Что такое актерский тренинг по Товстоногову
Эльвира Сарабья
Актерский тренинг
по системе
Георгия
Товстоногова
УДК 792.2
ББК 85.33/1.3(2)
С20
Вес права защищены. Никакая часть данной книги не может выть воспроизведена а какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Сарабьян, Э.
С20 Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова / Эльвира Сарабьян. - М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 320 с. - (Золотой фонд актерского мастерства).
Эта книга поможет вам освоить тот путь, который прошел сам Георгий Александрович и его актеры. В основу тренинговых упражнений легла практика работы Товстоногова над пьесой, работа над ролью и этюдные занятия. В качестве тренингового материала даны работы Товстоногова в театре, а также учебные задания, которые он давал своим студентам.
Все актеры и режиссеры, обучавшиеся и работавшие под началом Г. Товстоногова, проходили уникальную школу, неотъемлемой и главнейшей частью которой был актерский тренинг. Его ученики, ученики ею учеников используют Товстоногове -кий тренинг в своей ежедневной творческой работе с актерами. Прикоснитесь и вы к мудрости одного из самых блестящих учителей театрального искусства
Популярное издание Эльвира Сарабьян
АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ
ПО СИСТЕМЕ ГЕОРГИЯ ТОВСТОНОГОВА
Подписано в печать 16.03.10. Формат 84х108'/з:г-Усл. печ. л. 16,8. Тираж 5000 экз. Заказ № 1945и.
Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 - книги, брошюры
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.01 280.10.09 от 20.10.2009 г.
ООО «Издательство АСТ»
141100, Россия, Московская обл., г. Щелково, ул. Заречная, д. 96. ОАО «Владимирская книжная типография»
600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов
©Э. Сарабьии, 2009
© ООО « Издательство АСТ», 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Предуведомление...................................... ……………………………….9
Что такое актерский тренинг
по Товстоногову …………………………………………………………………11
Актерский тренинг с элементами
режиссуры…………………………………………………………………….13
Как заниматься по этой книге……………………………………………15
Кому адресована эта книга……………………………………………….16
Глава первая.
РАСПОЗНАВАНИЕ МОТИВОВ.
ТРЕНИНГ НАБЛЮДЕНИЯ…………………………………………20
Тренинговое задание № 1…………………………………………….........31
Тренинговое задание №2…………………………………………….......36
Глава вторая.
КРУГИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
ТРЕНИНГ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ…………………………………….40
Обстоятельства большого круга………………………………………….44
Обстоятельства среднего и малого кругов……………………………..47
Тренинговое задание №3.................. …………………………………53
Тренинговое задание №4.................. …………………………………62
Глава третья.
МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА
И СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО.
СОБЫТИЙНЫЙ РЯД ПЬЕСЫ.
ТРЕНИНГ СОБЫТИЙ………………………………………………...63
Метод действенного анализа
и его составляющие…………………………………………………………….70
Определение событийного ряда………………………………………………74
Тренинговое задание №5…………………………………………….......79
Тренинговое задание №6................... …………………………………84
Глава четвертая.
СВЕРХЗАДАЧА. ТРЕНИНГ
СКВОЗНОГО ДЕЙСТВИЯ…………………………………………….85
Как определить сверхзадачу?........... …………………………………...…91
Сквозное действие............................. ………………………………….…97
Тренинговое упражнение №7.......... ………………………………..100
Тренинговое задание №8................. ………………………………...107
Глава пятая
ВЫБОР ПЬЕСЫ И ПЕРВАЯ ЧИТКА.
ОТКРИТИЕ ПЬЕСЫ.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ВИДЕНИЕ.
ТРЕНИНГ ВПЕЧАТЛЕНИЯ........ ……………………………….109
Тренинговое упражнение №9.......... ………………………………115
Первая читка пьесы. Опасность видения ……………………………..115
Первое впечатление......................... …………………………………..120
Тренинг впечатления………………………………………………………..125
Тренинговое задание № 10…………………………………………..128
Тренинговое задание № 11…………………………………………..134
Тренинговое задание №12............... ……………………………...135
Глава шестая.
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЬЕСЫ.
ТРЕНИНГ ЖАНРА……………………………………………………136
Что такое жанр?............................................................................137
Жанровые различия пьес.................. …………………………………139
Определяющее значение жанра....... ………………………………....143
Тренинговое задание №13………………………………………….147
Глава седьмая.
ЗАМЫСЕЛ РЕЖИССЕРА И
АКТЕРА. ЗРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
ПЬЕСЫ. ТРЕНИНГ ВООБРАЖЕНИЯ ……………………………...164
Замысел как основа сценического решения пьесы………………….167
Как рождается замысел .................. ……………………………….….169
Режиссерское видение и зрительное
решение пьесы.................................. ……………………………....173
Трснинговое задание №14 .............. …………………………………. 176
Глава восьмая.
КОНФЛИКТ КАК ОСНОВА ПЬЕСЫ.
ТРЕНИНГ ОБНАРУЖЕНИЯ
КОНФЛИКТА.................................... …………………………………………..184
Обнаружение конфликта.................. ……………………………………..186
Тренинговое задание №15................ …………………………………………189
Глава девятая.
ПСИХОЛОГИЯ АКТЕРА И ЗРИТЕЛЯ.
СЦЕНИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА.
ТРЕНИНГ ВОСПРИЯТИЯ............ ………………………………………….209
Восприятие актера и зрителя.
Настройка восприятия.
Что такое атмосфера театра............. …………………………………….211
атмосфера спектакля......................... ……………………………………214
Сценическая атмосфера и авторский замысел…………………………..218
Тренинговое задание №16............... ………………………………………..220
Тренинговое задание № 17.............. …………………………………………240
Глава десятая.
ОБНАРУЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ. ТУАЛЕТ АКТЕРА.
ТРЕНИНГ ФИЗИЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ..................................... ………………………………………….244
Что такое верное физическое действие …………………………………….246
Туалет актера................................... …………………………………….250
Тренинговое задание №18............... ……………………………………254
Тренинговое задание № 19.............. …………………………………………259
Глава одиннадцатая.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
И ЗЕРНО РОЛИ.
ЭТЮД И ИМПРОВИЗАЦИЯ.
ТРЕНИНГ ИМПРОВИЗАЦИИ…………………………………………273
Этюд и импровизация...................... ……………………………………277
Тренинговое задание №20............... ……………………………………283
Тренинговое задание № 21 ............. ……………………………………306
Несколько слов в заключение.......... …………………………………...307
Список использованной литературы…………………………………….309
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
Прежде, чем читатель откроет первую главу, мы хотим предупредить: эта книга — не совсем обычная. Она не является ни учебником, ни пособием по актерскому мастерству. Скорее, это приглашение к эксперименту. Но пусть слово «эксперимент» вас не пугает. По сути, мы предлагаем вам проделать ту работу, через которую проходит любой человек, стремящийся к вершинам творчества. Все выдающиеся мастера искусства (не только театрального, но и изобразительного, музыкального, литературного) интуитивно проживали подобный процесс. Мы лишь постарались этот процесс систематизировать и описать его в максимально доступной форме.
Возможно, некоторых читателей смутило название этой книги. «Разве существует актерский тренинг по Товстоногову?» — удивленно спросят они.
Не существует — в том смысле, что великий русский режиссер Георгий Александрович Товстоногов не занимался специально актерским тренингом и не писал книг на эту тему
Стр.9
подобно К. С. Станиславскому, М. А. Чехову или С. В. Гиппиусу.
Да, существует — и это могут подтвердить десятки великолепных актеров и режиссеров, которым посчастливилось учиться и работать у Товстоногова. Каждый актер, работавший под его началом, каждый режиссер, обучавшийся у него на курсе, проходил уникальную школу, неотъемлемой и главнейшей частью которой был актерский тренинг. Да, этот тренинг не составлен в систему, не описан в специальном пособии — но все же актерский тренинг по Товстоногову существовал и существует. Его ученики, ученики его учеников используют товстоноговский тренинг в своей ежедневной творческой работе с актерами.
Работая над этой книгой, мы ставили перед собой задачу систематизировать и описать товстоноговскую школу работы с актерами. Основой для этого издания послужили не только книги, статьи и интервью Товстоногова, воспоминания его учеников и коллег, записи товстоноговских уроков, репетиций и спектаклей. Мы широко использовали и те источники, к которым обращался сам Товстоногов - в первую очередь, наследие Станиславского. Список этих источников вы найдете в конце этой книги. Он опубликован не только из-за издательских правил:
Стр.10
можете считать этот список последним «тренинговым упражнением». Упражнением, которым вам придется заниматься всю жизнь. В том, конечно, случае, если вы хотите овладеть актерской профессией в совершенстве
Что такое актерский тренинг по Товстоногову
При помощи этой книги вы шаг за шагом вы будете постигать весь путь, который прошел сам Георгий Александрович и его актеры — в этом и заключается суть тренинга. В основу тренинговых упражнений легла практика работы Товстоногова над пьесой (полностью — от выбора пьесы и ее анализа до сценического воплощения), работа над ролью и этюдные занятия. В качестве тренингового материала мы взяли работы Товстоногова в театре, а также учебные задания, которые он давал своим студентам. Хотя некоторые тренинговые упражнения можно выполнять и в группе, но все же эта книга не рассчитана на групповые занятия. Актерским тренингом по Товстоногову нужно заниматься индивидуально (в этом заключается и его простота и доступность, но в то же время и особая сложность).
Стр.11
Большую часть этих упражнений составляет та к называемый интеллектуальный тренинг— работа с воображением, чтение пьес, разбор отрывков, повседневные наблюдения и их анализ. Это нелегкий труд, который потребует от вас больших затрат психической и умственной энергии. Но именно эти упражнения позволят вам улучшить память, развить гибкость психики и увеличить свою внутреннюю эмоциональную «энергоемкость» — то, без чего немыслима актерская профессия. Кроме того, интеллектуальный тренинг поможет нам глубже проникнуть как в психологию отдельного человека, так и больших социальных групп. А ведь именно в раскрытии человеческой психологии и состоит задача искусства вообще и театрального в частности. Интеллектуальному трен и игу посвящена первая (и большая) часть нашей книги.
Вторая часть - действенный тренинг, в котором даются упражнения на физические действия. Мы не рекомендуем сразу приступать к нему: все задания действенного тренинга неразрывно связаны с упражнениями тренинга интеллектуального. Без выполнения заданий первой части тренинг физических действий будет не просто неэффективен, но может паже повредить нам. Однако это не значит что действенным тренингом можно заниматься только после того, как все задания интеллектуального тренинга будут пройдены. Тренинги можно чередовать — например, в одну неделю вы выполняете задан интеллектуального тренинга, а в другую задание тренинга действенного.
Актерский тренинг с элементами режиссуры
Товстоногов преподавал режиссуру, но, те не менее, был убежден: каждый студент режиссерского факультета обязан за годы учебы овладеть актерской профессией. Коллеги свидетельствуют: Георгий Александров не принимал абитуриента на свой курс, если тот не обладал актерским талантом.
Товстоногов говорил:
«...режиссер обязан обладать актерской природой. Множество судеб прошло передо мной. Самые несчастные, порой трагические — судьбы тех режиссеров, которые прекрасно рассуждали о произведениях, излагали фундаментальные замыслы, но ничего не могли построить...» [5].
Каждый режиссер, утверждал Товстоногов, должен быть актером — ведь без знания актерской природы просто невозможно поставить спектакль.
Стр. 13
Однако верно и обратное: каждый актер быть еще и режиссером. Пусть он никогда не поставит ни одного спектакля, и даже не станет помощником режиссера, но ему необходимо понимать процесс рождения спектакля — от замысла до воплощения. Только в этом случае его творческая актерская природа раскроется в полной мере. Что это означает? Не секрет, что многие актеры на сцене (или в кино) стараются, прежде всего, выразить себя, а не сыграть спектакль или фильм. Но самовыражение актера очень часто мешает произведению в целом — именно потому, что на первый план выступает актерское «я». За этим «я» не видно ни персонажа, ни его отношений с другими действующими лицами. В результате постановка разваливается. Неумение воспринимать произведение сценического искусства как единое целое — чуть ли не главная беда актеров. Считается, что только режиссер обязан собирать это целое воедино. Но ни один, даже самый гениальный, режиссер не сможет поставить спектакль или снять фильм, если актеры не будут сотрудничать с ним, вникать но нес тонкости режиссерской работы. А чтобы проникнуть в эти тонкости, их нужно изучать. Вот почему в нашей книге много упражнений посвящено развитию режиссерских навыков и умений.
Стр. 14
Как заниматься по этой книге
Вместе с этой книгой вы пройдете весь путь, который проходят режиссер и актеры и процессе создания спектакля. Каждая плана посвящена какому-либо этапу режиссерской и актерской работы. Работа эта начинается задолго до первого прочтения пьесы, и не заканчивается после постановки спектакля. В каждой главе даются тренировочные задания и контрольные вопросы. Отмечать на эти вопросы нужно письменно; для этой цели надо завести отдельную тетрадь. В этой же тетради вы будете записывать дневниковые наблюдения о своих занятиях тренингом.
Дневниковые записи должны быть выстроены по следующему принципу:
В заголовке:
Дата. Место. Время суток. Название главы, по которой ведется тренинговая работа.
Первая часть:
Ответы на контрольные вопросы.
Вторая часть:
Ход тренинговых занятий, наблюдения,
размышления, анализ.
Стр. 15
Ведение дневника — обязательная и неотъемлемая часть тренинга. Контрольные вопросы и ответы на них позволят вам глубже проработать каждый этап тренинга. К тому же, подобное конспектирование поможет лучше запомнить содержание книги. К записям наблюдений вы будете возвращаться вновь и вновь: это нужно, чтобы проследить, каких результатов вам удалось добиться за время тренинга.
Приступая к занятиям, не ждите быстрых успехов. Актерский тренинг по Товстоногову требует серьезного подхода и больших затрат времени и энергии. На выполнение одного задания вам потребуется не меньше недели. Но такая работа позволяет усваивать материал основательно и навсегда. Пройдя этот тренинг от начала и до конца, вы сможете пользоваться приобретенными навыками всю оставшуюся жизнь.
Кому адресована эта книга
При составлении данной книги мы ориентировались, прежде всего, на творческую молодежь, которая хочет реализовать себя в актерской или режиссерской профессии. Эту книгу можно использовать в качестве пособия при подготовке к поступлению на
Стр.16
актерский или режиссерский факультет. Пригодится она и тем, кто мечтает о профессии театроведа.
Однако эта книга рассчитана не только на тех, кто интересуется театром с профессиональной точки зрения. Она будет полезна специалистам в любой сфере, связанной с работой с людьми. И не только им.
Георгий Александрович Товстоногов утверждал, что в искусстве режиссуры в качестве «материала» используется человек-артист, с его бесконечно разнообразным внутренним миром. По словам Товстоногова, режиссер «играет на человеческой душе артиста». Но ведь так можно сказать не только о режиссере! Любой человек, который по роду своих занятий соприкасается с людьми, их жизнью, их поступками и проблемами, тоже «играет» на человеческой душе. Педагогика, психология, медицина, политика, история — все эти области предполагают в качестве «материала» человека. Впрочем, этот «материал» «используется» гораздо шире. Все мы общаемся с людьми, все мы строим отношения с близкими людьми в семье, с коллегами на работе, с друзьями. Каждый из нас в этом смысле — режиссер своей собственной жизни.
Всякое искусство сообщает нам что-то о человеке. Но, пожалуй, ни один вид искусства так полно не проникает в сущность
Стр.17
человека, как искусство театра. Товстоногов-режиссер прекрасно понимал, что его профессия — универсальный инструмент познания мира и человека. Для него не существовало никаких жанровых границ, потому что на первое место он ставил человеческую природу. В каждом своем спектакле, в каждом режиссерском решении он обращался к глубинам человеческой души.
«Режиссера иногда сравнивают с источником творческой энергии, лучи от которого расходятся во все стороны: к актеру, к драматургу, к зрителю. Мне же думается, что режиссер — это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, то есть зрителя, автора и актера. Это призма, собирающая в один фокус псе компоненты театрального искусства. Собирая все лучи, преломляя их, призма становится источником радуги». — писал Товстоногов.
Но разве эти слова, только сказанные немного иначе, нельзя применить к любому другому человеку? «Лучи» энергии расходятся от родителей — к детям, от педагогов — к ученикам, от врачей — к пациентам. Каждый человек — это точка пересечения времени, человеческих взаимоотношений, связей и ситуаций. Каждый человек — призма, собирающая в фокусе мир, в котором он живет. То, как он по своей воле преломляет
Стр.18
лучи этого мира, и есть режиссура. Режиссура жизни.
Мы надеемся, что эта книга станет для читателя поводом взглянуть на свою жизнь с точки зрения Большого Искусства. Ведь, в конце концов, недаром сказано:
Весь мир — театр, а люди в нем — актеры.
Стр19
ГЛАВА ПЕРВАЯ
РАСПОЗНАВАНИЕ
МОТИВОВ.
ТРЕНИНГ
НАБЛЮДЕНИЯ
Ни один человек в мире не делает что-то просто так. В основе каждого поступка лежит мотив; каждое действие имеет свою цель. Что заставляет человека действовать? Целый комплекс причин, в первую очередь, характер и обстоятельства. Характер определяется генотипом - тем, что человек унаследовал от родителей, и фенотипом — суммой обстоятельств, при которых человек воспитывался и рос. Человек постоянно попадает в разные ситуации, которые могут создаваться им самим, или же
Стр.20
складываться случайно, под влиянием независящих от человека внешних факторов. Каждая ситуация, в которую мы попадаем, заставляет нас делать выбор и совершать поступки. Но выбор этот не является одинаковым для разных людей. В зависимости от нравственных установок, жизненных целей (долгосрочных и сиюминутных), эмоционального настроя разные люди делают разный выбор. Жизнь — это непрерывное взаимодействие обстоятельств и выборов.
Сцена — это микромодель мира. Значит, здесь тоже существует связь обстоятельств и выборов. На первый взгляд, кажется, что ни у актеров, ни у режиссера особого выбора нет: обстоятельства предложены автором, а поступки персонажа прописаны в сценарии. Однако это не совсем так. Один и тот же поступок персонаж может совершить, исходя из разных целей, делая разные выборы. Так, как это происходит в жизни.
«По существу, в современном театре основным свойством создаваемого характера должен стать особый, индивидуальный стиль мышления, отношения героя к миру, выраженный через определенный способ думать» [4].
Два разных человека в одинаковых обстоятельствах могут поступить одинаково;
Стр.21
однако мотив и выбор одного будет коренным образом отличаться от мотива и выбора другого. В жизни это происходит естественным путем; люди не задумываются, кто и как поставил их в эти обстоятельства и перед этим выбором.
Психолог А. Г. Маклаков писал:
«Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы—совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи» [16].
Актер обязан задумываться над тем, что толкает его персонажа на совершение именно этого действия в этих обстоятельствах. Но чтобы понять психологию персонажа, надо иметь навык распознавания мотивов, которыми руководствуются люди в своих выборах и поступках.
«...первой и главной задачей режиссера является неустанное, каждодневное изучение жизни.—писал Товстоногов. — Надо знать все. Надо не только научиться видеть реальные факты, но и уметь сопоставлять их, открывать внутренние причины поступков людей» [3].
Стр. 22
Актер должен не только открывать внутренние причины и побудители. Он должен уметь отпечатывать в душе эти эмоциональные воспоминания, уметь «копить» их для того, чтобы в нужный момент превратит эмоцию в действие:
«Надо выработать в себе привычку постоянно слушать и наблюдать. Я иногда ловлю себя на том, что слушаю, как два человека ругаются. Ведь они ругаются по-разному, потому что у них разные задачи, которые и определяют качественную разницу их действий. Эта привычка наблюдать и переводить язык эмоций на язык действий должна стать вашей второй натурой. Нужна большая тренированность, чтобы научиться легко переводить эмоциональное состояние в физические действия, чтобы за результативным увидеть действенную основу. Это можно и нужно в себе воспитывать. Законы, открытые Станиславским, каждый режиссер должен заново открывать для себя» [3].
Товстоногов рекомендует наблюдать людей в их повседневной жизни именно для того, чтобы понять их мотивацию. Но для того, чтобы распознавать мотивы, нужно иметь некоторое представление о психологии мотиваций. Здесь вам может помочь теория мотиваций, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно этой
Стр.23
теории, человеком движут следующие потребности.
Физиологические потребности:
▲ Голод, жажда.
▲ Сексуальное желание.
▲ Потребность в движении.
▲ Материнский инстинкт.
▲ Чувственные потребности: вкусовые ощущения, запахи, прикосновения и т. д.
Потребности безопасности:
▲ Потребность в безопасности.
▲ Потребность в стабильности.
▲ Потребность в защите.
▲ Потребность в свободе от страха, тревоги и хаоса.
▲ Потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях.
Потребности принадлежности и любви:
▲ Потребность в любви и привязанности.
▲ Потребность в дружбе.
▲ Потребность в принятии (когда социальная группа принимает человека как часть себя:
Стр.24
сюда входят родовые отношения, отношения на работе, в коллективе, группы по интересам; даже преступные группы).
Потребности признания:
▲ Потребность в признании.
▲ Потребность в высокой оценке.
▲ Потребность в достижении успеха.
▲ Потребность в репутации и престиже.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|