Сделай Сам Свою Работу на 5

Консультирование как обучение





Понимание К. как обучения — или руководства, ориентирования, наставления, как его часто называют, — связано с ист. употреблением термина «К.». Словарные дефиниции подчеркивают такие его признаки, как предоставление советов и обмен информ. Большинство историков формального руководства рассматривают его как феномен XX в., возникший как одно из неск. реформаторских движений, отвечающих условиям, к-рые породила Промышленная революция XIX в. Помимо общечеловеческой озабоченности судьбами людей, лишенных средств к существованию, потребность пром-сти в трудовых ресурсах стимулировала возникновение профориентации. Пром-сть испытывала острую потребность в разнообразной и высококвалифицированной рабочей силе. Пионеры в области профориентации, как и мн. др. реформаторы и сторонники прогресса, видели в бесплатных гос. школах механизм соц. изменений. С т. зр. пионеров профориентации, школа и ее учебный план предоставляли благоприятные возможности для подготовки людей (включая тех, кто недавно прибыл из др. стран, а тж жителей сельских районов Америки) к жизни в промышленно развитом демократическом об-ве. Именно вера в пользу утилитарного образования создала плодородную почву для развития профориентации.



Слияние профориентации с тестированием укрепило ее как фундамент К. До развития тестирования профориентация зависела от профессионально-технического обучения, причем важное значение придавалось профпросвещению и рекомендациям по выбору профессии. С развитием тестирования в сферах способностей, интересов, профессий и личности профориентация получила научные средства для реализации своей осн. на здравом смысле идеи повышения соответствия между работником и профессией. Профподбор основывался на способности консультантов собирать точную информ. о конкретном чел., его способностях и интересах, а тж о работе. Тестирование и последующие достижения в области психологии черт и факторов предоставили в распоряжение профконсультантов методики, позволившие им проводить соотв. оценки как индивидуума, так и работы.

Отличительной особенностью ориентационной модели была верность научному подходу к практике и исслед. К. Что касается практики К., то консультант, помогая клиенту развить необходимые навыки решения проблем и правильно понять себя, должен использовать психол. методы, такие как психол. тестирование, и обоснованную научную информ. Фактически К. рассматривалось как снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. Тот же самый акцент на научном методе был принят в исслед., к-рые опирались на методологию черт-и-факторов, использующую психол. тесты и корреляционный анализ.



Консультирование как психотерапия

Примерно в 1940 г. доминирование ориентационной модели начало ослабляться; к концу десятилетия ее сменила психотерапевтическая модель. Ряд факторов способствовал снижению ее популярности. Частично падение интереса к директивному К. совпало с общественными переменами, связанными с окончанием периода Великой депрессии и началом Второй мировой войны. Эти изменения принесли с собой новый дух индивидуализма вместо застывших формул и авторитаризма прошлого. Кроме того, люди столкнулись с быстрыми соц. переменами, к-рые, по-видимому, знач. затрагивали их жизнь.

Последствия этих перемен вышли за границы образовательных и профессиональных проблем, т. к. люди искали помощи по самым разным вопросам личной адапт., особенно в эмоциональной сфере и в области межличностных отношений. В наступлении «Эры психотерапии» важную роль сыграла публикация книги Карла Роджерса «Консультирование и психотерапия» (Counseling and psychotherapy). В ней Роджерс оспорил ориентационный взгляд на К. как некий дополнительный инструмент, облегчающий сбор достоверной информ. и принятие решений. В роджерианской модели фокус смещается на индивидуальные проблемы, относительно независимые от об-ва. Эти проблемы преим. яв-ся эмоциональными по своей природе, и оказывающий помощь специалист занимается установлением терапевтических отношений, всячески избегая директивных воздействий.



Несмотря на происшедшие изменения и сдвиги акцентов, личностно-центрированный подход сохранился как осн. перспектива, в к-рой способности клиента к самоопределению становятся предметом внимания, заботы, деятельности и принятия, реализуемые через терапевтические отношения.

Дальнейшее развитие

В 1950-х и 1960-х гг. К. как директивная ориентация — хотя и менее популярное, чем психотер., — стимулировалось развитием профессиональных орг-ций и восстановлением ценности обучения и работы. Рез-том этого был значительный спрос на школьных консультантов (Закон о национальной обороне от 1958 г.) и консультантов в сфере реабилитации.

Тем не менее Отделение психол. К. конкурировало с клинической психологией за сферу психол. услуг. Деятельность такого рода продолжается и сегодня (напр., конкуренция за выплаты третьих лиц). Эти действия привели к дальнейшему упадку ориентационной традиции и к отделению консультирующих психологов с докторской степенью от школьных и реабилитационных консультантов с подготовкой ниже докторского уровня.

В тот же самый период успехи в области соц. наук привели к существенным концептуальным разраб. (теория Я-концепции, теория стадий), к-рые трансформировали профориентацию в К. по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе. Эти успехи тж оказали влияние на психотерапевтическую модель. Теперь существовали различные конкурирующие модели К. Важно подчеркнуть, что в соответствии с собственной историей и теорией К. представляет собой строго определенный способ действий в работе с людьми. Более того, К. связано со специфическими учреждениями и профессиональными функциями. Сегодня, как и в прошлом, консультантов в первую очередь можно найти в сфере образования и чаще всего — в вузах. Вероятнее всего, они участвуют в К. или в обучении и ориентированы на цели образовательной, профессионально-технической и личностной адапт. людей. В ответ на этот традиционный вид К. у мн. возникло предположение о благоприятных перспективах К. в промышленности и здравоохранении. Нек-рые специалисты сменили традиционную среду К. на нетрадиционную: частную практику, больницы общего профиля, корпорации и средства массовой информ. Др. рекомендуют групп. работу и консультации (совещания) как осн. форму деятельности.

1. Хотя с К. связано пестрое множество родственных видов деятельности, ряд важных аспектов (часть из них — общие с др. профессиями, часть — специфические) образуют ядро К.

2. Как и во мн. профессиях, в К. принимается научный подход к практике и исслед.

3. Поддерживается фокус на индивидуальности с особым вниманием к раскрытию личных возможностей чел. в противоположность подчеркиванию патологии.

4. Подчеркивается забота о вопросах развития чел., включая решения об образовании, выборе профессии и межличностной адапт.

5. Профессиональная компетенция включает в себя определенные навыки и знания, способствующие установлению терапевтических отношений, осознанию проблемы, инициации изменений, поддержанию изменения и оценке рез-та. К специализированным знаниям и умениям, часто связываемым с К., можно было бы отнести проведение интервью, оздоровление отношений, оценку, тренинг коммуникативных навыков и межличностных отношений и К. по вопросам карьеры.

См. также Образование консультанта, Директивное консультирование

Дж. Л. Стоун

 

Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling)

 

К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70-е гг. вместе с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь все еще недостает как независимой теорет. базы, так и надежной исследовательской поддержки развиваемых концепций, хотя сейчас положение начинает улучшаться. К. по в. д. занимались представители двух профессиональных групп: одни занимались изучением досуга (включ. терапевтическое восстановление сил), а др. — собственно консультированием. Существовала тенденция воспринимать поведение в сфере досуга как вопрос выбора конкретных занятий, не рассматривая досуг с т. зр. психол. значения этих занятий для индивидуума.

Возможно, что совр. интерес к К. по в. д. отчасти может быть связан с ростом обеспеченности в Западной Европе и Северной Америке и ослаблением этики протестантизма как источника индивидуальных и соц. ценностей. В прошлом, когда осн. часть населения земного шара бедствовала, работа всячески превозносилась, а досуг осуждался. Теперь мы все больше и больше обращаемся к досугу как к главному источнику смысла жизни и получаемого от нее удовлетворения. Это особенно верно для людей, к-рым их работа кажется неинтересной и не несущей в себе внутреннего смысла. К сожалению, это именно те люди, занятиям к-рых и в сфере досуга часто недостает разнообразия, соревновательного отношения и личного смысла.

Определения досуга

В литературе можно встретить по меньшей мере четыре категории дефиниций досуга, хотя понятийно они частично перекрывают друг друга. Дефиниции по остаточному принципу (residual definitions)рассматривают досуг как нечто, что чел. делает в оставшееся у него после завершения необходимой для жизни деятельности время. Дефиниции, соотнесенные с деятельностью (activity-related definitions), определяют досуг через тип деятельности, в к-рую чел. вовлечен. Под досугом понимают одни виды деятельности, в то время как др. определяют как работу, независимо от того, в каком контексте они встречаются.

Дефиниции, соотнесенные с работой (work-related definition), отражают структуру ценностей рабочей этики протестантизма. Первый тип досуга получил название взаимодополняющего (complementary), или побочного (spillover), когда характер досуговой деятельности чел. имеет сходство с характером его трудовой деятельности. Второй тип досуга был назван дополняющим (supplemental), когда в качестве досуговых занятий сознательно выбираются занятия, совершенно отличающиеся от круга рабочих обязанностей. Компенсаторный досуг относится к тем занятиям, придуманным для снижения либо устранения стрессов или напряженных состояний, к-рые индивидуум испытывает в повседневной жизни.

Психол. дефиниции досуга скорее подчеркивают значение досугового опыта для индивидуума, чем тот тип деятельности, в к-рую он вовлечен, или же ее отношение к к.-л. иной деятельности. Ньюлинджер определяет досуг как состояние души — пребывание в согласии с самим собой и с тем, что ты делаешь. Его концепция досуга построена на двух биполярных конструктах: свободе—ограничении и внутренней мотивации—внешней мотивации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.