Сделай Сам Свою Работу на 5

Источники индивидуальных различий





Главную заботу психологии составляет выяснение того, в какой степени индивидуальные различия определяются биолог. (генетическим) фактором через процессы естественного созревания и в какой — опытом взаимодействия со средой через каналы формального обучения, воспитания, тренировки и стихийного научения. Эта проблема встает с особой остротой в связи с К. с.

Вопрос заключается в том, в какой степени К. с. можно усилить путем специальной тренировки. Мало кто сомневается, что нек-рые способности можно улучшить; напр., это явно возможно в отношении индивидуального словарного запаса и вербальной способности. Попытки улучшения нек-рых др. способностей, напр. способности к оперированию пространственными отношениями, оказались гораздо менее успешными. В целом существует большой пробел в нашем знании о границах развития разнообразных К. с. Зачастую рез-том программ развития К. с. оказывается не увеличение индивидуальных различий, а их уменьшение.

В силу признания важной роли К. с. в развитии демократических и высокотехнологических культур их научное изучение составляет одно из наиболее важных направлений психологии.



См. также Общий (генеральный) фактор интеллекта, Меры интеллекта, Модель структуры интеллекта

Дж. Б. Кэрролл

 

Когнитивный диссонанс (cognitive dissonance)

 

Теория К. д. была выдвинута Леоном Фестингером и изложена в его книге «Теория когнитивного диссонанса» (A theory of cognitive dissonance). Фестингер основывает эту теорию на предположении о том, что чел. мотивирован поддерживать согласованность или консонанс между парами релевантных когниций, где под когницией понимается любое знание или представление субъекта о себе, своем поведении или окружении. Когниций X и Y находятся в отношениях диссонанса, «если не-Х следует из Y»; предполагается, что такой диссонанс будет вызывать «психол. дискомфорт» и создавать давление, побуждающее субъекта как к уменьшению диссонанса, так и к избеганию ситуаций или информ., к-рая могла бы увеличить этот диссонанс.

Фестингер указывал, что сила давления, побуждающая к уменьшению диссонанса, по-видимому, является функцией его величины, где величина диссонанса, вносимого данной когницией, зависит от важности, приписываемой ей самой и др. релевантным когнициям, и от соотношения релевантных когниций, находящихся в диссонансе. Диссонанс может быть снижен путем изменения одной из диссонирующих когниций, путем уменьшения важности самого диссонанса или добавлением новой информ., к-рая согласуется с одной из противоречащих когниций или к.-л. образом «примиряет» оба диссонирующих элемента. Предполагается, что диссонанс вызывает когнитивную активность субъекта, направленную на устранение этого диссонанса.



В этом месте следует отметить неск. важных моментов. Во-первых, Фестингер постулировал давление или тенденцию к уменьшению диссонанса; собственно попытка его устранения может и не приводить к успеху. В связи с этим Фестингер утверждает, что «при наличии диссонанса можно наблюдать попытки к его устранению. Если такие попытки завершаются неудачей, можно наблюдать симптомы психол. дискомфорта». Во-вторых, попытки уменьшить диссонанс могут оказываться неудачными из-за сопротивления когниций к изменению; напр., изменение к.-л. когниций может вступать в противоречие с реальностью или приводить к преобразованию др. консонансов в диссонансы; изменение тж может оказываться болезненным или невозможным, или к.-л. поведение может оказываться в высшей степени удовлетворительным в др. отношениях. Наконец, как указали последующие исследователи, теория Фестингера относится к психол., а не к формально-логической противоречивости: т. е. утверждения «Я курю» и «Курение вызывает рак» будут вызывать диссонанс лишь при условии, что данный курильщик боится заболеть раком.



Фестингер указывал на существование определенных индивидуальных различий в том, как и в какой степени люди реагируют на диссонанс, и предполагал существование континуума, отражающего «толерантность к диссонансу». В неск. исслед. было продемонстрировано, что имеющиеся на данный момент личностные шкалы могут служить для оценки переменных-модераторов, опосредующих реакции на диссонанс.

В заключение следует отметить, что наиболее сильная сторона теории К. д. тж оказалась и ее слабостью, т. е. постулирование когнитивных механизмов оказало значительное эвристическое влияние, но рез-ты разраб. на основе этой теории эксперим. процедур оказались подвержены альтернативным интерпретациям. Предпринимаемые в настоящее время попытки раскрыть роль состояний возбуждения и причастность Я-концепции дают надежды на прояснение этой теории и более полное раскрытие ее потенциала.

См. также Когнитивная сложность, Восприятие (перцепция), Самоосуществляющиеся пророчества, Удивление

Дж. Б. Кэмпбелл

 

Когортные различия (cohort differences)

 

Термин «когорта» служит для обозначения любой группы или совокупности людей, к-рую объединяет некое значимое событие, происходящее в их жизни в определенный временной период. Событие, используемое для выделения когорты, может широко варьировать, изменясь от даты рождения до таких специфических событий, как поступление в вуз, уход на пенсию или вступление в брак. Временные границы, используемые для определения различных когорт, выбираются произвольно; период времени, в рамках к-рого происходит важное жизненное событие, может колебаться от одного дня до двух и более десятилетий. Т. к. для выделения когорт могут использоваться события, по-разному переживаемые людьми, обсуждение К. р. будет менее расплывчатым, если мы выберем для него наиболее часто выделяемую когорту, а именно когорту рождения. Когорта рождения указывает на любую группу людей, родившихся в произвольно выбранный период времени.

Идентифицируя людей, к-рые взрослеют в течение определенного периода ист. времени, когорты рождения позволяют оценить происходящие со временем изменения челов. качеств у лиц, занимающих либо оставляющих те или иные возрастно-специфичные соц. роли и позиции. В таком случае внимание нацелено на сходства и различия между, скажем, поступившими в колледж в 40-х гг. и в середине 60-х гг. Для различных когорт рождения типично переживание разной совокупности событий, что, в свою очередь, может вести к различию в ожиданиях, аттитюдах и действиях. Когорту лиц, родившихся в период с 1920 по 1924 г., конец юности и начало взрослости к-рых пришлись на 40-е гг., можно сравнить с когортой родившихся в период с 1945 по 1949 г. Бесспорно, обнаруживается ряд явных различий между первой когортой, представители к-рой пережили главные события отрочества—юности в период Великой депрессии 30-х, и второй когортой послевоенных «бэби-бумеров». Однако прежде чем приписывать любые наблюдаемые различия в ожиданиях, аттитюдах и поведении К. p. per se,необходимо решить технический вопрос разделения эффектов когорты, возраста и ист. периода.

Изучение К. р. требует рассмотрения трех возможных источников неоднородности: а) фактических различий в аттитюдах и поведении людей, входящих в соотв. когорты; б) различий, приписываемых процессам старения внутри когорт и в) различий, вызванных неповторимым жизненным опытом когорт, к-рый входящие в них люди получили в течение отдельных ист. периодов. Однако разделение этих трех источников изменчивости (эффектов когорты, возраста и ист. периода) вызывает пока что непреодолимые статистические и концептуальные трудности. Кроме проблемы определения раздельных эффектов изменчивости выборки, к-рые бесспорно можно было бы приписать когорте, возрасту и ист. периоду, остаются еще два серьезных затруднения.

С течением времени композиционные (структурные) характеристики когорт могут изменяться вследствие естественных потерь, вызванных вымиранием или миграцией. По мере увеличения возраста когорты рождения эффекты смертности могут изменять композиционные характеристики когорты, если умершие отличались по определенным качествам от оставшихся в живых. Аналогично этому, в разные периоды истории миграция населения может вызвать заметное изменение характеристик географически специфичных когорт, если качества переехавших на др. место отличаются от качеств оставшихся в данном регионе.

Попытки разграничить эффекты когорты, возраста и ист. периода неизбежно наталкиваются на проблему идентификации. Вследствие линейной зависимости всех этих эффектов невозможно статистически разделить уникальное воздействие каждого из них. Смешанные эффекты влияний когорты, возраста и ист. периода требуют, чтобы исслед. К. р. основывалось на развитом теорет. и реальном знании изучаемого явления и проводилось с учетом значения, к-рое эти три эффекта имеют для конкретного исслед. Поскольку с помощью одних только статистических процедур невозможно установить отдельный вклад каждого из этих трех эффектов, при исслед. и оценке К. р. мы должны быть теоретически и концептуально точными в своих ожиданиях.

См. также Возрастные различия, Изменение поведения в процессе взросления и старения, Контрольные группы, Социальное влияние

Д. Никинович

 

Кодирование (coding)

 

К. — термин, используемый во многих предметных областях психологии для характеристики определенных аспектов раздражителей и реакций. В области изучения ощущений говорят о вспомогательных сенсорных структурах, накапливающих физ. энергию средовых воздействий и тем самым формирующих наилучший «проксимальный» стимул для рецепторов органов чувств. Когда накапливается достаточное количество физ. энергии, следующий шаг — преобразование энергии физ. стимула в нервный импульс, после чего происходит К. в более отдаленных от периферии нервных центрах.

Понятие кодирования также используется в когн. психол. при описании процессов памяти. В своей работе «Процессы кодирования в человеческой памяти» (Coding processes in human memory)А. Мелтон и Э. Мартин указывают, что понятие К. и его терминологические варианты, такие как раскодирование, декодирование, перекодирование, функциональные стимулы, субъективные единицы, «порции» и кодировочные реакции, относятся к формам активности, имеющей место в самом индивидууме. Эти формы активности могут носить характер иконических или фонематических репрезентационных реакций, ассоциированных смысловых реакций, перевода или реакций обработки. В соответствии с мнением У. Викельгрена, высказанного им в «Когнитивной психологии» (Cognitive psychology),К. является системой репрезентации мыслей любого рода, таких как представления, перцепты, изображения, описания, эпизоды, реакции, понятия, предложения и схемы. Т. о., раздражители имеют множество признаков и свойств, но не все эти признаки и свойства включены в каждую мысль, воспоминание или действие, хотя мозг обеспечивает все нервные коды, необходимые для записи нашего многообразного опыта.

См. также Когнитивная психофизиология, Контекстуальные ассоциации, Обработка информации

Н. С. Андерсон

 

Кожные ощущения (cutaneous senses)

 

К. о. составляют аспекты того, что часто называют чувством осязания. Как показывают исслед., существует четыре различных вида К. о.: ощущения давления (прикосновения), боли, тепла и холода. Считается, что др. виды кожной чувствительности, напр. зуд и щекотание, представляют собой вариации этих четырех осн. (или «первичных») К. о.

Кожные рецепторы располагаются во внутреннем слое кожи и распределены по поверхности тела неравномерно. Нервные пути, идущие к мозгу от кожных рецепторов, организованы в соответствии с участками тела, наз. дерматомами (dermatomes). Каждый дерматом соединяется со спинным мозгом посредством нервов.

«Локальный симптом» (local sign)— термин, относящийся к способности индивидуума локализовать, не глядя, участок поверхности тела, на к-ром кожа подвергается раздражению.

Рецепторами прикосновения, как полагают, служат тельца Мейснера, нервные сплетения в волосяных мешочках и нек-рые голые нервные окончания. Рецепторами давления яв-ся тельцами Пачини, к-рые внешне напоминают луковицы с нервным волокном в центре. По всей вероятности, рецепторы реагируют на изменения давления, а не постоянное приложение силы.

При одновременном прикосновении к двум точкам кожи может возникнуть ощущение только одного прикосновения, если эти две точки лежат настолько близко друг к другу, что обслуживаются одним рецептором или одним нервным волокном. То наименьшее расстояние между точками кожи, при раздражении к-рых возникает ощущение двух прикосновений, наз. порогом пространства (two-point threshold). Величина этого порога варьирует в зависимости от части тела и размера соотв. дерматома: наибольший порог определяется в центре спины, а наименьший — на кончике языка.

Предстоит еще многое узнать о рецепции боли в различных участках тела и о болевых центрах в головном мозге. По-видимому, рецепторами поверхностной (кожной) боли служат голые нервные окончания. Боль служит сигналом о том, что телу нанесено повреждение. Экспериментально обнаружена незначительная адапт. к легкой поверхностной (кожной) боли.

До настоящего времени не обнаружены тепловые и холодовые рецепторы, хотя точно известно, что тепло и холод воспринимаются разными участками.

См. также Центральная нервная система, Боль, Психофизиология

Б. Б. Мейтс

 

Колдовство (witchcraft)

 

К. наз. предполагаемое зловредное воздействие одного чел. на другого при помощи магических средств. Антропологи иногда отличают К. от магии или волшебства; волшебство подразумевает сознательно практикуемую деятельность, тогда как К. является простым использованием — не обязательно сознательным — сверхъестественной силы. В западноевропейской традиции К. обычно включает в себя оба этих понятия.

Попытки заниматься К. могут рассматриваться как форма агрессивного поведения, способного (при наличии знаний) причинить реальный ущерб жертве. Это подразумевает использование процессов, связанных с психосоматическими расстройствами. Наиболее доступными изучению являются обвинительные процессы против предполагаемых ведьм. Историки изучали волны таких обвинительных процессов в Западной Европе и колониальной Америке.

См. также Защитные механизмы, Суеверие

И. Л. Чайлд

 

Колумбийская шкала умственной зрелости (columbia mental maturity scale)

 

К. ш. у. з. (CMMS), разработанная в Колумбийском ун-те, предназначена для детей в возрасте от 3,5 до 10 лет и состоит из 92 заданий, напечатанных на карточках размером 6 x 9 дюймов. Каждое задание измеряет умения классифицировать рисунки и геометрические фигуры. Ответы на задания представлены в форме множественного выбора: ребенка просят указать на картинку или геометрическую фигуру, которая не подходит к другим, изображенным на данной карточке. Задания сгруппированы в 8 перекрывающихся уровней, каждый из которых содержит от 56 до 65 заданий. Испытуемые проходят один из этих уровней, назначаемый в зависимости от их хронологического возраста. Тест проводится индивидуально и занимает от 15 до 20 мин.

Несмотря на обнаруженные значимые корреляции между CMMS и индивидуальными тестами интеллекта, CMMS не может использоваться в качестве их заменителя, поскольку она измеряет лишь один из аспектов интеллектуального функционирования.

См. также Меры интеллекта, Невербальные тесты интеллекта

Г. Робертсон

 

Командная деятельность (team performance)

 

Качество К. д. зависит от компетентности и мотивации группы. Компетентность группы зависит не только от индивидуальных навыков и способностей включенных в нее лиц, но и от распределения в группе наличного потенциала каждого ее члена, распределения ролевых заданий и организации согласованного распределения ролей и индивидуальных возможностей. Б. М. Басс предложил модель, устанавливающую причинные связи К. д. с различными характеристиками группы, ее членов и происходящих в ней процессов. Нек-рые из наиболее важных причинных связей позволяют сделать полезные обобщения в отношении того, что обусловливает динамику группы и способствует ее эффективной работе.

Именно процессы взаимодействия определяют то, как выполнение заданий отдельными членами группы способствует выполнению групп. задания. Исслед. 224 команд управленцев, проведенное Бассом и его коллегами, убедительно показало, что согласованность взаимодействия ведет к эффективности К. д., тогда как нарушение процессов взаимодействия снижает эффективность группы.

В случае аддитивных задач, таких как «мозговой штурм», лучшие рез-ты, с т. зр. их количества и качества, получают в том случае, когда объединяют идеи отдельных людей, работающих в одиночку, нежели тогда, когда те же люди осуществляют «мозговой штурм» в группах. Однако в случае дизъюнктивных задач (заданий, рез-том выполнения к-рых является к.-л. единственный групп. продукт), особенно если они сложные, вероятен эффект совместной деятельности. Групп. рез-т будет превосходить рез-т деятельности среднего члена группы, хотя необязательно будет столь же хорошим, как рез-т ее лучшего члена.

Мн. исслед. показывают, что группы, члены к-рых придерживаются разных систем ценностей, различаются по интересам, способностям и заботам, проявляют более выраженную конфликтность и креативность в процессе взаимодействия, чем однородные группы. Др. факторами, влияющими на процессы внутригруппового взаимодействия, являются численность группы и соответствие внутри группы статуса, авторитета и способностей у каждого ее члена.

Условия, в к-рые поставлена рабочая группа, определяют ее характерные особенности. Напр., высшая инстанция может строго определить роль каждого члена рабочей группы, так что все будут находиться в равном положении, но при этом пользоваться предназначенными только для них источниками информ., необходимыми для выполнения общего задания. Условия, в к-рых приходится работать группе, могут тж оказывать непосредственное влияние на процессы взаимодействия. Так, необходимость выполнить более трудное задание может привести к более частым совместным консультациям.

Рез-ты К. д. в виде обратной связи влияют на условия работы группы. Группа будет испытывать трудности, если ей придется работать, не имея сведений о том, как она справляется с поставленной задачей.

Важность индивидуальных вкладов в решение задачи может быть обусловлена положением, отведенным каждому члену группы. Как правило, люди, находящиеся в центре событий, могут внести более значимый и весомый вклад в решение задачи группы, поскольку они лучше понимают происходящее.

Мотивация группы также зависит от множества факторов, таких как ясность стоящих перед группой целей, принятие лидера, удовлетворенность выполняемой работой, преданность каждого общему делу и доверие членов группы друг к другу. Особенно важны для мотивации группы происходящие в ней процессы. Что касается сложившихся групп, их члены научились доверять друг другу, открыто обсуждать проблемы, принимать равное участие в выработке решений, касающихся Г. р., и солидаризироваться с целями группы. Ключом к повышению мотивации группы является привлечение ее членов к участию в планировании и орг-ции совместной деятельности.

Сплоченность группы, по всей видимости, оказывает сильное влияние на рез-ты ее работы. Сплоченность либо ускоряет, либо замедляет работу группы, в зависимости от того, считают ли ее члены, что повышение продуктивности труда соответствует их собственным интересам.

См. также Групповое решение проблем, Промышленная психология, Работоспособность

Б. М. Басс

 

Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)

 

Появление Комитета по профессиональной психологии США (АВРР)стало результатом возросшей популярности психологии после Второй мировой войны и, как следствие, необходимости установления стандартов качества. Американская психол. ассоц. (АРА)в сентябре 1946 г. одобрила доклад специальной комиссии, в к-ром рекомендовалось, чтобы независимый экзаменационный комитет присуждал статус дипломированного специалиста квалифицированным психологам. Экзаменационный комитет по профессиональной психологии США (The American Board of Examiners in Professional Psychology, ABEPP)был официально зарегистрирован в апреле 1947 г. отдельно от АРА — в целях гарантии компетенции оплачиваемой деятельности экзаменаторов. Ему вменялись обязанности: а) «присуждать и выдавать дипломы о специальной подготовке (special competence)в областях профессиональной психологии (клинической, консультирующей и промышленной), а тж контролировать их использование»; и б) «организовывать, проводить и контролировать изучение деятельности и оценку знаний кандидатов, добровольно подавших заявление на получение такого диплома, в целях определения их квалификации».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.