 года) студентам выдаются сертификаты, свидетельствующие о полученной квалификации, предоставляется право прерывать и возобновлять учёбу.

Для повышения квалификации взрослых на предприятиях и в учреждениях организуются разл. школы, кружки и курсы. В 1983 в системе образования занятых взрослых обучалось ок. 250 тыс. чел., в системе т. н. свободного обучения (в кружках, где изучаются иностр. яз.,

иск-во и др.) — св. 800 тыс. чел. Традиц. формой образования взрослых являются высш. нар. школы, предназначенные для молодёжи старше 17 лет, не получившей обязат. образования. Эти школы частные, как правило, с интернатами; в них учится молодёжь из сел. местности. В стране насчитывалось (1988) ок. 75 таких уч. заведений.

Воспитатели дошк. учреждений получают подготовку в 3-летних семинариях после 9-летней школы, с 18 лет; учителя нар. школы — в семинариях и высш. пед. школах в течение 2,5—4 лет на базе полного ср. образования; учителя гимназии — в ун-тах и в университетских центрах с обязательным прохождением полугодовой подготовки (педагогической) в высш. пед. школе.

Центром пед. исследований является Дат. ин-т пед. исследований в Копенгагене (осн. в 1954). Проводит исследования в области нач., ср. и высш. образования, а также образования взрослых; разрабатывает уч. программы и новые методы обучения и т. д. При Копенгагенском ун-те в 1969 создан Ин-т изучения высш. образования, исследующий проблемы высш. школы, организующий курсы повышения квалификации и переподготовки преподавателей.

Пед. периодика: «Dansk paedagogisk tidskrift» («Дат. пед. исследования», с 1953), «Uddannelse» («Образование», с 1968), «Paedagogisk psyhologisk tidskrift» («Дат. психол. исследования», с 1941), «Folkskolen» («Нар. школа», с 1884).

ЛитSimonsen В., Dansk uddan-nelsespolitik og planlaegning, Kbh., 1976; Mathiesen A., Uddannelse og Produktion, Kbh., 1976; Statistisk ärbog. Danmark. 1988, Kbh., 1989.

 

ГРЕНЛАНДИЯ(Grönland), пл. 2176 тыс. км2. Нас. 53,7 тыс. чел. (1989). Офиц. языки — эскимосский (гренландский диалект) и датский. Адм. центр — Готхоб. По конституции 1953 Гренландия — часть королевства Д., пользующаяся внутр. автономией. Адм. власть на о-ве принадлежит назначаемому дат. пр-вом губернатору. В 1979 установлено местное самоуправление.

До 1950 все уч. заведения находились под контролем церкви. В 1980 система образования национализирована. В 1985 в экономике было занято 1469 чел., имеющих профессиональное образование, в т. ч. 102 чел. — высшее, 943 чел. — педагогическое (окончивших гл. обр. семинарии) и др.

В школах работает значит, число дат. учителей. В связи с национализацией особое значение придаётся повсеместному введению обучения на гренландском яз. Школы находятся в ведении Управления культов и образования и муниципальных органов. Система шк. образования структурирована по типу датской. Обязат. образование 9 лет. В 1988 в нар. школах училось 7064 чел., в классах гимназии (11) — 1866 чел. В сел. местностях Г. нередко имеются лишь нач. классы, уч-ся продолжают учёбу в ближайших городах либо в Дании. Высш. образование получают в скандинавских странах.

Фарерские острова (Faereerne). Пл. 1,4 тыс. км2. Нас. ок. 43 тыс. чел. (1989). Офиц. языки — датский и фарерский. Адм. центр — Торсхавн.

С 1380 принадлежат Дании, с 1948 пользуются внутр. автономией. Законо-дат. орган по авт. вопросам — местный парламент (лагтинг). Гос. управление осуществляется назначаемым дат. королевой чиновником. Система образования национализирована в 1979. В 1978 принят закон о создании спец. органов управления образованием, обладающих широкими полномочиями. Нач. и неполные ср. школы находятся в ведении муниципальных органов. В 1979 принят закон об обязат. 10-летнем образовании. Однако из-за трудностей, связанных с геогр. факторами, обязат. образование ограничивается 7 годами. Обучение ведётся на фарерском яз.

Система шк. образования построена по дат. образцу. Вводятся предшк. классы для детей 5—6 лет, в 1987 их посещало 56 чел. В 65 нар. школах в 1987 училось 7678 чел. Общее ср. образование дают гимназии (2 в 1987; всего св. 500 уч-ся). Св. 370 чел. посещало курсы, готовящие к сдаче т. н. высш. подготовит, экзамена. Проф. образование дают разл. проф. школы (в 1987 — 8 школ; ок. 2 тыс. уч-ся). Подготовку учителей проводят семинарии (94 уч-ся). Для обучения молодёжи и взрослых созданы высш. нар. школы и вечерние классы. С 1965 стало возможным получение высш. образования в Ун-те Фарерских островов на ф-тах сканд. языков и лит-ры, теологии, естеств. наук (всего ок. 100 студентов). Выпускники гимназий продолжают образование также в сканд. странах.

Л. Г. Можаева.

ДАНЮШЕВСКИЙИзраиль Исаакович [18(30).12.1890, местечко Кобыльник Ви-ленской губ., — 19.7.1950, Москва], педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. В 1911 окончил учительский ин-т в Вильнюсе. Пед. деятельность начал в 1909. В 1923—30 в Наркомпросе РСФСР. Организатор и первый директор (1930—43) Эксперим. дефектологич. ин-та (с 1935 Науч.-практич. ин-т спец. школ и дет. домов, на базе к-рого в 1944 создан НИИ дефектологии АПН), а также Моск. пед. дефектологич. ин-та (1939—42). В 1943—47 директор Центр, науч.-метод, кабинета дет. домов МП РСФСР, с 1947 в НИИ дефектологии. Труды по организации комплексного клинич. и психолого-пед. изучения аномальных детей, науч. основам их диф-ференцир. обучения и воспитания, а также по проблемам учебно-воспитательной работы в дет. домах и учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей.

С о ч.: Уч.-воспитат работа в дет. домах и спец. школах, М., 1954.

ЛитИ. И. Данюшевский, «Дефектология». 1970, № 6, К 90-летию со дня рождения И. И. Данюшевского, там же, 1981, № 1.

ДАРАГАНАнна Михайловна [23.2(7.3). 1806, Петербург, — 11(23).8.1877, Вильнюс], педагог. Получила домашнее образование. В 1849 назначена начальницей моек. Елизаветинского уч ща, в 1850- 1856 — Николаевского сиротского ин-та в Петербурге. В 1857 попечительница дет. приюта в Туле.

Осн. труды посвящены первонач. обучению и воспитанию детей. Автор иллюстрированного (в т. ч. цветными картинками) букваря для домашнего обучения: «Ёлка. Подарок на Рождество» (ч. 1 — 2, 1846, 190714). Тщательно продуманная методика преподавания изложена в пособии в виде указаний для учителя и «поурочных разработок », открывающих каждое занятие. Для обучения грамоте использовался слоговой метод, но изуче-

И. И. Данюшевский.

С. Даукантас.

ние букв основано на их соответствии звукам, а не названиям. Приёмы обучения направлены на развитие дет. самостоятельности и активности, на осмысленное восприятие изучаемого; широко применяется наглядность. В отличие от мн. букварей того времени в пособии использованы для чтения только светские тексты. В. Г. Белинский назвал букварь Д. «решительно первой хорошей книгой в этом роде» (-Ютеч. записки», 1846, т. 44, отд. 4, с. 36). Для нач. обучения Д. выпустила также кн. «Естеств. история животных, рассказанная для детей» (1849) и др. Заслугой Д. является попытка впервые познакомить рус. пед. общественность с системой воспитания Ф. Фребеля в кн. «Руководство к дет. садам по методе Фр. Фребеля» (1862; изд. в том же году под назв. «Метода Фребеля. Игры — занятия, развивающие духовные и физич. силы детей от 4 до 10 лет»). Книга составлена по переведённым Д. соч. Фребеля и др. иностр. источникам. В предисловии и вступлении обосновывала необходимость изменения существующего порядка воспитания маленьких детей с целью гармоничного развития их умственных и физич. сил.

Лит Козелло В. Т., Дараган А. М., в кн.' Мат-лы по истории рус. дет. лит-ры, т. 1, в. 1, М, 1927; От азбуки Ивана Федорова до совр. букваря, М., 1974.

, Э. Л. Безносое.

ДАРИЙСКИЙАнатолий Викторович [р. 1(14).3.1910, Москва], педагог, географ-методист, краевед, ч.-к. АПН СССР (1968—91), дер пед. наук (1961), проф. (1962). В 1932 окончил Ленингр. ун-т. С 1934 на науч. и преподават. работе в пед. вузах. С 1945 в системе АПН: в 1945—47 в НИИ методов обучения, в 1947—55 в Ленингр. НИИ педагогики, в 1962—76 директор НИИ общего образования взрослых. Одновременно в 1947—65 зав. кафедрой экон. географии и методики географии ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1976 проф. Высш. профсоюзной школы культуры (ныне С.-Петерб. гуманитарный ун-т профсоюзов), с 1991 проф. С.-Петерб. ун-та пед. мастерства. Ведущие направления науч. деятельности: педагогика взрослых, краеведение, методика преподавания географии. Создал первые в СССР учебники общей методики географии для пед. вузов и учебники географии для вечерней школы. Инициатор разработки в СССР проблем непрерывного образования. Автор географо-краеведч. книг о Ленинграде и С.-З. России. Соавтор и ред. учебников для общеобразоват. школы («География: экон. и социальная география СССР». Учебник для 9-го класса ср. школы, 1991), в т. ч. первого после 20-х гг. учебника для ср. школы «География России» (1990).

С о ч О системе понятий в курсе географии СССР ср. школы, СП, 1947, № 2; Очерки развития школьной географии в дорев. Рос-



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.