Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ товарных запасов проводится для оценки времени и скорости товарного обращения, соответствия размера и структуры товарных запасов потребностям товарооборота торгового предприятия.





Главная цель анализа - оценка влияния товарных запасов на конечные результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия. Анализ товарных запасов торгового предприятия включает:

- сравнение фактического размера торговых запасов с данными за предыдущие периоды или расчетными значениями;

- сравнения фактической структуры товарных запасов со структурой за предыдущие периоды;

- расчет показателей товарооборачиваемости и средних товарных запасов;

- сравнение фактических показателей товарооборачиваемости с аналогичными показателями за предыдущие периоды;

- анализ влияния разных факторов на товарные запасы и товарооборачиваемость.

В торговле традиционно применяют несколько методов анализа и учета товарных запасов.

1. Расчет товарных запасов, товарооборачиваемости и их изменения во времени по формулам (1.6) - (1.9).

Товарные запасы в днях товарооборота Тд рассчитываются по формуле (1.6):

(1.6)


где З - размер (сумма) товарных запасов на определенную дату;

Р - размер товарооборота за определенный период;

Р1 - размер товарооборота за один день в указанный период;

Д - число дней в указанном периоде.



Время товарного обращения Од (или товарооборачиваемость в днях товарооборота) рассчитывается по формуле (1.7):

(1.7)

где Зср - средние товарные запасы за рассматриваемый период.

Средний размер товарных запасов за анализируемый период рассчитывают по формуле (1.8):

(1.8)

где З1, З2,....., Зn - размер товарных запасов на 1-ю, 2-ю, ….., n-ю дату анализируемого периода, руб.

Скорость товарного обращения Ооб (товарооборачиваемость в числе оборотов) рассчитывают по формуле (1.9):

(1.9)

Ускорение товарооборачиваемости представляет собой цель торговой организации и условие повышения ее ликвидности. Чем выше скорость обращения товарных запасов, тем выше ликвидность торговой организации. Оно равнозначно увеличению ресурсов (товарных и финансовых), которые могут быть дополнительно направлены на развитие торговли или в другие сферы деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что быстрая оборачиваемость товаров имеет не только преимущества, но и недостатки. Преимущества быстрой оборачиваемости:



- увеличиваются объемы продаж (т.к. покупатели получат возможность купить самые новые, высококачественные товары, которые продаются лучше и по более высоким ценам, чем залежные);

- уменьшается риск морального старения, порчи товара и снижения размера торговой надбавки (при быстрой продаже товаров нет необходимости применения скидок с цен, снижения товарных надбавок, а тем самым и уменьшения валовой прибыли);

- улучшается климат в коллективе, настроение торговых работников (хорошая продажа, отсутствие залежалых товаров способствует повышению производительности труда и размеров материального стимулирования);

- увеличивается доля свободных финансовых ресурсов (быстрая оборачиваемость сопровождается высвобождением денежных средств и возможностью закупки дополнительных обновленных, пользующихся спросом товаров, и что особенно важно в начале и в разгар сезона, когда товар можно продать по более высокой цене, с большей долей прибыли в ней).

Недостатками быстрой оборачиваемости являются, во-первых, возможное снижение объема продаж (из-за того, что может возникнуть дефицит товара, покупатель может не найти необходимый ему товар, и отказаться вообще от покупки товара в данной торговой организации и создать ей неблаговидный имидж), и, во-вторых, увеличение затрат на поиск и покупку товаров (покупая товары большими партиями часто торговая организация теряет право на скидки за объем и не пользуется эффектом масштаба при транспортировке и формировании расходов на реализацию товаров.

2. Инвентаризация (то есть сплошной подсчет) всех товаров путем измерения из массы, размеров, пересчета. Данные, полученные в натуральном выражении, оценивают в действующих ценах и сводят (суммируют) по товарным группам. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и то обстоятельство, что при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует. В то же время этот метод позволяет выявить, какие именно товары пользуются наибольшим спросом, и, таким образом, обоснованно оптимизировать ассортимент и вложения капитала в товарные запасы. Порядок и периодичность проведения инвентаризаций определены Министерством финансов Республики Беларусь и обязательны для торговых предприятий всех форм собственности и уровней подчиненности.



3. Оперативный учет (снятие остатков) - сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного учета. К недостаткам данного метода относится меньшая точность, чем при инвентаризации; к достоинствам - работа предприятия продолжается в прежнем режиме.

4. Балансовый метод основан на формуле (1.10):

Зн + П = Р + Др + Зк, (1.10)

где Зн, Зк - товарные запасы соответственно в начале и в конце периода;

П - поступление товаров за рассматриваемый период;

Р - товарооборот за анализируемый период;

Др - документированный расход (естественная убыль) товаров за анализируемый период.

Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить эффективный оперативный учет и анализ товарных запасов. Существенным недостатком данного метода является то, что всякого рода не установленные потери приводят к некоторому искажению рассчитанного размера товарных запасов. Для минимизации этого недостатка следует систематически сопоставлять данные балансового учета с данными инвентаризации и оперативного учета. Используя балансовый метод, можно легко осуществлять оперативный контроль за движением товаров. Особенно эффективен балансовый метод при автоматизированном учете на базе компьютерной сети.

Управление товарными запасами - это определение на основе данных анализа товарных запасов их оптимального размера для конкретного торгового предприятия. Для определения оптимальных торговых запасов применяют различные способы, которые можно объединить в несколько групп.

Первая группа включает различные способы технико-экономических расчетов с использованием математических методов и моделей применяют как в розничной, так и в оптовой торговле. Наиболее известным является способ последовательного определения оптимальных товарных запасов на каждой стадии движения товаров с последующим суммированием на каждой стадии [12, c. 187].

Во вторую группу можно отнести способы, основанные на постоянном размере заказа или постоянном интервале поставки. Способ с постоянным размером заказа используют преимущественно в розничной. Это связано с тем, что применение этих способов требует постоянных проверок наличия товаров, что возможно главным образом в розничной торговле. Смысл этих способов заключатся в том, что для обеспечения оптимального размера товарных запасов необходимо либо заказывать одинаковое количество товаров по мере надобности (через любые промежутки времени), либо заказывать необходимое количество товаров через равные промежутки времени.

Третий способ основан на определении двух уровней наличия товарных запасов на складе: - предельный уровень, ниже которого товарные запасы не должны опускаться, и S - максимальный уровень, установленный расчетными нормами и нормативами. Этот способ применяется для управления товарными запасами на оптовых торговых предприятиях. Наличие товарных запасов проверяют через равные промежутки времени.

Методы анализа товарных запасов и управления товарными запасами не ограничиваются перечисленными выше. Этих методов гораздо больше, и ни один из них не является абсолютно безупречным. Торговому предприятию следует выбрать тот метод, который в большей степени соответствует условиям его функционирования.

1.2 Товарооборачиваемость и ее значение для результатов деятельности торгового предприятия

Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Обычно, чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. Одновременно на размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок и т.д.

В процессе управления товарными запасами постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления; анализ состояния товарных запасов; оперативный учет и контроль состояния товарных запасов; осуществление экономических и организационно-технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой его продаж).

От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовое состояние потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами и учитывать политику в области цен [27, c. 224].

С учетом указанных факторов в деле управления товарными запасами каждый руководитель торговой организации должен знать ответы на такие вопросы: сколько и каких запасов должно быть в наличии и каков их оптимальный размер, как ускорить оборачиваемость средств, вложенных в запасы.

Для оценки состояния товарных запасов, эффективности их использования надежности товароснабжения используется определенная система показателей. Основные из них приводятся ниже.

Величина товарных запасов в сумме (в натуральных показателях, выраженных в физических единицах количества, веса, длины, площади, объема) на конкретную дату и их уровень в днях к объему продаж. Первый из показателей определяется по данным бухгалтерской и статистической отчетности. Уровень же рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный объем продаж того периода, в котором эти запасы будут реализовываться. Оценка уровня запасов проводится путем сравнения рассчитанного размера в днях на конкретную дату с необходимой величиной, обоснованной предприятием на каждый квартал. Уровень запасов показывает, на сколько дней данные товарные запасы обеспечивают плановый объем продаж. На его основе изучают состояние товарных запасов в динамике предприятий (организаций).

Этот показатель (уровень запасов) характеризует запасоемкость объема продаж. Величина товарных запасов в сумме и днях к объему продаж и особенно их изменения служат индикатором соотношения спроса и предложения.

Средний размер товарных запасов за определенный период. Этот показатель устанавливается при наличии информации на три и более дат по среднехронологической (на первую и последнюю дату путем деления пополам, плюс в полном объеме на промежуточные даты, и полученную таким образом сумму делят на количество данных о товарных запасах (n) за минусом единицы (n - 1), а при наличии запасов на начало и конец периода каждую из величин делят на два и суммируют (в целях упрощения этих расчетов запасы на начало и конец периода суммируют и делят на два).

На этой основе затем определяется товарооборачиваемость в днях. Для этого средние товарные запасы в сумме делят на однодневный объем продаж того периода, за который этот показатель рассчитывается. Оборачиваемость товаров в днях к обороту (оборачиваемость оборотных средств, вложенных в товарные запасы) сравнивают с их величиной, установленной предприятием как один из плановых показателей и в разрезе предприятий, особенно тех, которые являются конкурентами. Важно также понимать, что время обращения товаров показывает, как быстро будет продан товар и как скоро будут возмещены затраты на его производство и обращение. Этот показатель прямо вязан с показателями экономической эффективности рыночной деятельности. По его величине судят о том, как долго товар остается в форме запаса, то есть требует затрат и не приносит отдачи.

Для характеристики скорости обращения товаров используют и показатель, характеризующий количество оборотов за определенный период. Для расчета оборачиваемости в разах число дней в периоде делят на товарооборачиваемость в днях, или объем продаж делят на средние товарные запасы в сумме за соответствующий (тот же) период [19, c. 181].

При ускорении на один день оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, высвобождается из сферы торговли сумма, равная среднему однодневному объему продаж. Однако это только часть эффекта.

За счет сокращения времени обращения товаров ускоряется процесс воспроизводства, обеспечиваются интенсификация развития торговли и повышение ее эффективности, уменьшаются потребность в заемных средствах (кредитах банков и т.п.) и расходы торговых предприятий (организаций) за их использование. Перед торговлей и другими отраслями экономики стоит задача обеспечить ускорение оборачиваемости всех материальных и денежных ресурсов и так организовывать хозяйственно-финансовую деятельность, чтобы не допускать сверхнормативных (излишних для обеспечения нормальной деятельности) запасов товарно-материальных ценностей.

- в результате ранжирования по стоимости отдельных видов запасов среди них необходимо выделять конкретные группы (до 5), контроль за состоянием которых имеет первоочередное значение в деле управления

Необходимо также учитывать следующие положения:

- на большинстве крупных и средних предприятий имеется доступная информация, которая может быть использована при контроле товарно-материальных запасов;

- на каждом предприятии целесообразно проводить группировки для всех видов товарно-материальных запасов с целью выявления среди них наиболее значимых;

оборотными средствами предприятия;

- для наиболее значимых и дорогостоящих запасов целесообразно определять наиболее рациональный размер заказа и задавать величину резервного (страхового) запаса.

Показатели формирования ассортимента товаров. Перед каждым владельцем магазинов и менеджером стоит задача выбрать из множества производимых товаров такие, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей. Совокупность товаров (товарных запасов), предлагаемых в магазине к реализации, называется ассортиментом. Целью формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение такого предложения, которое по широте (наличию многих видов товаров) и глубине (это в магазинах, где предоставлено в пределах одной группы товаров множество их видов и сортов) позволит обеспечить запланированные объем продаж и прибыль. В каждом магазине следует вовремя проводить упорядочение ассортимента (заменять имеющийся более ходовым), обновлять (использовать наиболее модные) и осуществлять контроль за его состоянием (выявлять, какие товары отсутствуют в продаже, хотя на них большой спрос, какие с трудом продаются, учитывать их оборачиваемость и т.п.) [21, c. 156].

Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.

Товарные запасы анализируются в целом по предприятию и по каждой товарной группе по данным оперативного учета, а также бухгалтерской и статистической отчетности. Основной задачей анализа является проверка соответствия фактических товарных запасов установленным нормам и выяснение причин отклонений. На основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются меры для нормализации товарных запасов.

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях.

При изучении состояния товарных запасов и тенденций их развития необходимо изучать и такие показатели: доля прироста объема продаж, связанная с ускорением оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы; затраты на хранение и транспортировку на единицу стоимости товаров (в расчете на 1000 руб. их стоимости и т.п.); средний размер товарных запасов на 1000 руб. объема продаж в разрезе магазинов и, особенно, по сравнению с показателями конкурентов.

В заключение данного вопроса отметим, что любое торговое предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ее ускорения:

- увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос;

- уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль;

- улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом;

- увеличивается объем производства товаров

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.