Сделай Сам Свою Работу на 5

Критерии хорошего измерения





Как можно провести различие между хорошими и плохими измерительными процедурами и как можно выбрать лучшую модель И. из имеющихся альтернатив, если существуют различные наборы измерительных операций? Первый набор критериев является внутренним: хорошие модели И. обладают четко определенными и поддающимися воспроизведению процедурами, обладающими внутренней согласованностью и экономичностью и приводящими к получению надежных оценок. Второй набор критериев является внешним и касается эмпирической валидности модели И. Используя этот набор, исследователь имеет дело с вопросами о том, помогает ли данная модель а) объяснять конструкт или измеряемые феномены, б) прогнозировать связи с др. переменными и внешними критериями, и в) выявлять эмпирические или теорет. закономерности. В-третьих, хорошая модель И. обладает способностью к генерализации: она может использоваться с различными выборками людей и в широком разнообразии ситуаций. Наконец, наилучшей измерительной процедурой является та, к-рая является наиболее практичной, наименее дорогостоящей и наиболее продуктивной.

См. также Меры критерия, Методы эмпирического исследования, Обсервационные методы, Психометрика, Шкалирование, Статистика в психологии



Ф. Браун

 

Измерение аттитюдов (attitude measurement)

 

Во мн. областях конструирования психол. тестов (напр. тестировании личности, способностей или интеллекта) преследуется цель создания единственного, валидизированного на разнообразных выборках теста, к-рый бы нашел широкое применение в данной области. В области И. а., однако, сложилась иная традиция. Несмотря на наличие неск. компендиумов валидизированных шкал аттитюдов, исследователи предпочитают разрабатывать собственные шкалы для каждого нового исследовательского проекта. Одна из причин такого подхода состоит в том, что существует почти необозримое количество аттитюдов, и интерес к тем или иным из них, по-видимому, изменяется с каждым годом. Вторая причина связана с тем, что аттитюд представляет собой настолько устойчивую («робастную») характеристику человека, что различные меры одного и того же аттитюда — даже когда соотв. шкалы разрабатываются разными исследователями — обычно очень высоко коррелируют между собой.



Теоретические соображения

При разработке или выборе средств И. а. необходимо точно определить: а) объект аттитюда; б) концептуальные атрибуты конструкта аттитюда, релевантные целям исслед., и в) область реакций.

Можно измерять аттитюды по отношению к любому объекту из огромного множества вариантов поведения, идей, понятий или сущностей. Аттитюд может быть очень специфическим и конкретным (аттитюды по отношению к конкретному человеку или фильму), может относиться к соц. категории (ирландцы или азартные игроки) или быть чрезвычайно широким и абстрактным (война или консерватизм).

Перед тем как разрабатывать или выбирать меру аттитюда, необходимо определиться с тем, что подразумевается под данным понятием. Большинство авторитетных исследователей в данной области рассматривают аттитюд в качестве гипотетического конструкта, наиболее характерным атрибутом к-рого является его оценочный характер.

Аттитюды обладают и др. атрибутами, к-рые может пожелать измерить исследователь. Релевантные аттитюду убеждения, напр., могут варьировать по их широте, постоянству или диапазону. Аттитюды могут тж различаться степенью связи с осн. ценностями и личными потребностями человека. Эта связь может приводить к различиям в уровне эго-вовлеченности.

Как гипотетический конструкт, аттитюд не доступен непосредственному наблюдению. Его существование обнаруживается через его влияние на наблюдаемые реакции человека. Исследователи аттитюдов в ходе относительно долгой истории их изучения установили три категории таких реакций. Аффективные реакции относятся к чувствам и физиолог. реакциям на объект аттитюда. Когнитивные реакции включают информ., убеждения и выводы, сделанные в отношении объекта. Конативные (волевые) реакции относятся к инициируемым действиям — или намерениям их инициировать — в отношении объекта аттитюда.



Практические соображения

Степень структурированности инструмента измерения диктуется целями исслед. Напр., при использовании минимально структурированной, открытой формы опроса, предполагающей свободные ответы, человека можно спросить: «Что вы думаете об X?» В противоположность этому, в макс. структурированной шкале человеку предлагается сделать выбор из нек-рого множества альтернатив. Если исслед. носит пилотажный характер, чаще предпочитается открытая форма. Она предоставляет больше информ. о мыслях и представлениях субъекта, зачастую идентифицируя проблемы, неучтенные исследователем. Кроме того, неструктурированная форма предоставляет респонденту большую свободу самовыражения, позволяя достигать лучшего взаимопонимания с исследователем. С др. стороны, структурированные формы гораздо легче обрабатывать, они уменьшают вероятность ошибок при кодировании данных, более четко фокусируют реакции на интересующих вопросах и могут реализовываться в больших группах людей. Т. о., когда исследователь располагает ясными представлениями об интересующих его чувствах, убеждениях и действиях, закрытая форма, в целом, более предпочтительна.

В большинстве исслед. с использованием шкал аттитюдов предполагается, что человек осознает свой аттитюд, а тж готов подробно и точно ответить на все связанные с ним вопросы. Для мн. изучаемых проблем и условий проведения исслед. такое допущение является обоснованным и оправданным.

При скрытых процедурах (unobtrusive techniques)люди не осознают, что за ними ведется наблюдение. Напр., расстояние между двумя сидящими людьми может служить показателем их отношения друг к другу, стиль одежды и прически — политического консерватизма, а ношение берета отражать публичную демонстрацию художественных притязаний.

При использовании косвенных процедур (indirect techniques)люди обычно отдают себе отчет в том, что их оценивают. Однако, они не должны сознавать, что предметом, интересующим исследователя, является их аттитюд, а, напротив, считать, что оценивающего интересует к.-л. др. аспект их поведения, напр. способность к логическому мышлению, уровень моральных суждений или перцептивные способности. Напр., аттитюды могут косвенно измеряться путем подсчета допущенных ошибок в тестах на. фактические знания или логическое мышление. Этот подход основывается на предположении, что когда люди ошибаются, они воспринимают те выводы, с к-рыми они согласны, как осн. на фактах или на строгих умозаключениях, и прямо противоположным образом относятся к тем выводам, с к-рыми они не согласны. В случае измерения расовых и этнических аттитюдов респондентов могут попросить высказать суждения о личностных чертах, мотивах или интеллекте целевой группы. Это обычно осуществляется под видом оценки способности респондента к точным суждениям о характере других людей.

Наконец, нужно учитывать время и ресурсы, к-рыми исследователь располагает при конструировании шкалы, проведении обследования и обработке результатов. Если существуют временные ограничения, рекомендуется использовать методики структурированного самоотчета с небольшим количеством пунктов. Такие методики требуют меньше времени как для проведения, так и для обработки. Наиболее структурированные шкалы могут тж применяться в больших группах, тогда как косвенные, скрытые, или физиолог. измерения, как правило, не могут. Кроме того, методики самоотчета зачастую обходятся дешевле и не требуют для своего проведения сложных стимульных материалов, иногда необходимых для др. методов.

Считается, что скрытые и косвенные процедуры измерения менее чувствительны к попыткам респондентов скрыть аттитюд или сообщать только социально желательные мнения, чем прямые методики самоотчета. Причиной может быть то, что люди либо не сознают, что их проверяют, либо их внимание фокусируется на др. оцениваемых характеристиках (напр. способностях). Несмотря на то, что такого рода обман может позволять исследователю получать более точную информ. об интересующих аттитюдах, следует помнить, что это делается без информированного согласия респондента. В таких случаях надлежит учитывать нрава личности на сохранение тайны. При любом использовании результатов должна сохраняться анонимность.

Измерение ненаблюдаемого

Определение аттитюда как гипотетического (и следовательно ненаблюдаемого) конструкта, по-видимому, прямо противоречит тому взгляду, что аттитюд может измеряться на основе наблюдаемых реакций. Для разрешения этой проблемы используются две стратегии. Применяется единичная мера (single measure)аттитюда (напр. самооценка по одному пункту), однако наряду с этим осуществляется обширное фоновое исслед. с целью получения информ. о потенциальных систематических ошибках такой меры и обстоятельствах, при к-рых она приводит к искажениям. Исследователь либо учитывает эти обстоятельства при последующем использовании шкалы, либо вводит дополнительный контроль переменных, чтобы минимизировать или устранить их влияние на систематическую ошибку шкалы. Стратегия множественных операционализаций (multiple operationism strategy)подразумевает измерение аттитюда двумя или более операционально различающимися способами. Напр., для аффективной, когнитивной и конативной категорий аттитюдинальных реакций могут быть сконструированы отдельные средства измерения. Полученные с их помощью отдельные показатели затем могут быть объединены в одну общую меру аттитюда. Такая стратегия предполагает, что систематическая ошибка в любом отдельно взятом показателе будет компенсироваться противоположными смещениями в др. показателях.

См. также Аттитюды, Теория аттитюдов, Шкалирование

Д. Дэвис, Т. Остром

 

Измерение профессиональных интересов (vocational interest measurement)

 

[Автор выражает благодарность Jo-Ida Hansen, Janet M. Hively, and Loralie Lawson за тщательное рецензирование этой статьи.]

Пионером в этой области был Эдвард К. Стронг-младший. Первое издание Бланка профессиональных интересов Стронга (Strong Vocational Interest Blank)появилось в 1927 г.

Самый последний его вариант, Инвентарь интересов Стронга—Кэмпбелла (Strong-Campbell Interest Inventory), был опубликован в 1974 г.; третья редакция руководства к нему вышла в 1981 г. Т. о., налицо более чем 50-летняя история исслед. и усовершенствований этого инструмента. По приблизительным оценкам примерно 2,13 млн людей имели дело с той или иной формой этого теста. Последний вариант теста включает 162 профессиональные шкалы, представляющие 85 профессий; для 77 из них имеются нормативные данные по выборкам успешных работников мужского и женского пола, четыре из них являются только мужскими шкалами, и четыре оставшиеся только женскими.

Поначалу измерение интересов было преимущественно связано с решением практ. проблем выбора профессии и индивидуального планирования профессиональной карьеры; оно носило эмпирический характер и имело под собой слабый теорет. фундамент. Вместе с тем существовали начатки теории; первый факторный анализ оценок теста интересов был проведен Терстоуном. Используя интеркорреляции между 18 профессиональными шкалами первой редакции теста, он обнаружил четыре основных фактора: интерес к научной деятельности, интерес к языку, интерес к людям и интерес к коммерческим занятиям. Впоследствии Стронг сам группировал все возрастающее количество профессиональных шкал на основе получаемых интеркорреляций.

Дж. Л. Холланд разработал типологию, к-рая была включена в ныне существующий вариант Инвентаря интересов Стронга — Кэмпбелла. Согласно его подходу, большинство людей можно классифицировать в соответствии с шестью широкими типами личности: практическим (реалистическим), исследовательским, художественным, социальным, предпринимательским и конвенциональным. Конкретный чел. может быть отнесен к одному из них или к имеющей смысл комбинации из этих шести типов. Те же самые шесть категорий можно использовать для характеристики профессиональной среды или рабочей обстановки. Люди будут предпочитать ту среду, к-рая позволит им реализовать свои умения и способности, будет соответствовать их ценностям и аттитюдам, даст возможность выполнять удовлетворяющие их роли и задачи, и избавит от ответственности, к-рая им претит или к-рую они считают нецелесообразной. Эффективность труда, удовлетворенность работой и стабильность в работе будет т. о. являться результатом взаимодействия между структурой личности конкретного чел. и характеристиками рабочей среды.

Отметим следствия этих идей. Профессиональные интересы определяются до приобретения реального опыта работы. Теории профессиональных интересов представляют собой частные случаи теорий личности и мотивации. Чтобы учесть различные уровни способности, требуемой в той или иной профессии, внутри типов интересов могут постулироваться уровни выполнения работы.

Среди родителей распространено убеждение в том, что их дети могут сделать все, что они захотят, лишь бы они «только заинтересовались этим». К сожалению, это неверное допущение. Существует значимая связь между называемыми и измеряемыми интересами у групп людей, однако у отдельных людей эта связь недостаточно сильна, чтобы говорить о равнозначности называемых и измеряемых интересов.

Т. Дарли и Т. Хагенау приводят данные нескольких исслед. ретестовой надежности одной из предыдущих редакций Бланка профессиональных интересов Стронга, с участием респондентов различных возрастов, использованием различных временных интервалов между первичным и повторным тестированием, и вычислением коэффициентов корреляции Пирсона и Спирмена. Они делают следующие выводы: «Эти ретестовые корреляции интересов оказались несколько ниже соответствующих ретестовых корреляций в литературе по измерению интеллекта и несколько выше сообщаемых ретестовых корреляций оценок личности и аттитюдов. Таким образом, поведение, которое мы измеряем при помощи профессиональных шкал Бланка профессиональных интересов Стронга, по-видимому, остается достаточно устойчивым во времени...»

Насколько хорошо показатели по этому тесту прогнозируют конечный индивидуальный выбор профессии? Стронг изучал итоговый профессиональный выбор 663 студентов Стэнфордского университета, к-рые в среднем 18 годами ранее проходили этот тест во время своего обучения в колледже. Он анализировал полученные данные в трех отношениях. Насколько хорошо оценки по профессиональным шкалам, полученные этими студентами в период обучения в колледже, прогнозируют реально выбранную ими профессию? Насколько различаются исходные оценки тех, кто в конечном счёте выбрал данную профессию, и тех, кто не выбрал данную профессию? Какова степень согласия между исходным профилем оценок и выбранной профессией по оценкам экспертов? Во всех трех случаях прогностическая валидность Бланка профессиональных интересов Стронга оказалась чрезвычайно высокой.

Одно из недавних исслед. прогностической валидности более ранних форм Бланка профессиональных интересов Стронга было выполнено Робертом Долливером с сотрудниками. Они приходят к заключению, что «шансы, что человек в совершенстве овладеет профессией, в отношении которой он получил оценку А, составляют примерно 1 к 1, ...а шансы того, что он не овладеет профессией, в отношении которой получил оценку С, равны примерно 8 к 1». Между измеряемыми интересами и измеряемой способностью или учебными достижениями имеет место слабая связь.

В ситуации, когда давалась инструкция «обманывать» тест, респонденты могли существенно искажать свои показатели, однако когда люди отвечали на пункты в стандартных условиях проведения теста, они обычно отвечали искренне, даже в ситуациях, где от них можно было ожидать искажения своих показателей, напр. при приеме на работу или при поступлении в профессиональный колледж. Выявляемые искажения не превышают нескольких шкальных единиц, а изменения, затрагивающие широкий интерпретативный спектр показателей, исходя из к-рого делаются заключения о совпадении или несовпадении профессиональных интересов, встречаются редко.

Обнаруживают ли мужчины и женщины различия в профилях профессиональных интересов? Прежде чем отвечать на этот вопрос, нужно отметить ряд исторических обстоятельств.

В период с 1930-х гг., когда Стронг опубликовал первый тест для женщин, до 1970-х гг. произошли существенные изменения роли женского труда в об-ве. Больше женщин стало работать. Больше женщин стало заниматься считавшимися ранее чисто «мужскими» профессиями. Кэмпбелл и Хансен посвятили в своей книге целую главу этой проблеме. Они делают следующие выводы.

1. Мужчины и женщины, в среднем, отвечают по-разному почти на половину пунктов Инвентаря.

2. Величина этих различий довольно существенна.

3. Эти различия не исчезают даже тогда, когда сравниваются только мужчины и женщины, выбравшие одну и ту же профессию.

4. Эти различия не уменьшились сколько-нибудь заметно с 1930 г.

5. Попытки разработать комбинированные по половому признаку шкалы выглядят преждевременными, и валидность этих шкал меняется от профессии к профессии.

6. Эмпирические шкалы, сконструированные на основе одинаковых по полу критериальных и референтных выборок, работают лучше (более валидны), чем шкалы, основанные на противоположных по полу выборках.

Еще один вопрос: В каком возрасте начинает складываться индивидуальная структура профессиональных интересов? Исслед. более ранних форм Бланка профессиональных интересов Стронга показали, что поддающиеся интерпретации и устойчивые структуры интересов могут наблюдаться у учащихся, соответствующих, в среднем, уровню X класса, при условии, что их общая способность оценивается не ниже средней.

Связям между мерами профессиональных интересов и мерами личности посвящено большое количество исслед. Кэмпбелл и Хансен сохранили в составе Инвентаря интересов Стронга—Кэмпбелла две шкалы, не имеющие отношения к профессиям и являющиеся мерами академического комфорта (academic comfort)и интроверсии—экстраверсии. Нужно также отметить, что типология Холланда является по существу определением типа личности в рамках его шести основных профессиональных тем.

Согласно характеристике Анны Рой, для этих выдающихся ученых факторы личности играли большую роль в определении профессиональной области. В дополнение к этому, Сегал приходит к заключению, что профессиональный выбор — это равнодействующая эмоционального развития индивидуума и, отчасти, выражения его способа приспособления к своему окружению.

На формирование профессиональных интересов оказывают влияние пол, возраст и личностные факторы. Но как бы они ни формировались, измеряемые профессиональные интересы представляют собой один из трех главных элементов, определяемых при прогнозировании эффективности труда, удовлетворенности работой и стабильности в работе. Два др. элемента, к-рые необходимо учитывать делая прогнозы в характерном для нашего общества сложном мире труда, это уровни способностей и имеющихся возможностей.

См. также Консультирование по вопросам карьеры, Инвентарь интересов

Дж. Дарли

 

Изоморфизм (isomorphism)

 

В психологии термин «И.» неразрывно связывается с классической берлинской школой гештальт-психологии. Теоретики гештальта использовали его для характеристики своего особого подхода к вопросу об отношении разума и мозга: они утверждали, что объективные мозговые процессы, к-рые лежат в основе конкретного феноменологического опыта и коррелируют с ним, изоморфны субъективному опыту (т. е. имеют функционально ту же форму и структуру).

Этимология слова И. делает его подходящим термином для такой теории. Греческий корень «изо-» означает «равный, одинаковый, подобный», а «морф-» значит «форма, конфигурация, организация или структура». Прибегнув к понятию И., гештальт-психологи хотели выразить идею, что гештальт-качества — форма, конфигурация, организация и структура — биофизических электрохимических процессов мозга, лежащих в основе субъективного когнитивного опыта, идентичны гештальт-качествам — форме, конфигурации, организации и структуре — самого опыта. Эта концепция резко контрастирует с относительно пассивными коннекционистскими теориями отношений между разумом и мозгом, преобладавшими в психологии 1-й половины XX в. и рассматривавшими мозг скорее как гигантский коммутатор с изолированными цепями из проводов и переключателей, чем как динамическую систему взаимозависимых электрохимических биолог. процессов, составляющих сложное поле взаимодействий.

Поскольку такая динамическая, интерактивно-полевая концепция функции и активности мозга радикально отличалась от значительно более статической и механистичной концепции мозга, безоговорочно принимавшейся на веру большинством живших и работавших в то время психологов, гештальтистская идея И. осталась практически непонятой. Теоретик гештальт-психологии Мэри Хенли писала: «Я не знаю второго такого понятия в психологии, к-рое было бы более превратно понято и более искажено, чем понятие И.».

Одна из причин подобного непонимания и искажения заключается в том, что этот термин, задолго до заимствования его гештальт-психологами, использовался в таких областях, как химия, кристаллография и математика, в значении, к-рое подразумевало ориентацию на части, совершенно чуждую концепции гештальта. В мат. теории множеств, напр., две группы элементов изоморфны, если существует взаимно однозначное соответствие между этими двумя множествами, т. е., если каждому элементу первого множества можно подобрать в пару один и только один элемент второго множества, и наоборот.

Такое взаимно однозначное соответствие между двумя изоморфными процессами или феноменами противоречит гештальтистскому подходу. Напр., две окружности, одна из к-рых образована 20 точками, а вторая — 22, с т. зр. гештальтистов изоморфны, ибо их функциональные формы идентичны: если точек достаточно для того, чтобы форма объекта была недвусмысленно обозначена и очевидна, то их абсолютное количество не имеет значения. Принципиальное значение имеет сама форма, конфигурация или структура, а не количество элементов, к-рым случилось образовать ее «части». Думать об абсолютном совпадении количества точек на окружностях двух кругов — значит думать не о целом, а о частях, и игнорировать динамические характеристики непрерывности траектории окружности круга, равную удаленности каждой части окружности от ее центра и т. д., к-рые и образуют эссенциальный гештальт или конфигурацию круга. Два круга — независимо от количества составляющих их «элементов», их цвета или размера — изоморфны просто потому, что оба являются кругами (т. е. оба имеют одинаковую, круглую форму). Точно так же изоморфны и два квадрата, даже если они образованы разными «элементами», по-разному окрашены или освещены или отличаются своей площадью. Более того, хотя при переходе из одной тональности в другую состав нот, характерный для данной мелодии, изменяется, их порядок в одной тональности изоморфен их порядку в др. тональности, и мы слышим ту же, прежнюю мелодию; вариации на эту музыкальную тему остаются изоморфными до тех пор, пока сама мелодия остается узнаваемой (несмотря на то, что число нот в одной вариации может значительно превышать их число в другой).

Первое упоминание о мозговых процессах, изоморфных — в гештальтистском смысле — перцептивным процессам, появляется в опубликованной в 1912 г. статье Макса Вертгеймера о кажущемся движении, к-рая, как принято считать, положила начало школе гештальта. Это упоминание касается процессов в головном мозге, предположительно соответствующих одной из разновидностей фи-феномена, или восприятию движения при фактическом отсутствии движения физ. раздражителя. Представим себе, к примеру, две короткие вертикальные линии, x и у, длиной примерно по дюйму, расстояние между к-рыми равно тоже примерно 1 дюйму. Если испытуемому предъявить на неск. секунд линию x, затем убрать ее и букв. через долю секунды предъявить линию у,ему может показаться, что он видел не две разные линии, предъявленные последовательно, а одну линию, к-рая переместилась с одного места на другое (с места х на место y). Продолжив эту процедуру т. о., что спустя очень короткий промежуток времени после исчезновения линии х вновь предъявить линию у,а затем быстро снова заменить ее линией х ит. д., поддерживая на приемлемом уровне соотношение между расстоянием, разделяющим две линии, и межстимульным интервалом, испытуемому будет казаться, что он видит одну линию, непрерывно перемещающуюся взад-вперед. Если межстимульный интервал слишком велик, испытуемый воспринимает две стационарные линии, расположенные на расстоянии друг от друга и предъявляемые ему поочередно; если межстимульный интервал слишком короток (или если в какой-то момент предъявляются сразу две линии), испытуемый воспринимает две стационарные линии, предъявляемые в двух разных местах.

Что происходит в головном мозге при условии (как в выше описанном эксперименте), что испытуемый видит единственную перемещающуюся линию? Как утверждал Вертгеймер, фактически любая теория отношения между разумом и мозгом признает, что при этом должно иметь место возбуждение определенных участков зрительной коры: один очаг возбуждения соответствует линии х,а другой, по соседству, — линии у. Однако дальнейшие рассуждения Вертгеймера расходятся со всеми др. теориями отношения разума и мозга: при восприятии движения линий между участком мозга, соответствующим линии x, и прилегающим к нему участком мозга, соответствующим линии у,должно происходить что-то вроде короткого замыкания; это короткое замыкание является мозговым процессом, изоморфным субъективному опыту (experience)одной перемещающейся линии. Гештальт-качества процесса, протекающего в мозге, должны каким-то образом соответствовать гештальт-качествам видения одной перемещающейся линии, а не двух отдельных, неподвижно закрепленных линий.

Вертгеймер лишь заложил теорет. основы концепции, к-рая впоследствии была детально разработана его коллегами — гештальт-психологами Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером (в ходе широких исслед. поведения животных и экспериментов в области восприятия). Исходя из данной теории, Кёлер и его коллеги сделали неск. довольно неожиданных предсказаний и сумели экспериментально их подтвердить. Целая монография была посвящена тому, что Кёлер и Ганс Валлах называли фигуративными послеэффектами, т. е. совокупности воспринимаемых искажений фигур, порождаемых предшествующим длительным рассматриванием других фигур.

Предположим, к примеру, что воспринимаемое расстояние между двумя точками в зрительном поле, x и у,изоморфно электрическому сопротивлению между их соотв. локализациями в зрительной коре — X и Y. Если это сопротивление повышается, то мозговые процессы X и Y функционально удаляются друг от друга, и воспринимаемое расстояние между соотв. точками в зрительном поле, х и у,должно увеличиться. Если функциональное расстояние (т. е. электрическое сопротивление) между двумя мозговыми процессами X и Y становится меньше, то воспринимаемое расстояние между их данными в опыте (experienced)изоморфными эквивалентами — точками х и у — должно тж уменьшиться.

Теперь представим себе, что мы нашли способ изменять электрическое сопротивление между двумя точками зрительной коры. Результатом такого изменения должно стать и соотв. изменение изоморфного зрительного опыта. Известно, что любой процесс возбуждения, продолжающийся какое-то время в нервной ткани, обычно порождает процесс, к-рый тормозит продолжение этого процесса возбуждения; любое продолжительное возбуждение порождает свое собственное торможение. Согласно теории И., это торможение представляет собой насыщение (сатиацию), или повышение электрического сопротивления. Следовательно, одним из способов увеличения электрического сопротивления между двумя точками зрительной коры является ее возбуждение с помощью подходящего визуального раздражителя. Если участок мозга, соотв. пространству между двумя точками в зрительном поле, стимулируется какое-то время визуально предъявленной фигурой, находящейся в этом пространстве, должно возрасти насыщение, или сопротивление, этого участка, и — как следствие этого — две точки зрительного тюля будут восприниматься как более удаленные друг от друга. Кёлер и Валлах провели множество экспериментов для проверки этого предсказания, и такие перцептивные искажения действительно получили в них подтверждение.

Теория И. породила огромное количество экспериментов, к-рые стали предметом широкого обсуждения в середине XX в. В начале 50-х гг. два выдающихся представителя нейронауки, Карл Лешли и Роджер Сперри, пытаясь развенчать эту теорию, поставили ряд радикальных экспериментов на животных. Они изменяли электрические свойства зрительной коры кошек и обезьян, надрезая мозг и вводя изолирующий материал в разрезы или помещая золотую фольгу либо танталовую проволоку (обладающие повышенной электропроводимостью) непосредственно на поверхность зрительной коры животного или в нее. Ученые считали, что если теория И. Кёлера верна, то подобное вторжение в электрохимию и биофизику мозга должно сильнейшим образом повлиять на способность животных к зрительному различению объектов, приобретенную ими ранее в результате соотв. научения. Однако ничего подобного не произошло: какими бы глубокими ни были изменения зрительной коры животных, последние различали зрительные раздражители точно так же, как делали это до хирургического вмешательства.

Отвечая на критику Лешли и Сперри и отмечая нек-рые технические недостатки их экспериментов, Кёлер утверждал, что локальные изменения электрических характеристик прооперированного мозга должны почти мгновенно перераспределять и реорганизовывать его полевые свойства, так что никаких нарушений в исполнении, направляемом зрительной системой, быть не должно. Ни Лешли, ни Сперри не смогли опровергнуть подобную аргументацию, однако Карл Прибрам, еще один выдающийся нейропсихолог, провел в конце 50-х цикл исслед., к-рые можно назвать продолжением экспериментов Лешли и Сперри. Он изменял электрическую активность зрительной коры низших обезьян, раздражая ее пастой гидроокиси алюминия. Как и в опытах Лешли — Сперри, это воздействие на мозг обезьян не сказалось отрицательно на сохранении ранее приобретенных ими навыков зрительной дискриминации; к тому же, целью экспериментов Прибрама было не опровержение утверждения Кёлера о том, что естественные физические полевые процессы мгновенно перераспределяют изменение нервной ткани, вызванное локальным раздражением.

В 60-е и в 70-е гг. интерес к гештальтистской гипотезе И. пошел на спад, а в 80-е она уже редко упоминалась в книгах, посвященных восприятию и проблемам физиолог. психологии. На рубеже 80-х и 90-х гг. представления о функциях мозга, разделявшиеся большинством нейроанатомов, нейрофизиологов и нейропсихологов, уже не оставляли места для процессов, к-рые были бы динамичными и взаимодействующими, носили бы полевой и системно-ориентированный характер, как это предполагала гештальтистская теория И.

См. также Головной мозг, Черепные нервы, Восприятие формы/очертаний, Гештальт-психология, Иллюзии, Представления, Вопрос об отношении души и тела, Молярные/молекулярные конструкты, Перцептивная организация, Исследование расщепленного мозга, Зрительные представления

М. Вертгеймер

 

Изучение аттитюдов наемных работников (employee attitude surveys)

 

Размер крупных промышленных корпораций сам по себе благоприятствует тенденции опираться на формальную, бюрократическую орг-цию и такие же методы в управлении работниками. Подобные методы, как правило, носят обезличенный характер и могут приводить к появлению у работников недоверия к руководству компании. Для того чтобы справиться с ним, необходимо преодолеть накапливавшийся годами негативный опыт работников и их убеждение, что руководство их эксплуатирует. Проблема формирования лояльности и преданности, присущих мотивированным и продуктивным работникам, оказывается во мн. случаях тяжелым сражением, для ведения к-рого требуется изначальное понимание потребностей работника. Такое понимание является необходимым для развития философии управления, рассматривающей работников, включ. средний и низший уровни менеджмента, как участников в достижении корпоративных целей, к-рые надеются и рассчитывают на возможности карьерного и личностного роста в результате выполнения порученной им работы; оно необходимо тж для планирования дальнейшего развития орг-ции. В целях формирования у работников аттитюдов удовлетворенности трудом и материального благополучия, а тж уверенности в честном и справедливом к ним отношении, необходима информ. об их деятельности, видах работ и выполнении, а тж о планах и результатах работы компании. Важными мотиваторами для работников являются возможности выражать свои идеи и участвовать в решениях, связанных с их деятельностью и видами работ.

Профессионально разработанные, конфиденциальные опросники для измерения аттитюдов, охватывающие такие важные области, как конфликты и неопределенность в ролях и процедурах, справедливость отношений, уровень ответственности в работе, характер руководства, возможности для роста и продвижения, сотрудничество, теплые и товарищеские отношения на работе и мн. др. релевантные факторы, могут обеспечить столь необходимую информ. и, в то же время, открыть прямой и надежный канал коммуникации от каждого работника к высшему руководству. Путем открытого оповещения о полученных результатах и принятия надлежащих мер по исправлению очевидных ошибочных действий, руководство может показать, что оно прислушивается к своим работникам и кровно заинтересовано в них как в своих партнерах. Несмотря на то, что полный цикл может во мн. случаях потребовать неск. лет напряженной работы, результаты, к к-рым приводит ориентированная на человека философия, могут оказаться в высшей степени оправдывающими затраты.

См. также Аттитюды, Оценка труда работника для установления заработной платы

С. Б. Селлс

 

Изучение потребителей (consumer research)

 

Определение

И. п. — это систематическое изучение разнообразных сторон поведения чел., имеющего отношение к приобретению и использованию дешевых товаров и услуг. Акцент на продукте включает исслед. эффективности рекламы, характеристик продуктов и методов обеспечения сбыта. Акцент на потребителе включает исслед. аттитюдов, восприятий и предпочтений, а тж глубокое изучение разнообразных групп. влияний на процессы принятия решений индивидуальным потребителем. Эта область тж изучает потребителя как гражданина и как центральную фигуру в решении проблем соц. / окружающей среды. Разнообразие и масштабы деятельности превращают И. п. в чрезвычайно широкую междисциплинарную область. Она интегрирует теорет. концепции и исследовательские подходы из соц. психологии, социологии и экономики. Яркая прикладная ориентация придает ей черты заметного родового сходства с инженерией, медициной и правом.

С одной стороны, область И. п. столь же стара, как история самого человечества, а с др. — ее возраст не превышает неск. десятилетий. Ее древняя история восходит к самым истокам зарождения рекламы, а молодость связана с моментом обретения формальной независимости и самостоятельного профессионального статуса.

В 1920-х гг. И. п. фокусировалось главным образом на процессе двусторонней коммуникации: сборе информ. от потребителей с целью разраб. более эффективных рекламных об

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.