|
Аграмматическая дисграфия
Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития. Чаще всего отмечается у детей с ОНР. Программа рассчитана на 80 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.
Задачи коррекционного обучения:
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.
План работы по преодолению
аграмматической биографии
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
| | 1. Слово. Словосочетание. Предложение
| | А. Развитие навыков словообразования
| | 1. Родственные слова
| Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования
|
| | 2. Корень слова
| Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов
|
| | 3. Приставка
| Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами
|
| | | 4. Суффикс
| Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса
|
| | 5. Морфологический состав слова
| Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов
|
| | 6. Предлоги
| Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
|
| | Б. Развитие навыков словоизменения
| | 7. Слова-предметы
| Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.
|
| | | | | | | |
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
| | |
| Обогащение номинативного словаря
|
| | 8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа
| Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)
|
| 9. Практическое употребление существительных разного рода
| Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие Логического мышления
|
| | 10. Употребление существительных в косвенных падежах
| Знакомство с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи
|
| | В. Развитие навыков согласования слов
| | 11. Слова-признаки
| Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой
|
| | 12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
| Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами
|
| | 13. Согласование прилагательных с существительными в падеже
| Согласование существительных с прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи
|
| | | | | | | | |
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
| | 14. Слова-действия
| Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой
|
| | | 15. Согласование глагола с существительным в числе
| Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия
|
| | 16. Согласование глагола с существительным в роде
| Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами
|
| | 17. Согласование глагола с существительным во времени
| Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений
|
| | 18. Имя числительное
| Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи
|
| | II. Предложение
| | 19. Предложение
| Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст
|
| | | | | | | |
| Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
| 20. Состав предложения
| Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями
|
| | III. Текст
| | 21. Работа над текстом
| Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста
|
| | | | | | | | | К концу обучения дети должны знать:
— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);
— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;
— правописание суффиксов и приставок;
— части речи;
— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
— главные и второстепенные члены предложения;
— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;
— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).
К концу обучения дети должны уметь;
— распознавать части речи и их основные признаки;
— изменять слова по числам, родам и падежам;
— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
— производить разбор слова по составу;
— различать понятия словоизменение и словообразование;
— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;
— устанавливать связи между частями сложного предложения;
— составлять и анализировать сложное предложение.
Оптическая дисграфия
Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.
Данная часть программы рассчитана на 80 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв). Все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
Оптически сходные буквы
| Кинетически сходные буквы
| рукописные
| печатные
| рукописные
| печатные
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| —
| —
| —
| —
| —
| î — à
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| è — ó
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| å — å
| Е — Е
| е — е
| —
| —
| —
| —
| Ó —×
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| È — Ù
| è — ù
| И — Щ
| и — щ
| —
| —
| —
| —
| È — Ö
| è — ö
| И — Ц
| и — ц
| —
| —
| —
| —
| È — Ø
| è — ø
| И — Ш
| и — ш
| —
| —
| —
| —
| Ë — ß
| ë — ÿ
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| Ë — À
| —
| Л — А
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| à — ä
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| î — ä
| —
| —
| Ñ — Ý
| ñ — ý
| С — Э
| с — э
| —
| —
| —
| —
| Ñ — Å
| ñ — å
| —
| с — е
| —
| —
| —
| —
| Ç — Å
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
|
Оптически сходные буквы
| Кинетически сходные буквы
| | рукописные
| печатные
| рукописные
| печатные
| | загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| | | Ë — Í
| ë — í
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| | —
| —
| —
| —
| Ø — Ù
| ø — ù
| Ш — Щ
| ш — щ
| | —
| —
| —
| —
| Ö — Ù
| ö — ù
| Ц — Щ
| ц — щ
| | —
| —
| —
| —
| —
| á — ä
| —
| —
| | —
| —
| —
| —
| Ï — Í
| ï — í
| П — Н
| п — н
| | —
| —
| —
| —
| Ê — Í
| ê — í
| К — Н
| к—н
| | —
| —
| —
| —
| Ï — Ò
| ï — ò
| П — Т
| п — т
| | —
| —
| —
| —
| —
| ü — ú
| —
| ь — ъ
| | —
| —
| —
| —
| Ð — Ô
| ð — ô
| Р — Ф
| р — ф
| | —
| —
| —
| —
| —
| —
| В — Ф
| в — ф
| | —
| ã — ð
| —
| —
| Ã — Ð
| —
| Г — Р
| г — р
| | —
| —
| —
| —
| —
| —
| Г — В
| г — в
| | —
| —
| —
| —
| —
| —
| Р — В
| г — в
| | —
| —
| —
|
| Ë — Ì
| ë — ì
| Л — М
| л — м
| | —
| â — ä
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| | | —
| ã — ï
| —
| —
| Ã — Ï
| ã — ï
| Г — П
| г — п
| | | —
| ï — ð
| —
| —
| Ï — Ð
| —
| П — Р
| п — р
| | | —
| ð — ü
| —
| р — ь
| —
| —
| —
| —
| | | —
| —
| —
| —
| —
| ü — ÷
| —
| —
| | | —
| —
| —
| —
| —
| —
| Б — В
| —
| | | —
| —
| —
| —
| —
| —
| Б — Г
| —
| | | —
| —
| —
| —
| —
| —
| Б — Р
| —
| | | —
| —
| Б — ь
| б — ь
| —
| —
| —
| —
| | | —
| —
| Б — ъ
| б — ъ
| —
| —
| —
| —
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).
План работы по преодолению
оптической биографии
| Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
| | 1. Развитие неречевых процессов
| | 1. Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа
| Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д.
|
| | 2. Развитие пространственно-временных отношений
| Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти
|
| II. Дифференциация графически сходных букв
| | 3. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв (рукописного и
| Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и рекон-
|
| | печатного шрифта)
| струирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв à - î, ý - å, Ç - Ý, è - ó... Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления
|
| | 4. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв (рукописного и печатного шрифта)
| Дифференциация букв È - Ê, ê - è, È - Í, è - í, ç - å, ó - ç, â - ó, ó - ä, à - ä, î - ä, è - ø, È - Ø, è - ø, È - Ø, Å - Ø, Ç - Å, Ñ - Ý, ñ - ý, Ñ - Ç, ñ - ý… во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами
|
| | 5. Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв (рукописного и печатного шрифта)
| Дифференциация сходных по начертанию оптических букв Ð - Â, Ë - Ì, ë - ì, Ë - Ì, ë - ì, Ò - Ï, ï - ò, Ò - Ï,
ï - î, Ò - Ã, Â - Ô, Ô - Ð, ô - ð, Ô - Ð, ô - ð, â - ä, á - ä, Ø - Ù , ø-ù, ø -ù, Ø - Ù, ö - ù, Ö - Ù, ö - ù,
Ö - Ù, ð - ü во всех позициях.
Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами
|
| | | | | | | | | К концу обучение дети должны знать:
— основные цвета и оттенки;
— геометрические фигуры;
— схему собственного тела;
— направления;
— артикуляцию всех звуков;
— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
— элементы букв двух шрифтов;
— название букв родного алфавита.
К концу обучения дети должны уметь:
— различать основные и оттеночные цвета;
— различать геометрические фигуры;
— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
— ориентироваться в схеме собственного тела;
— ориентироваться во времени и в пространстве;
— сравнивать предметы по величине;.
— сравнивать элементы букв двух шрифтов;
— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
— соотносить букву со звуком и наоборот.
[1] МОУ — муниципальное образовательное учреждение.
[2] Речевую школу, речевой центр и т.д.
[3] Аналогично остальные.
[4] Далее: начало года — Н, середина года — С, конец года — К.
[5] Сюжеты картинок: мальчик наливает воду в стакан (1), переливает из стакана в стакан (2), выливает воду из стакана в раковину (3); мальчик подошел к дому (4), вышел из дома (5).
[6] Речевой профиль группы выполняется аналогично.
[7] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).
[8] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).
[9] Ефименкова Л.Н., Мисаревко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|