Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 37 глава

Г. — организатор и теоретик системы нар. образования в УССР в 20—30 х гг. В выдвинутой им совм. с Я. П. Ряппо схеме нар. образования, отличной от принятой в РСФСР, для детей до 15 лет создавалась единая система социального воспитания, причем все ее организац. формы (дет. сады и дома, 7-летние школы и т. д.) строились по трудовому принципу. Предусматривалось непрерывное развитие разл. типов дет. учреждений — от учреждений с ограниченной сферой воздействия на детей до охватывающих жизнь ребенка полностью (дет. площадки — школа клуб неполного дня — дневной дет. дом — школа полного дня — дет. дом — дет. городок как федерация дет. домов). В итоге достигалась полная изоляция ребенка от воспитат. влияния семьи и организация пост, воздействия на него «гос. социального воспитания». Однако эта идея, ошибочно обосновывавшаяся кризисом семьи и школы, не

могла получить экон. подкрепления. После 15 лет начиналась спец. подготовка в той или иной области произ-ва или организац. группе (индустриальной, с.-х., пром.-экон. и т. д.). Сторонник монотехнического образования, Г. выступал против школы второй ступени, за развитие на базе семилетки профшколы, за примат проф. образования над общим. Предполагалось создание двух типов высш. школы вузов, готовивших инженеров организаторов, и техникумов для будущих инженеров практиков и мастеров. Схема Г. вступала в противоречие с пунктами Программы ВКП(б) (1919) о развитии проф. образования после 17 лет, что вызвало ее критику В. И. Лениным, Н. К. Крупской, А. В. Луначарским и др. После 1-го парт, совещания по вопросам нар. образования (дек. 1920 — янв. 1921), признавшего возможным, в качестве временной меры, привлечение молодежи к проф. образованию с 15 лет, схема была закреплена Кодексом законов о нар. образовании УССР (2 нояб. 1922). Проводя самостоят, линию, Г. вместе с тем отстаивал необходимость выработки единой политики в области просвещения, возможность существования разл. практич. путей.

Предлагал осуществлять взаимосвязь общего и проф. образования в профшколах как «развертывание творческих сил... в процессе подготовки к определенной квалификации, профессии — общее образование на стержне монотехнизма». Не отрицая политехнического образования, считал, что путь к нему лежит через проф.-тех. образование. Был сторонником обучения на родном языке, предос тавляя право решения этого вопроса местным советам.



Построенная на основе схемы Г. система нар. образования на Украине представляла собой важный социально пед. эксперимент осуществления единства общего и проф. образования и социального воспитания.

С о ч Очередные задачи сов строитель ства в области просвещения, X 1920, Социа-листич просвещение юношества [Тезисы по вопросу о ремесл ученичестве, принятые Все рос съездом профобразования], «Вестник проф -тех образования» [Пермь] 1921, МЬ 1 (март), Очерки сов просветительской полити ки X 1923, Культурное строительство в СССР, 1917 — 1927. Док ты и мат лы, M, 1989

Лит РудневП В, Из истории борьбы за ленинский принцип политех образования (февр 1921-февр 1922), в кн В И Ле нин и проблемы нар образования, M, 1961, с 244—69, Очерки истории школы и пед мыс ли народов СССР, 1917—1941, M, 1980, Осовский E Г, Развитие теории проф тех образования в СССР (1917 — 1940), M 1980, гл 2 E Г. Осовский

ГРОДЗЕНСКАЯНадежда Львовна [30.5(12.6).1862, Вильно, — 21.1.1974, Москва], деятель в области муз. образования и воспитания, канд. пед. наук (1953). В 1917 окончила Киевскую нар. консерваторию. Преподавала в ЛГПИ им. А. И. Герцена и Ленингр. консерватории; с 1928 на преподават. работе в Москве— в педтехникумах, консерватории (до 1932). В 1948—69 работала в НИИ ХВ АПН РСФСР.

Совместное Б. Л. Яворским кН. Я. Брю совой участвовала в создании системы проф. муз. образования в Рос. Федерации. По инициативе I. были открыты первые дет. муз. школы, курсы повышения квалификации учителей музыки. Нач. этап деятельности Г., связанный с

поиском путей становления самостоят, муз. уч. предмета в общеобразоват. школе, проходил под влиянием идей Б. В. Асафьева. В муз. образовании школьников гл. акцент делала на развитии восприятия музыки у учащихся. В статьях Г., опубликованных в сб. «Вопросы музыки в школе» (1926), отражено осн. направление ее пед. деятельности — формирование слушательской аудитории, создание уч. предмета «Слушание музыки» как ведущего в шк. муз. образовании. В кн. «Школьники слушают музыку» (1969) представлены осн. теоретич. и практич. положения о формировании восприятия музыки детьми единство исполнительской (певческой) и муз. познават. деятельности школьников, взаимосвязь разл. форм работы на уроке, развитие муз. ассоциаций

Пед. концепция Г. построена на понимании целостности урока музыки, осн. стержнем к-poro выступают муз. произведение, его драматургия, принципы построения.

Лит О преподавании пения в нач. школе, M, 1950, Слушание музыки в кн: Методика преподавания пения в школе M, 1952, гл 3, Воспитат работа на уроках пения, M, 1953, Методика пения в нач школе, в кн Пение и музыка Уч пособие для пед уч щ, M, 19532, Слушание музыки в нач. школе (1—14 кл.), М., 1962

С Н Морозова.

ГРОС(Groos) Карл (10.12.1861, Гейдель-берг, — 27.3.1946, Тюбинген), нем. психолог. Преподавал в ун-тах Базеля, Гис-сена, проф. ун-та в Тюбингене (1911- 1929). Известен работами в области дет. психологии. Создал теорию игры, противопоставив ее биогенетич. концепции Г. С. Холла, к-рый рассматривал игру как наследственно обусловленное воспроизведение древних стереотипов поведения. Согласно Г., возникновение игры вызвано недостаточностью врожденных механизмов приспособления к среде. Игра побуждается не прошлым, а будущим и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям. Гл механизм игры — упражнение. Под влиянием идей 3. Фрейда Г. дополнил свою теорию учением об игре как катарсисе (душевном очищении). В теории Г. не нашла отражения социальная функция игровой деятельности; игра как форма «естественного саморазвития» не связывалась с пед. воздействием. Такой односторонний подход к игре был подвергнут критике Г. В. Плехановым. В совр. возрастной психологии теория Г. расценивается как ист этап в развитии науч. представлений об игровой деятельности. Не утратило значения лишь представление о развивающем характере игры.

В области психологии мышления впервые выделил в качестве этапа формирования понятий т. н. потенциальные понятия. Этот подход послужил одним из источников теорий мышления, разработанных Ж. Пиаже и Л. С Выготским.

С оч Die Spiele der Menschen Jena, 1899, Die Befreiung der Seele Jena, 1909, Der Lebenswert des Spiels Jena 1910, Das Spiel, Jena, 1922, в рус пер — Душевная жизнь ребенка, К 1916

Лит.: Плеханов Г В, Письма без адреса Избр филос произв т 5, M, 1958, с 341—46, Выготский Л С Мышление и речь, Собр соч, т. 2, M, 1982, с 171^—173 M С Роговин.

ГРУЗДЕВПавел Никодимович [18(30).8. 1889, Кострома, — 13.7.1953, Ленинград], педагог, д. ч. АПН РСФСР (1945), дер пед. наук (1938), проф. (1950). По окон-

чании ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1916)преподавал рус. яз. и лит-ру в муж. гимназии в Костроме. В 1918—22 один из руководителей нар. образования в Костромской губ. С 1922 вёл науч.-пед. работу в Ярославском пед. ин-те, АКБ, ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1928—30 зав. отделом пед. образования Главпрофобра. В 1945—49 пред. Ленингр. филиала АПН РСФСР, в 1949—53 директор, ст. науч. сотрудник Ленингр. НИИ педагогики. В 1947—50 и 1951—53 чл. Президиума АПН РСФСР. Автор работ по методологии (проблемы законов, принципов и правил в педагогике), теории и практике воспитания и обучения. Подготовил сб. «Маркс и Энгельс о воспитании и образовании» (изд. в 1957).

Соч.: Вопросы воспитания мышления в процессе обучения, М. -Л., 1949.

Лит.: Болдырев Н., П. Н. Груздев. Педагог, СП, 1979, J * 12.

ГРУЗИНСКАЯИрина Алексеевна [17(30).4.1905, Москва, — 1940, там же], методист (англ, яз.), проф. Окончила пед. ф-т 2-го МГУ (1928). Преподавательскую работу начала там же в 1929. В 1930—40 в Моск. гор. пед. ин-те и в Моск. обл. пед. ин-те иностр. языков. Автор учебников, программ и работ по методике преподавания англ. яз. в ср. школе. Разработала сравнительную характеристику психол. особенностей навыков чтения и устной речи на иностр. языке, принципы отбора в словарь иностр. слов и методику проведения эксперимента при обучении иностр. языку.

Соч.: Методика преподавания англ. яз. в ср. школе, M., 19475 (подготовлена к печати H. H. Скородумовой); Книга для чтения на англ. яз. Для мл. курсов языковых вузов, в. 1—3, М., 1940; Грамматика англ. яз. Для ст. классов ср. школы, М., I9602" (соавт.). Л. К. Репникова.

ГРУЗИЯ, Республика Грузия, гос-во в Закавказье. Пл. 68,7 тыс. км2. Нас. 5443 тыс. чел. (1989). В состав гос-ва входят республики Абхазия, Аджария и Юго-Осетинская автономная область. Столица — Тбилиси.

В 1989 на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше приходилось 877 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием, в 1979 — 774 чел. В отраслях экономики в 1989 было занято 593,7 тыс. специалистов, в т. ч. 350 тыс. с высшим и 243,7 тыс. со ср. спец. образованием.

Дошкольные учреждения. В 1869 в Тбилиси были открыты первые два частных дет. сада. В 1918—20 действовали 7 частных дет. садов. За годы сов. власти была создана гос. система дошк. воспитания. В кон. 1921 открылось 30 дет. дошк. учреждений, кроме того, детей ст. дошк. возраста принимали в подготовит, группы при нач. школах. В 1930 число дошк. учреждений достигло 139, в к-рых было 10 тыс. детей (развитие дошк. учреждений в 40-х — нач. 80-х гг. отражено в табл.).

В 1989 в 2,1 тыс. дошк. учреждениях воспитывалось 213,4 тыс. детей. Обеспеченность детей соответствующего возраста постоянными дошк. учреждениями составила ок. 44%. Св. 80% дошк. учреждений вели воспитат. работу на груз, яз.; ок. 9% — на русском. К нач. 90-х гг. в дошк. учреждениях Груз. ССР применялась респ. программа воспитания, подготовленная на базе примерной общесоюзной. Педагогов ср. квалификации для дошк. учреждений готовят Батумское и Тбилисское пед. уч-ща, высш. квалификации — Тбилисский ин-т им. С. С. Орбелиани,

П. Н. Груздев.

Кутаисский ун-т (до нач. 90-х гг. — пед. ин-т). Груз, ин-т физич. культуры.

Общеобразовательная школа. По свидетельствам др.-греч. источников, образование в рабовладельч. гос-вах на терр. Грузии строилось по антич. образцу (см. Античность). В распространении антич. просвещения большую роль сыграла основанная во 2-й пол. 3 в. в Фасисе Колхидская высш. риторич. школа (Колхидская академия). Утверждение христианства как гос. религии (30-е гг. 4 в.) повлекло за собой открытие школ при церквах и монастырях. Араб, завоевания (7—9 вв.) задержали развитие груз, культуры, расцвет к-рой начался после освобождения от араб. ига. В 12 в. были созданы крупные центры -науки и просвещения — Гелатская и Икалтойская академии. Их открытие былэ подготовлено основанными за пределами Грузии очагами груз, культуры: Афонским Ивер-ским (10 в., Греция) и Петрицонским (11 в., Бачково в Болгарии) монастырями.

В 13—17 вв. в результате разорения Грузии иноземными завоевателями и феод, междоусобицами академии были закрыты; школы сохранились лишь при отд. монастырях и церквах. Сохранились сведения (14 в.) о деятельности Ларг-висского монастыря, где обучали грамоте, разл. практич. навыкам и умениям. В 17 в. кроме школ светских и православной церкви существовали католич. школы (в Гори, Кутаиси, Тбилиси и др.), к-рые открывались европ. миссионерами. Единой шк. программы не было, но уже в кон. 17 в. в школах были введены обязат. предметы: арифметика, астрономия, география и музыка. В кон. 18 в. Г. располагала значит, сетью уч. заведений. Большую роль играли Тбилисская (осн. в 1755) и Телавская (1782) семинарии.

После упразднения Груз. царства (1801) царское пр-во России закрыло в Грузии нац. школы. Система образования строилась по рос. образцу. В 1802 в Тбилиси было организовано рус. двухклассное уч-ще, преобразованное в 1804 в благородное уч-ще. В 1817 в Тбилиси открылась духовная семинария; в 1817- 1829 в Тбилиси, Гори, Телави, Кутаиси и др. — духовные уч-ща. В 1803—24 школы Г. были подчинены Казанскому уч. округу; в 1824—29 — Харьковскому, с 1829 — непосредственно главноуправляющему Г., а в 1848—60 и 1864—1917 находились в ведении Кавказского уч. округа. По «Положению о закавказских уч-щах» (1829) в Тбилиси в 1830 на базе благородного уч-ща была открыта муж. гимназия, а в ряде городов — уездные уч-ща. В 1830-х гг. были восстановлены нац. груз, школы, гл. обр. при церквах и монастырях. В 1841—45 в Картли и Кахе-тии открылось 55 груз, школ при монастырях; кроме того, во мн. селениях существовали домашние и частные школы.

К нач. 1860-х гг. в Г. работала 251 школа (12 тыс. уч-ся). После отмены крепостного права (1864) увеличилось число школ, в т. ч. средних. В 1865 в Тбилиси было открыто реальное уч-ще, в 1866- учительская школа (с 1872 — Александровский учительский ин-т), появились жен. уч. заведения. Большой вклад в развитие начального образования внесло Об-во по распространению грамотности среди грузин, по инициативе к-рого открывались нар. школы не только в Г., но и за её пределами (Владикавказ, Баку, Нальчик и др.). В 1885 работало 333 школы (127 тыс. уч-ся). К кон. 19 в. насчитывалось 5 муж. гимназий — 1-я, 2-я и 3-я тбилисские (осн. соотв. 1830, 1881, 1892) Кутаисская (1850), Батумская (1897), 2 реальных уч-ща — Тбилисское (1865) и Кутаисское (1897); 4 жен. гимназии и нек-рые др. ср. уч. заведения. В 1901 число нач. школ достигло 966, в них обучалось 59 тыс. детей. После Революции 1905—07 было открыто 17 гимназий, создана сеть коммерческих уч-щ с правами реальных. В 1914/15 уч. г. насчитывалось 1677 нач., 48 высших нач., 40 ср. школ (всего 157,1 тыс. уч-ся), однако осн. масса населения оставалась неграмотной. По переписи 1897 грамотность населения составила 23,6%, в т. ч. среди мужчин — 29,1%, среди женщин — 17,1%.

Пр-во Демокр. республики Грузия (с 1918) увеличило кол-во школ, в т. ч. средних (в 1920 — св. 100, гл. обр. частных; из 51 муж. гимназии 28 были государственными). Действовали также частные закрытые пансионы, среди к-рых были и высокоразрядные ср. уч. заведения. Однако в трудной социально-политич. и экон. обстановке 1918—21 уч. заведения Г. не могли обеспечить коренных перемен в образовании.

После установления сов. власти (1921) уч. и культ.-просвет, учреждения были переданы в ведение гос-ва, школа отделена от церкви, расширено преподавание на родном языке. В 1923 учреждена система образования, аналогичная действовавшей в РСФСР. Осн. типом школы стала 7-летняя трудовая общеобразоват. и политехн. школа. В 20-х гг. велась активная борьба с неграмотностью. С 1930/31 уч. г. началось введение всеобщего нач. обучения, а к кон. 30-х гг. было осуществлено всеобщее 7-летнее обучение. Грамотность населения в 1939 составила 89,3%. После Вел. Отеч. войны было построено (1946—50) 212 новых школ для 82 тыс. уч-ся. В 1945/46 уч. г. введено 11-летнее обучение, к-рое отменено в 1957/58 уч. г. В 1962/63 уч. г. повсеместно введено обязат. 8-летнее обучение. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование (развитие общеобразоват. школ в 40-х — нач. 80-х гг. отражено в табл.).

В 1989/90 уч. г. в 3,7 тыс. общеобразоват. школ обучалось 880,6 тыс. уч-ся, в 41 вечерней школе — 9 тыс. уч-ся. Наряду с груз, школами работают рус., арм., азерб., абх. и осет. школы. Имеются двух- и трёхсекторные школы. На груз, яз. обучалось св. 66% уч-ся, на русском- св. 23%, на азербайджанском- 5,4%, на армянском — 3,6%. Работают 10 дет. домов (св. 760 воспитанников), 20 школ для детей с недостатками умственного и физич. развития (ок. 2,7 тыс. уч-ся). В школах занято 82,6 тыс. учителей, в т. ч. 82,9% с высш. образованием. Среди педагогов школ св. 40 засл. работников нар. образования Г. (звание прис-

ГРУЗИЯ

ваивается с 1989); до 1988 св. 5,7 тыс. чел. были удостоены звания засл. учителя Груз. ССР; педагогам Т. В. Бурджанидзе и Д. 3. Гондаури присвоено звание нар. учителя Груз. ССР. В 1960 учреждена медаль им. Я. Гогебашвили, к-рой за заслуги в развитии образования и пед. наук в Г. удостоено св. 120 чел.

В 1989/90 уч. г. имелось св. 80 дворцов и домов учащейся молодёжи, Дом худож. воспитания, 92 станции юных техников, 17 станций юных натуралистов, 6 станций юных туристов, 142 ДЮСШ, 6 дет. парков, дет. картинная галерея.

Профессионально — техническое образование. Первым проф. уч. заведением в Г. стала Кавк. межевая школа (осн. в 1847). В 1855 на базе Тбилисской опытной фермы и кутаисского опытного питомника были созданы школы садоводства. В 1869 Кавк. отделение РТО открыло первое ремесл. отделение при Авлабарской нач. школе в Тбилиси, ремесл. класс при уездном уч-ще в Гори, ремесл. отделения в с. Патардзеу-ли, а также при Душетской и Марткоп-ской нач. школах. В 1870—80-х гг. в школах Сухуми, Батуми и ряде др. городов началось обучение разл. ремёслам и садоводству. В 1871 ремесл. отделение при Тбилисской нач. школе было реорганизовано в самостоят, школу (слесарное дело), а в 1878 — в ж.-д. техн. уч-ще. В 1880 в Тбилиси было открыто 4-летнее Михай-ловское ремесл. уч-ще (столярное, слесарное, литейное и кузнечное дело), при к-ром в 1896 созданы воскресные техн. курсы для рабочих. По данным на 1895, проф. обучение проводилось в 50 нач. школах. Низшие проф. уч-ща работали в Батуми (осн. в 1889), Боржоми (1895), Хони (1898), Поти (1902) и в др. городах. Наиб, известностью пользовалась с.-х. школа в Цинамдзгврианткари (1883).

Сеть низших проф. уч. заведений действовала в Демокр. республике Грузия до 1921. В годы сов. власти возникли новые типы проф.-тех. уч. заведений, ведущее место среди к-рых заняли школы ФЗУ. В 1925/26 уч. г. в 4 школах ФЗУ обучалось 0,5 тыс. уч-ся. В 1928—30 были открыты низшие проф. уч. заведения в Тбилиси, Батуми, Кутаиси, Боржоми и ряде др. городов республики. В 1929/30 уч. г. было 12 с.-х. школ низшего типа, 7 школ ФЗУ, 27 разл. курсов проф.-тех. обучения. В 1940 в систему Гос. трудовых резервов вошли 10 ремесл. *-ч-щ (2,8 тыс. уч-ся), 1 ж.-д. уч-ще (0,3 тыс. уч-ся), 9 школ ФЗО (1,6 тыс. уч-ся). Во время Вел. Отеч. войны (1943) были открыты 4-летние ремесл. уч-ща для детей, потерявших родителей. В пос-левоен. годы сеть проф.-тех. уч. заведений увеличилась. В 1960-х гг. начала

расти сеть средних ПТУ, в к-рых молодёжь наряду с профессией получает общеобразоват. подготовку в объёме ср. школы (развитие сети проф.-технич. уч. заведений в 40-х- нач. 80-х гг. отражено в табл.).

В 1989/90 уч. г. в 164 проф.-тех. уч. заведениях обучалось 57,4 тыс. уч-ся по 300 специальностям.

Среднее специальное образование. В 1914/15 уч. г. в Г. было всего 5 ср. спец. уч. заведений, в к-рых обучалось 0,6 тыс. уч-ся. В первые годы сов. власти для подготовки нац. кадров ср. квалификации открыты с.-х., хим., индустриальные, пром.-экон., пед. техникумы. В 1927/28 уч. г. в 47 ср. спец. уч. заведениях обучалось 7,7 тыс. уч-ся. К началу Вел. Отеч. войны сеть техникумов значительно увеличилась, а в послевоен. годы число техникумов при увеличении кол-ва вузов несколько сократилось (развитие ср. спец. уч. заведений отражено в табл.).

В 1989/90 уч. г. в 80 ср. спец. уч. заведениях обучалось 44,1 тыс. уч-ся (св. 87% — грузины) по 105 специальностям. Появились новые типы ср. спец. уч. заведений, напр. колледжи, открывающие возможность последующего продолжения образования на 2—3-м курсах однопрофиль-ных вузов. В ср. спец. уч. заведениях занято св. 4,5 тыс. преподавателей, в т. ч. 97% с высш. образованием.

Высшее образование. Древнейшими общеобразоват. уч. заведениями высш. типа в Г. были Колхидская высш. риторич. школа (3—6 вв.) и ср.-век. груз, академии — Гелатская и Икалтойская (12 в.), пришедшие в упадок в результате войн 13—14 вв.

В предрев. годы высш. уч. заведения открывались исключительно по частной инициативе. В 1908/09 уч. г. в Тбилиси были созданы частные Высш. жен. курсы (существовали до 1920) с двумя отделениями: естественным и историко-словесным. Благодаря усилиям груз, учёных и общественности в 1917 открылись Тбилисский политехн. ин-т и две консерватории (в 1924 объединены), в янв. 1918 — Тбилисский ун-т, в Демокр. республике Грузия получивший статус государственного.

После установления сов. власти был создан политехн. ф-т Тбилисского ун-та (1922). В 1928 в результате объединения политехнич. ф-та ун-та с техн. ф-тами Политехн. ин-та создан Груз, политехн. ин-т; в 1929 на базе соответствующих ф-тов ун-та и политехн. ин-та организован Груз. с.-х. ин-т. В 1930 леч. ф-т ун-та стал базой для нового вуза — Тбилисского мед. ин-та. В 1927/28 уч. г. в 6 вузах обучалось 10,5 тыс. студентов. В 1930

Тбилисский ун-т разделился на ряд отраслевых вузов (пед., финансово-экон., сов. права), но в 1933 был восстановлен. В послевоен. годы значительно выросло число студентов в вузах (см. табл.).

В ходе перестройки высш. образования (после 1987) нек-рые вузы получили статус автономных; значит, изменения внесены в уч. программы и курсы. В ряде вузов введены платное обучение, новые формы распределения стипендий, разл. виды хоз. деятельности. Обязат. предметами стали родной язык, лит-ра, история Г., экология, история культуры и др.

В 1989/90 уч. г. в 19 вузах республики обучалось 93,1 тыс. студентов (ок. 90% — грузины). Осуществляется подготовка специалистов для пром-сти (2 вуза), с. х-ва (3), просвещения (7), здравоохранения и физич. культуры (2), иск-ва (3). Крупнейшие вузы: Тбилисский ун-т (16,5 тыс. студентов), Груз. техн. ун-т (реорганизованный политехнич. ин-т; 28,5 тыс. студентов), Груз. с.-х. ин-т (5,7 тыс. студентов), Тбилисский мед. ин-т (5,8 тыс. студентов). В нач. 90-х гг. учреждены ун-ты в Кутаиси и Батуми (на базе пед. ин-тов).

Педагогическое образование. Первым спец. уч. заведением для подготовки педагогов была учительская школа в Тбилиси, осн. в 1866 (с 1872 — Александровский учительский ин-т). В 1876 открыта Горийская (Закавказская), в 1881 Кутаисская (в Хони), в 1915 — Сухумская учительские семинарии. В нач. 20 в. действовало 6 учительских семинарий (в т. ч. 3 в Тбилиси: женская, азербайджанская и армянская) и Тбилисский (Александровский) учительский ин-т, просуществовавшие до кон. 20-х гг.

После установления сов. власти стало уделяться значит, внимание подготовке нац. учительских кадров. Открывались пед. техникумы. В 30-х гг. был создан ряд учительских и пед. ин-тов: в 1932 — Юго-Осетинский педагогический, в 1933 — Кутаисский педагогический, в 1935 — Тбилисский учительский (с 1946 пед.), Батумский учительский (с 1945 пед.), Горийский учительский (с 1939 пед.), в 1939 — Телавский учительский (с 1951 пед.). В 1940/41 уч. г. педагогов готовили ун-т, 8 пед. вузов и 52 пед. уч-ща. В 1949/ 1950 уч. г. в 9 пед. вузах (7 пед. и 2 учительских ин-та) обучалось 8 тыс. студентов; в 31 пед. уч-ще — 5,4 тыс. уч-ся. В 1958 были закрыты почти все пед. уч-ща и подготовка учителей для нач. классов сосредоточена полностью в пед. ин-тах. В 1989/90 уч. г. подготовка пед. кадров для общеобразоват. школ велась в Тбилисском, Телавском и Юго-Осетинском пед. ин-тах, Тбилисском пед. ин-те

ГРУНДТВИГ

иностр. языков (всего 14 тыс. студентов). Пед. кадры готовят ун-ты. Преподавателей музыки и пения выпускают Тбилисская консерватория и Тбилисский пед. ин-т им. Орбелиани; рисования и черче ния — Тбилисская академия художеств; физич. культуры — Грузинский ин-т физкультуры. Педагогов ср. квалификации готовят Тбилисское и Батумское пед. уч-ща (дошк. воспитание), в к-рых обучается 1,4 тыс. уч-ся. Работают Тбилисский индустр. пед. техникум и Груз техникум физич. культуры.

Повышение квалификации работников нар. образования осуществляет Центр, ин-т усовершенствования учителей (осн. в 1929), к-рый координирует деятельность др. ин-тов этого профиля: Кутаисского (1933), Тбилисского (1939), Сухумского (1939), Цхинвальского (1939), Телавского (1978), Зугдидского (1981).

Педагогическая наука. В древней Г. идеал воспитания находил отражение в устном нар. творчестве. Возникновение письменности и распространение христианства (4—5 вв.) способствовали развитию культуры и образования. В лит. произв. Якова Цуртавели «Мученичество Шушаник» (5 в.) содержатся этико-пед. идеи. Гуманистич. идеи груз. Ренессанса нашли выражение в философско-этич. и дидактич. трудах груз, философа и педагога Иоанэ Петри-ци. В 12 в. центрами пед. мысли были груз, академии. Памятником гуманизма является «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, где в поэтич. форме даны трактовки назначения человека и связанные с ними воспитат. идеи. Иноземные нашествия и внутр. междоусобицы 13- 17 вв. затормозили развитие педагогики в Г. Возрождение груз. пед. мысли началось в 17 в. Этому способствовало установление связей с соседними народами, в т. ч. России. Большой вклад в развитие нар. образования и пед. мысли внесли С. С. Орбелиани, Д. Гурамишвили, Гайоз Ректор и др. Значит, роль сыграло издание груз, книг как в самой Г., так и за её пределами (первый печатный груз, алфавит был издан в Риме в 1629; там же в 1643—70 выпущена грамматика груз, разговорного языка в 2 ч.). В 1-й пол. 19 в. были созданы оригинальные учебники для нач. и ср. школ, в т. ч. учебники-буквари П. Иоселиани, И. Кере-селидзе, Д. Пурцеладзе, С. Мдиванова, П. Умикашвили, В. Тулашвили и др. В 1846 вышла в свет «Груз, хрестоматия» Д. Чубинашвили. Большую роль в формировании груз. пед. мысли сыграли труды просветителя С. Додашвили. Выдающиеся обществ, деятели И. Чавчавад-зе, А. Церетели, Я. Гогебашвили, Н. Ни-коладзе, Г. Церетели, С. Месхи и др. выступали за перестройку системы нар. образования на основе принципа народности, разрабатывали теоретич. и прак-тич. пед. проблемы. Особая заслуга принадлежит Гогебашвили — с его именем связано формирование груз. науч. педагогики. Гогебашвили был инициатором и одним из руководителей Об-ва по распространению грамотности среди грузин. Вопросы педагогики и школы широко обсуждались на страницах первых груз, пед. журналов (см. в разделе «Педагогическая и детская периодика»). С нач. 20 в. на страницах большевистских газет «Брдзола» («Борьба») и др. развернулась пропаганда марксистских идей в области просвещения.

Н. Ф. грундтвиг.

В нач. 20 в. появились учебники на груз. яз. для нач. и ср. школы по арифметике, географии, математике, истории Грузии, хрестоматии по родному языку и лит-ре. Крупнейшие педагоги этого времени — Л. Боцвадзе, И. Оцхели, Ш. Читадзе. Большой вклад в развитие психологии и педагогики внёс Д. Узнадзе.

В 1920—30-е гг. пед. исследованиями в области теории и истории педагогики и психологии занимались кафедры пед. вузов и ун-та, а с 1929 — НИИ педагогики (до 1933 наз. Ин-т педологии, в 1933- 1936 — Ин-т педагогики и педологии, в 1936—39 — Ин-т педагогики, в 1939- 1944 — Ин-т нач. и ср. школ, с 1944 — НИИ пед. наук). В 1989 в НИИ пед. наук им. Я. Гогебашвили работа велась в 12 отделах и 2 лабораториях: разрабатывались проблемы обучения родному языку и лит-ре, рус. языку и лит-ре в груз, школе, истории Г., обучения и воспитания 6-летних детей в условиях дет. садов и школ, содержания и методики обучения в воспитании мл. школьников, нравств., гражданского, трудового воспитания, проф. ориентации учащихся. При НИИ существуют аспирантура (с 1933), Совет по присуждению учёных степеней (в 1948—56 я с 1976). В 1976 образовано абх. отделение ин-та. Среди сотрудников ин-та (1989) 12 докторов и св. 100 кандидатов пед. и психол. наук. Видную роль в развитии возрастной и пед. психологии играет НИИ психологии АН Грузии.

Создан центр эстетич. воспитания (в 1975—88 науч.-метод, центр воспитат. работы), к-рый координирует деятельность школ и внешк. учреждений, оказывает им метод, помощь. С 1987 действует исследовательское науч.-производств, пед. объединение под руководством Ш. А. Амонашвили. Работает б-ка по нар. образованию им. Я. С. Гогебашвили (созд. в Тбилиси в 1927).

Пед. об-во Г. (осн. в 1961) в 1990 объединяло св. 161 тыс. чел. (св. 4 тыс. коллективных членов).

Педагогическая и детская периодика. В кон. 19 — нач. 20 вв. появились первые груз. пед. журналы: пед. дополнение к дет. журн. «Нобати» («Подарок»; 1883—85); «Педа-гогиури пурцели» («Пед. лисгок») — пед. дополнение к дет. журн. «Накадули» («Ручеёк»; 1904—27); «Ганатлеба» («Просвещение»; 1908—19); пед. отдел журн. «Могзаури» («Путешественник»; 1901- 1904); стали выходить первые дет. и юношеские журналы «Джеджили» («Нива»; 1890—1923), «Накадули» и др.

В Груз. ССР в 1920—30-е гг. издавались пед. журналы и газеты: «Сакартвелос га-натлебис мушаки» («Работник просвещения Грузии»; 1923—29), «Ахал сколиса-кен» («К новой школе»; 1924—30); «Га-натлебис мушаки» («Работник просвещения»; 1928—31), «Комунистури агзрди-

сатвис» («За коммунистич. воспитание»' 1932—41 и 1953—60). В нач 90-х гг. в республике издаются газ. «Сахалхо га-натлеба» («Нар. просвещение»; с 1928) и ежемес. науч.-пед. журн. МП Грузии «Скола да цховреба» («Школа и жизнь»: с 1960), к-рый имеет 6 ежеквартальных предметно-метод. приложений по иностр. языкам, физике и математике, истории, географии, химии и биологии, нач. школе и дошк. воспитанию. Издаются также науч.-пед. журналы «Балавари» («Основа», с 1988; по груз. яз. и лит-ре) и «Рус. слово» (с 1988; на рус. яз.). Большим успехом пользуются дет. журналы «Ди-ла» («Утро»; с 1928), «Накадули» и газ. «Нерги» («Саженец»; с 1924). Уч.-пед. лит-ру выпускает изд-во «Ганатлеба» («Просвещение»; с 1957), детскую — «Накадули» («Ручеёк»; с 1938).

Лит.: на груз, яз. — История обучения и воспитания в Грузии, т. 1, Тб., 1937; Т а в-зишвили Г., История нар. образования л пед. мысли в Грузии, Тб., 1948; С а р и ш— в и л и Т., Школа и нар. образование в дорев. Грузии, 1901—1921, Тб., 1951; Хундад з с Т., Очерки по истории нар. образования в Грузии, Тб., 1951; Чахвашвили Н. Борьба трудящихся Грузии за новую школу в 1905 — 1907 гг., Тб., 1955; Чантурия И. М., Нар. образование в Сов. Грузин (1921—1951), Тб.. 1956; О 6 о л а д з с У. П.. Общеобразоват. школа в Сов. Грузии (1921 — 1930), кн. 1—2, Тб., 1961—62; его же. Общеобразоват. школа в пятилетках всеобщего обязат. образования, Тб., 1985; К и —н а д з с Г. И., Очерки по истории школы в Сов. Грузии (1921 — 1928), Тб.. 1959; Г а г. у а В. В., Нар. образование в Грузии в послере-форменный период XIX в., Тб., 1974; Гамсахурдиа С., Просвещение в древней Грузии. Тб., 1975; Кинкладзе О. Д.. Формирование груз, демокр. педагогики, Тб., 1980; Гургенидзе Д., Из истории сов. пед. мысли в Грузии (1921 — 1931), Тб., 1981; на рус. яз. — Оболадзе У. П., Очерки по истории Общеобразоват. школы в дорев. Грузии. Тб., 1957; Лордкипанидзе Д. О.. Развитие нар. образования и пед. науки в Груз. ССР, Тб., 1972; Васадзе Н. Ш.. Из истории высш. пед. образования в Грузии, Тб., 1975; Д ж и б л а д з с Г. Н., Высш. и ср. спец. образование в Грузии, Тб., 1977; Г а г. у а В. В., Очерки по истории нач. образования в дорев. Грузии, Тб., 1982; Антология пед. мысли Груз. ССР, под ред. Н. Васадзе, М., 1987.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.