|
Общие принципы формирования программ ремонта и реконструкции автомобильных дорог по результатам диагностики и оценки их состояния
7.4.1. Для формирования годовой «опорной» программы работ по ремонту и реконструкции автомобильных дорог прежде всего определяют потребность в финансовых ресурсах отдельно для работ по ремонту и реконструкции, руководствуясь рекомендациями, приведенными в разделах 7.1 - 7.3.
Если выделенные ресурсы соответствуют рассчитанной потребности, то эту программу принимают к исполнению. Если выделенных средств оказывается недостаточно, то намеченные объемы работ пересматривают, сокращая в первую очередь работы по реконструкции, занимающие последние места ранжированного ряда. При этом участки дорог, нуждающиеся в реконструкции, но не вошедшие в программу работ, рассматривают при уточнении программы ремонтов.
7.4.2. При недостатке денежных средств на минимально необходимые ремонтные работы используют принцип замены основных видов работ на альтернативные, более дешевые виды, позволяющие поддержать соответствующие участки дорог в работоспособном состоянии.
Чаще всего к альтернативным видам работ относятся: поверхностная обработка покрытия, устройство тонких защитных слоев и слоев износа из холодных эмульсионно-минеральных смесей.
7.4.3. Для выполнения анализа и расчетов, а также формирования программ дорожных работ «максимум» и «минимум» разработаны компьютерные программы, которые включены в «меню» автоматизированного банка дорожных данных по федеральной сети.
ПРИМЕР ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДОРОЖНО-РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Для рассмотрения примера разработки и построения линейных графиков транспортно-эксплуатационного состояния и обобщенного показателя качества дороги выбран участок автомобильной дороги без установленной фактической категории протяженностью 5 км (с 264 км по 269 км).
Работы по составлению графиков включают четыре этапа:
1. Сбор объективной информации о параметрах и характеристиках автомобильной дороги, элементах инженерного оборудования и обустройства, а также качества содержания с занесением необходимой информации на линейный график.
2. Определение и занесение на график значений частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости, показателя инженерного оборудования и обустройства и показателя уровня содержания.
3. Построение линейного графика транспортно-эксплуатационного состояния дороги.
4. Расчет и построение линейного графика обобщенного показателя качества дороги.
8.1. Сбор и оформление полученной информации
Работу по сбору информации начинают с установления номера и титула дороги с указанием района ее расположения, дорожного органа управления и обслуживающей организации (табл. 8.1). В данном случае фактическая категория неизвестна. В соответствии с п. 4.3.4 определение категории дороги оставляем до получения информации о фактической ширине основной укрепленной поверхности, на что указывает наличие краевых укрепленных полос.
Таблица 8.1
Общие данные об участке дороги № 12/56 в Смоленской обл. (II ДКЗ), обслуживаемой ДРСУ 2
Адрес участка, км + ...
| Фактическая категория дороги
| Количество полос
| Рельеф местности
| начало
| конец
| 264,000
| 269,000
| ?
|
| равнинный
| Поскольку Паспорт на дорогу и другие рабочие чертежи в обслуживающей организации отсутствовали, измерение параметров и характеристик продольного и поперечного профилей и плана выполняли инструментально с использованием передвижной лаборатории. Измерению подлежали продольные уклоны, радиусы кривых в плане и поперечные уклоны виражей (табл. 8.2 - 8.3).
Таблица 8.2
Ведомость продольных уклонов
Адрес начала микроучастка, км + ...
| Продольный уклон, 700
| 264,000
|
| 264,380
| - 10
| 264,750
|
| 265,320
| - 20
| 265,660
|
| 265,990
| - 20
| 266,540
| - 30
| 266,820
| - 60
| 267,110
| - 10
| 267,450
|
| 267,900
| - 40
| 268,230
|
| 268,670
| - 10
| Таблица 8.3
Ведомость радиусов кривых в плане и виражей
Адрес микроучастка, км + ...
| Радиус кривой, м
| Поперечный уклон виража, ‰
| начало
| конец
| 265,480
| 265,960
|
|
| 267,140
| 267,520
|
|
| Определение расстояния видимости произведено непосредственным наблюдением на участке дороги и результаты занесены в ведомость (табл. 8.4).
Таблица 8.4
Ведомость расстояний видимости (на остальном протяжении расстояние видимости более 300 м)
Адрес микроучастка, км + ...
| Расстояние видимости, м
| начало
| конец
| 264,800
| 265,380
|
| 267,460
| 267,690
|
| 268,440
| 268,590
|
| В графе «Ситуация» на линейном графике приводят информацию о ситуации в полосе отвода: ландшафт, пересечения с автомобильными и железными дорогами, реками, примыкания, населенные пункты, службы сервиса, автобусные остановки, съезды к площадкам отдыха, расположенным за пределами полосы отвода.
Ширину проезжей части и обочин, разделяя краевые укрепленные полосы, укрепленную часть обочины, неукрепленную часть обочин, габарит моста и высоту борта измеряли с использованием ручного инструмента (табл. 8.5 - 8.7). В расчет для оценки принимаем наименьшую ширину обочин (микроучасток 268,000 - 269,000 км), а при равной ширине- с наименьшей шириной краевой укрепленной полосы (остальные микроучастки).
Таблица 8.5
Ведомость ширины проезжей части, типа покрытия, краевых, укрепленных полос и основной укрепленной поверхности
Адрес начала микроучастка, км + ...
| Ширина проезжей части Вп (Г), м
| Тип покрытия
| Ширина краевых укрепленных полос ау, м
| Ширина основной укрепленной поверхности В1, (Г), м
| слева
| справа
| 264,500
| 7,7
| а/б
| 0,75
| 0,85
| 9,3
| 265,000
| 7,7
| а/б
| 0,75
| 0,85
| 9,3
| 266,000
| 7,7
| а/б
| 0,75
| 0,85
| 9,3
| 266,320
| (12,0)
| а/б
| -
| -
| 12,0
| 266,510
| 7,4
| а/б
| 1,0
| 0,80
| 9,2
| 267,430
| 7,5
| а/б
| -
| -
| 7,5
| 268,000
| 7,7
| а/б
| 0,75
| 0,85
| 9,3
| Т.к. ширина основной укрепленной поверхности составляет более 9,0 м, а на микроучастке без наличия краевых укрепленных полос более 7,4 м, то весь обследуемый участок дороги следует отнести ко II категории. Это укажем в табл. 8.1 (вместо значка «?»).
Таблица 8.6
Ведомость характеристики обочин
Адрес начала микроучастка, км + ...
| Ширина обочины Воб, м
| Тип укрепления и его ширина, м
| А/б, ц/б, укрепл. вяжущим
| Щебень, гравий
| Засев трав
| Не укрепленные
| 264,000
| 3,75
| 0,75
| -
| 3,0
| -
| 265,000
| 3,75
| 0,75
| -
| -
| 3,0
| 266,000
| 3,75
| 0,75
| -
| 3,0
| -
| 266,510
| 3,50
| 0,80
| 2,70
| -
| -
| 267,430
| 3,50
| -
| -
| 3,50
| -
| 268,000
| 3,50
| 0,85
| -
| 2,65
| -
| Таблица 8.7
Ведомость высоты бордюра на искусственных сооружениях
Адрес микроучастка, км + ...
| Высота бордюра, м
| начала
| конца
| 0,20
| 266,320
| 266,510
| Значительный объем представляет информация о показателях состояния дорожной одежды и покрытия.
Ровность покрытия в продольном направлении измеряли с помощью ПКРС-2У согласно ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий». В ведомости приведены максимальные значения показателя ровности на каждом километре (табл. 8.8).
Таблица 8.8.
Ведомость показателя ровности в продольном направлении Прибор ПКРС-2У
Адрес начала микроучастка, км + ...
| Показания прибора, см/км
| 264,000
|
| 265,000
|
| 266,000
|
| 267,000
|
| 268,000
|
| Коэффициент сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия определяли также установкой ПКРС-2У по ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления». Измерения выполняли шиной с неизношенным протектором с фиксированием температуры воздуха. В ведомости приведены минимальные значения коэффициента сцепления на каждом километре (табл. 8.9).
Таблица 8.9
Ведомость коэффициентов сцепления
Адрес начала микроучастка, км + ...
| Коэффициент сцепления
| 264,000
| 0,44
| 265,000
| 0,36
| 266,000
| 0,29
| 267,000
| 0,26
| 268,000
| 0,40
| Устанавливали конструкцию дорожной одежды отбором кернов по всей толщине, ее тип (табл. 8.10), а также вид, расположение и характеристику дефектов. По результатам дефектной ведомости в соответствии с методикой, изложенной в разделе 4, и с помощью табл. 5.16 рассчитывали средневзвешенный балл состояния дорожной одежды Бср, а по формуле (5.18) - средневзвешенный показательρср. Результатами расчета заполняем ведомость (табл. 8.11).
Участок расположения моста из рассмотрения исключали.
Таблица 8.10
Ведомость характеристики конструкции дорожной одежды
Материал слоя дорожной одежды и его характеристика
| Толщина слоя, см
| Тип дорожной одежды
| а/б мелкозернистый, тип Б, плотный
|
| Капитальный
| а/б крупнозернистый, пористый
|
| щебень осадочный, заклинкой
|
| песок мелкий
|
| грунт земляного полотна
| Суглинок легкий непылеватый
| Ровность покрытия в поперечном направлении (колейность) измеряли, руководствуясь методикой ОДМ «Методика измерения и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи», 2-метровой рейкой. Работы выполняли путем приложения рейки на выпоры колеи (упрощенный метод), со взятием отсчета по вертикали между нижней опорной гранью рейки и дном колеи (табл. 8.12). Участок расположения моста из рассмотрения исключаем.
Таблица 8.11
Ведомость состояния покрытия и прочности дорожной одежды
Адрес начала микроучастка, км + ...
| Балл состояния дорожной одежды Бср
| Средневзвешенный показатель ρср
| 264,000
| 5,0
| 1,0
| 265,000
| 3,7
| 0,79
| 266,000
| 4,2
| 0,88
| 267,000
| 2,4
| 0,64
| 268,000
| 4,5
| 0,90
| Таблица 8.12
Ведомость параметра ровности в поперечном направлении (колеи)
Метод измерения упрощенный
Адрес начала микроучастка, км + ...
| Глубина колеи, мм
| 264,000
|
| 264,400
|
| 265,100
|
| 265,550
|
| 266,200
|
| 267,150
|
| 268,000
|
| Сведения о ДТП на каждом километре участка автомобильной дороги были получены по данным ГИБДД за последние три года (табл. 8.13).
Таблица 8.13
Ведомость наличия ДТП
Адрес начала микроучастка, км + ...
| Количество ДТП
| 264,000
|
| 265,000
|
| 266,000
|
| 267,000
|
| 268,000
|
| Сбор данных о характеристиках транспортного потока включал определение интенсивности движения на каждом микроучастке между пересечениями и примыканиями с другими автомобильными дорогами. В данном случае результаты замера движения показали расхождение в пределах 15 - 20 % по всем основным параметрам транспортного потока. Поэтому весь участок является характерным. При этом выделяли доли легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов (табл. 8.14).
Таблица 8.14
Ведомость характеристик транспортного потока
Адрес начала микроучастка, км + ...
| Среднегодовая интенсивность движения, авт./сут
| Доля автомобильного парка, % (количество)
| легковые
| грузовые
| автобусы
| 264,000
|
| 73 (4687)
| 26 (1670)
| 1 (64)
| При учете грузовой составляющей транспортные средства делили по грузоподъемности (табл. 8.15).
Таблица 8.15
Ведомость состава и интенсивности грузового движения
Тип автомобилей
| Количество транспортных средств
| легкие, 1 - 2 т
|
| средние, 2 - 5 т
|
| тяжелые, 5 - 8 т
|
| очень тяжелые, более 8 т
|
| с прицепами и полуприцепами
|
| Всего: 1670
| Обследуемая дорога удовлетворяет требованиям по интенсивности движения к дороге II категории.
Уровень эксплуатационного содержания по данным оценки за последние 10 месяцев представлен в табл. 8.16.
Таблица 8.16
Ведомость оценки уровня эксплуатационного содержания (высокий - в; средний - с; допустимый - д)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|