|
Верхнее Поднепровье в IX веке
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Верхнее Поднепровье в период образования древнерусского государства………………………………………………………………………
1.1. Верхнее Поднепровье в дохристианскую эпоху………………………..
1.2. Верхнее Поднепровье и Подвинье в IX веке…………………………….
1.3. Первый этап политогенеза Верхнего Поднепровья: конец IX - середина X вв………………………………………………………………………………..
1.4. Второй этап политогенеза Верхнего Поднепровья: вторая половина X - первая половина XI в…………………………………………………………….
Глава 2. Роль и значение Гнёздовского поселения в истории Верхнего Поднепровья……………………………………………………………………..
2.1. История Гнёздово в период с IX - XI вв…………………………………
2.2. Экономическая и политическая роль Гнёздова в истории Верхнего Поднепровья и древнерусского государства………………………………….
Глава 3. Гнёздово – племенной центр кривичей и протогород древнерусского Смоленска...............................................................................
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………….…………..........
Приложение………………………………………………………………………Перечень употребляемых терминов………………………….…………..........
|
|
Введение
В исследованиях, посвященных ранним этапам становления древнерусского государства, Гнёздовский археологический комплекс получил статус памятника особого масштаба и значения. Он включает в себя курганный могильник, насчитывающий более 2500 насыпей, два городища и обширное селище. Результаты исследований более чем 1100 курганов и поселения, площадь раскопанных участков которого составляет приблизительно 6000 кв. м, служат важнейшим источником для решения дискуссионных проблем этнической и социальной истории Древней Руси.
В исследованиях Гнёздовского поселения особое внимание уделялось таким вопросам как этнический состав проживавшего в нём населения, оставившего самый крупный раннесредневековый курганный могильник Восточной Европы; характер поселения и его место в формировании социально-политической структуры древнерусского государства в Верхнем Поднепровье; хронологические рамки его существования; характер контактов Гнёздова с Северной Европой, Средним Поднепровьем, мусульманским Востоком, а также западнославянскими землями и балтскими племенами.
Долгое время единственным источником изучения основных аспектов истории Гнездова являлись материалы курганных раскопок и другие данные археологии. Несмотря на то, что первые работы на Гнёздовском городище проведены в начале века, однако до 60-х годов XX в. они имели эпизодический характер. И только с 1967 года по настоящее время работы на Гнёздовском поселении проводятся практически ежегодно.
Актуальность темы работы состоит в том, чтобы показать историческую значимость Гнёздовского поселения не только для Смоленского Поднепровья, но также для граничащих с данным регионом северных районов Белоруссии, а также Верхнего Подвинья. Указанные области помимо специфики историко-культурного пограничья сами по себе образуют некую систему, обладают определенным культурным и этническим единством. Своеобразие очерченной области заключается в том, что она, в силу наличия основных речных путей (Днепр, Западная Двина, Лучеса, Каспля и др.), соединяла эти районы, которым суждено было сыграть исключительную роль в судьбах восточного славянства.
Целью данной работы является рассмотрение Гнёздовского археологического комплекса, относящегося к эпохе славянской колонизации Верхнего Поднепровья, а также особенностей функционирования в IX-XI вв. «пути из варяг в греки», как одного из определяющих факторов раннесредневековой истории Верхнего Поднепровья и Подвинья.
В работе решаются следующие задачи:
1. Исследование этапов политогенеза на территории Верхнего Поднепровья, начиная отдохристианской эпохи и заканчивая первой половиной XI века.
2. Изучение причин превращения Гнёздова из обычного сельского поселения в торговый и ремесленный центр Верхнего Поднепровья и Подвинья.
3. Рассмотрение экономической и политической роли Гнёздовского поселения в истории Верхнего Поднепровья и древнерусского государства.
Основным объектом исследования является Гнёздовский археологический комплекс, внимание к которому в отечественной и европейской науке всё более возрастает.
Научная новизна работы заключается в том, что Верхнее Поднепровье не принадлежит к областям, подробно изученным археологически. До сих пор не систематизирован в полной мере накопленный более чем за столетие археологический материал. Древности Смоленского, Витебского, Могилёвского и Гомельского Приднепровья изучались многими известными учёными, но зачастую порознь (Сизов В.И., Лявданский А.Н., Шмидт Е.А., Ляпушкин И.И., Авдусин Д.А., Жарнов Ю.Э., Пушкина Т.А. и др.), и выводы их исследований иногда бывали диаметрально противоположны; например, до сих нет единого мнения о том, является ли Гнёздово протогородом Смоленска. Поэтому необходимо составление единой археологической карты региона и ввод в единый научный оборот всего материала, изученного за последние десятилетия.
В методологическом плане работа построена на принципах историзма, объективности и ценностного подхода. При подготовке работы были использованы следующие методы исторического познания: историко-сравнительный, историко-типологический, логический, хронологический, статистический.
Научный поиск при исследовании данной проблемы носил комплексный характер. Достоверность полученных результатов обеспечивается всесторонним анализом изученных фактов, сравнением их с другими научными материалами и сопоставлением результатов с ранее известными результатами.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов, выводов и обобщений при изучении вопросов по истории освоения славянскими племенами Верхнего Поднепровья, становления в этом регионе древнерусского государства.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложений и перечня употребляемых терминов.
Глава 1. Верхнее Поднепровье в период образования древнерусского государства
Верхнее Поднепровье в дохристианскую эпоху
Область Верхнего Поднепровья (другое название - Верхнее Поднепровье и Подвинье)расположена в полосе возвышенностей между речными бассейнами Черного и Балтийского морей (Днепром с Припятью, Западной Двиной и Неманом). Орошаемая Волжской и Окской речной сетью, она своим восточным краем захватывает северо-западный угол Среднерусской возвышенности.
К северу местность носит характер приозерной, холмистой, с ее типичным моренным ландшафтом; к юго-западу тянутся бесконечные, болотистые, малопроходимые, оригинальные низины и трясины Полесья, а к юго-востоку и востоку — широкие, слегка волнистые плоскогорья с ландшафтом среднерусских нечерноземных местностей. Малоплодородная, глинисто-песчаная почва Верхнего Поднепровья способствовала скоплению здесь лесных богатств и болотных образований, но мало благоприятствовала земледелию, а отсутствие здесь особенно ценных ископаемых богатств не содействовало развитию горных промыслов.
С другой стороны, удобное географическое положение делало его важным промежуточным звеном в торговых отношениях севера и юго-запада. Вот почему значение Верхнего Поднепровья с самого начала древнерусской истории было главным образом политическое, а экономическое значение отдельных городов и поселений сводилось к торговле поступавших из-за границы товаров, в обмен на товары местного произведения [52, c. 25].
До заселения Верхнего Поднепровья и Подвинья славянамина его территории проживали, по всей вероятности, восточные балтские племена, в основном литовцы. Дело в том, что в Подвинье встречаются могильные насыпи, в которых гробы сделаны из каменных плит; такие же курганы встречаются в западной полосе Минской области и оттуда переходят в Гродненскую. Есть основания полагать, что эти каменные могилы литовского происхождения, так как славяне не употребляли для могильных материалов кроме земли и дерева. Затем, многие названия рек и озер в Верхнее Поднепровье и Подвинье — литовского происхождения. Наконец, одно литовское племя (галицды или голядь) еще в XII веке жило в восточных пределах Смоленской и в части Калужской областей России.
Но и литовцы пришли в Верхнее Поднепровье застав эту местность уже заселенную финскими племенами. Факт финских поселений доказывается тем, что названия большинства рек и озер объясняются из финского языка, с суффиксами - ва, - ма, - га, - ра, - са, - ша, - за (напр., Вязьма, Обша, Костра, Насва, Протва и др.). Таким образом, в Верхнем Поднепровье и Подвинье последовательно сменились финны, литовцы и затем уже славяне. Но небольшое пространство между Днепром и Припятью, прорезываемое рекой Березиной, не носит в себе следов ни финских, ни литовских поселений: все названия местностей здесь чисто славянского корня. Очевидно, что поселившиеся здесь славяне не застали никаких насельников.
Территория Верхнего Поднепровья, занятая в настоящее время четырьмя белорусскими областями - Витебской, Гомельской, Минской и Могилёвской, и российской - Смоленской областью в эпоху образования древнерусского государства была населена тремя славянскими племенами — кривичами, дреговичами и радимичами. Последнее племя, самое малочисленное, жило по берегам реки Сож. Дреговичи жили по реке Припять, и поселения их заполняли пространство между этой рекой и рекой Днепр на востоке, на севере ограничиваясь линией от Днепра на Минск, и на запад — по линии от Минска через верховья Немана и далее через Пинские болота назад к Припяти. Кривичи занимали северную и восточную часть Верхнего Поднепровья и всё Подвинье (от дреговицких границ на юге и новгородских на севере); от верховьев рек Западной Двины и Волги границы кривицкого племени шли на юг, захватывая часть нынешней Тверской области, западные части Московской области и всю Смоленскую область, подходя к Днепру по северной части Могилевской области.
Процесс этой колонизации славянами этих земель начался в VI-VII веках, когда их племена двинулись из своей родины, лежавшей между Карпатами, средней Вислой и верхней Припятью, через Волынь на пространство между Припятью и Днепром. Впереди шли кривичи. Осевшие рядом с Литвой, они оттеснили её, быть может, под напором шедших вслед за ними дреговичей. Кривичи не остановились в Подвинье и пошли дальше, основав среди финских племен города Новгород, Псков, Изборск, Смоленск.
Уже в историческое время кривицкое племя развило свою колонизацию дальше на восток — на Поволжье; таким образом, оно является одним из основных элементов в образовании великорусского племени (население Пскова, частью Новгорода и западных частей Тверского, Московского и Рязанского княжеств).
О дохристианском периоде истории кривичей, дреговичей и радимичей сохранилось очень мало известий, и о нём можно судить по тем памятникам быта, которые сохранились в могильных курганах. Раскопки, прежде всего, показывают, что эти племена, несмотря на взаимную близость, имели и свои особые обычаи. Это сказывается в формах погребального обряда. Кривичи предпочитали сожжение своих покойников и в курганах ставили урны с их прахом. Дреговичи погребали покойников в почвенном слое и иногда делали гробы весьма первобытного устройства.
Судя по предметам, которые сохранились в курганах, население занималось земледелием, звероловством и торговлей. Вообще это были не воинственные племена, так как находки оружия в курганах представляют большую редкость; мирный человек не считал нужным брать с собой на тот свет оружие. Зато чаще встречаются в курганных находках купцы с весами и с весовым камнем. Предметы курганного периода указывают уже на сравнительно высокую культуру его обитателей, которые вели осёдлый образ жизни. Кроме земледелия они широко развили скотоводство, им было известно ткацкое, бондарное, гончарное и ювелирное ремесло.
Много внимания кривичи, уделяли изготовлению различных украшений. Так, женщины украшали шею ожерельем, состоявшим из бус (стеклянных, сердоликовых, аметистовых, бронзовых, серебряных и др.) и разнообразных привесок, композиция которых отличается затейливостью форм и узоров. Руки и виски украшались кольцами и браслетами из серебра, бронзы, железа и стекла. Вообще количество и качество украшений было таково, что указывало на сравнительно большую зажиточность населения данной эпохи.
Некоторые из украшений, скорее всего, были получены путём торговли с народами Северного Кавказа и Поволжья, некоторые составляют местное производство. Все это указывает на высокие эстетические запросы тогдашнего обитателя Верхнего Поднепровья.
Интересно, что некоторые предметы обихода, употреблявшиеся в то отдаленное время, население Белоруссии и западных областей России сохранило и теперь; такова, например, форма украшений глиняных сосудов.
На некоторые обычаи того времени указывают предметы, найденные в курганных захоронениях. Например, известно, что чаши, из которых пьют вино и мёд богатыри русского эпоса, называются «ведрами». Это не случайная гипербола, так как в дреговичских курганах встречаются небольшие деревянные ведра с серебряными ручками, которые и служили той «чарой зелена вина», употреблявшейся на пирах.
Курганы показывают также, что при погребении употреблялся сложный ритуал, свидетельствующий о развитии религиозных верований. Немые курганы даже в данном случае дают возможность сопоставить тогдашние воззрения с современными верованиями: например, на могилу покойника приносили в глиняных сосудах огонь с домашнего очага.
Таким образом, уже в эпоху образования русского государства и принятия христианства, населявшие Верхнее Поднепровье племена кривичей и дреговичей далеко не были первобытными дикарями.
Верхнее Поднепровье в IX веке
Верхнее Поднепровье и Подвинье - это особый историко-культурный регион, являвшийся одним из очагов формирования древнерусского государства.
Ввиду того, что письменные источники крайне скупо освещают историю этого региона, поэтому основными источниками для решения проблем раннего политогенеза в Верхнем Поднепровье и Подвинье являются археологические данные.
В IX веке эта территория выглядит однородной в этнокультурном отношении, представляя собой восточную часть основного ареала культуры смоленских длинных курганов VIII-X вв. (далее – КСДК). Исследователи отождествляют носителей этой археологической культуры с кривичами, поскольку ареал КСДК хорошо вписывается в рамки той территории, на которой они проживали [83, c. 224; 21, с. 3-4,151].
В Верхнем Поднепровье и Подвинье пока не удаётся уверенно выделить какой-либо «племенной центр» или «центры» носителей КСДК, особенно если понимать под таковыми археологические комплексы, включающие укреплённые поселения. Так выразительных материалов КСДК на многочисленных городищах Смоленщины не обнаружено, хотя есть данные об эпизодическом использовании этим населением некоторых «городков» более ранних эпох, вероятно, в качестве убежищ. В частности, нет веских оснований утверждать, что Смоленск возник как «племенной центр» кривичей, поскольку в историческом центре современного Смоленск нет культурного слоя или отдельных комплексов, относящихся к этой культуре. Гнёздовский археологический комплекс, о котором речь пойдёт попозже, всецело связан с ранним этапом древнерусской культуры и не имеет прямого отношения к КСДК.
Следует также отметить, что материалы погребений КСДК не позволяют охарактеризовать кривичское общество как стратифицированное. Тем не менее, некоторая имущественная дифференциация внутри общин, по-видимому, имела место: на общем фоне выделяется ряд сравнительно «богатых» погребений с редкими привозными украшениями и даже изделиями из серебра - например [43 c. 192-195].
Верхнее Поднепровье и Подвинье в IX веке не было изолированным регионом. В этот период выделяется два основных направления внешнеэкономических связей местного населения. Одним из них, вероятно, являлось «широтное», которое связывало данный регион через Среднее Подвинье с Юго-Восточной Прибалтикой, прежде всего с Латгалией. По этому, условно говоря, двинскому пути к кривичам привозили различные украшения из медных сплавов, особенно массивные литые гривны, браслеты. Не исключено, что эта торговля распространялась и дальше на восток, в бассейн Оки. Другим важным направлением внешней торговли было «юго-восточное», которое связывало Верхнее Поднепровье с северными районами Хазарского каганата [45, c. 75], откуда поступали различные украшения, детали костюма и конской сбруи из медных сплавов, а также стеклянные бусы и, возможно, в небольшом количестве серебро. Можно утверждать, что северо-западная часть Верхнего Поднепровья являлась периферией зоны экономических интересов Хазарского каганата.
Имеются единичные, но достаточно надёжные данные, позволяющие утверждать, что в IX веке в Днепро - Двинское междуречье (но не на левобережье Днепра) начали проникать и там селиться скандинавы. Известно, по крайней мере, одно достоверное скандинавское погребение того времени, раскопанное в курганном могильнике Шишкино (Городок) на реке Царевич в бассейне Днепра. Найденные в нём равноплечая фибула, бронзовые пуговицы салтовского круга и набор стеклянных бус подтверждают именно такую датировку комплекса [23, c. 502].
Ещё одним важным источником является широко известный клад у деревни Кислая Смоленской области, в состав которого с младшей монетой 837/838 годов входил так называемый полубрактеат Хедебю [39, c. 146] что указывает как минимум на участие скандинавов в формировании этих сокровищ. На сегодняшний день это единственный клад IX века, известный в данном регионе.
Можно предположить, что первые группы скандинавов, проникавшие в Днепро-Двинское междуречье и пытавшиеся (иногда успешно) закрепиться там надолго, привлекала не столько перспектива дальнейших вояжей на юг Восточной Европы и в Византию, сколько возможность включиться в торговлю местного славянского населения с Хазарским каганатом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|