Должностные инструкции логопеда
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо........................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда.......................................................................................... 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся..................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................. 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий................. 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени.................... 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга................................................................................. 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года........................................ 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте.. 49
1. Речевые пробы и система их оценки................................................................................. 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР....................................................... 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР.............. 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников................................ 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
ВВЕДЕНИЕ
Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.
В связи с переходом на интегрированное обучение возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательного учреждения. Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы.
Цель логопеда логопункта — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую).
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Необходимо отметить, что в зависимости от региона, в котором работает учитель-логопед, могут быть внесены изменения в список представленных документов (может меняться их количество, вид рекомендованных существующих документов и так далее), однако выполнение требований и рекомендаций основных нормативных документов неоспоримо.
Все представленные образцы документов были разработаны и апробированы как самим автором в ходе практической деятельности, так и большим количеством логопедов различных районов города Самары и Самарской области в течение продолжительного времени.
Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии.
В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии.
Книга может вызвать интерес у широкого круга лиц:
— логопедов общеобразовательных и специальных школ разного типа;
— учителей начальных классов и преподавателей русского языка;
— студентов дефектологического факультета;
— логопедов дошкольных учреждений (для осуществления взаимосвязи);
— родителей, чьи дети имеют подобные нарушения.
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте
Среди всех документов, имеющихся в арсенале школьного логопеда, как наиболее важные можно выделить:
1. Инструктивное письмо;
2. Сборник приказов и инструкций;
3. Должностные инструкции;
4. Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования и науки РФ или местными органами управления;
5. Годовой план работы логопеда;
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся;
7. Паспорт логопедического кабинета;
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий;
9. График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени);
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу;
11. Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта);
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга);
13. Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года).
Логопед школьного логопункта или учитель-логопед специальной школы строит свою работу, ориентируясь на три нормативных документа:
— инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
— сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г.,
— постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений».
Ниже приведены наиболее важные положения указанных документов.
Инструктивное письмо
Согласно инструктивному письму Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно родному языку) учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).
На логопедический пункт зачисляются дети, обучающиеся в данном общеобразовательном учреждении. Основанием для зачисления ребенка на логопункт служит наличие у него следующих дефектов:
— общего недоразвития речи разной степени выраженности;
— фонематического недоразвития речи;
— недостатков произношения — фонетического дефекта;
— дефектов речи, обусловленных нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
— нарушений чтения и письма, обусловленных различными причинами.
Зачисление на логопункт осуществляется в установленные сроки. Обязательно проводится обследование детей.
Предельная наполняемость логопедического пункта городскогообщеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельскогообразовательного учреждения не более 20 человек.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.
Групповые занятия проводятся:
— с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленное различными причинами, не менее трех раз в неделю;
— с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие или фонематический дефект, не менее двух-трех раз в неделю;
— с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
— с обучающимися, имеющими заикание, не менее трех раз в неделю.
Продолжительность группового занятиясоставляет 40 минут,продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.
Согласно инструктивному письму МО РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, составляет:
Речевое нарушение
| Городской логопункт
| Сельский логопункт
| С общим недоразвитием речи (ОНР)
| до 4
| до 3
| С неярко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР)
| до 5
| до 4
| С фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и фонетическим недоразвитием (ФН)
| до 6
| до 5
| С нарушением письма, обусловленным ОНР
| до 4
| до 2
| С нарушением письма, обусловленным НВ ОНР
| до 5
| до 4
| С нарушением письма, обусловленным ФФН и ФН
| до 6
| до 5
| Заикающиеся
| до 4
| до 3
| С недостатками произношения отдельных звуков
| до 7
| до 6
| 2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.)
Этот сборник направлен на разработку и осуществление мер по всестороннему совершенствованию деятельности логопедов логопедических пунктов, усиление их роли в оказании специализированной помощи школьникам, имеющим нарушения письменной и устной речи.
Фактически он представляет собой положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, которое содержит следующие разделы:
1. Общие положения;
2. Организация логопедической помощи;
3. Учитель-логопед;
4. Руководство и контроль за логопедической работой;
5. Приложения.
В сборник также входит инструктивное письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе. В нем рассмотрены основные направления, которые можно реализовать в повседневной практике с учетом индивидуальных особенностей детей.
В настоящее время существует ряд документов, которые вносят изменения и дополнения в существующий сборник. Таковым является постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». В нем установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Так у учителей-логопедов и дефектологов она составляет 20 педагогических (астрономических) часов в неделю.Необходимо учитывать, что педагогический час включает в себя либо одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв, либо два индивидуальных занятия и перерывы между ними. Поэтому он приравнивается к астрономическому часу.
Должностные инструкции логопеда
Перечень должностных инструкций логопеда обязательно должен быть на каждом логопункте, поэтому в рамках данного пособия он приведен с указанием основных разделов. Документ должен быть подписан логопедом по следующему образцу: «Ознакомлен(а)», подпись с расшифровкой и датой.
Должностная инструкция учителя-логопеда
1. Общие положения
1.1. Должностные инструкции учителя-логопеда МОУ[1] разработаны на основе:
— тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ №463/1268 от 31 декабря 1995 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования»;
— положения о школьном логопункте;
— типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с отклонениями в развитии (постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288 с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);
— инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/ 20-4 «Об учителях логопедах и педагогах психологах учреждений образования».
1.2. В своей работе руководствуется уставом дошкольного образовательного учреждения №_____, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями заведующего.
1.3. Учитель-логопед назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора МОУ.
1.4. Учитель-логопед подчиняется директору МОУ по административной линии, а по профессиональной линии — старшему логопеду района, логопеду-методисту района или ПМПК; согласует свою деятельность с научно-методическим центром, со специалистами-дефектологами вышестоящих органов управления образования.
1.5. В своей работе учитель-логопед МОУ руководствуется:
— законодательством РФ и региональным;
— Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. №44/25;
— Всеобщей декларацией прав ребенка;
— приказами и иными документами соответствующих региональных органов управления;
— уставом МОУ.
1.6. Продолжительность рабочего времени в неделю составляет 20 астрономических часов педагогической и преподавательской работы, которая включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы между ними (постановление правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 г. №191).
2. Организация логопедической работы в МОУ
2.1. Логопед МОУ занимается с детьми, имеющими несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, нарушение письменной речи). Акцент в своей работе учитель-логопед ставит на фронтальную (групповую и подгрупповую) работу по преодолению и предупреждению нарушений письма и чтения. Выявленные в ходе обследования дети с тяжелыми нарушениями речи (заикание), направляются на ПМПК с целью перевода их в коррекционное учреждение[2]. Данная категория детей не получает логопедическую помощь на логопункте.
2.2. Прием воспитанников с недостатками речи производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
2.3. Выявление воспитанников с нарушением речи проводится с 1 по 15 сентября (с 1 но 15 января по требованию администрации, в случае прохождения учреждением аттестации и т.п.) и с 15 по 30 мая.
2.4. В течение учебного года логопедические занятия посещают 20-25 детей. Основной формой коррекционной работы являются индивидуальные и групповые занятия. Из детей, зачисленных на логопункт, формируются группы:
Речевое нарушение
| Городской логопункт
| Сельский логопункт
| С ОНР
| до 4
| до 3
| С НВОНР
| до 5
| до 4
| С ФФН и ФН
| до 6
| до 5
| С нарушением письма, обусловленным ОНР
| до 4
| до 2
| С нарушением письма, обусловленным НВОНР
| до 5
| до 4
| С нарушением письма, обусловленным ФН и ФФН-
| до 6
| до 5
| Заикающиеся
| до 4
| до 3
| С недостатками произношения отдельных звуков
| до 7
| до 6
| Примечание.Если логопед работает по классификации, предложенной ЛГПИ им. Герцена, то наполняемость группы для детей с нарушением письма будет зависеть от формы. Например, при аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, наполняемость группы в городе — 4—5 человек, в селе — 2—4 человека. При акустической и артикуляторно-акустической дисграфии наполняемость группы в городе — 5—6 человек, в селе — 4—5 человек.
2.5. Коррекционные занятия в МОУ проводятся с 15 сентября по 15 мая включительно.
2.6. Индивидуальные коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся не реже 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 мин. Перерывы между индивидуальными занятиями 5 минут.
2.7. Групповые коррекционные занятия проводятся по расписанию логопеда, продолжительность занятий 40 минут (академический час). Перерывы между фронтальными занятиями составляют 10—15 минут.
2.8. Материал для занятий должен отвечать коррекционным задачам и соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка.
2.9. Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий возлагается на учителя-логопеда, родителей, учителей и администрацию МОУ.
3. Должностные обязанности учителя-логопеда МОУ
3.1. Учитель-логопед имеет высшее дефектологическое образование.
3.2. Обследует воспитанников ДОУ с целью определения характера, структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта.
3.3. Направляет детей с тяжелыми нарушениями речи и другими отклонениями в развитии (нарушения слуха, зрения, интеллекта, ЗПР и др.) в учреждения, способные решать вопрос о дальнейшей коррекционной помощи, а также для определения адекватной формы и программы обучения.
3.4. Проводит индивидуальные занятия по коррекции несложных речевых нарушений.
3.5. Повышает свою профессиональную квалификацию.
3.6. Консультирует педагогов и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.
3.7. Ведет просветительскую работу среди педагогов и родителей, направленную на раннее выявление речевых нарушений, предупреждение тяжелых нарушений речи, в том числе письменной речи.
3.8. Ведет и своевременно оформляет соответствующую документацию (речевые карты на каждого ребенка, планы работы, тетради заданий и др.).
3.9. С целью повышения профессионального уровня принимает участие в работе методических объединений, проходит курсовую переподготовку, аттестацию.
3.10. Участвует в работе Психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ по запросам администрации.
3.11. Работает в тесном контакте с другими педагогами школьного учреждения, обеспечивая комплексность воздействия на детей. Дает рекомендации педагогам ОУ по организации речевой работы с детьми в классе.
3.12. Проводит работу с родителями (законными представителями) воспитанников, давая консультации, проводя беседы, выступая по проблемам речевого развития детей.
3.13. Регулярно проходит медицинский осмотр и сдает экзамен по санитарному минимуму.
3.14. Не разглашает медицинские данные, предоставляемые родителями и узкими специалистами для оформления речевой карты, без письменного запроса другим учреждениям и физическим лицам.
4. Права
Логопед имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Пользоваться информацией педагогов-психологов, учителей-дефектологов, врачей о результатах диагностических исследований обучающихся (воспитанников). Обращаться с запросами в медицинские, диагностические и другие учреждения.
4.2. Принимать участие в работе методических объединений района и образовательного учреждения по вопросам воспитания и обучения детей с речевой патологией.
4.3. Повышать свою квалификацию всеми доступными методами, проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую категорию и получать ее в случае успешного выполнения.
4.4. Требовать от руководителя МОУ создания условий для успешного выполнения функциональных обязанностей.
4.5. Пользоваться льготами и преимуществами в оплате труда, продолжительности очередного отпуска, предусмотренными законодательством для учителей-логопедов.
4.6. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.7. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.8. Свободно выбирать и использовать методики для обследования речевого развития детей младшего школьного возраста, а также обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, методы оценки знания воспитанников.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, законных распоряжений руководителя учреждения или иных нормативных актов, в том числе за превышение предоставленных прав, учитель-логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов и приемов воспитания, связанных с психическим или физическим насилием над личностью ребенка, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. Логопед несет персональную ответственность за:
— жизнь и здоровье детей во время логопедических занятий;
— устранение речевых нарушений (исключая случаи, не зависящие от логопеда — нарушение речи, обусловленное снижением слуха, зрения, интеллекта, патологией в строении речевого аппарата, требующей помощи узких специалистов);
— правильность постановки заключения, использования методов и приемов обучения и коррекции;
— сохранение документации логопеда в соответствии с установленными сроками;
— принятие решений строго в рамках своей профессиональной компетенции;
— соблюдение правил внутреннего распорядка;
— своевременное выполнение распоряжений администрации в рамках функциональных и должностных обязанностей;
— бережное отношение к имуществу и ценностям образовательного учреждения.
6. Должностные взаимоотношения
6.1. Учитель-логопед самостоятельно планирует работу на каждый учебный год. План работы утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 10 дней после начала учебного года и сдается районному логопеду или методисту учителей-логопедов в установленные сроки (по требованию).
6.2. Отчитывается перед руководителем образовательного учреждения и методистом учителей-логопедов данного района о своей деятельности и результатах работы за истекший учебный год в течение 10 дней после окончания фронтальных занятий (то есть после 1 июня).
6.3. Получает информацию организационного нормативно-правового характера от методиста учителей-логопедов МОУ своего района или города.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам коррекции и учебно-воспитательного процесса с врачами, педагогами-психологами, учителем-дефектологом, учителями, другими педагогами, работающими с данными детьми.
6.5. Самостоятельно планирует свою деятельность в течение рабочей недели, исходя из циклограммы рабочего времени логопеда МОУ.
6.6. План работы утверждает руководитель МОУ и районный логопед или логопед-методист данного района.
Программы обучения
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует еще один путь — использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.
Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.
Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.
5. Годовой план работы логопеда
Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.
Цель данного документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.
По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).
Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.
I. Организационная работа
В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.
II. Коррекционная работа
В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.
III. Научно-методическая работа
В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.
Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).
IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса
Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:
— учителя начальных классов;
— педагог-психолог;
— родители;
— администрация общеобразовательного учреждения;
— специалисты поликлиники, школьная медсестра.
Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.
В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.
Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___
учебный год логопеда МОУ №________
«Утверждаю»
Директор МОУ №__________
ФИО_____________________
№
| Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)
| Дата и место проведения
| Содержание
| Роль специалиста
| Сведения о выполнении
|
|
|
|
|
|
| 1. Организационная работа
|
| Подготовка кабинета к новому учебному
году
| до 01.09
ОУ
| Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклейка обоями, оформление зоны для индивидуальной работы
| Учитель-логопед
| Проведено в установленные сроки
|
| Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года)
| 01.09 — 15.09
10.01 — 15.01
15.05 — 30.05
ОУ
| Проведение массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт
| Учитель-логопед
| Проведено в установленные сроки
|
| Изучение документации детей, зачисленных на логопункт
| 01.09 — 15.09
ОУ
| Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога
| Учитель-логопед
| Изучена
|
| Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1—4 класс)
| 01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05
ОУ
| Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок
| Учитель-логопед
| Проведено в установленные сроки
|
№
| Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)
| Дата и место проведения
| Содержание
| Роль специалиста
| Сведения о выполнении
|
|
|
|
|
|
|
| Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года
| 01.09 — 15.09 30.05 — 10.06
ОУ
| Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем
| Учитель-логопед
| Оформлена в установленные сроки
|
| Комплектование групп для коррекционной работы: первая группа — 2 «А» класс, вторая группа — 2 «Б» класс, третья группа — 2 «В», «Г» класс, четвертая группа — 3 класс
| 01.09 — 15.09
ОУ
| Комплектование групп для коррекционной работы (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дисграфии)
| Учитель-логопед
| Проведено в установленные сроки
|
| Подготовка раздаточного материала
| до 01.09
а также в каникулярное время
ОУ
| Изготовление пособий по теме: «Гласные первого и второго ряда», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв
| Учитель-логопед
| Приобретено
|
| Приобретение пособий и дидактических игр
| до 01.09,
а также в течение года
ОУ
| «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», тематические словари по темам «Овощи», «Грибы», «Фрукты»
| Учитель-логопед
| Приобретено
|
№
| Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)
| Дата и место проведения
| Содержание
| Роль специалиста
| Сведения о выполнении
|
|
|
|
|
|
|
| Анализ коррекционной работы (предоставляется в отдел образования или образовательный округ старшему логопеду, районному логопеду и т.д.)
| 15.05-30.05
| Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года
| Учитель-логопед
| Проведено в установленные сроки
| II. Коррекционная работа
|
| Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени
| 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования)
ОУ
| Понедельник: 11.00 — 14.15
Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00
| Учитель-логопед
| Проведено в установленные сроки
|
| Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени
| 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования)
ОУ
| Понедельник: 11.00 — 14.15
Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00
| Учитель-логопед
| Проведено в установленные сроки
| III. Научно-методическая работа
|
| Проведение групповых консультаций:
А) выступления на родительских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед
| Сентябрь —
1 класс
Январь —
2 класс
ОУ
| «Как помочь ребенку с ОНР»
«Леворукий ребенок в школе»
«Что такое "дети с отклонениями в развитии"?»
| Учитель-логопед
| 12 сент. (1 «А»)
14 сент. (1 «Б»)
16 сент. (3 кл.)
21 янв. (2 кл.)
22 янв. (3, 4 кл.)
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|