Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 46 глава





Лит.: Развитие спец. обучения и воспитания аномальных детей, под ред. Т. А. Власовой и А. Т. Орлова, Ми973; Вопросы подготовки дефектологич. кадров, Шяуляй, 1975; Сов. дефектология за 60 лет. «Дефектология», 1977, № 5; 3 а м с к и и X. С., История олигофренопедагогики. M., 19802; Формирование личности учителя в системе уч.-воспитат. процесса в пед. ин-те. Метод, рекомендации. Сб, МГПИ им. В. И. Ленина, Ми980, с. 182—204; Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми983; Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми984; Проблемы совершенствования подготовки дефектологов в свете Основных направлений реформы школы, Шяуляй, 1985. И. А. Грошенков.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ(от лат. defectus — недостаток и греч. lögos — слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Д. изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психич. развития, а также со сложными дефектами (напр., слепоглухонемота, сочетание слепоты и умственной отсталости и т. п.). К Д. относятся специальная психология, охватывающая психол. проблемы изучения аномальных детей, а также сурдотехни-ка и тифлотехника, разрабатывающие техн. средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Как целостная наука Д. сложилась в результате развития и сближения отд. её областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов,



Теоретич. основы отеч. Д. были заложены Л. С. Выготским, к-рый определил общие закономерности развития и обучения аномальных детей разных категорий, осн. принцип коррекции имеющихся нарушений. Важную роль в формировании Д. сыграло развитие комплексного подхода (с участием педагогов, врачей, психологов, физиологов и др. специалистов) к изучению аномальных детей. На основе клинико-физиол., психол. исследований разработано науч. обоснование процессов компенсации и коррекции дефектов развития (см. Кор-рекционно-воспитателеная работа), создана дифференцир. система уч.-воспитат. учреждений для аномальных детей. Один из осн. принципов Д. — в процессе спец. обучения и воспитания ориентирование не на дефект и ограниченный им уровень развития, а на потенциальные возможности ребёнка.



Благоприятной основой для развития сов. Д. явились законодат. акты Сов. гос-ва, к-рыми обучение и воспитание аномальных детей было включено в обще-гос. систему нар. образования, а затем введено всеобщее обязат. обучение этих детей, а также созданы спец. н.-и, учреждения и уч. заведения для подготовки специалистов-дефектологов (см. Дефектологическое образование). Науч. разработка вопросов Д. в Рос. Федерации ведётся НИИ коррекционной педагогики РАО. (Москва), а также на дефектологич. ф-тах пед. ин-тов. В СССР выходили пе-риодич. издания: жури. «Вопросы дефектологии» (1928—31), периодич. сб. «Специальная школа» (1939—69). С 1969 издаётся журн. ч Дефектология» (Москва).

За рубежом вместо понятия «Д.» применяются более ограниченные понятия <спец. обучение» и «леч. педагогика», имеющие гл. обр. практич. направленность. Периодич. издания преим. посвящены проблемам отд. нарушений (глухота, слепота, умственная отсталость и т. д.).

Лит.: Дьячков А. И., Доброе а А. Д., Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России, М., 1949; Основы обучения и воспитания аномальных детей, под ред. А. И. Дьячкова и др., М. 1965; Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии, М. 19732; Лубовский В. И., Осн. прин ципы организации спец. обучения в СССР «Перспективы», 1983, № 4; Дефектология Указатель лит-ры на рус. языке, вышедшей в СССР. 1920—1973, М., 1975; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 5 — Основы дефектологии, М., 1983; The present Situation and trends of research in the field of special education, P., 1973; H a 11 a h a n D., Kauffman J., Exceptional children. Introdu-ction to special education, Englewood Chiffs (№. J.), 1988 *. В. И. Лубовский.



ДЕЦЕНТРАЦИЯ,один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. человека.

Д. — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путём принятия им в расчёт возможных точек зрения (познават. перспектив) др, людей. Источник Д. — непосредственное или интериоризировашюе (см. Интериоризация) общение с др. людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменить собств. познават. позицию. В работах Пиаже и его последователей Д. рассматривается гл. обр. как один из факторов социализации дет. мышления. В дальнейшем была показана связь Д. с успешностью принятия роли другого человека (Д. Флейвелл), уровнем развития эмоционального взаимопонимания (Ф. Дойч), эффективностью межличностного взаимодействия.

Уровень развития Д. существенно изменяется на ^азл. возрастных стадия-х: повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости. Способность к Д. варьирует также в разл. видах деятельности: в проф. взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытов»1х отношениях.

Способность к Д. наиб, эффективно формируется при соответств. воспитат. воздействии. Недостаточное развитие этой способности может играть провоцирующую роль в возникновении нек-рых пси-хич. заболеваний.

Лит.: Пиаже Ж., Избр. психол. труды, пер. с франц., [М., 1969].

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,специфич. форма обществ.-ист. бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной л социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую Д., к-рая создаёт новые формы и свойства действительности, превращает нек-рый исходный материал в продукт. Любая Д., осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Цель Д. возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер Д. позволяет её субъекту выйти за рамки конкретной ситуации, вписывая её в более широкий контекст обществ.-ист. бытия. Д. не ограничивается преобразованием наличной действительности по уже установившимся культурным нормам, Д. постоянно преодолевает лежащие в её основе «программы». В »том обнаруживается принципиальная открытость и универсальность Д.; она, т. о., представляет собой форму ист.-культурного творчества.

Понятие Д. с античных времён разрабатывалось преимущественно в идеали-стич. философии, особенно глубоко в нем. классич. философии. И. Кант рассматривал субъекта Д. не как созерцающего действительность, а как созидающего формы предметного мира. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвёл И. Фихте (его идеи о субъекте, воплощающем самодеятельность, оказали большое влияние на формирование взглядов Ф. Дистервега). Наиб, развитую теорию Д. построил Г. Гегель, к-рый описал её всеобщую схему, обстоятельно проанализировал диалектику её структуры (в частности, взаимоопределяемость цели и средства), сделал ряд глубоких замечаний о социально-ист, обусловленности Д. и её форм (гегелевское понимание Д. нашло отражение в дидактико-методич. работах Ф. Фребеля).

В материалистич. диалектике понятие Д. выступило той исходной абстракцией, конкретизация к-рой позволяет создать общую теорию развития обществ, бытия и его отд. сфер. Первичной формой Д. является произ-во материальных орудий, с помощью к-рых люди создают предметы, удовлетворяющие их жизненные потребности. Материальное произ-во (труд) имеет универсальный характер, поскольку в принципе может создавать любые орудия и предметы. Такое произ-во осуществляется людьми только в определённых взаимосвязях и отношениях, совокупность к-рых образует производств, или обществ, отношения людей. В процессе ист. развития материального произ-ва и обществ, отношений возникло и приобрело относит, самостоятельность духовное произ-во. Но и в этой форме труда сохраняются осн. качества материального произ-ва — его универсально-преобразоват. и обществ, характера.

Материальная и духовная Д. людей и соответствующие им типы произ-ва служат основой возникновения и развития обществ, и индивидуального сознания, личности отд. человека (индивида). Сознание является функцией идеальной стороны Д., к-рая обнаруживается в способности индивидов производить реальные предметы, опираясь на слово или модель как продукты обществ.-ист. развития. Идеальное — это бытие реального предмета в фазе его становления в Д. общественного субъекта. Сознание позволяет человеку стать общественным существом благодаря идеальному представительству в индивиде интересов и позиций других людей.

Наряду с диалектико-материалистич. пониманием Д. в кон. 19 — нач. 20 вв. разрабатывались другие представления, касающиеся в основном такой существенной составляющей Д., как действие. Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, рассматривая последние в качестве инструмен-талистского содержания понятий. М. Ве-бер, проанализировав разл. виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок и ориентации. Ж. Пиаже на логико-матем. и психол. основе разработал развёрнутую концепцию действий и операционального интеллекта человека.

Вместе с тем в зап. философии появились тенденции отказа от рассмотрения Д. как сущности человеческого бытия и всеобщего основания культуры. На место целеполагания ставились «порыв» и «переживания» (см. Экзистенциализм); резкой критике подвергались те представления о Д., в к-рых просматривались отрицат. социальные последствия техницистской активности, не подчинённой нравств. началам. В сер. 20 в. в гуманитарных науках стало ослабевать

______ДЖЕМС____

влияние теорий Д. Но в 70—80-е гг. в разных странах оживился интерес к полидисциплинарной теоретич. и эксперим. разработке проблем Д. Создано между-нар. об-во по изучению теории Д., им с 1988 издаётся журн. «Теория деятельности» (на англ. яз.).

В нашей стране проблемы Д. разрабатывались в разл. гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (П. В. Копнин, Э. В. Ильенков, Э. Г. Юдин, М. С. Каган, В. П. Иванов и др.) и психологии (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). В кон. 80-х гг. развернулась дискуссия о статусе понятия Д., о его полидисциплинарном характере и месте среди других гуманитарных понятий («общение», «общественные отношения» и др.), об объяснит, возможностях теории Д. и теорий «не-деятельностного» типа. Нек-рые специа-чисты, считая не вполне адекватными положения той или иной конкретной теории Д., признают вместе с тем эвристич. значение этого понятия или отдельных составляющих Д. (напр., действия) и используют их в своих работах. В результате возникло представление о т. н. дея-тельностном подходе к изучению отд. сторон поведения, сознания и личности человека. Это представление выражает нек-рую общую направленность в подходе к человеку на основе использования разл. моментов в понятии Д.

Классификация видов Д. затруднена тем, что в мировой гуманитарной науке этот термин имеет широкое значение. В англ. яз. рус. слово «деятельность» переводится термином «activity» и лю—бо, i вид практич. или познават. активности человека определяется этим понятием. Однако не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к Д. Подлинная Д. всегда связана с преобразованием действительности, чему в большей степени соответствуют нем. термины «Tätigkeit», «Handlung».

В разных отраслях науч. знания существуют разл. основания для классификации видов Д. В социологии принято выделять трудовую, полит., художественную, научную и др. виды Д. В педагогике в качестве основных выделяют игровую, учебную и трудовую Д. В психологии Д. соотносят со мн. психич. процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и др. виды Д.). Гл. основанием любой классификации является филос. и историко-социологич. подход к Д. Он позволяет рассматривать в качестве основания классификации трудовую Д. во всех ист. формах её развития, а также вывести из этого основания всё многообразие других видов Д., исторически возникающих в обществ, жизни людей. Ист. социология является той науч. дисциплиной, к-рая открывает, изучает и даже проектирует становление всех взаимосвязанных видов и форм Д. Она призвана объяснять место и роль каждой Д. в обеспечении целостной обществ, жизни людей. Другие дисциплины, изучающие Д., опираются на результаты историко-социологич. исследований; в свою очередь, материалы этих дисциплин используются для конкретизации историко-социологич. представлений о Д. С этим связана необходимость полидисциплинарного её исследования.

Выявление общих закономерностей Д. выступает одной из основных задач психологии. Разработка общепсихол. теории Д. была начата отеч. психологами

(среди к-рых важнейшая роль принадлежит А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну). Разл. варианты такой теории созданы в Германии (К. Хольцкамп), Финляндии (Ю. Энгештрём) и др. странах.

В психологии принято рассмотрение структуры Д., включающей следующие её составляющие: потребность — мотив — задача — средства (решения задачи) — действия — операции. При этом задача включает единство цели и условий её достижения, действие соответствует цели, операции — условиям. Целостная Д. в процессе её осуществления постоянно трансформируется; напр., действие при изменении его цели может стать операцией и т. п.

Человек в своей многогранной жизни осуществляет разные конкретные виды Д., к-рые различаются между собой прежде всего своим предметным содержанием. Каждый вид Д. имеет вполне определённое содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций. Одна из основных проблем исследования состоит в том, чтобы выявить предметное содержание каждого её вида; лишь после этого то или иное социально-пси-хол. образование, наблюдаемое у человека, можно определить в качестве конкретного вида его Д.

Первичной формой Д. является её коллективное (совместное) выполнение. На основе совместной Д., имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная Д. многих субъектов. Особенности и закономерности выполнения совместной и индивидуальной Д. различны, хотя их строение имеет нек-рые сходные черты. Становление индивидуальной Д. осуществляется в результате интериори-зации.

Использование понятия Д. в психологии позволяет изучать сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся Д. От уровня её развития и конкретных особенностей её предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и способностей человека (его восприятия и воображения, мышления и памяти, чувств и воли и т. д.), характер межличностных отношений, черты и качества личности.

Комплексная исследовательская работа специалистов мн. отраслей науч. знания позволяет создавать полидисциплинарную теорию Д., способную оказать значит, влияние на все сферы обществ, практики.

Лит.: Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, М.. 1973; Каган М. С., Человеческая деятельность, М., 1974; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M., 19772; Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990; Перре-Клермон А., Социальное взаимодействие и когнитивное развитие пер. с франц., М., 1990; H o l z k a m p K., Grundlagen der psychologischen Motivationsforschung. Fr./M.-N. Y., 1983; Engeström Y., Learning by expanding. An activity-theoretical approach to developmental research, Hels., 1987. В. В. Давыдов.

ДЖЕМС,Джеймс (James), Уильям (11.1.1842, Нью-Йорк, — 26.8.1910, Чо-коруа, шт. Нью-Хэмпшир), амер. философ и психолог, один из основателей прагматизма. Проф. физиологии и психологии, а затем философии Гарвардского ун-та (1872—1907), где в 1892 совм. с Г. Мюнстербергом организовал первую в США лабораторию прикладной психологии.

Первоначально испытывал влияние «психологии сознания» В. Вундта. Однако уже в первой своей крупной работе («Принципы психологии», 1890) выступил против ассоциативной психологии, выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания. Развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психич. состояний, из к-рого человек вычленяет отд. группы чувственных элементов, составляющих затем его «реальный мир». Одной из важных характеристик сознания Д. считал его избирательность. Сознание Д. рассматривал с точки зрения его функциональной ценности для жизни человека, как средство биол. приспособления индивида. В связи с этим важную роль отводил индивидуальным физиол. особенностям человека, инстинктам и эмоциям. Широкое распространение получила выдвинутая Д. теория эмоций (теория Джемса — Ланге), трактующая эмоции как производные телесных движений (эта идея послужила одним из источников бихевиоризма). Развитая Д. теория личности сказала большое влияние на формирование амер. персонологии: многие намеченные Д. проблемы интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «самосознания». Ряд работ Д. посвящён также психол. анализу религии.

В трудах по педагогике Д. сводил процесс воспитания к организации стремлений и навыков человека в определённые формы поведения с учётом решающего влияния инстинктов и эмоций. Д. отмечал необходимость знания психологии для успешной работы учителя, не умаляя при этом роли пед. способностей, выступил как убеждённый противник формальных приёмов обучения, не затрагивающих глубины психич. жизни учащихся. Педагогические воззрения Д. получили развитие в прагматистской педагогике,

Соч.: The principles of psychology, v. 1 — 2. N. Y., [1931]; Talks to teachers on psychology and to students on some Hfe's ideals, №. Y., [1938]; в рус. пер. — Беседы с учителями о психологии, М.. 1902; Науч. основы психологии. СПБ, 1902; Психология, СПБ, 1905 (новое изд. — М.. 1991); Прагматизм, СПБ, 19102; Существует ли сознание?, в сб.: Новые идеи в философии, в. 4. СПБ, 1913;^Что такое эмоция?, в кн.: Психология эмоций. Тексты, под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрей-тер, [М.]. 1984.

Лит.: Совр. бурж. философия. Ми972, с. 246—70; Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19853; Per r у R. В.. Thought and character of W. James, v. 1 — 2, Boston, 1935; Morris L., W. James. The message of modern mind, L.-N. Y., 1950; W i l d J., The radical empiricism of W. James, N. Y., 1969; Myers G. E., W. James, bis life and thought, New Haven, 1986.

ДЖЕФФЕРСОН(Jefferson) Томас (13.4. 1743, Албемарл, — 4.7.1826, Монтиселло), амер. гос. и обществ, деятель, просветитель. Автор проекта Декларации независимости 1776, президент США в 1801—09.

На филос., социологич. и пед. взгляды Д. оказали влияние Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеции, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци и др.

Движущей силой прогресса общества Д. считал систему обществ, образования. В распространении знаний видел залог достижения счастья отд. личностью и необходимое условие благосостояния гос-ва. Решающую роль в развитии просвещения отводил общеобразоват. школе, к-рая должна быть всеобщей, бесплатной, светской и обязательной для всех. В «Билле о всеобщем распространении знаний» (1779) были отражены взгляды Д. на образование. Он предложил 3-ступенчатую систему школ; в 3-летних бесплатных нач. школах учащиеся должны были помимо чтения, письма и арифметики овладевать ремёслами; в школах 2-й ступени, к-рые также должны содержаться за счёт гос-ва, для наиб, способных предлагалось установить особую стипендию, а затем, в ходе 3-годич-ного обучения, выделить примерно треть из них для дальнейшего образования, предоставив возможности совершенствования в избранной специальности.

В 1814 Д. разработал новый проект системы образования, к-рый предусматривал после окончания нач. школы поступление в т. н. общую школу (2-я ступень обучения), имеющую 2 отделения: одно для тех, кто проявляет склонность к занятию с. х-вом и ремеслом, другое — для тех, кто склонен к глубокому изучению наук и продолжению образования в вузах.

Среди шк. предметов выделял историю, т. к. полагал, что знание осн. ист. фактов поможет разобраться в поступках людей, распознать опасность полит, честолюбия. Считал изучение иностр. языков полезным для тренировки памяти. Советовал овладевать языками в возрасте от 8 до 15—16 лет, причём особое внимание предлагал обращать на практику разговорной речи. Занимался проблемами нравст. воспитания, мечтал, чтобы молодые люди воспитывали в себе честность, правдивость, давал советы, как воспитывать у детей почтительность и уважение к старшим, умеренность, трудолюбие, гуманность и т. д.

Большое значение придавал внешк. образованию. При его участии в шт. Виргиния была создана первая публичная б-ка. В 1819 был утверждён предложенный Д. план организации Виргинского ун-та как светского уч. заведения. Д. принял активное участие в составлении уч. плана для ун-та, в подборе первых профессоров, написал для него один из учебников; участвовал также в разработке архит. проекта университетских зданий. Д. был первым ректором Виргинского ун-та (с 1825).

Твёрдо веря, что «свобода — перворождённая дочь науки», Д. постоянно заботился об улучшении дела образования в США. Просветительные идеи Д. нашли отражение в его труде «Записки о Виргинии» (1782).

Соч.: The complete Th. Jefferson, Fre-eport (№. Y.), 1943; The papers of Th. Jefferson, v. l—17, Princeton, 1950—65; в рус. пер. — в кн.: Американские просветители, т. 2, М., 1969, с. 5—145.

Лит.'. Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до второй мировой войны, М., 1972; Севостьянов Г. Н., Уткин А. И., Т. Джефферсон, М., 1976; Honeywell R., The educational work of Th. Jefferson, Camb., 1931; W i 11 s e Ch. M., The Jeffersonian tradition in American educa-tion, N. Y., 1960. Л. Н. Гончаров.

ДЖИБЛАДЗЕГеоргий Николаевич [27.4 (10.5).1913, Кутаиси, — 23.9.1989, Тбилиси], груз, педагог, филолог, д. ч. АПН РСФСР (1959) и СССР (1967), акад. АН Груз. ССР (1960), дер филол. наук (1952), проф. (1955). Окончил филол. ф-т Тбилисского ун-та (1933). С 1935 преподаватель в Кутаисском пед. ин-те. В 1953—60 мин. просвещения Груз. ССР. В 1963—80 мин. высш. и ср. спец. образования Груз. ССР, зав. кафедрой журналистики и эстетики Тбилисского ун-та. С 1980 вице-през. АН Груз. ССР. Исследовал историю и теорию лит-ры, иск-ва, педагогики. Один из составителей учебников груз, лит-ры для ср. и высш. школы. Гос. пр. Груз. ССР (1987, за монографию об И. Г. Чавчавадзе).

Соч.: Принцип эстетич. воспитания, Тб., 1971; Педагогика высш. школы как наука, Тб., 1972; Философия Коменского, М., 19822. Г. Л. Сакварелидзе.

ДИДАКТИКА(от греч. didaktikös — поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.

Отеч. Д. изучает разные формы проявления взаимодействия компонентов обучения и на основе выявленных закономерностей разрабатывает определённые системы обучающих воздействий. Эти системы находят своё конкретное выражение в содержании образования, раскрываемом в учебных планах, учебных программах и учебниках; реализуются соответствующими методами и средствами обучения в определённых организац. формах.

Д. — теоретич. и одновременно нормативно-прикладная наука. Науч.-теоретич. функция Д. заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между разл. сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития. Полученные теоретич. знания позволяют направлять практику обучения, совершенствовать её в соответствии с изменяющимися целями, к-рые ставит общество перед системой нар. образования. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и средств обучения, Д. выполняет нормативно-прикладную, конструктивно-техн. функцию. В единстве этих функций Д. — понимание сущности процесса обучения, реализация его образоват., воспитат. и развивающей функций.

Становление и развитиеД. Обществ, потребность в обеспечении усвоения подрастающим поколением накопленного социального опыта — необходимое условие воспроизводства и развития общества. Существующее противоречие между возрастающим объёмом содержания образования и неудовлетворительным его усвоением привело к возникновению Д. как отрасли знания и науки. Термин «Д.» поя-

ДИДАКТИКА

вился у нем. педагога В. Ратке, назвавшего свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания». Д. как систему науч. знаний впервые разработал Я. А. Каменский, дав последоват. изложение принципов и правил обучения детей. В «Великой дидактике» (1657) Ко-менский рассмотрел важнейшие вопросы теории обучения: содержание образования, дидактич. принципы наглядности, последовательности обучения и др., организация классно-урочной системы обучения. Теория обучения Коменского построена в соответствии с принципом при-родосообразности воспитания; он пытался выявить закономерности («основоположения природы»), к-рые, будучи всеобщими, проявляются и в процессе воспитания и обучения человека (см. Природосообразности принцип). Комен-ский противопоставил ср.-век. зубрёжке новую систему уч. работы, соответствующую возрастным и психол. особенностям детей. Дидактич. идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах педагогов 18 и 19 вв. В эпоху Просвещения, когда особое значение приобрело гуманистич. начало в философии, Ж. Ж. Руссо оказал влияние на признание Д. потребностей ребёнка, его запросов, актуальных интересов. И. Г. Песталоцци усилил внимание к такой цели обучения, как развитие всех сил и способностей человека, воспитание трудолюбия, порицая все формы одностороннего воспитания.

К кон. 18 — нач. 19 вв. в классич. педагогике определились две теории шк. образования. Представители теории формального образования (И. Ф. Гербарт и его последователи) гл. задачей обучения считали умственное развитие учащихся. Это направление в трудах Гербарта получило дальнейшее развитие. Полагая особенно важным психол.-дидактич. анализ процесса усвоения знаний детьми, происходящего под руководством учителя, он выделил два осн. акта умственной деятельности — углубление и осмысливание (размышление), заключающиеся в выявлении и соединении отд. частей. Обучение, по мнению Гербарта, должно быть пронизано интересом учащихся, к-рый является средством обучения и его целью. Рассматривая проблемы соотношения обучения и воспитания, Гербарт ввёл термин «воспитывающее обучение».

Сторонники теории материального образования осн. цель обучения видели в вооружении учащихся полезными для жизни знаниями, к-рые обеспечивают развитие познават. способностей. Борьба за преобладание в шк. образовании реальных знаний имела прогрессивное значение. Однако нек-рые представители теории материального образования (Г. Спенсер) пропагандировали узкий утилитаризм в образовании, пренебрегали теоре-тич. знаниями, принижая тем самым значение развивающего обучения. Проблема соотношения материального и формального образования стала актуальной и во 2-й пол. 20 в., особенно в связи с задачей формирования интеллектуального потенциала общества. Решение её возможно только в диалектич. единстве двух взаимосвязанных сторон целостного процесса обучения.

В сер. 19 в. Ф. Дистервег высказал новаторскую для своего времени идею о том, что человек может достигнуть развития только в деятельности. Опираясь на предшествующий опыт, Дистервег заложил дидактич. основы развивающего обучения, сформулированные в 33 законах и правилах: «от близкого к далёкому», «от простого к сложному» и т. д. Большое внимание он уделял наглядности, доступности, прочности обучения, культуре речи, умственной активности учащихся в обучении.

В России проблемы обучения рассматривались в трудах просветителей и писателей-демократов А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, H. A. Добролюбова, сыгравших значит, роль в приближении рус. педагогики к прогрессивным дидактич. идеям кон. 18—19 вв. Они заботились о подлинной научности образования, видели в науке средство освобождения человека от слепого подчинения силам природы и орудие борьбы за совершенствование условий жизни; большое значение придавали развитию у учащихся интереса к науч. занятиям и самостоятельности мысли.

Во 2-й пол. 19 в. целостную дидактич. систему создал К. Д. Ушинский. Опираясь на просветительские филос. идеи, психологию и физиологию, он показал односторонность формального и материального образования, раскрыл сходство и различие познания и учения, разработал ряд вопросов восприятия, усвоения и закрепления знаний, развития мышления в процессе обучения, формирования мотивов побуждения школьников к учению, проблемы сочетания преподавания и самостоят, деятельности школьников.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.