|
Компьютеризованное адаптивное тестирование
С началом активного развития компьютерных технологий и применения теории «задание—ответ» (IRT)в качестве инструмента анализа заданий была создана основа для использования компьютеров в адаптивном тестировании. Процедура выбора заданий (пунктов) и порядка их предъявления тестируемому существенно облегчалась машинными операциями. Вайс из Миннесотского университета стоял у истоков первых разработок К. а. т. Последние разработки и перспективные планы включают составление тестовых заданий (пунктов) в реальном режиме времени самим компьютером.
Поначалу преимущественное использование К. а. т. ограничивалось тестами способностей и достижений. Недавние разраб., однако, позволили применять его также в такой области некогнитивного тестирования, как измерение аттитюдов. И в том и в др. случае стратегия заключается в предъявлении тестируемому следующего по порядку задания умеренной трудности, к-рое выбирается компьютером из общего банка заданий в зависимости от рез-та предыдущего ответа. Задания в этом банке градуируются с использованием IRT-методов, реализованных на уровне программного обеспечения. В этом смысле можно сказать, что тест «адаптирует сам себя» к уровню способностей или аффективным конструктам тестируемого. Конечной желаемой целью процедур К. а. т. является разраб. теста, который обнаруживал бы практически одинаковую валидность и надежность в отношении всего диапазона тестируемого содержания или измеряемых конструктов.
См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Педагогическая оценка, Человеческие факторы, Шкалирование по Лайкерту, Стандартизация теста
П. Ф. Меренда
Компьютеризованное обучение (computer-assisted instruction)
Распространение небольших, мощных и недорогих персональных компьютеров привлекло к ним повышенный интерес и ускорило процесс внедрения К. о. в большинстве учебных заведений. Персональные компьютеры могут управлять множеством внешних устройств, таких как проигрыватели аудио и видеокассет, а также разнообразными входными устройствами, такими как клавиатура, световое перо и т. д. С приобретением столь широкого спектра опций возможности программ К. о. больше не ограничиваются компьютерными аппаратными средствами как таковыми, а зависят от умений методистов и преподавателей в их конфигурации и программировании.
Психологи принимают участие в разраб. и оценке программ К. о. на нескольких связанных между собой уровнях. Во-первых, на уровне интерфейса между характеристиками ученика и характеристиками программы. В качестве примера здесь можно привести проблемы, касающиеся воздействия К. о. на уровень тревоги, мотивации, научения, выполнения и активизации в памяти знаний пользователя. Вторая область интересов связана с разраб. учебных курсов и программированием. Было разраб. и подвергнуто оценке широкое множество предметных областей и моделей обучения. В их число входят рутинные учебные процедуры, консультирующие программы, имитации и интерактивные модели с широким использованием различных способов и средств взаимодействия. Третий фокус внимания психологов — особенно когнитивных психологов — связан с этой второй целью. Короче говоря, разработка моделей искусственного интеллекта играет чрезвычайно важную роль в решении задачи создания полностью интерактивной системы, в к-рой компьютер реагирует на проблемы студентов, а не студент реагирует на ограничения компьютерной программы. Многие пед. психологи занимаются разраб. и реализацией оценочных парадигм с целью оценки экономической эффективности К. о.
См. также Программные средства, Теория обучения
Д. Р. Эванс
Компьютерная томография (КТ) (computed tomography)
КТ — метод лучевой диагностики, коренным образом изменивший мед. диагностику. В частности, КТ-сканирование головы избавило от необходимости широкого использования более инвазивных нейродиагностических методик (например, ангиографии или пневмоэнцефалографии), сопряженных с риском осложнений и летальности. Технология КТ обещает изменить роль клинического нейропсихолога в том смысле, что умение обнаруживать и локализовать поражения структур головного мозга будет все больше обесцениваться по мере увеличения доступности КТ-диагностики.
Методика КТ, впервые внедренная в Великобритании лабораториями Европейских музыкальных инструментов (European Musical Instruments Laboratories), яв-ся великолепным примером применения компьютерной технологии в мед. диагностике. Компьютерная томография измеряет ослабление рентгеновских лучей, проходящих через срез тела под сотнями различных углов, и затем объединяет эту информ. для реконструкции внутренней картины тела. При сканировании мозга можно определять небольшие различия в плотности мозговых структур и производить осмотр на удивление четкой картины нормальной анатомии головного мозга. Что еще важнее, можно легко выявить такую патологию мозга, как опухоли или кровоизлияния. Использование контрастных средств делает полученные изображения еще более качественными. Можно произвести множество «срезов» мозга, что дает возможность трехмерной визуализации мозговых структур. Каждый такой «срез» может быть сфотографирован и сохранен в истории болезни пациента; кроме этого, данные по всем пациентам могут быть сохранены в памяти компьютера и в дальнейшем восстановлены. Неоднократное сканирование дает возможность исследователю проследить морфологические изменения в головном мозге с течением времени; эта информ. может иметь как диагностическое, так и терапевтическое значение.
КТ имеет большие перспективы и как исследовательский, и как диагностический инструмент. Эту технологию можно использовать для определения структурных изменений, связанных со старением, слабоумием, алкоголизмом и любыми неврологическими заболеваниями. Помимо этого, появилась возможность изучать ранее не затрагиваемые области (напр., новейшие исслед. показали увеличение размера желудочков мозга у непропорционально большого числа больных шизофренией). И наконец, КТ-сканирование позволит уточнить корреляции в исслед. структурно-функциональных связей мозга, что в конечном счете приведет к созданию более адекватной функциональной географии мозга.
См. также Болезнь Альцгеймера, Батарея Халстеда — Рейтана, Нейрохирургия
Д. Веддинг
Конверсионное расстройство (conversion disorder)
Термин «конверсия» восходит к концепции конверсионной истерии Фрейда, согласно к-рой психосексуальный конфликт трансформируется в соматическое расстройство. В настоящее время К. р. представляют собой достаточно специфическую и редкую нозологическую единицу в группе соматоформных расстройств. Одним из существенных признаков является наличие соматического симптома, за к-рым не стоят объективно обнаруживаемые физиолог. механизмы болезни. В четвертой редакции «Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств» (DSM-IV)К. р. определяется как «клиническая картина, в к-рой преобладающим расстройством яв-ся утрата или патологическое изменение физического функционирования, соответствующее соматическому расстройству, но в действительности представляет собой выражение психол. конфликта или потребности». Кроме того, симптомы недоступны волевому контролю пациента и не могут быть объяснены наличием патофизиологического процесса. Симптомы, очерченные алгическими проявлениями, нарушениями сексуальной функции или представляющие собой компонент более общего соматизированного расстройства, не обозначаются как конверсия.
Клиническая картина
Конверсионные симптомы достаточно очерчены и своеобразны, для них характерно внезапное появление в периоды значительного психол. стресса. В наиболее очевидных или классических случаях конверсионные симптомы представляют собой патологические изменения сенсорных или двигательных функций, имитирующие таковые при неврологических заболеваниях. Наиболее частыми из приводимых в DSM-IV симптомов являются параличи, афония (потеря голоса), слепота или туннельное зрение, судороги, анестезии (потеря чувствительности) или парестезии (патологические спонтанные ощущения) и дискинезии (нарушение координированных движений). Несколько реже К. р. предстает в виде нарушений эндокринной или автономной системы, проявляясь такими симптомами, как ложная беременность (псевдоциез) или рвота.
Этиология
Господствующие соц. и культурные нормативы в значительной мере влияют на прямое или непрямое выражение различных психол. импульсов и побуждений и определяют санкционированные или несанкционированные роли больного. Социокультурные установки по отношению к различным заболеваниям тж влияют на выбор симптомов пациентом. Издавна признается, что в этиологии К. р. участвуют интрапсихические факторы и вторичная выгода от болезни.
Прежде достаточно часто встречавшиеся как среди населения в целом, так и на военной службе, К. р. в наше время относительно мало распространены и наблюдаются гл. обр. среди сельских жителей и лиц, не затронутых медицинским просвещением. На снижение распространенности несомненно повлияли тж более строгие диагностические критерии DSM-IV и отдельная категоризация таких симптомов, как психогенная алгия, психосексуальные дисфункции и соматические симптомы, являющиеся компонентами соматизированного расстройства. Тем не менее конверсионные расстройства составляют около 5% всех невротических состояний.
См. также Комплексы, Гистрионическая личность, Расстройства личности
Г. Челун
Коннекционизм (connectionism)
Основания К. можно обнаружить в работах ранних философов. Обычно создание ассоцианистских принципов приписывают Аристотелю, однако честь преобразования идей К. в плодотворные объяснительные понятия принадлежит представителям английской эмпирической философии XVII—XVIII вв. Томас Гоббс, к-рого нередко считают основоположником английской эмпирической традиции, полагал, что законосообразность мышления и поступков порождается связями между идеями благодаря их близости во времени. Независимые и более законченные представления об ассоциации идей были разраб. Джоном Локком, признававшим сходство идей в качестве основы для их ассоциации. В дальнейшем концепция была усовершенствована британскими философами, работавшими в рамках эмпирической традиции. Несмотря на то что ни один из них не был эмпириком в совр. научном смысле, их работы и работы их последователей заложили основы для развития К. в XIX и XX вв.
Хотя ассоцианистские принципы были подвергнуты строгой научной проверке в исслед. российских физиологов И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, их теорет. разраб. со стороны этих ученых ограничивалась только вопросами обусловливания. Создать более полное описание опыта и поведения с позиции К. выпало на долю Эдварда Ли Торндайка.
Нек-рое представление о скрупулезности, с к-рой Э. Торндайк применял принципы К., можно получить из приведенного ниже отрывка из его книги «Избранные работы по психологии коннекциониста» (Selected writings from a connectionist's psychology):
«Возникновение связей является результатом как состояния мозга, так и действия внешних ситуаций. Часто связи приобретают вид длинных последовательностей, в которых реакция на одну ситуацию становится новой ситуацией, вызывающей следующую реакцию, и т. д. Связи могут создаваться как частями, элементами или особенностями отдельной ситуации, так и всей ситуаций в целом... Они приводят к реакциям готовности и неготовности, сознавания, интереса, приятия и неприятия, акцентирования и ограничения, дифференциации и соотнесения, направления и координирования. Связываться могут едва различимые отношения или смутные аттитюды и интенции.»
Сформулированный Э. Торндайком закон эффекта гласит, что положительные или отрицательные следствия реакций определяют соответственно степень их усиления или ослабления. Торндайк пришел к выводу, что положительные реакции более эффективны, чем отрицательные, и уделил им особое внимание в своих теорет. работах. Позднее он представил то, что рассматривалось им как «независимое доказательство» закона эффекта. Т. н. распространение эффекта (spread of effect)указывало на эмпирическое усиление реакций, находившихся в тесной связи с подкрепляемой реакцией, даже если сами по себе эти реакции прямо не вознаграждались. Хотя более ранний постулат Торндайка о физиолог. «подтверждающей реакции» (confirming response)как основе закона эффекта впоследствии получил эмпирическое обоснование благодаря независимому открытию подкрепляющей силы внутричерепной самостимуляции, выдвинутая им гипотеза распространения эффекта так и не была подтверждена. И закон эффекта, и гипотеза распространения эффекта подвергались жесткой критике как с теорет., так и с методологических позиций. Тем не менее они представляют собой кульминацию развития идей ранних философов на строго научной основе и т. о. сохраняют свое значение как первый наглядный пример потенциальных возможностей коннекционистского мышления.
К другим отличительным особенностям коннекционизма Торндайка относят элементаризм, ил. которого служит разработанная им теория «идентичных элементов» (identical-elements theory)для объяснения переноса тренировки, и придание особого значения автоматизму основных поведенческих функций.
Теория научения Э. Р. Газри тж основывалась на строго коннекционистских, стимульно-реактивных допущениях. В рамках этой теории предполагалось, что за научение ответственно одно лишь совпадение во времени (contiguity)сигнала и движения, безотносительно к рез-ту. Сходная, но более сложная статистическая теория научения была разработана У. К. Эстесом. Ее можно считать своего рода плацдармом для подготовки более совр. волны коннекционистской теорет. активности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|