Подсистема анализа информации
Подсистема анализа маркетинговой информации- это совокупность постоянно функционирующих приемов, методов и ресурсов, предоставляющих возможность обработки и анализа информации, необходимой для выработки и обоснования решения по проблеме.
Таблица 1.5 Типичные направления маркетинговых исследований
Направление
| Возможная тематика
| Изучение макросреды
| Исследование законодательных ограничений деятельности, экономических условий, социально-культурных изменений, демографических тенденций, экологических проблем
| Изучение внутренней среды
| Исследование производственно-сбытовой деятельности, производственного портфеля, сильных и слабых сторон фирмы
| Изучение рынка
| Исследование характеристик рынка, его потенциальных возможностей, тенденций деловой активности, распределения долей рынка между конкурирующими предприятиями
| Изучение конкурентов
| Исследование товаров конкурентов, их сильных и слабых сторон, занимаемой доли рынка, оценка положения на рынке, поиск путей сотрудничества и кооперации
| Изучение потребителей
| Исследование реакции потребителей на маркетинговые стимулы, поведения в процессе покупки, мотивации и предпочтений при выборе товаров, факторов, их определяющих
| Изучение товара
| Исследование потребительских характеристик конкретного товара, тестирование товара, упаковки
| Изучение цен
| Исследование эластичности спроса по цене, состава затрат на производство товара, текущего уровня цен на товар, возможностей увеличения прибыли
| Изучение сбыта
| Исследование возможностей товародвижения, особенностей деятельности различных типов посредников, используемых приемов продаж
| Изучение маркетинговых коммуникаций
| Исследование и тестирование рекламы конкретного товара, проблем информирования потребителей, стимулирования сбыта
| Основу подсистемы анализа маркетинговой информации составляет банк методов и моделей.
Банк методов— это совокупность современных методик обработки информации, позволяющих производить арифметические операции, графическую обработку, статистическую обработку в рамках подборки данных и устанавливать степень их статистической надежности. Банк методов должен позволять комбинировать различные методы, быть достаточно простым в использовании, чтобы не требовать наличия у пользователя специальных знаний.1
1 А. И Ковалев, В. В. Войленко. Маркетинговый анализ. — М.: Центр эконо мики и маркетинга, 1996. С. 45. •'« •'•* v ,»^п*> ч ил •«*
Глава 1 Маркетинговая информация
Маркетинговая информационная система
Статистические методы анализа классифицируются следующим образом:'
1. Одно- и многофакторные (количество одновременно анализируе мых переменных).
2. Описательные и индуктивные методы.
3. Методы анализа зависимостей и взаимосвязей: регрессионный анализ, вариационный анализ, дискриминантный анализ, фактор ный анализ, кластерный анализ и др.
Наиболее востребованы описательные однофакторные методы анализа, предоставляющие распределение частот (в виде таблиц, гистограмм и др.) и значения таких статистических показателей, как арифметическое среднее, медиана, мода, дисперсия.
Банк моделей — набор экономико-математических моделей, способствующих принятию оптимальных решений, каждая из которых представляет некоторую реально существующую систему совокупности взаимосвязанных переменных, некий реально существующий процесс или результат.
Чтобы пользователь мог работать с собранным информационным массивом, необходимо создать коммуникационную подсистему, которая позволяла бы пользователю составлять запрос и получать в соответствии с ним необходимую информацию.
Наличие сложной подсистемы анализа маркетинговой информации привело к стремлению выделить эту разновидность МИ С в самостоятельную систему с отдельным названием. В частности, Г. А. Черчилль указывает на существование системы поддержки решений, считая, что наличие диалоговой системы, позволяющей пользователям работать с базами данных, используя банк моделей в соответствии с их информационными потребностями, является основным отличием системы поддержки решений о г маркетинговой информационной системы. Существует, правда, и другая точка зрения, которую разделяют и авторы этого издания. На наш взгляд, система поддержки решений является частным случаем МИС, характеризующимся более сложной организацией коммуникационной подсистемы для подготовки решения на основе анализируемой информации. Отметим также, что наиболее простые варианты организации МИС могут, конечно, обходиться без коммуникационной подсистемы, но пользоваться такой системой в современных условиях бизнеса проблематично.
1 А. И. Ковалев, В. В. Войленко. Маркетинговый анализ. — М.. Центр экономики и маркетинга, 1996. С. 76.
В современном динамичном мире невозможно уже обрабатывать и анализировать информацию без соответствующего программного обеспечения. Особый интерес представляют аналитические программы, которые оказывают поддержку принятия решений широкого круга маркетинговых задач. В Приложении приводится обзор возможностей некоторых программных продуктов, используемых в маркетинговой деятельности для поддержки принятия решений.
4.1
Проектирование маркетинговой информационной |ог системы ш
Маркетинговая информационная система может быть спроектирована в различных вариантах. Выбор варианта МИС зависит от характера деятельности фирмы, сложности и динамичности окружающей ее среды, имеющихся у фирмы ресурсов. Очевидно также, что не могут быть предложены какие-либо правила отбора релевантных и нерелевантных факторов, которые будут отслеживаться в результате функционирования системы. Процедуры отслеживания какой-либо информации должны развиваться в соответствии с опытом фирмы в данных процессах, сложно найти оптимальный вариант с самого начала функционирования системы. Например, компания МБ на поддержку и развитие информационной системы тратит около $5 млн в год, лишь небольшая часть этих средств тратится на обновление компьютерного парка, основные расходы связаны с созданием новых частей информационной системы. Доработки в систему вводятся по инициативе сотрудников практически ежедневно.1
При проектировании маркетинговой информационной системы необходимо учитывать:
• Цели МИС — конечное состояние или желаемый результат, ко торого необходимо добиться; состав и характер предоставляемой информации для принятия конкретных управленческих реше ний (стратегического и тактического уровней).
• Содержание и специфику процессов, используемых при сборе и обработке информации. """
• Возможные проблемы планирования — потребность в информа ции и возможности ее получения необходимо предвидеть заранее.
• Организационные вопросы — необходимо определить, кто, ког да, для кого, что, в каком объеме и как выполняет в процессе ис следований.
1 По материалам журнала «Деньги». № 23 (378). 19 июня 2002.
Глава 1 Маркетинговая информация
Маркетинговая информационная система
В зависимости от масштаба поставленной цели маркетинговые информационные системы можно разделить на полные и частичные МИС.
Полная МИС охватывает все области маркетинга, частичная — отдельные сферы деятельности. По характеру решаемых задач МИС могут быть документационными, плановыми или контрольными.1
Документационная МИС накапливает вторичную информацию из различных источников. Плановая МИС ориентирована на поддержку процесса планирования. Контрольная МИС ориентирована на подготовку справок и отчетов или проверку заданных показателей, предоставляя пользователю справку через определенные промежутки времени или при определенном отклонении реальных показателей от плановых.
Для построения маркетинговой информационной системы в организации необходимо следующее (рис. 1.15):
1. Определение целей организации. Цели могут быть стратегиче скими — желаемый результат при имеющихся возможностях, и тактическими - конкретные приемы для достижения результата.
2. Определение конкретных задач, которые должна выполнить фирма в процессе работы за определенный срок.
3. Анализ организационной структуры. Цели и задачи группируются по конкретным отделам, которые непосредственно должны решать
I' эти задачи, и по уровням управления. Таким образом, идентифицируются потребители информации (пользователи) — субъекты,
> конкретные лица или подразделения, которым передается инфор мация для использования.
4. Определение информационных потребностей - характера и объ ема информации, необходимой для выполнения поставленных
> задач, для наиболее раннего обнаружения возможных трудно стей их выполнения или благоприятных возможностей.
1 5. Задание параметров необходимой информации для конкретного потребителя по следующим признакам: 1
• стадия обработки (первичная и вторичная);
• объект исследования (внутренняя и внешняя);
• функциональное назначение (учетная, плановая, директив ная, нормативно-справочная, статистическая, маркетинговая);
• содержание (научно-техническая, экономическая, социаль ная, правовая);
' А. И. Ковалев, В В. Войленко. Маркетинговый анализ. мики и маркетинга, 1996. С. 44. Ц,^, *Мч+«'*К»ЛМ,
М.: Центр эконо-
I
Глава 1 Маркетинговая информация
3 Маркетинговая информационная система
• периодичность поступления (дискретная, эпизодическая, по стоянная);
| • категория стабильности (переменная, условно-постоянная, постоянная);
• степень охвата объекта (основная, вспомогательная);
• используемые измерители (количественные, качественные);
• способ предоставления данных (видеозапись, звукозапись);
• форма представления (печатная, электронная);
• режим подачи (регламентированная, нерегламентированная).
6. Разработка форм внутренних документов.
7. Формирование внутренних информационных потоков. Каждый отдел, определенный в организационной структуре, является по требителем и одновременно источником информации.
8. Определение ограничений на используемые ресурсы для полу чения вторичной информации.
9. Отбор источников вторичной информации.
10. Формирование внешних информационных потоков.
11. Разработка структур баз данных.
12. Подбор необходимого программного обеспечения для банков ме тодов и моделей.
13. Создание коммуникационной системы, которая обеспечивает пользователей информацией в соответствии с поставленными перед ними задачами.
14. Определение условий доступа к системе.
Так как основная цель МИС заключается в обслуживании информационных потребностей специалистов фирмы, то весьма полезным будет познакомиться с подходами их идентификации. В работе Ханса Хершгена «Маркетинг: основы профессионального успеха»1 представлены индуктивно-дедуктивный и дедуктивно-индуктивный методы выявления потребности в информации.
Возможно параллельное выполнение некоторых этапов построения МИС; сложность же решаемых в рамках МИС задач со временем может изменяться. Наиболее сложный вариант МИС представляет собой экспертную систему.
Как отмечают А. И. Ковалев и В. В. Войленко,2 экспертная МИС представляет собой систему, накапливающую, обобщающую и анализи-
1 X. Хершген. Маркетинг: основы профессионального успеха. — М.: ИНФ- РА-М.2000. С. 196-199.
2 А. И. Ковалев, В. В. Войленко. Маркетинговый анализ. — М.: Центр эконо мики и маркетинга, 1996. С. 46.
руюшую знания специалистов-экспертов, используя их в основе компьютерных программ для решения маркетинговых задач в целях совершенствования процессов принятия решений.
В общем виде экспертная МИС состоит из двух основных компонентов — базы знаний и механизма (процедуры) выработки решений. Коммуникационная система, являющаяся обязательной частью любой системы и обеспечивающая взаимодействие между пользователем и МИС, может предполагать более сложный программный комплекс. База знаний содержит информацию о том, что известно в данной предметной области — факты, статистические данные, правила, являющиеся основой для принятия решений в области маркетинга. К числу существенных отличий знаний от данных относится высокая степень структурирования знаний, т. е. значимостью обладает не только набор единиц информации, но и установленные связи между ними. Связи могут быть выражены числовыми величинами или заданы через описание условий по принципу «если...(условие) — то...(действие)».1
Механизм принятия решения представляет собой комплекс специальных средств, которые определяют порядок интерпретации представленных данных и все отобранные из базы знаний условия, способные повлиять на конечный результат (достижение приемлемого решения или доказательство невозможности его получения).
В настоящее время за рубежом маркетинговые информационные системы в большей степени ориентированы не на анализ отчетности, а на анализ требуемой реакции (принимаемого решения). Если в течение 1970-х гг. за рубежом существовали преимущественно системы, предназначенные для получения стандартных отчетов, уделялось внимание системам управления базами данных, то сейчас более популярно использование экспертных систем. Катализатором совершенствования процессов анализа данных явилась разработка оптического сканера, который стал применяться для сбора данных, это позволило своевременно получать большой объем точных данных. Чтобы оперативно обрабатывать данные, своевременно и правильно реагировать на получаемую информацию, требовалось развивать экспертные системы.2
Экспертные системы разрабатываются в целях замены специалистов-экспертов при анализе сложных вопросов в сравнительно узких
' Маркетинг/Под ред. А. Н, Романова. — М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 1996. С. 325.
2 Маркетинг/ Под ред. М. Бейкера. - СПб.: Питер, 2002. С. 286.
Глава 1 Маркетинговая информация
областях. Большинство экспертных систем в маркетинге используют подход, основанный на описанных правилах. Могут быть использованы и альтернативные подходы, основанные на методе изучения и распознавания образцов (методе нейросетей) Системы могут концентрироваться на мелких, четко определенных вопросах, используя шаблоны-оболочки (относительно недорогие и доступные для использования программы)
Экспертные системы могут использоваться как вспомогательный механизм при осуществлении продаж. Экспертная система может обеспечить подробное знание о товаре, его спецификации, если эти сведения потребуются торговому представителю. Ценовые экспертные системы служат для генерирования цен по определенным заказам и для содействия заключению контрактов. 1п/огта1гоп Кесоигзез 1псогрога1е(1 разработала такие экспертные системы, как РК.ОМОТЕК (для оценки стимулирования сбыта) и СОУЕКЗТОКУ (для автоматической интерпретации отсканированных данных).
Глава 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|