Сделай Сам Свою Работу на 5

Дифференциация звуков Л — Р в разных словах словосочетания





Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза. Глядя на картинки-символы из При-ложения 1, назови звук Л или Р, который спрятался в каждом слове.

Первый класс. Махровое полотенце. Концертный зал. Пограничная полоса. Кра-сивые глаза. Розовое мыло. Спелый виноград. Озеро Байкал. Жаркий полдень. Ровные столбы. Прозрачное стекло. Голубая рубашка. Городская площадь. Белый георгин. Веселый праздник. Родное слово. Крутой склон. Пологая крыша.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в одном слове

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори слова по 3—4 вместе в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Акварель, апрель, верблюд, вертолет, глухарь, грелка, журнал, зрители, играли, иллюстрация, календарь, карусели, кресло, кролики, ларек, лекарство, леопард, лесорубы, люстра, маляры, мармелад, орел, прыгалки, прялка, рельсы, ролики, роль, рояль, рулет, руль, рыболов, слесарь, словарь, спортзал, стрелка, тарелка.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВЛ-Р В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в предложениях, составленных по опорным словам



Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Используя пары слов, составь о детях предложения.

Например: Лара долго переключала телевизор с программы на программу и никак не могла найти передачу о верблюдах.

Зеркало — смотрела. Тарелка — приготовила. Вертолет — играл. Мармелад — попросил. Стрела — пролетела. Зрители — кресло. Грелка — лекарство. Маляр — спортзал. Леопард — перепрыгнул. Ныряли — соревновались. Лекарство — по-пробовала. Телевизор — переключала.

Упражнение для дифференциации звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ)

в словосочетаниях-скороговорках и самостоятельно

Составленных предложениях

Проговори за взрослым словосочетания в быстром темпе 3-4 раза. Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Дополни каждое словосочетание до целого предложения и проговори его. Уточни значение незнакомых слов.



Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния и оглушительно про-гремел гром.

Сверкнула молния. Выиграла в лотерею. Разбила зеркало. Крикливый билетер. Говорливый контролер. У Лары мармелад. Неповоротливый жонглер. Отрывной календарь. Играла и выиграла. У Валерки тарелка. Лара играла на рояле. Лара-балерина. Валерий на карусели. Столяр и маляр. Билетер и контролер. Валерий в вертолете. Смотрела и высмотрела. Корабли лавировали. Жонглер жонглиро-вал. Королева карнавала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ)

в самостоятельно составленных предложениях.

Закрепление навыка словообразования

Послушай слова. Возьми картинку девочки из Приложения 1, назови ее Лара. Пред-ставь, что она выполняет все названные действия. Четко, выделяя голосом звуки Л — Р, повтори каждое незаконченное действие 2-3 раза. Затем назови новое законченное действие. Составь о Ларе 4-5 предложений и четко их проговори.


Например: Лара раскрывала-раскрывала коробку и наконец... раскрыла.

Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, рас-ставляла, расправляла, размешивала, расчесывала, разглаживала, расстегива-ла, развязывала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ)Р (РЬ) в коротких рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

У Нюры юла красива, да мала.

Мила — краса, голубые глаза.

Клава села в палатку, Клава съела баранку.

Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.

Дедушку зовут Лука, у него болит рука.



Фрол рад, что поет в лад.

В руках игла — это не игра!

У нашей Луши в руках две груши.

Малы комары, да злы до поры.

Мыло серо, а моет бело.

Мара мала, лак пролила.

Среди белых голубей один серый воробей.

Кира мыла мылом Иру.

Лесорубы на столы положили топоры.

Ловкий крот влез на плот.

Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

Говорила сорока сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в стихотворных текстах. Развитие интонационной выразительности речи

Послушай истории в стихах. Проговори их с выражением и перескажи своими сло-вами. Объясни, что же в них забавного

Хочет в сад попасть улитка, Да мешает ей калитка. Я открыть калитку рад, Пусть ползет улитка в сад. Целый час держал калитку — Тихо ползает улитка. Старый пес среди двора Караулил куль добра, Воры куль добра не брали, Воры сторожа украли.

Огорченная сорока Возвращалася с урока, Весь урок болтала с сойкой И домой вернулась с двойкой.

На лужайке сидел рыболов, Терпеливо копал червяков, Увидал рыболова скворец И сказал: «Настоящий отец! Ищет корм даже лучше, чем я, Сразу видно — большая семья!»


Что ты, ветер, натворил? Что ты в небе смастерил? Из курчавых облаков Сделал рыб, коров, слонов. Ветер, видно, не услышал, Ветер из терпенья вышел,


Рассердился, набежал, Облака перемешал. Где картины? Где река? В небе просто облака!

Солнце по небу гуляло, Солнце в озеро упало, Прошептало: «Спать пора!» И исчезло до утра.


Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в загадках

Послушай и отгадай загадки. Не торопясь, выделяя голосом звуки Л — Р, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.


Окна светлые кругом, Едет мимо желтый дом, Носит обувь из резины И питается бензином.

(Автобус.)

К серой цапле на урок Прилетели семь сорок, А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей сорок Прилетело на урок?

(Четыре.)

Приближаться к дому стала, С неба солнышко украла.

(Ночь.)

Долговязый Тимошка Скользит по белой дорожке, Его темные следы — Твои лучшие труды.

(Ручка.)


К нам во двор забрался крот, Вырыл яму у ворот, Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот.

(Экскаватор.)

Желтый одуванчик По двору прошел, Желтый одуванчик Зернышки нашел. (Цыпленок.)

В полотняной стране, По реке-простыне Корабль плывет То вбок, то вперед.

(Утюг.)

Как на стежке, на дорожке, Вижу алые сережки.

(Земляника.)


Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, со-храняя четкость и громкость произношения.


Король — орел, орел — король.

Клара у Вали играла на рояле.

Орел на горе, перо на орле.

Карась, в лаз не лазь!

Проворонила ворона вороненка.

На гармони громко заиграл Еремка.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Прорубь прорубили — рыбки наловили.

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

К полудню Лара с Полей пол поля пропололи.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос, мне тарелку Валерка на подносе принес.

Сорока-белобока садится на забор, сорока-белобока заводит разговор.

За поселком, у проселка в поле пела перепелка, перепел прилетел, перепелку перепел.

Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб: «Сено, краб, граблями грабь!»

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

Ушел Прокоп — кипел укроп, пришел Прокоп — кипит укроп.

Я во двор вела вола, за рога вола вела, в хлев вела вола, а вол в огород меня завел!

Свинья тупорыла полдвора рылом перерыла, до норы не дорыла.

Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки, ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

Уточка вострохвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.


СОДЕРЖАНИЕ

От автора………………………………………………………………….…………3

1. Формирование звука ЛЬ ………………………………………………..………7

2. Различение звуков ЛЬ Й на. слух и в произношении …………….……… 25

3 . Формирование базово го звука С …………………………………………….…….. 3 2

4. Формирование производного звука СЬ ………………………………………..… 54

5. Различение звуков С СЬ на слух ………………………………………..... 64

6. Формирование первично производного звука З …………………………...…66

7 . Формирование вторично производного звука ЗЬ ……………………………..... 7 7

8. Различение звуков С — 3 на слух ………………………………………...….. 82

9. Различение звуков 3 — ЗЬ на слух ……………………………………………84

 

10. Формирование производного звука Ц …………………………………………… 8 6

11. Различение звуков С Ц на слух и в произношении …………………... 97

1 2 . Формирование базового звука III ………………………………………………… 1 0 1

13. Различение звуков С — Ш на слух и в произношении ……………………. 124

14. Формирование производного звука Ж ………………………………………….. 1 3 3

15. Различение звуков III — Ж на слух ………………………………………... 143

16. Различение звуков 3 — Ж на слух и в произношении……………………..145

17. Формирование производного звука Щ …………………………………………. 150

18. Различение звуков СЬ Щ на слух и в произношении ………………….. 157

1 9 . Формирование вторично производного звука Ч ……………………………… 1 6 1

20. Различение звуков ЧЩ на слух и в произношении …………………... 170

21. Формирование базового звука Л ………………………………………………… 1 7 4

22. Формирование базового звука Р …………………………………………………. 2 0 1

23. Формирование производного звука РЬ ……………………………………….. 2 2 8

24. Различение звуков Р РЬ на слух………………………………………… 2 3 7

25. Различение звуков Л (ЛЬ) Р (РЬ) на слух и в произношении ………... 239

Приложения «Картинное лото»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.