|
Соединенный метод сходства и различия
Соединенный метод сходства и различия часто рассматривается как простое совместное применение метода сходства и метода различия, иначе говоря, он может применяться только в тех случаях, где первые два метода применимы по отдельности. Однако формулировка этого метода самим Миллем не согласуется с подобной интерпретацией:
3. Если два или более случая возникновения исследуемого явления сходны в том, что в них присутствует одно и то же общее обстоятельство, а два и более случая невозникновения явления сходны в том, что в них отсутствует то же самое обстоятельство, то можно заключить, что это обстоятельство, к-рым разнятся оба ряда случаев, является действием или причиной (или составной частью причины) данного феномена.
Представляется, что в подобной формулировке такой метод являлся бы просто двойным использованием метода согласия. Более общая интерпретация соединенного метода открыто предусматривает раздельное использование двух первых методов — сходства и различия.
Существует третья интерпретация соединенного метода, к-рая делает его значительно более мощным инструментом индукции в ситуациях, где оказывается невозможным непосредственное применение ни метода сходства, ни метода различия. В соотв. классификации все индуктивные умозаключения, подпадающие под любую из этих трех описанных моделей, обычно рассматриваются как примеры соединенного метода сходства и различия.
Метод остатков
Милль дает следующую формулировку своего четвертого канона:
4. Если из исследуемого явления вычесть ту его часть, к-рая, как это установлено с помощью предыдущих индуктивных умозаключений, является следствием определенных антецедентов, то остаток этого явления должен быть следствием остальных антецедентов.
О методе остатков иногда говорят как о строго дедуктивной, а не индуктивной модели умозаключения. Применение любого из предыдущих методов требует рассмотрения по меньшей мере двух случаев, тогда как метод остатка может ограничиваться анализом единственного случая. Ни один из др. методов, сформулированных Миллем, не требует обращения к к.-л. априорно установленным причинным законам, в то время как использование метода остатков непосредственно опирается на такие законы.
Метод сопутствующих изменений
Нетрудно заметить, что первые четыре канона являются исключающими (eliminative):они предполагают рассмотрение либо ситуаций, в к-рых явления возникают в отсутствие обстоятельств, что может служить основанием для исключения последних как возможных причин этих явлений, либо ситуаций, в к-рых явления не возникают в присутствии обстоятельств, к-рые могли бы предположительно считаться возможными причинами таких явлений.
Существуют, однако, ситуации, в к-рых определенные обстоятельства невозможно исключить. Один из примеров, приведенных в ходе обсуждения этой проблемы самим Миллем, касается причины явления приливов:
«Однако у нас все же остается одна возможность. Хотя мы и не можем совершенно исключить нек-рую предпосылку, возможно, мы сумеем произвести или природа сможет произвести для нас в ней нек-рую модификацию. Подразумевающаяся здесь модификация не равносильна ее полному устранению... когда мы обнаруживаем, что за всеми изменениями в положении Луны следуют корреспондирующие изменения во времени и месте подъема воды, это место всегда оказывается или частью Земли, наиболее близкой по отношению к Луне, или той частью Земли, к-рая наиболее удалена от нее, мы имеем достаточное доказательство того, что Луна, целиком или частично, служит той причиной, к-рая вызывает приливы».
Общая формулировка Миллем этого метода звучит следующим образом:
5. Если всякий раз за определенными изменениями одного явления следуют определенные изменения др. явления, то первое явление есть причина, или часть причины, или необходимое условие др. явления.
Метод сопутствующих изменений опирается на нашу способность отслеживать изменения в степени, в к-рой представлены обстоятельства и явления, и допускает более широкое разнообразие данных, к-рые могут привлекаться в качестве доказательства наличия причинных связей. Его осн. преимущество заключается в возможности более широкого применения, тем самым этот новый метод расширяет область индуктивного умозаключения. К тому же этот метод оказывается важным как первый количественный метод индуктивного умозаключения, ибо все предыдущие методы были качественными.
Критика
К. М. подвергались критике по целому ряду различных оснований. Во-первых, в них ничего не говорится об анализе самих обстоятельств. Если учитываемые обстоятельства неадекватно анализируются или классифицируются, эти методы не будут работать. Напр., если такими обстоятельствами является употребление бурбона и воды, скотча и воды, бренди и воды и водки и воды, метод сходства приведет нас к выводу о том, что алкогольное опьянение вызывается водой. Однако анализ употребления спиртных напитков и др. ингредиентов, вызывающих алкогольное опьянение, требует предварительного знания причинных связей.
Др. требование к канонам, являющееся условием извлечения из них полезных выводов, предполагает устранение нерелевантных обстоятельств. Однако и здесь релевантность обстоятельств можно обнаружить лишь в ходе предварительных исслед.
Любое продуктивное использование К. М. требует предварительных гипотез в отношении того, какие обстоятельства могут находиться в причинной связи с изучаемым явлением. При наличии таких гипотез каноны оказываются полезными в исключении возможных причинных обстоятельств.
См. также Корреляционные методы, Проверка гипотезы
И. М. Коупи
Картинки «Блекки» (Blacky pictures)
Разработанные как инструмент для исслед. психодинамических измерений личности, К. «Б». могут быть отнесены к классу проективных методик. К. «Б». представляют собой серию карточек с рисунками в стиле комиксов; на предъявляемой первой карточке изображены все персонажи: главный персонаж — собачка Блекки (пол к-рой выбирается по полу тестируемого), ее родители — Мама и Папа, и щенок неопределенного пола и возраста по имени Типпи («брат» или «сестра» Блекки). На 11 входящих в состав теста картинках Блекки показана попадающей в жизненные ситуации, отображающие — и потому позволяющие выявлять — стадии психосексуального развития, типы действующих защитных механизмов и формы межличностных отношений.
Задачей тестируемого является сначала составить живую историю по каждой из картинок, а затем ответить на серию вопросов к ней в формате множественного выбора и односложных ответов.
См. также Личность, Психоанализ, Анализ рисуночной фрустрации Розенцвейга
Дж. Блюм
Катарсис (catharsis)
Термин «К.» употребляется в эстетике и в психологии иск-ва применительно к реакции зрителя, а в психотер. — в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психич. энергии.
В древнегреческом языке слово katharsis чаще всего означало «очищение», в особенности от чувства вины. Однако наиболее известное его употребление в период античности встречается в загадочном определении Аристотелем трагедии как действия (drama), «совершающего путем сострадания и страха очищение (К.) подобных чувств».
В психоаналитической литературе этот термин впервые появляется в «Исследованиях истерии» (Studien uber Hysterie, 1895) Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда, хотя и использование термина, и сам метод были предложены Брейером. Он добивался устранения симптомов истерии, побуждая пациентов в состоянии гипноза оживлять или вспомнить забытые события детства — часто, но не всегда травматические, — и связанные с ними чувства. Фрейд предположил, что в таких случаях психич. или нервная энергия, к-рая привела бы к первичному аффекту, была отвлечена на формирование истерических симптомов и что воспоминания об этих событиях были вытеснены в бессознательное. Когда в гипнотическом состоянии в сознание вводится ранее вытесненное воспоминание и связанный с ним аффект, последний тем самым разряжается и симптом исчезает. Этот процесс аффективной разрядки получил еще одно название — «отреагирование».
Фрейд считал катартический метод предшественником и сохраняющимся ядром психоан.
В совр. психотер. вне психоаналитической традиции словом К. в общем смысле обозначают терапевтическое высвобождение эмоций или снятие напряжения, включ. и то, что могло сознаваться или быть связано с осознаваемыми переживаниями. К. — центральное понятие психодрамы и важный аспект большинства моделей сокращенной психотер. и кризисного вмешательства. Иногда то же самое наз. «выговариванием» («talking out»), «отыгрыванием» («acting out»)или «вентилированием» («ventilation»). В имплозивной терапии целенаправленно пытаются вызвать сильные эмоции, чтобы добиться катартического снятия напряжения.
См. также Сокращенная терапия, Кризисное вмешательство, Имплозивная терапия
Ф. Хансен
Каузальное мышление (causal reasoning)
Интерес к причинам может колебаться от поверхностного и зачастую тривиального любопытства, проявленного по отношению к явлениям повседневной жизни, до систематического строгого научного исслед. Вследствие широкого разнообразия форм интереса к причинно-следственным отношениям представляется важным четкое определение осн. отличительных свойств К. м. Как эпистемологический процесс, атрибуция причинности (т. е. обозначение определенных событий как причин и др. событий как следствий) требует учета определенных соображений. Юм приводит три критерия причинной связи: а) смежное (contiguous)появление предполагаемой причины и следствия в пространстве и времени; б) временное упорядочение (temporal ordering)событий, при к-ром предполагаемая причина предшествует следствию; и в) ковариация (covariation)предполагаемой причины и следствия: всякий раз, когда изменяется одно, будет изменяться и другое. Юм пришел к выводу, что причинность нельзя продемонстрировать эмпирически и что она скорее выводится из наблюдаемых событий.
Иллюзорная причинность относится к ситуации, в к-рой выведенная связь между специфической причиной (А) и следствием (Б) в действительности является результатом действия третьего, неустановленного фактора (В), к-рый является причиной как А, так и Б. Для того чтобы убедиться, что между А и Б действительно существуют причинно-следственные отношения, надлежит установить и включить в этот анализ др. причинные факторы, такие как В. Если между А и Б действительно имеют место причинно-следственные отношения, то ковариация между А и Б будет сохраняться, контролируя примешивающиеся эффекты причинно релевантных переменных, таких как В. Эти четыре необходимых для умозаключения о причинности условия лежат в основе К. м. в науках о поведении. Отсюда утверждение «А служит причиной Б» в действительности означает, что (как было эмпирически установлено) А и Б обнаруживают ковариацию в надлежащей временной последовательности и что имеются серьезные теорет. и методологические основания полагать, что Б является следствием А.
К. м. в науках о поведении отличается от того, что можно назвать более общим взглядом на понимание каузальности. Обычно каузальность понимается как комплекс необходимых и достаточных условий появления причинных событий, по аналогии с действием бильярдного шара, ударяющего др. шар. Выше упоминавшиеся работы Юма и Милля отражают именно такую интеллектуальную позицию. Впоследствии присутствовавшие в этих ранних работах необходимые и достаточные критерии для вывода о причинности были заменены более компромиссным и частным взглядом на причинную связь. События рассматриваются вероятностно, и «причины» этих событий считаются достаточными (но необязательно одновременно необходимыми и достаточными) для возникновения определенного следствия. Теоретически К. м. ограничивается лишь квалификацией и воображением исследователя; однако когда оно используется при планировании исслед. и изложении его результатов, на причинный анализ накладываются определенные ограничения, два из к-рых рассмотрены ниже.
Во-первых, факторы, идентифицируемые как «причины», не представляют собой конечных, абсолютных или первичных причин в любом эпистемологическом смысле. Поэтому проникновение в причины челов. поведения представляет собой лишь поисковый и никогда не завершающийся процесс исслед. Внутри любой области научного изыскания поиск причин ограничивается множеством обстоятельств; однако сравнительно сложный, недетерминированный и динамический характер челов. поведения, как оно сегодня понимается, представляет собой дополнительный вызов поведенческим наукам. Во-вторых, несмотря на то, что предполагаемые причинно-следственные отношения, выводимые в рамках такого К. м., никогда не могут быть доказаны эмпирически, оно все же требует эксплицитной исследовательской концепции и, в частности, диктует, чтобы следствия из каждого используемого теорет. аргумента формулировались как можно точнее. При соблюдении требований к эксплицитности такое К. м. представляет собой мощный инструмент анализа челов. поведения. Более того, оно влечет за собой попытки, опираясь на аппарат формальной логики, заполнить пробел между разработкой теории, с одной стороны, и усовершенствованием методологии исследований — с другой, к-рые нашли свое концентрированное выражение в методе каузального моделирования, разработанного Блэлоком и др. В свете этого существующего пробела эффективная операционализация выводимых из теории предложений (propositions)представляется важнейшим процессом с далеко идущими последствиями.
Косвенный (inferential)характер выводов о причинных связях составляет главную заботу представителей поведенческих наук и, по общему признанию, привел к нек-рой путанице в данной области касательно смысла, вкладываемого в понятие каузальности, и спорам по поводу того, играет ли это понятие необходимую и продуктивную роль в науке. Возникли тж споры о том, следует ли ограничивать область К. м. только эксперим. и квазиэкспериментальными исслед., в к-рых, как это принято считать, можно многократно «манипулировать» изучаемыми переменными. Утверждается, что более четкое понимание скрытой каузальной динамики может быть реализовано лишь в случае, когда исследовательский план допускает манипуляцию переменными. Однако вопреки распространенным представлениям или ожиданиям реальная степень манипуляции, обеспечиваемая эксперим. планами, может оказываться существенно ниже. Более того, несмотря на то что эксперим. планы действительно позволяют оперировать более простым набором априорных допущений, обнаружилось, что принципиальные особенности каузального анализа, опирающегося на эксперим. планы, с одной стороны, и на неэкспериментальные или обсервационные планы — с другой, оказываются идентичными. Точная роль К. м. в поведенческих исслед. остается предметом дискуссий; однако до тех пор, пока изучение челов. поведения, по меньшей мере имплицитно, продолжает направляться вопросом о причинной обусловленности, К. м. и каузальные модели обеспечивают достаточно четкую и строгую концептуальную основу для научных изысканий.
См. также Детерминизм/индетерминизм, Каноны Милля
Д. Никинович
Качество жизни (quality of life)
Хотя большая часть исслед. и практики в психологии была направлена преим. на негативные формы поведения, такие как депрессия, тревога, стресс и агрессия, часто высказывалось мнение о том, что внимание следует уделять и позитивным сторонам челов. поведения. Э. Толмен в своем президентском послании 1941 г. Американской психол. ассоц. подчеркивал необходимость смещения акцента с экономических аспектов на психол. аспекты поведения людей. Теорет. позиции К. Роджерса и А. Маслоу обращены в большей степени к положительным факторам развития и функционирования человека. Однако именно Р. Бауэр заложил основы для последующих исследований К. ж.
В начале 1970-х гг. мн. правительственные учреждения начали разрабатывать методы составления отчетов по соц. показателям. Используемые в этих отчетах меры были довольно грубыми и включали такие данные, как количество школьных мест на человека, количество больничных коек на человека и количество мед. специалистов на человека. Хотя эти региональные показатели отражали уровень благополучия отдельных групп населения, они не давали представления об уровне благополучия конкретных людей, входящих в состав этих групп.
Следующий цикл исслед. состоял из обследований больших выборок, нацеленных на измерение К. ж. конкретных выборок. Н. М. Брэдберн первым представил данные такого типа. В качестве показателя удовлетворенности жизнью он использовал показатель эмоционального баланса (affect balance score), рассчитывавшийся как сумма положительных эмоций минус сумма отрицательных эмоций. Обнаружилось, что этот показатель имеет нормальное распределение и, по мнению исследователей, предположительно свидетельствует о К. ж. Результаты др. крупного исслед. с использованием выборок опубликовали Кэмпбелл и др. Данные опроса были получены на выборке, репрезентативной населению страны. Респондентов просили оценить степень удовлетворенности отдельными областями своей жизни: семьей, работой, друзьями, жилищными условиями и здоровьем. Их тж просили дать оценку того, насколько они удовлетворены своей жизнью в целом. Последние оценки имели приближенно нормальное распределение, с нек-рым скосом в сторону «очень удовлетворен» конца этой шкалы.
Работы Брэдберна, Кэмпбелла, Конверса и Родгерса и Фланагана положили важное начало изучению К. ж. Однако эти работы подняли целый ряд проблем, связанных с его измерением. Во-первых, был признан субъективный характер используемых показателей удовлетворенности и необходимость разраб. более объективных, критериально ориентированных мер. Во-вторых, в этих ранних исслед. довольно быстро выяснилось, что глобальный показатель К. ж. обладает малой ценностью. Мн. авторы разраб. классификации областей жизни, к-рые в своей совокупности отражают общее К. ж. индивида. Интерес промышленных групп и профсоюзов к качеству трудовой жизни стимулировал значительный интерес и разработки в этой специфической области. Столь же активно развивается изучение и др. сфер жизнедеятельности, таких как семья, досуг и окружающая среда. Третьей и последней проблемой является конкретный вклад когнитивных, аффективных и поведенческих факторов в результирующую оценку К. ж. в каждой сфере.
Растущий интерес к К. ж. совпал с наметившейся в психологии тенденцией к первичному предупреждению проблем, пропагандируемой Капланом. Др. результатом возросшего интереса к К. ж. явились работы промышленных психологов по реорганизации рабочей среды, позволяющей людям не только повышать свою производительность, но и иметь хорошее качество трудовой жизни. Одной из последних областей, в к-рой были подняты проблемы К. ж., оказалась оценка соц. программ. Т. Блау отстаивает т. зр., что их конечной целью должно являться не смягчение симптома, а улучшение К. ж.
См. также Энвайроментальная психология
Д. Р. Эванс
Квадриплегия: психологические аспекты (quadriplegics: psychological aspects)
Внезапное повреждение спинного мозга открывает целый мир клинического опыта. Повреждения подобного рода вызываются гл. обр. падением с высоты, дорожно-транснортными происшествиями и огнестрельными ранениями. Последствия для дальнейшей жизни более существенны при К. (полной обездвиженности), чем при параплегиях, поскольку в первом случае подвижность страдает в большей степени. При К. спинной мозг оказывается частично или полностью отделенным на одном или более уровней позвонков. У мн. пациентов с К. сохраняются в определенной степени функции мускулатуры верхних конечностей. При повреждениях на уровне двух верхних шейных позвонков теряются произвольные движения ниже головы. Однако часто в большей степени оказываются пораженными моторные, а не сенсорные функции.
Непосредственно после травмы наступает состояние шока. В большинстве случаев отмечается ретроградная амнезия несчастного случая или событий, к-рые произошли за неск. часов или даже дней до него, хотя иногда эти воспоминания остаются. Болевой синдром сохраняется в течение мн. дней или даже недель; кроме того, при К. наблюдаются выраженные нарушения сна.
Мн. переменные определяют ход выздоровления: возраст, социально-экономический уровень, финансовые проблемы, озабоченность потерей работы или к.-л. физ. навыков. Не менее важными оказываются отношение и поведение врачей, медсестер, помощников врачей, физиотерапевтов и др. персонала, а тж супругов и членов семьи. Культурный фон тж может играть известную роль; напр. в нек-рых ситуациях причиной несчастного случая принято считать небрежность, рок или влияние злых духов.
Профессионалы, работающие с больными К., обычно наблюдают определенную последовательность эмоций и аттитюдов (дополняющих шок и болевой синдром). Вначале отмечается отрицание инвалидности, за к-рым следует надежда на выздоровление. За ней следуют депрессия, тревога, скорбь, чувство вины и, наконец, гнев. Интенсивная физ. и психол. реабилитация, наряду с мотивацией к возможно более полной независимости, чрезвычайно способствуют оптимальной повседневной адапт. больных К.
При К. утрачивается контроль мочеиспускания и деятельности кишечника. Могут тж отмечаться в разной степени выраженные сексуальные дисфункции. Сексуальные побуждения сохраняются во всех случаях, и способы достижения сексуального удовлетворения могут быть согласованы с партнером.
Абель и Уилсон считают, что семейная терапия может быть эффективным компонентом стандартной стационарной терапии. Семья больного должна получить точную и своевременную информ. о травме и ее последствиях. Больному и членам его семьи следует тж помочь выразить свои чувства, связанные с несчастным случаем, травмой и отношением друг к другу, что способствует углублению взаимопонимания и повышению взаимной поддержки.
Больные К. испытывают особенно большие трудности приспособления к жизни вне больницы — в своем доме или при независимом проживании под наблюдением мед. персонала. При определенной сохранности функций верхних конечностей больные могут освоить ряд навыков, напр. управление моторизованной коляской и др. транспортными средствами, пользование телефоном и выполнение определенного ручного труда. Пользование клавиатурой или моторизованной коляской при более тяжелых поражениях может быть освоено с помощью специальных приспособлений, управляемых ртом и нижней челюстью.
Больные К. нуждаются в помощи при развитии всех возможных физ. навыков. Им нужно научиться действовать в повседневной обстановке, школьных занятиях, производственной подготовке и работе. Им тж нужно помочь преодолеть тревогу, заботы, страхи, потерю чувства собственной ценности и приобрести уверенность, необходимую для того, чтобы встретить новую жизнь.
См. также Отношение к инвалидам, Реабилитация
Т. М. Абель
Кибернетика (cybernetics)
К. занимается петлями рекурсивной обратной связи или текущими паттернами, к-рые связываются в систему. Она фокусируется на отношениях между элементами внутри системы. Т. о., кибернетические системы представляют собой паттерны орг-ции, которые сохраняют устойчивость благодаря процессам изменения.
К. и кибернетические системы имеют сходства и отличия от общих систем и их теории, рассматривающей организмы как системы в системах (называемые подсистемами, или «холонами») или как системы, включающие в себя другие системы (называемые надсистемами). Согласно общей теории систем, система является гештальтом, в котором целое больше суммы своих частей и которая поддерживает равновесное, гомеостатически устойчивое состояние. Кини (Keeney) называет общую теорию систем элементарной К. или К. более низкого уровня.
При использовании теоретической перспективы кибернетических систем необходимо осуществить эпистемологический сдвиг, изменив сам подход к пониманию причинности.
Эпистемологический сдвиг
Вопрос о причинах челов. поведения является одним из старейших философских вопросов. Использование понятий теории систем, К. и кибернетических систем требует изменения традиционного представления о причинности. В соответствии с линейным представлением А вызывает Б, или одно событие вызывает другое (например, как в концепции «стимул—реакция»). К. и теория систем, однако, опираются на круговое представление о причинности, выражающее идею взаимно подпитывающих паттернов поведения: А вызывает Б, а Б вызывает А. Кини, Кини и Росс называют круговую причинность (circular causality)элементарной К..
Ключевые понятия
Теория кибернетических систем состоит из нескольких динамических концепций, к которым относятся самоотнесение (самообращение), структуры обратной связи, гомеостаз и самоуправление.
Самоотнесение
Восприятие может рассматриваться с точки зрения отношений, т. е. самоотнесения (self-reference)или помещения воспринимающего в наблюдение. Отношение между наблюдателем—субъектом восприятия и воспринимаемой реальностью можно анализировать на основе паттернов отношений, т. к. наблюдатель по определению всегда является частью контекста.
Структуры обратной связи
Любая живая или механическая система образована структурами, связывающими каждый элемент в системе. Эти структуры называют контурами (петлями, цепями) обратной связи, или рекурсивными коммуникативными структурами поведения. Существуют цепи положительной и отрицательной обратной связи. Цепи положительной обратной связи инициируют изменения путем наполнения системы новой информацией. Цепи отрицательной обратной связи являются структурами, которые помогают сохранять статус-кво системы, или ее тождественность. Баланс или равновесие могут восстанавливаться посредством калибровки цепей обратной связи. На высшем уровне кибернетической системы равновесие, или гомеостаз, постоянно поддерживаются благодаря комплементарным отношениям между структурами петель положительной и отрицательной обратной связи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|