Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы и методики исследования





Имеются методологические подходы, к-рые начинают приближаться к методологии, полезной для оценочных исслед. Что нам надо и что мы начинаем видеть — это повышение точности и оптимизация технических приемов, направленных на преодоление упомянутых выше четырех трудностей. Диагностика стала гораздо более точной. Возможно, что скоро будут найдены специфические биолог. маркеры и это также поможет проведению оценочных исслед.

Мы можем гораздо более точно определить понятие терапии. Неспецифические переменные действительно существуют и должны приниматься во внимание. Они могут быть выявлены с помощью совр. статистических методов при четком признании их наличия во всех походах психотер., что позволит нам сравнивать те результаты, к-рые являются специфическими для конкретного лечения.

Наибольший прогресс в оценочных исслед. был достигнут благодаря тому, что знач. больше внимания стало уделяться целям. Техника определения проблем и постановки целей ясно описана в совр. литературе; разработан также ряд подходов к их количественному представлению.

См. также Эффективные компоненты психотерапии, Исследование психотерапии



В. М. Мендель

 

Йога (yoga)

 

Й. — санскритское слово с двумя корнями. Первый означает «медитировать», второй — «соединяться». Последнее значение, ставшее более распространенным, подразумевает связывание челов. природы с ее космическим источником.

Исторически Й. получала свое развитие в индуизме и буддизме и до известной степени продолжает находиться под влиянием философии и практики этих религий. Но сама по себе Й. не является религией, к-рая зависит от веры, ритуала и священного писания. Она состоит из методов, разработанных в ходе практ. использования Й. на протяжении тысячелетий.

Обычно Й. начинается там, где останавливаются медицина и психотер.: оказание помощи здоровым и адаптированным людям в достижении более высокого уровня функционирования. Это — сугубо индивидуальный процесс, проводимый под тщательным контролем учителя, к-рый постоянно руководит учеником и направляет его.

Классическая философия Й. обычно основана на отвержении светской жизни как иллюзии, к-рую можно преодолеть, только если индивидуальное Я сольется с Всемирным Духом.



Вследствие экзотического происхождения Й. и общего скепсиса зап. ученых относительно выдвигаемых адептами Й. экстравагантных притязаний на ее возможности, научного изучения Й. и ее достижений практически не проводилось. Однако недавние исслед. свидетельствуют о том, что с помощью совр. технологии возможно уловить относительно тонкие эффекты, достигаемые при применении различных вариантов медитации и Й.

В исследованиях волновой активности головного мозга и физиолог. показателей стресса получены совершенно различные паттерны у последователей дзэн-буддизма, классической Й. и крийя-йоги. Эти результаты согласуются с заявлениями о возможностях проверяемых методов.

В основе практики Й. лежит модель человека, чуждая зап. науке, хотя следы ее могут быть обнаружены в большинстве мистических течений. Эту модель часто называют тонким телом, довольно грубой аналогией к-рого служат такие физиолог. системы как пищеварение. Тонкое тело состоит из неск. взаимосвязанных центров, наз. чакрами. Каждый центр имеет свою собственную специфическую природу, но, как и в каждой системе, самым важным является взаимодействие отдельных частей. Когда тонкое тело активируется, оно способно прямо видоизменять энергию окружающего мира, рафинируя ее до высшего уровня, обеспечивающего запуск процесса внутреннего развития индивидуума.

В разного рода мистической литературе приведены описания семи главных центров, каждому из к-рых приписывается своя собственная энергия и функция. Все эти центры обычно закрыты. Чтобы открыть их, необходимы сознательные усилия индивидуума.



В разных формах Й. используются различные технические приемы, но концепция тонкого тела помогает разъяснить их конечную цель, а именно: помочь индивидууму испытать высший уровень сознания и функционирования посредством сознательного процесса внутреннего развития. Этой цели можно достичь, только если человек научится тому, как надо работать с энергией, сохраняя ту, что имеется, и преобразуя привлекаемую извне энергию в разреженные формы для снабжения более тонких аспектов своих внутренних сфер.

См. также «Восточно-западная» психология, Религия и психология

Дж. Г. Манн

 

 

_К_

 

Кадровый тест Вандерлика (Wonderlic personnel test)

 

К. т. В. — это один из наиболее популярных коротких (50 пунктов, 12 минут на проведение) тестов общего интеллекта, использовавшихся в целях отбора в сфере пр-ва после окончания Второй мировой войны. Большинство его заданий были отобраны из Самоприменяемых тестов умственных способностей Отиса (Otis Self-Administering Tests of Mental Ability). По своему типу они были аналогичны заданиям, использовавшимся в оригинальном Армейском альфа-тесте периода Первой мировой войны.

Надежность теста варьирует в пределах 0,70—0,94. Проверка валидности К. т. В. ограничена корреляциями с тестами Отиса (конструктная валидность), а нормы в отношении более чем 30 тыс. работников основаны на наивысшем уровне достигаемых оценок.

Хотя этот тест никогда не подвергался факторному анализу, по всей видимости, он представляет собой меру общего интеллекта. Это подтверждается результатами исслед., указывающих на связь показателей К. т. В. с успешностью прохождения вводного курса обучения или выполнения канцелярской работы.

Л. Бергер

 

Кажущееся движение (apparent movement)

 

При кажущемся, или иллюзорном, движении объект выглядит движущимся даже тогда, когда он в действительности неподвижен. Поэтому есть все основания противопоставлять К. д. реальному. Существует 4 осн. вида К. д.: автокинетическое, индуцированное, стробоскопическое и послеэффекты.

Автокинетический эффект возникает в тех случаях, когда неподвижный объект рассматривается на неструктурированном, однородном фоне; кажется, что объект движется. Этим феноменом можно объяснить сообщения о НЛО.

При индуцированном движении система отсчета перемещается в одном направлении, создавая иллюзию движения фиксированного объекта в противоположном направлении. Общеизвестный пример индуцированного движения — К. д. относительно неподвижной луны, вызываемое быстро движущимися по небу облаками.

Стробоскопическое движение (или фи-феномен) возникает при поочередном включении двух близко расположенных друг от друга импульсных источников света. Если межстимульный интервал слишком короток, наблюдатели сообщают об одновременном появлении вспышек. Если же межстимульный интервал слишком велик, наблюдатели видят поочередное включение и выключение неподвижных лампочек. Стробоскопическое движение (источника света) появляется лишь тогда, когда величина межстимульного интервала соответствует примерно 20—300 мс. Стробоскопический эффект используется в кино и телевидении.

Послеэффекты движения возникают в случаях, когда, относительно долго наблюдая за непрерывным движением в одном направлении, мы переводим взгляд на иначе текстурированную поверхность; создается впечатление, что эта поверхность движется в противоположном направлении. Напр., если пристально смотреть на водопад, а затем перевести взгляд на торчащий из воды камень, он покажется движущимся вверх.

См. также Восприятие (перцепция), Перцептивные искажения

М. У. Мэтлин

 

Канализация (canalization)

 

Гарднер Мёрфи позаимствовал термин К. у Пьера Жане, и спустя неск. десятилетий, благодаря его оказавшей знач. влияние теории научения, это понятие стало общеизвестным. В соответствии с сегодняшним пониманием гипотеза К. представляет теорет. объяснение модификации побуждения (drive)как функции от многократного удовлетворения стимулами ограниченного диапазона. В отличие от известных видов обусловливания S-типа и R-типа (классического и оперантного), относящихся к тому, что Шеррингтон наз. подготовительными реакциями (preparatory reactions), К. относится к консумматорным реакциям (consummatory reactions). Вкусовая реакция ребенка может канализироваться в высокое предпочтение мороженого в одной культуре и китового жира в другой. Обе К. будут приводить к удовлетворению челов. потребностей, однако первому ребенку после такой К. вряд ли придется по вкусу китовый жир, точно так же как и второй мог бы счесть для себя мороженое далеким от желаемого идеала. В сущности, гипотеза К. пытается дать объяснение процессу, в ходе к-рого первонач. нейтральный стимул приобретает положительную ценность в качестве «удовлетворителя» (satisfier)при одновременном сужении диапазона др. стимулов, способных обеспечить удовлетворение побуждения.

Коль скоро имеет место актуальное удовлетворение побуждения, в какой-то степени будет происходить и К. Очевидно, однако, что при этом следует ожидать вариаций в силе возникающих К. в зависимости от различных факторов. Мёрфи представил общую классиф. этих переменных. Первая переменная связана с силой самих потребностей: чем сильнее потребность, тем больше эффект удовлетворителя в формировании К. Потребности могут существенно различаться по своей силе, что приводит к формированию соотв. канализаций. Др. связанная с силой потребностей теорема гласит: чем сильнее побуждение, тем шире спектр приемлемых удовлетворителей и тем больше генерализация канализаций. Тж, чем сильнее побуждение, тем больше готовность к принятию менее предпочтительных удовлетворителей.

Вторая важная переменная определяется на основе интенсивности удовольствия (gratification): чем больше вызванное удовлетворение (satisfaction),тем сильнее К. и тем выше скорость, с к-рой она будет протекать. Удовлетворение потребности не обязательно сопровождается ослаблением напряжения. К. являются функцией удовлетворений, к-рые могут связываться скорее с увеличением, нежели со снижением напряжения.

Тертьей переменной является стадия возрастного развития индивидуума. Наиболее ранние К. у младенцев представлены относительно независимыми потребностями и удовлетворителями, к-рые опосредуются родителями к др. лицами из ближайшего окружения. Первым действительно постоянным источником удовольствия служит собственное тело ребенка. Др. (практически) вездесущим удовлетворителем является мать или замещающая её фигура — наиболее сильный удовлетворитель среди всех личных объектов в соц. окружении. По мере развития ребенка и pacширения его соц. мира развиваются его потребности и возникают новые желания. В процессе этого развития оформляется Я-концепция и К. приобретают направленность и индивидуальный характер. Предпочтения выражаются в отношении опыта, конгруэнтности собственному Я, и из таких встреч извлекается удовлетворение.

Четвертая важная переменная — частота удовольствия: при прочих равных условиях чем выше частота специфических форм удовольствия, тем сильнее формируемые К. При очень сильных побуждениях и очень интенсивном удовольствии может установиться сильная К. При более умеренных побуждениях и удовлетворителях средней или слабой силы для возникновения заметных эффектов К. потребовался бы неоднократный опыт. Именно здесь уместно применение данной формулировки и проведение эмпирических исслед. эффектов знакомства (familiarization)с различными удовлетворителями. Следует помнить, однако, что в число челов. побуждений входят любопытство и потребность в развитии и росте; существует определенный уровень притязаний и потребность в совершенствовании. Такого рода побуждения заставляют человека отказываться от знакомого и известного и стремиться к новому и неизведанному. Эта противодействующая тенденция до сих пор изучена слабо, но она представляет собой фундаментальную силу такого же значения, как и процессы К.

Проверка и уточнение осн. положений теории К. в контролируемых исслед. происходит довольно медленно. Нек-рые из наиболее ярких подтверждений фундаментальной гипотезы получены в исслед. животных, в частности в экспериментах Пола Юнга по изучению степени знакомства как фактора пищевых предпочтений животного. Исслед. людей, как правило, концентрируются на модификации склонности к экзотическим продуктам как функции от степени знакомства.

См. также Классическое обусловливание, Личность

Ю. Л. Хартли

 

Каноны Милля (Mill's canons)

 

Полное название «Системы логики» (A system of logic)Джона Стюарта Милля заявляет ее как «согласованный взгляд на принципы доказательства и методы научного исследования». В книге формулируются пять канонов (правил или законов) в качестве «регулятивных принципов» этих эксперим. методов. Эти каноны предписывают методы обнаружения и доказательного обоснования причинных законов и причинных связей.

Метод сходства

Пример умозаключения, построенного в соответствии с этим первым методом, позаимствован у Дж. Долларда и Н. Миллера.

«Интересно отметить, что одним из частых симптомов крайних проявлений страха в сражении являются затруднения с речью, к-рые могут варьировать от полной немоты до запинания и заикания. Сходным образом теряет дар речи человек, испытывающий острый страх перед публичным выступлением. Мн. животные, когда они испуганы, перестают издавать к.-л. звуки, и представляется очевидным, что подобная тенденция является приспособительной, предохраняющей их от привлечения внимания со стороны своих врагов. В свете этих фактов возможно предположить, что драйв страха (drive of fear)обладает врожденной тенденцией вызывать реакцию блокирования голосового поведения (vocal behavior).

Милль формулирует общее правило этого метода аргументации следующим образом:

1. Если два или более случая наступления исследуемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то это обстоятельство, в к-ром только и сходны все эти случаи, есть причина (или по крайней мере содержит в себе причину) рассматриваемого явления.

Метод различия

Иллюстрация метода различия взята из работы Р. Бушбаума.

«Примитивный мозг, как мы видели это у планарии, служит гл. обр. в качестве сенсорного реле — центра для получения стимулов от органа чувств и последующей передачи импульсов вниз по нервному стволу. Это верно и для нереиса (кольчатого червя), к-рый, после удаления головного мозга, не утрачивает способности к координации своих движений — фактически его двигательная активность даже возрастает. Если он встречается с препятствием, то не отходит назад и не изменяет направления, но упорствует в своих безуспешных попытках продолжить движение вперед. Этот крайне неадаптивный тип поведения показывает, что у нормального кольчатого червя (в нашем случае нереиса) мозговой ганглий выполняет важную функцию, к-рой он не имеет у плоских червей (планарии) — функцию торможения движения в ответ на определенные стимулы.

Милль формулирует общее правило этого метода следующим образом:

2. Если случай, в к-ром исследуемое явление наступает, и случай, в к-ром оно не наступает, сходны между собой во всех обстоятельствах, кроме одного, присутствующего лишь в первом случае, то это обстоятельство, к-рым только и разнятся эти два случая, является действием или причиной (или составной частью причины) данного явления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.