Тесты первичных умственных способностей
Дальнейшая дифференциация в области измерений интеллекта связана с именем Л. Л. Терстоуна и его работами по факторному анализу. Его тесты первичных умственных способностей обеспечивали получение показателей по семи различным способностям. Свидетельством влияния авторитета Терстоуна стало создание в скором времени Батареи тестов общих способностей (GATB), ставшей официальным инструментом правительства США. Входящие в батарею тесты позволяли оценивать способности к разного рода работе. Впоследствии Служба тестирования в образовании подготовила более широкий набор факторных тестов.
Тестовые батареи
Во время II мировой войны военно-воздушные силы США обратились к психологам с целью улучшить отбор военнослужащих для летной подготовки. Для оценки интеллектуального статуса был использован многомерный подход. По рез-там факторного анализа были выделены новые факторы, позволяющие определить, какая группа факторных тестов позволяет прогнозировать успешность той или иной деятельности; для повышения точности прогноза разным тестам приписывались разные веса.
Разные виды тестов с разными весами давали возможность прогнозировать успешность разных видов деятельности, предиктором успеха тж служил более высокий уровень образования. Тестовые батареи хорошо зарекомендовали себя в области профориентации и профотбора гражданских лиц.
Тесты для оценки интеллекта младенцев
Даже в очень краткой истории тестов интеллекта нельзя не отметить тесты, созданные для измерения интеллекта младенцев. Рез-т их применения оказался неожиданным и неск. обескураживающим: показатель IQ младенцев, определенный с помощью таких тестов, не коррелировал с IQ этих детей в более старшем возрасте. Возможно, это объясняется тем, что маленькие дети проявляют иные способности, чем те, к-рые предположительно измеряются этими тестами.
Природа человеческого интеллекта
За исключением Бине, др. исследователи, занимавшиеся разраб. тестов в начале XX в., практически не интересовались природой интеллекта. Перед ними стояли конкретные практ. задачи. Тем не менее, нек-рые психологи задавались вопросом, что же такое интеллект. Попытки дать определение интеллекта прекратились лишь когда Э. Боринг в шутку заметил, что интеллект — это то, что измеряется тестами. Это высказывание побудило специалистов заняться более глубоким анализом самих тестов, чтобы понять, какие именно умственные операции требуются от тестируемого, чтобы получить высокие показатели по тому или иному тесту.
Интеллект как способность к научению
Сторонники естественнонаучного подхода полагали, что интеллект есть не что иное, как способность к научению, поскольку речь идет об умении индивидуума приспособиться к новым условиям окружающей среды. Бине и др. связывали интеллект с различиями между неуспевающими и успевающими учениками в школе. В рез-те проведенных экспериментов удалось установить, что IQ и скорость научения при разных заданиях весьма слабо связаны между собой, причем сила этой связи варьирует в зависимости от конкретного задания. Был сделан вывод о том, что не существует универсальной способности к научению. В дальнейшем эксперименты показали, что разные способности связаны с эффективным выполнением одной и той же задачи на разных этапах обучения и что значение этих разных способностей меняется по мере того, как происходит научение.
Коэффициент корреляции: факторный анализ
Наибольшее распространение получил подход, осн. на вычислении коэффициентов корреляции между парами тестов.
Предполагается, что два теста, положительно коррелирующих между собой, измеряют одну и ту же способность (или неск. способностей). Если корреляция между двумя тестами равна нулю, то между ними нет ничего общего: они измеряют независимые способности или факторы. Когда два или более теста имеют общий фактор, это значит, что испытуемому необходимо проявить при тестировании одни и те же умственные процессы в зависимости от природы оцениваемой способности. Общая для двух и более тестов способность называется «фактором». Процедура выявления факторов из интеркорреляций получила название «факторного анализа».
Исторические модели интеллекта
Рез-ты факторного анализа позволили предложить неск. моделей интеллекта. Эти модели отражают логические взаимосвязи между факторами.
Однофакторная модель Спирмена
Первая модель была предложена Ч. Спирменом, создателем факторного анализа. Спирмен был убежден, что интеллект представляет собой единую общую способность, к-рая проявляется при выполнении всех интеллектуальных тестов. Кроме того, каждый тест характеризуется присущим только ему «специфическим» фактором. Универсальный фактор был назван Спирменом g (от general — общий), а специфические факторы обозначались буквой s.
В конечном счёте Спирмен признал существование ограниченных групп тестов, имеющих между собой нечто общее помимо g, что он интерпретировал как «групп. факторы». Три из этих факторов были определены им как вербальные, зрительные и арифметические способности. Спирмен полагал, что должен быть еще групп. фактор, ответственный за понимание психол. явлений у др. людей, но не реализовал эту идею в исслед. Значительно позднее при помощи факторного анализа были идентифицированы четыре таких широких способности.
Другие модели интеллекта
Последователи Спирмена были твердо убеждены в существовании g, но при этом выделили и описали целый ряд групп. факторов различной широты или общности. Сирил Барт и Филин Вернон предложили сходные иерархические модели с универсальной способностью на вершине, широкими групп. факторами на втором уровне, более узкими факторами на третьем уровне и т. д.
Доказательства в пользу существования универсальной способности g нельзя признать бесспорными. При наличии g все тесты интеллекта должны бы были положительно коррелировать между собой. Если же обратиться к фактам, то из 48 000 коэффициентов корреляции между такими тестами 17% оказываются ниже 0,10, а нек-рые равны нулю или даже отрицательны. Модель структуры интеллекта SOI, разраб. Дж. П. Гилфордом, является наиболее детальной и всеобъемлющей. В ней отражены 150 различных способностей, 105 из них уже обнаружены, причем иногда не по одному разу и неск. независимыми исследователями. Существование др. факторов пока не доказано, но их существование предсказывается исходя из природы модели SOI в силу ее систематического построения. В своей простейшей форме модель представляет собой классиф. осн. способностей SOI по трем пересекающимся измерениям: а) вид умственной операции или процесса (напр., память или суждение); б) вид информ. содержания (напр., зрительное или вербальное); в) вид информ. продукта (напр., класс или отношение).
Детерминанты интеллектуального статуса
Наследственность
Из всех проблем, когда-либо привлекавших внимание психологов и педагогов, пожалуй, ни одна не вызывала таких жарких споров, как вопрос о том, в какой степени интеллектуальное развитие индивидуума определяется наследуемыми генами и в какой — факторами среды. Этот вопрос имеет большое значение для соц. и политической жизни об-ва.
Исследователи этой проблемы обычно использовали меры статуса, к-рый чаще всего определялся через IQ.
Эрленмейер — Кимлинг и Джарвик составили сводку данных по многочисленным исслед. сходства IQ в парах лиц с разной степенью сходства в уровне IQ и в домашней среде. Из этих данных мы можем извлечь информ. о том, насколько похожими оказываются такие пары.
Для воспитывавшихся вместе идентичных близнецов индекс сходства равен 77%. (рассматриваемый здесь индекс сходства представляет собой квадрат коэффициента корреляции и показывает степень перекрытия двух сопоставляемых наборов признаков). Такой высокий показатель обусловлен идентичностью наследственности и высокой степенью сходства окружения. Для идентичных близнецов, воспитывавшихся порознь, индекс сходства в IQ равен 56%. Разница между двумя индексами составляет 21% и отражает различие в условиях среды. В целом, наследственность имеет, по-видимому, гораздо большее значение, чем окружение. Однако влияние этих двух детерминант не является полностью независимым. В какой-то мере они изменяются совместно, как в случае, когда идентичные близнецы оказываются в сходных условиях проживания, или когда родитель и ребенок имеют сходные возможности получить хорошее образование.
Вернон пришел к выводу, что мы можем отнести 60% детерминации статуса IQ на счет наследственности, 30% — на счет условий среды и 10% приписать сочетанному действию этих двух факторов. Этот вывод верен в отношении естественного хода событий. При специальных вмешательствах, исходящих, напр., из обогащенной среды, равновесие смещается в сторону средовой детерминации.
Многомерный подход, рассматривающий специальные способности по отдельности, требует более детальной информ. об эффектах наследственности. Вполне возможно, что одни способности больше подвержены влиянию наследственности, а др. — меньше.
Среда
Существует множество факторов окружающей среды, к-рые способствуют или препятствуют индивидуальному развитию интеллекта.
Эффекты сенсорной депривации или обогащения среды изучались и на детях, и на детенышах животных. В последнем случае депривация достигалась путем помещения подопытного животного с первых дней жизни в камеру с ровными серыми стенами. Что касается детей, испытуемые подбирались из числа слабовидящих или слабослышащих с рождения. Как у животных, так и у детей наблюдалось замедленное развитие клеток головного мозга и плохое выполнение эксперим. заданий. Сенсорное обогащение среды обеспечивалось за счет многообразия цветов, звуков и наличия различных объектов в окружении испытуемого ребенка или подопытного животного. В рез-те дети и животные лучше справлялись с психол. тестами. Даже низшие животные демонстрировали прогресс в поведении.
Жизнь в сиротском приюте тж является своего рода депривацией, так как дети испытывают недостаток в персональном внимании и заботе, обычных в нормальных семьях. Как правило, такие дети отличаются замедленным интеллектуальным развитием.
IQ коррелирует с нек-рыми особенностями родителей, к-рые предположительно влияют на развитие ребенка. К сожалению, нек-рые из таких влияний тж связаны с IQ родителей, т. е. содержат вклад наследственности. Хэвигхёрст и Бриз обнаружили, что различные тесты, имеющие отношение к академическим способностям, сильнее коррелируют с уровнем образования родителей, чем тесты неакадемических способностей.
Изучая влияние факторов окружающей среды на интеллект, важно учитывать объем и вид образования, получаемого ребенком. В Англии у детей, живущих на баржах и посещавших в силу этого всего 5% учебных занятий в школе, средний IQ был равен 70. Чем дольше дети жили в этих условиях, тем больше снижался их IQ. В возрасте 4 лет их средний IQ был равен 90, а к 12 годам упал до 60. Сходные данные были получены и в США. Вернон привел рез-ты исслед., свидетельствующие о том, что дети, не имевшие возможностей нормально учиться, демонстрировали заметный прирост IQ после появления таких возможностей. Как и следовало ожидать, при низком качестве образования сильнее снижаются показатели вербальных тестов, чем невербальных.
В нек-рых исслед. изучался не столько объем, сколько вид образования и его влияние на уровень выполнения различных тестов. Одно крупное исслед. провели Бройлер, Торндайк и Вулъярд. В начале и конце учеб. года почти 13 000 уч-ся средних школ были предложены тесты. Между двумя сеансами тестирования эти уч-ся выбирали для изучения различные предметы. Максимальный рост IQ был зафиксирован у уч-ся, к-рые занимались естественными науками, математикой и языками, а минимальный — у занимавшихся театральным искусством и домоводством.
Посещение детского сада часто сопровождается ростом IQ, хотя это не обязательно: все зависит от программы работы с детьми в конкретном учреждении. То же самое можно сказать об эффектах программ Head Start:чем дольше ребенок участвует в таких программах, тем большие выгоды он извлекает, правда, в том случае, когда они вообще есть. Наилучшие рез-ты достигаются при вовлечении в программу матерей: заручившись согласием матери, можно обучить ее правильно заниматься с ребенком. Как правило, в таких условиях IQ возрастает на 15 пунктов.
Среди факторов окружающей среды, оказывающих влияние на развитие интеллекта, следует упомянуть физиолог. условия. Одни факторы действуют еще до рождения ребенка, др. — во время рождения, а третьи уже после рождения. Кровь матери одновременно является и кровью плода. Соответственно, питание матери, принимаемые во время беременности лекарства, привычки, в т. ч. курение и потребление алкоголя — все это может повлиять на интеллект ребенка, как, впрочем, и психич. состояние матери, напр. испытываемый ею стресс. Роды тж не всегда происходят гладко, иногда вызывая повреждение структур головного мозга.
Половые различия
В какой мере интеллект связан с полом человека? Обычно такой вопрос задается именно в этой общей формулировке, хотя более целесообразно вести речь о специальных способностях: при наличии разнонаправленных тенденций по неск. тестам суммарный показатель может и не измениться.
Различия в IQ обнаруживаются то в пользу лиц мужского пола, то в пользу лиц женского пола, в зависимости от возрастного уровня обследуемых и компонентов используемого теста. В Векслеровской шкале интеллекта взрослых, напр., мужчины в среднем имеют преимущества по пяти тестам, женщины — по четырем, а два теста не позволяют выявить никаких различий. Общий показатель по тесту дает незначительное преимущество мужчинам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|