Сделай Сам Свою Работу на 5

Мероприятия для улучшения формирования товарных запасов в ООО «ЛидерКонтракт»





.


РЕФЕРАТ дипломной работы

«Товарные запасы, товарооборачиваемость. Влияние товарооборачиваемости на результаты хозяйственной деятельности (на примере ЧУП «Белкоопоптторг», м-н «Дисконт»)

ТОВАР, ЗАПАС, ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРОДАЖИ, ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ, СКЛАДИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, НОРМИРОВАНИЕ, ФАКТОРЫ, КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБОРОТ, ПРИБЫЛЬ, РЕАЛИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА

Цель дипломной работы - рекомендации по оптимизации товарных запасов торговой организации и повышению эффективности коммерческой деятельности за счет увеличения товарооборачиваемости.

Для достижения поставленной цели в поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретические аспекты управления товарными запасами;

- выявить сущность и назначение товарных запасов;

- проанализировать состояние товарных запасов по магазину «Дисконт»;

- рассчитать товарооборот по магазину «Дисконт»;

- проанализировать факторы, влияющие на состояние товарных запасов и товарооборот магазина «Дисконт»;

- выработать модель эффективного управления товарными запасами;

- рассчитать повышение эффективности коммерческой деятельности за счет оптимизации товарных запасов.



Объектом исследования данной работы является магазин «Дисконт» ЧУП «Белкоопоптторг».

Предметом исследования - товарные запасы.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Автор работы подтверждает, что приведенные в ней результаты исследования правильно и объективно отражают состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Введение

В Беларуси в рыночной экономике произошли серьезные изменения как в понятие о самом товаре в целом, так и во всем потребительском рынке. Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами, соотношение спроса и предложения.

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.



Основным назначением товарных запасов в розничной торговле является обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Все вышесказанное определяет актуальность темы дипломного исследования.

Цель дипломной работы - рекомендации по оптимизации товарных запасов торговой организации и повышению эффективности коммерческой деятельности за счет увеличения товарооборачиваемости.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- исследовать теоретические аспекты управления товарными запасами на предприятии;

- выявить сущность и назначение товарных запасов;

- проанализировать состояние товарных запасов по магазину «Дисконт»;

- рассчитать товарооборот по магазину «Дисконт»;

- проанализировать факторы, влияющие на состояние товарных запасов и товарооборот магазина «Дисконт»;

- выработать модель эффективного управления товарными запасами;

- рассчитать повышение повышения эффективности коммерческой деятельности за счет оптимизации товарных запасов.

Объектом исследования данной работы является магазин «Дисконт» ЧУП «Белкоопоптторг».



Предметом исследования - товарные запасы.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

При написании дипломной работы были использованы учебные и научные источники по тематике исследования.

Автор работы подтверждает, что приведенные в ней результаты исследования правильно и объективно отражают состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


1. Теоретические аспекты управления товарными запасами на предприятии

1.1 Товарные запасы и показатели их характеризующие

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление [5, c. 126].

Основным назначением товарных запасов в розничной торговле является обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Таким образом, ассортимент товаров является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

Соотношение спроса и предложения определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента, качество товаров, состояние товарных запасов.

Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

Товарные запасы выполняют следующие функции:

- обеспечение непрерывности обращения товаров;

- удовлетворение платежеспособного спроса населения;

- показателя соотношения между объемом и структурой спроса и товарным предложением.

Функция товарных запасов, обеспечение непрерывности обращения товаров показывает, как и с какой цикличностью будет поступать товар на торговое предприятие, не будет ли предприятие испытывать недостаток в товарных запасах, чтобы обеспечить бесперебойность продажи пользующихся спросом товаров.

Удовлетворение платежеспособного спроса населения это великая функция, которая характеризует торговое предприятие, насколько товарные запасы в ассортиментном разрезе смогут удовлетворить самые высокие платежеспособные спросы населения.

Функция показателя соотношения между объемом и структурой спроса и товарным предложением. Здесь очень важно найти ту грань между объемом и структурой спроса и товарным предложением, то есть, будет ли в полной мере товарное предложение соответствовать структуре, которая необходима в данное время и в том объеме, который будет востребован.

Формирование товарных запасов обусловлено следующими причинами:

- непрерывность процесса обращения;

- сезонность производства и потребления;

- неравномерность размещения производства и районов потребления;

- колебания спроса и ритмичности производства;

- необходимость образования страховых резервов.

Стремление уменьшить расходы на хранение запасов влечет за собой увеличение числа поставок, что повышает расходы на поддержание последних. Задача управления запасами заключается именно в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации решать, когда запасать и сколько запасать, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимум совокупных издержек на хранение и поставку отдельных партий товарных ресурсов [14, c. 95].

Предприятия торговли для выполнения своих прямых функций (продажи товаров, оказания услуг, обслуживания потребителей, бесперебойного осуществления товарооборота) должны иметь достаточное количество товарных ресурсов.

Источниками насыщения рынка товарами является отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров. Но в последние годы качество импортных товаров, поступающих на рынок, резко снизилось. По данным торговой инспекции, бракуется от 30 до 80 % партий импортных товаров. В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постоянно улучшается, так как производители товаров сознали, что качество - один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров.

Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной сферы, проведение ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли. С учетом конъюнктуры, сложившейся на белорусском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, товарными запасами. Большую роль играет обеспечение качества товаров и количество их на разных этапах товародвижения [18, c. 161].

Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальной удовлетворение жизненных потребностей человека.

Одним из условий достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: расходы на продажу, объем реализации товаров, величину доходов, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становятся анализ эффективности и оценка политики управления запасами.

Целью практически любого решения в деле управления товарными запасами являются рост объема продаж и минимизация общих расходов, связанных с формированием и хранением этих товарных запасов. Очень важно уметь анализировать последствия применения неоптимальных схем управления запасами.

Оптимизация материальных запасов на предприятии и повышения эффективности управления ими становится в условиях современной рыночной экономики весьма актуальной, поскольку размер запасов непосредственно влияет на конечные результаты деятельности предприятия, на то, как предприятию выработать такую хозяйственную политику и стратегию в области управления товарными запасами, которая позволила бы организации поддерживать свою конкурентоспособность в обозримой перспективе на жестком рынке конкуренции [15, c. 64].

Овладение этими методами открывает новые шансы и возможности для конкурентоспособного хозяйствования в условиях становления рыночной экономики.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров, установленным их необходимым размерам, и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболее вероятными могут быть:

- снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появление новых, более совершенных товаров и т.д.;

- просчеты работников магазина при определении потребностей в товарах;

- низкое качество поставленных товаров;

- несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

После выявления причин повышения фактических запасов товаров следует принять меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населенных пунктах. Излишки завезенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы.

Поскольку на различных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров [21, c. 83].

Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учетатоварохранения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).

Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасными. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, то есть регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляет экономическое содержание процесса товарооборачиваемости.

Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери. Увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов. Что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов торгового предприятия и определения соответствия величины потребностям товарооборота является весьма актуальным.

Классификация товарных запасов схематично представлена в приложении.

Целью нормирования и планирования товарных запасов является определение среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента. Следует отметить, что нормы товарных запасов определяют сами торговые предприятия. При этом, чем выше норма товарных запасов, тем больше оборотных средств предприятия отвлекается из оборота. Поэтому торговое предприятие заинтересовано в установлении величины товарных запасов на минимальном уровне, обеспечивающем нормальную торговую деятельность. Следовательно, нормальное функционирование торговли возможно только при наличии оптимальных товарных запасов в отрасли и во всех звеньях товародвижения, как в целом, так и по ассортименту.

Существует ряд методов нормирования товарных запасов.

Опытно-статистический метод нормирования основан на изучении сложившейся оборачиваемости отдельных групп товаров за прошлые годы. Недостатком является то, что этот метод сводится к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных запасов за ряд лет со всеми недочетами, что приводит к необоснованности норматива.

В основе опытно-статистического метода лежит анализ сложившейся тенденции оборачиваемости отдельных групп товаров за прошлые годы с учетом влияния различных факторов. Для этого строятся динамические ряды фактических значений торговых запасов, и анализируется годовая товарооборачиваемость за предшествующий период. При этом следует иметь в виду, что чем больше анализируемый период, тем надежнее полученные результаты. Выявленные при анализе тенденции развития (тренда) запасов экстраполируются с учетом объективных и субъективных факторов. В результате анализа влияния этих факторов определяется расчетный норматив в днях оборота. На практике наиболее распространенным методом тренда является сглаживание способом скользящей средней. Для выявления основной тенденции изменения величины товарных запасов методом скользящей средней, прежде всего, устанавливаются ее звенья, которые составляются из числа уровней, отвечающих деятельности внутригодовых циклов в изучаемом явлении. Применительно к динамике товарных запасов по кварталам скользящие средние обычно составляются из четырехчленных звеньев. Их расчет состоит в определении средних величин из четырех уровней динамического ряда с отбрасыванием при вычислении каждой новой скользящей средней одного уровня слева и присоединении одного уровня справа:

(1.1)где О3,i - соответствующие значения товарных запасов по уровням динамического ряда.

Расчет нормативов товарных запасов на конец года осуществляется по четвертому кварталу, имеющему наибольший товарооборот по методу выравнивания с помощью скользящей средней. Норматив товарных запасов определяется путем суммирования завершающего показателя О3,n в ряду выровненных средних и показателя среднегодового изменения товарных запасов:

. (1.2)

Полученный выровненный ряд скользящих средних позволит определить среднегодовые изменения товарных запасов по формуле (1.3):

, (1.3)

где - завершающий показатель в ряду выровненных средних;

- первый показатель в ряду выровненных средних;

6 - количество показателей выровненных средних.

Технико-экономический метод нормирования заключается в расчете норм запаса товаров по элементам в соответствии с процессом формирования запаса.

При этом норма товарных запасов включает в себя время пребывания товаров в форме: текущего запаса, запаса пополнения, страхового запаса, запасов сезонного хранения и досрочного завоза (в случае оптовой торговли).

Для нормирования товаров в форме текущего запаса определяют период и частоту завоза, величину спроса, порядок подачи заявок, условия выполнения заказа, затраты на доставку товаров и их хранение. В расчетах также используют нормативы затрат времени на приемку и подготовку по отдельным товарам и товарным группам. В общем случае при достаточном приближении запас текущего пополнения можно вычислить по формуле:

(1.4)

где Оз,т - запас текущего пополнения;

Чзав - частота завоза;

К - коэффициент комплектности поставок.

Коэффициент комплектности поставок вычисляется как отношение среднего количества товаров в одной партии к ассортиментному минимуму. В данной формуле используется половина частот завоза товаров, так как определяется средняя потребность в товарах [23, c. 158].

Определение страхового запаса осуществляется на основе группы товаров и изменения спроса населения, а также возможных нарушений сроков поставок товаров. Расчет можно провести по формуле (1.5):

(1.5)

где Оз,с - страховой запас в днях;

Ко - коэффициент, определяемый с учетом ожидаемого уровня удовлетворения спроса (Ко = 3 по товарам достаточного предложения; Ко = 1 по остродефицитным товарам);

- среднестатистическое отклонение внутригодовых колебаний объема товарооборота, руб.;

О - однодневный товарооборот, руб.

Определение запасов товаров, связанное с сезонным хранением и досрочным завозом, обусловлено периодом сезонности производства и транспортировки, а также товарооборотом, необходимым для удовлетворения потребности населения.

При нормировании товаров в пути, как правило, используют временной интервал в зависимости от дальности перевозок и группы товаров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.