Сделай Сам Свою Работу на 5

Процесс удостоверения квалификации





Чтобы получить статус дипломированного кандидата (diplomate candidate status), психолог должен быть членом Американской либо Канадской психол. ассоц., обладать степенью д-ра философии в области психологии и иметь 5-летний стаж профессиональной деятельности после окончания ун-та, причем в этот стаж может быть засчитан 1 год работы в интерантуре (predoctoral internship)или др. соотв. деятельности. До 31 декабря 1949 г. действовала статья о «цензе грамотности», согласно к-рой статус дипломированного специалиста мог быть присужден либо тому, кто проработал психологом не менее 10 лет и имел степень бакалавра, полученную до 1936 г., либо доктору философии с не менее чем 5-летним стажем работы в области психологии.

См. также Американская психологическая ассоциация, Компетентность в психологии

А. К. Хесс

 

Коммуникация животных (animal communication)

 

К. ж. имеет место в тех случаях, если показано, что одно животное оказало влияние на поведение др. Как правило, влияние, подпадающее под категорию «коммуникации», опосредуется сигналами, к-рые животное получает от органов чувств. Ситуация, когда одно животное отзывается на зов другого, яв-ся примером коммуникации, тогда как ситуация, при к-рой животное изменяет поведение др. особи, нанося раны, не имеет отношения к коммуникации.



Системы коммуникации

Система коммуникации предполагает взаимодействие неск. элементов. Прежде всего должен быть сигнал — обычно поведенческий паттерн, порождаемый организмом-отправителем. Сигналы подаются в различных контекстах, к-рые соответственно влияют на их значение. Сигналы идут по различным каналам, напр. вокально-слуховому, и должны отличаться от прочего шума или посторонней фоновой активности этого канала. Сигнал должен достичь др. животного, получателя, поведение к-рого изменится. Можно сказать, что отправитель и получатель совместно владеют кодом, включающим полный набор всех возможных сигналов.

Сенсорные модальности.Коммуникация может происходить в любой сенсорной модальности, к к-рой чувствителен организм. Светляки служат великолепным примером коммуникации с помощью зрительного канала. Они активны в ночное время, самки остаются на земле, а самцы летают над ними. Летающие самцы испускают вспышки света, цвет к-рых, а тж их интенсивность, частота и длительность являются видоспецифичными. Спустя определенный промежуток времени, к-рый зависит от вида насекомого и температуры, самки подают ответный сигнал. Постепенно самцы прилетают на сигнал самок, и происходит спаривание. Мн. проявления ухаживания и агрессии у птиц, хорошо изученные этологами, функционируют гл. обр. в зрительной модальности.



Возможно, наиболее широко известными сигналами в слуховой модальности являются песни птиц, лягушек и сверчков. Возможно, самые впечатляющие сигналы такого рода подают горбатые киты. Элементы этих «песен» продолжаются от 7 до 30 мин, после чего повторяются. Эти сигналы могут передаваться на много миль по океаническому звуковому каналу.

Тактильные сигналы требуют тесного контакта, но широко распространены у общественных животных, напр. у мн. приматов. Шимпанзе, напр., передают с помощью прикосновений сравнительно тонкие (subtle)сообщения. Мн. др. виды используют тактильные сигналы во время ухаживания и копуляции для синхронизации действий и координирования событий, связанных с размножением.

Хим. сигналы достаточно важны для мн. видов, особенно для млекопитающих и насекомых, но, в целом, они менее изучены. Феромоны представляют собой хим. сигналы, использующиеся на внутривидовом уровне, а алломоны обеспечивают коммуникацию между представителями разных видов, напр. между хищником и жертвой. Гормоны обеспечивают хим. «коммуникацию» в пределах одного организма. Существует множество примеров важных соц. запахов у млекопитающих. На скорость достижения половой зрелости у мышей влияет присутствие феромонов; как правило, феромоны особей того же пола замедляют наступление пубертата, а противоположного — ускоряют его. У самки мыши, спарившейся с самцом, происходит блокирование беременности (эффект Брюса), если она вступает в контакт с посторонним самцом или его запахом в течение двух дней после оплодотворения. Самки крыс выделяют материнский феромон, помогающий детенышам обнаружить их. Эструс у самок мышей, живущих вместе, имеет тенденцию к синхронизации; аналогичное явление было обнаружено в отношении менструального цикла женщин.



Остальные коммуникационные каналы используются специализированными видами. Хорошо известны ультразвуковые системы летучих мышей и дельфинов. Нек-рые виды рыб используют электрическую систему как для обнаружения объектов, так и для коммуникации.

Различные модальности обладают определенными преимуществами для коммуникативных сигналов. Так, хим. сигналы долго сохраняются, обходят препятствия, могут использоваться в ночное время и имеют широкий спектр применения. Однако скорость их передачи невелика и их трудно локализовать. Звуковые и визуальные сигналы распространяются гораздо быстрее, и их локализовать гораздо легче. Ночью и при наличии преград (напр., деревьев) звуковые сигналы гораздо эффективнее, чем визуальные.

Важные примеры.По всей видимости, самым знаменитым примером К. ж. в природе яв-ся «язык танца» пчел. Пчелы-сборщицы, обнаружившие богатый источник корма, возвращаются в улей и описывают расположение запаса пищи пчелам в улье. Если пища находится менее чем в 100 м от улья, используется простой круговой танец. Чтобы сообщить о более отдаленном источнике, используется танец с покачиваниями. Покачивания исполняются в вертикальной плоскости, и их рисунок напоминает цифру «8». Между двумя петлями восьмерки располагается участок «полета по прямой», к-рый несет много информ. Его длина коррелирует с расстоянием до источника пищи. Направление прямого участка по отношению к вектору силы тяжести указывает на направление, в к-ром находится источник пищи, по отношению к солнцу. Т. о., пчела-сборщица летит по прямой вверх в тех случаях, когда получатель должен лететь прямо вперед к солнцу, а вниз — если источник пищи находится в противоположном направлении. Подобно мн. коммуникационным системам, «язык» пчел мультимодален и имеет визуальный, тактильный, слуховой и хим. аспекты. Хотя коммуникативная ценность танца оспаривается, во мн. обстоятельствах он является высокоспецифичным.

Возможно, исслед. «языка» шимпанзе — это самый известный пример изучения К. ж. в психологии. Первые авторы добились весьма скромных успехов, пытаясь научить шимпанзе произносить звуки речи и слова. Однако знач. позднее неск. исследователей научили животных использовать достаточно сложные коммуникационные системы, в основе к-рых лежат жесты и оперантные реакции. Супруги Гарднер применили стандартный американский язык жестов (амслен), систему, используемую мн. глухими людьми, и преуспели в создании сложного репертуара сигналов у самки шимпанзе Уошо, к-рая могла и посылать и получать впечатляющий спектр подобных сигналов. Дэвид Примак научил шимпанзе Сару размещать пластмассовые символы в определенном порядке для того, чтобы можно было передать сообщение. Румбо и Гилл использовали компьютеризированную систему в экспериментах с шимпанзе Ланой, к-рая должна была нажимать в определенном порядке клавиши оперантных реакций, что было частью ее языковой системы. Вопрос о том, насколько эти системы представляют собой настоящие языки, особенно в том, что касается использования грамматических правил, остается спорным до сих пор.

См. также Социобиология животных, Этология, Процессы коммуникации

Д. А. Дьюсбери

 

Компетентность в психологии (competency in psychology)

 

В условиях потребительского об-ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет раковина, зовут квалифицированного водопроводчика. Никогда вопрос о компетентности не встает так остро, как в случае, когда речь идет о физ., эмоциональном, правовом или духовном благополучии. Об-во твердо уверено, что люди, предлагающие услуги в области здравоохранения, должны быть компетентны, равно как и те, кто их учит.

При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй — к юридич. соответствию; третий — к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. Понятие «компетентность» весьма растяжимое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под «компетентностью». Большинство людей, стремящихся пользоваться услугами компетентного врача, подразумевают, что это чел., от к-рого можно ожидать высокой компетентности. Т. о., в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение. Тж и большинство профессиональных ассоц. и органов лицензирования отстраняют от практ. деятельности тех, чья некомпетентность доказана. Что касается компетентности при использовании таких навыков, к-рые можно выявить, применив те или иные критерии оценки выполнения операций, то ее можно определить с достаточной степенью уверенности. Когда же компетентность определяется в профессии, то ей сложно дать четкую характеристику.

У психологов компетентность обычно рассматривается в аспекте предоставления профессиональных услуг, обычно клинического характера. Минимальным уровням компетентности прямо адресованы разраб. Американской психол. ассоц. «Стандарты для поставщиков психол. услуг» (Standards for providers of psychological services), профессиональные стандарты надзорных комиссий (PSRC) и органов контроля за гарантией качества, принадлежащих оплачивающей услуги третьей стороне.

Определение профессиональной компетентности тесно связано с вопросом, что собой представляет психология как профессия. Лица той или иной профессии должны служить об-ву и иметь для него значение, обладать большим объемом знаний и, как правило, пользоваться исключительными правами, предоставленными им об-вом. Так, об-во обычно признает право профессии контролировать торговлю своим мастерством и предполагает, что профессиональные орг-ции должны следить за деятельностью своих членов. Профессия как род деятельности, однако, заключается в обладании конкретными знаниями и определенными навыками. Эти навыки можно оценивать непосредственно, используя специальные критерии для определения степени адекватности выполнения операций. Для оценки на основе выполнения операций необходимо иметь доказательство того, что специалист обладает необходимым количеством навыков. Хотя эти навыки можно приобрести и в школе, мн. усваивают их, работая в качестве учеников и ассистентов до тех пор, пока не достигнут уровня компетентности, позволяющего самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность.

Нек-рые считают, что такой же подход следует применять и в отношении профессиональных психологов. Они полагают, что окончательным критерием в оценке компетентности профессионалов выступает клиент. Они считают, что личную компетентность можно оценить посредством заданий в ролевых играх либо записей сеансов терапии, к-рые, напр., могут оценить супервизоры. Они указывают на то, что компетентность м. б. определена путем оценки действий при терапевтической работе. Оценка компетентности должна определяться мерой пользы, приносимой профессионалом потребителю.

Джеральд Кучер анализирует понятие компетентности и высказывает сомнения в том, что совр. методы удостоверения квалификации психологов способны разграничить минимальный и высший уровни компетентности. Он отмечает, что компетентность может варьировать в зависимости от предлагаемой профессиональной услуги, и тогда не лишена оснований мысль, что, возможно, было бы лучше рассматривать компетентность как состояние, а не как характерную черту.

Дэниел Б. Хоган, пишущий об определении психол. практики и уставе психотерапевтов, отмечает, что прогнозировать компетентность сложно, если нельзя адекватно оценить терапевтический процесс. Он считает, что, пока мы не можем установить четкую связь между удостоверением квалификации и успешностью лечения, трудно определить и компетентность.

Пытаясь прояснить нек-рые из вопросов, касающихся удостоверения квалификации и компетентности, Артур Винс и Джон Меннэ отмечают, что существует неск. важных стадий, к-рые должны быть пройдены до достижения компетентности. Во-первых, соотв. университетская специализация и обучающие программы должны давать базовые знания, обязательные для всех психологов. Хотя знания и являются важным компонентом становления психолога, сами по себе они не гарантируют компетентность. Совпадающая с ней стадия — это приобретение практ. опыта под наблюдением специалистов (супервизоров), к-рые оценивают у обучающегося степень овладения соотв. навыками и способность действовать профессионально и компетентно. В этом контексте необходимо признать, что профессия действительно подразумевает большой объем знаний, но что самого по себе владения навыками недостаточно для подтверждения компетентности. Лицензирование имеет целью удостоверить, что каждый кандидат на получение лицензии приобрел базовые знания по психологии, а тж оценить качество подготовки супервизора и опыта кандидатов, обычно на основе рассмотрения рекомендаций, нередко дополняемого письменными или устными экзаменами. Лицензирование тж предоставляет потребителю гарантии того, что с некомпетентными или с не соблюдающими этику людьми обходятся соотв. образом. Качество лицензирования зависит от уровня работы экзаменационного подразделения лицензионного комитета.

Гос. экзамен на право заниматься профессиональной практикой просто подтверждает, что кандидаты приобрели базовые знания по психологии. Хотя всегда остается возможность того, что кандидат не усвоил требуемые базовые знания, случается тж, что и программа, к-рую он прошел, не обеспечила получения достаточного объема таких знаний.

Иногда считается, что лицензирование и аттестация должны быть процедурами скорее добровольными, чем обязательными. Утверждается, что об-во должно иметь право прибегать к услугам как лицензированных специалистов, так и — на свой страх и риск — нелицензированных, точно так же как можно пользоваться услугами простого бухгалтера, а не дипломированного аудитора.

Необходимо проводить различие между компетентностью начального уровня и дальнейшей компетентностью. Компетентная профессиональная практика подразумевает хорошую осведомленность специалиста о достижениях в своей области. Мн. законы о лицензировании психологов требуют участия в программах непрерывного образования, хотя сложно оценить, является ли это гарантией усвоения специалистом новых знаний. Иногда считается, что скоро наступит время, когда специалисты будут периодически проходить лицензирование. Вероятно, это потребует развития методов оценки базовых знаний, степени поддержания навыков, а тж уровня усвоения новых достижений в своей области. Внимание к проблеме компетентности привело к здоровым сомнениям в отношении совр. процедур аттестации и лицензирования и пониманию необходимости их исследования. Др. следствием этого стало более четкое определение объема базовых психол. знаний, а тж прояснение того, что представляет собой докторское образование. Надо надеяться, что с развитием психологии как профессии и как науки определение компетентности будет продолжать вбирать в себя новые тенденции.

См. также Американская психологическая ассоциация, Продвижение по службе, Профессиональная этика

Н. Эбелис

 

Комплекс испытаний для получения водительских прав (driver's license testing)

 

В целом на протяжении челов. истории лицензии использовались правительством в трех осн. целях — для предоставления особых привилегий, установления контроля за определенным поведением и увеличения доходов. Очевидно, что лицензия яв-ся ценным активом, и возможность ее предоставлять или отказывать в ней служит важным рычагом соц., экономической и политической власти.

Во всех странах, где существует большое количество автомобилей — сюда входят все развитые и развивающиеся страны мира, — сегодня установлены законы, требующие наличия водительских прав и предусматривающие перед их получением прохождение кандидатом комплекса испытаний. Наряду с этим в последнее время отмечается тенденция к стандартизации требований на внутри- и межгосударственном уровне. Это усложняет задачу разработчиков тестов и квалификационных требований для выдачи водительских прав, поэтому к ее решению все чаще привлекаются психометристы. Сложившаяся за много лет процедура испытаний, как правило, включает четыре осн. области: проверка зрения, знания правил или законов, понимания дорожных знаков и умения управлять автомобилем. Последние три вызывают у психологов наибольший интерес. Знание правил и распознавание дорожных знаков обычно объединяются в объективном бланковом тесте, в то время как водительские умения оцениваются индивидуально, когда кандидат выполняет с официальным наблюдателем в роли пассажира набор установленных маневров.

С психометрической т. зр. проблемы комплекса испытаний для получения водительских прав связаны гл. обр. с установлением валидности. В связи с усложнением методов тестирования и тем, что от занимающихся выдачей прав чиновников все чаще требуют обоснований всей процедуры, для усовершенствования комплекса испытаний начали наниматься на постоянной или договорной основе психологи и статистики. Тесты на знания (правила и дорожные знаки) можно легко улучшить с т. зр. их надежности и внутренней согласованности, чего нельзя сказать в отношении желательной, с политической т. зр., задачи установления их критериальной валидности, важность к-рой осознается общественностью. В решении этой проблемы едва ли может оказать помощь статистика дорожных аварий, устанавливающая «нижний уровень» критерия водительских умений, поскольку ее данные далеки от нормального распределения. Все больше и большое осознается, что вождение как таковое является психомоторным умением и что объем и характер водительских знаний, необходимых с т. зр. лицензирующего органа, представляет собой соц. и политический факт, к-рый требует очень мало в смысле статистической поддержки.

Один из наболевших вопросов, имеющих непосредственное отношение к выдаче водительских прав и приобретших общемировое значение, касается связанных между собой проблем употребления алкоголя и дорожно-транспортных происшествий. Уже много лет об-во гневно протестует против ситуации, к-рая приводит в большему количеству смертей, чем любая война в челов. истории. Не ослабевает интерес к разработке личностных профилей, способных идентифицировать лиц, подверженных алкоголизму, дорожно-транспортным происшествиям или сочетанию того и другого, что позволило бы отказывать в выдаче водительских прав тем, кто попадает в границы таких профилей. Широкое внедрение личностного тестирования, как правило, считается слишком рискованным с политической т. зр. мероприятием, однако исслед. в этом направлении, по-видимому, будут продолжаться. Др. проблему составляет растущая аналогия между вождением и возможностью работать, заставляющая порой подвергать сомнению правомерность представления о вождении как привилегии, к-рая может регулироваться путем лицензирования, и выдвигать идею вождения транспортного средства как права гражданина, к-рое у него может быть отнято лишь при наличии на то убедительных причин.

См. также Склонность к несчастным случаям и техника безопасности, Измерение, Анализ рабочих заданий

Д. Фрухтер

 

Комплексы (complexes)

 

Понятие «К.» использовалось мн. теоретиками психоан. направления. Оно было введено и разработано К. Юнгом. Юнг, однако, заимствовал термин и оригинальную формулировку понятия у Т. Цигена. Изучая вербальные ассоциации, Циген обнаружил, что время появления индивидуальной реакции часто удлинялось, когда стимульное слово относилось к чему-то неприятному для испытуемого. Он считал, что такой стимул был связан с эмоционально окрашенным комплексом представлений.

Юнг поступил на работу в клинику Бургхёльцли, где его руководитель, Э. Блейлер познакомил его с тестом словесных ассоциаций и предложил провести исслед. с использованием этого теста. Юнг вскоре стал видеть своей задачей обнаружение и изучение К. Он полагал, что наличие К. можно предположить не только по задержке ответа, но и по таким физиолог. реакциям на нек-рые стимульные слова, как кожно-гальванический рефлекс и изменения ритма дыхания. Юнг рассматривал К. как констелляцию связанных между собой мыслей, чувств и образов. Центром этой констелляции часто оказывался образ, соответствующий ядерной для К. идее или ситуации. Центральная идея, или образ, К. обычно оказывались в какой-то мере несовместимыми с привычными установками сознания. Поскольку К. относительно неосознаваем и связывает часть энергии, к-рая без него осталась бы на службе сознания, он действует как относительно автономная часть психики.

Юнг наблюдал влияние, оказываемое К. на сознательное выполнение заданий. Он предположил, что К. может аналогичным образом воздействовать на поведение и физиолог. процессы в др. ситуациях. Он считал влияние К. причиной оговорок, выпадений из памяти, забывания имен, несчастных случаев — короче, разнообразных феноменов, описанных З. Фрейдом в «Психопатологии обыденной жизни» в качестве очевидных признаков действия неосознаваемых мотивов.

Юнг полагал, что К. могут образовываться разными способами и принимать разные формы. Они могут быть следствием травматических событий или возникать в результате морального конфликта.

Юнг рассматривал невроз как диссоциацию личности вследствие образования К. и считал, что невротические симптомы могут пониматься как выражение К.

В работе Фрейда понятие К. адаптировано к теорет. системе, акцентирующей сексуальность. В работе А. Адлера это понятие адаптировано к системе, подчеркивающей стремление к власти и чувство неполноценности вследствие недостатка власти. Наиболее важным у Адлера является К. неполноценности, к-рый он считал характерной чертой невроза.

Юнг развил понятие К. еще до своего вхождения в психоан. движение. После того как он познакомился с трудами Фрейда и сотрудничал с ним неск. лет, он попытался увязать свои представления о К. со взглядами Фрейда на бессознательное.

См. также Аналитическая психология, Архетипы, Тест словесных ассоциаций

Р. В. Коан

 

Компульсивная личность (compulsive personality)

 

Описательные отличительные признаки этой личности включают в виде выраженных симптомов поведенческую ригидность, чрезмерный контроль эмоций и старательное подчинение правилам и авторитетам. Для этих лиц повседневное общение имеет традиционное, формальное и серьезное качество при наличии значительной озабоченности вопросами порядка, орг-ции и эффективности. Эта фиксация на процедурах и деталях затрудняет возможность широкого взгляда на вещи. Перфекционизм, ограниченность кругозора и отсутствие спонтанности, характерные для этого расстройства, проявляются в осторожности, нерешительности, медлительности и склонности к негативным эмоциональным реакциям в ответ на отхождения от повседневной рутины. Принятие решений избегается или откладывается, вероятно, вследствие чрезмерных опасений совершить ошибку. Эта нерешительность и вызываемое ею снижение эффективности сопровождаются значительным субъективным дистрессом. Типично мрачный вид и дисциплинированное самоограничение затрудняют неформальное общение и свободное выражение эмоций. Придающие большое значение соц. иерархии, эти личности тяготеют к авторитарности в руководстве подчиненными и к подобострастию в обращении с вышестоящими. В целом работа и продуктивность деятельности ставятся выше удовольствий и неформальных отношений.

Т. Миллон сформулировал следующие осн. критерии для идентификации этой личности:

1. Ограниченная аффективность: напряжен, не может расслабиться, безрадостен и мрачен; выражение эмоций находится под строгим контролем.

2. Идеал добросовестности: видит себя как деятельного, надежного и эффективного человека, ценит дисциплинированность, благоразумие и преданность.

3. Уважение к нормам отношений: выказывает необычную приверженность правилам соц. поведения и нормам морали; предпочитает вежливые, формальные и корректные отношения с окружающими.

4. Когнитивное сужение: конструирует свой мир в формулах правил, регламента, иерархии; лишен воображения, нерешителен и не переносит незнакомых или новых идей и обычаев.

5. Поведенческая ригидность: придерживается высокоструктурированного, четко регламентированного и монотонно повторяющегося образа жизни; предпочитает организованную, методичную, педантичную работу.

См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Расстройства личности

Т. Миллон

 

Компьютеризованное адаптивное тестирование (computerized adaptive testing)

 

Определение

Адаптивное тестированиеопределяется в «Стандартах образовательного и психол. тестирования» (Standards for educational and psychological testing)как «последовательная форма тестирования, при к-рой последующие пункты (задания) теста выбираются в зависимости от ответов на предыдущие пункты (задания)». Отсюда К. а. т. — это адаптивное тестирование, проведение к-рого облегчается благодаря использованию компьютера. Строго говоря, К. а. т. — это просто такая процедура. Однако, термин «К. а. т.» нередко неправильно употребляют, путая эту процедуру с др. машинными технологиями, применяемыми в области психол. и образовательного тестирования. К последним относятся автоматизированное тестирование (computer-assisted testing), компьютерные тесты (computer-based tests), компьютерное проведение тестов (computer-administered tests)и машинная (автоматизированная) интерпретация тестов (computer-generated test interpretation). Все эти процедуры объединяет то, что они опираются на использование компьютера. Однако между ними существуют также и значительные различия в отношении целей и способов применения в области образовательного и психол. тестирования. Несмотря на то что это не связано непосредственно с темой К. а. т., представляется полезным кратко ознакомиться с истоками сегодняшнего активного, широкого применения компьютеров в тестировании и, можно даже сказать, попадания психометрии в зависимость от развития компьютерных технологий.

Адаптивное тестирование

Адаптивное тестирование основано на принципах последовательного анализа, впервые изложенных А. Вальдом. Основной целью этой процедуры яв-ся создание теста либо в когнитивной, либо в аффективной области, состоящего из заданий (пунктов), к-рые не выходят за пределы способности индивидуума или за пределы самого измеряемого конструкта. Это достигается путем привлечения группы экспертов в данной области или опытных создателей тестов для разраб. банка заданий (пунктов), релевантных измеряемой области. Каждое задание из этого банка затем ранжируется от низкого к высокому уровню трудности на основе информ. о пропорции тестируемых, дающих на него правильный ответ, или пропорции ответов на к.-л. пункт определенным способом. Эти процедуры впервые применил Лорд, впоследствии они были модифицированы и усовершенствованы им самим и др. психометристами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.