|
Анализ основных показателей экономической деятельности организации
Основу коммерческой деятельности торгового предприятия составляет процесс продажи товаров. Для изучения экономических показателей предприятия рассмотрим таблицу 2.2.1.
Таблица 2.2.1 - Анализ основных экономических показателей деятельности магазина «Продукты» за январь 2013-2014 гг.
Показатели
|
|
|
Отклонение
(+;-)
|
Темп роста,
%
| 2013г
| 2014г
|
|
|
|
|
| Выручка от реализации продукции, товаров, работ,услуг, млн.руб
|
|
|
| 136,6
| Себестоимость реализо-ванной продукции, товаров, работ,услуг, млн.руб
|
| 5961,6
| 1529,6
| 134,5
| Валовая прибыль, млн.руб
| 838,0
| 1238,4
| 400,4
| 147,7
| Управленческие расходы, млн.руб
| -
| -
| -
| -
| Расходы на реализацию, млн.руб
| 816,9
| 1202,4
| 385,5
| 147,2
| Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ,услуг, млн.руб
| 21,1
| 36,0
| 14,9
| 170,6
| Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ,услуг в % к выручке
| 0,4
| 0,5
| 0,1
| 125,0
| Прочие доходы по текущей деятельности,
млн.руб
| 1,6
| 1,7
| 0,1
| 106,3
| Прочие расходы по текущей деятельности,
млн.руб
| 2,9
| 3,5
| 0,6
| 120,7
| Прибыль (убыток) от текущей деятельности,
млн.руб
| 19,8
| 34,2
| 14,4
| 172,7
| Прибыль (убыток) от инвестиционной , финан-совой ятельности,млн.руб
| -
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
| Прибыль (убыток) до налогообложения, млн.руб
| 19,8
| 34,2
| 14,4
| 172,7
| Налог на прибыль, млн.руб
| 3,6
| 6,2
| 2,6
| 172,2
| Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли, млн.руб
| -
| -
| -
| -
| Чистая прибыль (убыток), млн.руб
| 16,2
| 28,0
| 11,8
| 172,8
| Рентабельность продаж, %
| 0,3
| 0,4
| 0,1
| 133,3
| Среднесписочная численность, чел
|
|
|
| 107,1
| Фонд заработной платы, млн.руб
| 584,6
| 772,2
| 187,6
| 132,1
| Среднемесячная заработная плата 1 работника, млн.руб
| 3,48
| 4,29
| 0,81
| 123,3
| Производительность труда, млн.руб
| 376,4
| 480,0
| 103,6
| 127,5
| Продолжение таблицы 2.2.1
Примечание - Источник : собственная разработка
Проанализируем каждый показатель в динамике:
Экономическое содержание процесса продажи товаров отражает товарооборот (выручка от реализации товаров). Из таблицы 2.2.1 видно, что сумма товарооборота в 2014 г. составила 7200 млн.руб., что на 36,6 % больше, чем в 2013 г. Рост розничного товарооборота увеличил валовую прибыль в отчетном периоде на 400,4 млн. руб , темп роста ее составил 147,7 % по сравнению с предыдущим, несмотря на рост себестоимости реализованной продукции на 34,5%.
Данные таблицы 2.2.1 показывают, что в 2014 г прибыль от реализации товаров возросла по сравнению с 2013г на 14,9 млн.руб., темп ее роста - 170,6% Но вместе с тем уровень прибыли от реализации товаров по отношению к выручке, практически не изменился, увеличившись всего лишь на 0,1 %. В
Рентабельность продаж показывает сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции . Рентабельность продаж в январе 2014г возросла по сравнению с 2013г на 0,1 %. В отчетном периоде увеличилась производительность труда на 27,8 % и , соответственно , увеличилась заработная плата работников на 23,3 %.
Подводя итоги всему выше изложенному, можно сделать вывод о том, что магазин «Продукты» является рентабельной торговой организацией. При этом эффективность функционирования магазина «Продукты» за 2014 г по сравнению с 2013 годом возросла, о чем свидетельствует увеличение объема продаж на 36,6% , рост прибыли на 72,8% , повышение производительности труда работников на 27,4 %.
Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.
Проведем анализ средних товарных запасов магазина «Продукты» за 2013-2014г.г.
Таблица 2.3.1 - Анализ товарных запасов магазина «Продукты» за 2013 – 2014г.
Показатель
| 2013 год
| 2014 год
| Отклонение (-), (+)
| Темп роста (%)
| Товарооборот, млн.руб.
| 5270,0
| 7200,0
| +1930
| 136,6
| Средние запасы, млн.руб.
| 240,3
| 350,8
| +110,5
| 145,9
| Время обращения , в дня
| 16,4
| 17,5
| +1,1
| 106,7
| Скорость обращения, в оборотах
| 21,9
| 20,5
| -1,4
| 93,6
| Примечание - Источник : собственная разработка
Общий товарооборот магазина «Продукты» в 2014г. по сравнению с предыдущим периодом вырос на 1930 млн. руб. Темп роста товарооборота составил 136,6%. Средние товарные запасы в целом за отчетный период увеличились на 110,5 млн. руб., темп роста – 145,9%.
Время обращения товарных запасов в 2014г увеличилось с 16,4 до 17,5 дней, скорость обращения уменьшилась на 1,4 оборота по сравнению с 2013г.
Анализ товарных запасов проведем также в разрезе отдельных товарных групп.
Таблица 2.3.2-Анализ товарооборота и средних товарных запасов магазина «Продукты» за 2013-2014г.г.по товарным группам
Товарные группы
| Товарооборот
| Отклонение,
млн.р
(+; -)
| Темп
роста ТО,
%
| Средние ТЗ
| Отклонение,
млн.р.
(+; -)
| Темп
Роста
ТЗ,
%
| 2013г.
| 2014г.
| 2013г
млн.р
| 2014г
млн.р
| Млн руб
| Уд.вес
%
| Млн руб
| Уд.вес
%
| Бакалея
| 903,3
| 17,1
| 1267,0
| 17,6
| +363,7
| 140,3
| 54,2
| 79,6
| +25,4
| 146,8
| Кондитер-ские изделия
| 182,3
| 3,5
| 205,6
| 2,8
| +23,3
| 112,8
| 2,2
| 3,3
| +1,1
| 150,0
| Хлебобулочные изделия
| 505,4
| 9,6
| 558,8
| 7,8
| +53,4
| 110,6
| 3,5
| 4,5
| +1,0
| 133,3
| Молочные продукты
| 906,5
| 17,2
| 1372,6
| 19,1
| +466,1
| 151,4
| 10,8
| 15,9
| +5,1
| 147,2
| Мясные и колбасные изделия
| 964,4
| 18,3
| 1368,6
| 19,0
| +404,2
| 141,9
| 13,4
| 23,4
| +10,0
| 174,6
| Рыба и море-продукты
| 300,1
| 5,7
| 438,0
| 6,1
| +137,9
| 145,9
| 7,3
| 12,2
| +4,9
| 167,1
| Алкогольные напитки
| 727,4
| 13,8
| 1052,6
| 14,6
| +325,2
| 144,4
| 48,7
| 74,5
| +25,8
| 152,9
| Прочие товары
| 780,6
| 14,8
| 936.8
| 13,0
| +156,2
| 120,0
| 100,2
| 137,4
| +37,2
| 137,1
| Итого
|
|
| 7200,0
|
| +1930
| 136,6
| 240,3
| 350,8
| + 110,5
| 145,9
|
Примечание - Источник : собственная разработка
Как следует из данных, представленных в таблице 2.3.2, в динамике сумма розничного товарооборота по всем товарным группам возросла на 1930 млн р. Наибольший удельный вес в объеме розничного товарооборота имеет выручка от реализации молочных продуктов -19,1%, мяса и мясных продуктов -19,0%, бакалеи -17,6% , алкогольных напитков -14,6% , кондитерских изделий - 2,8%, хлеба и хлебобулочных изделий -7,8%, рыбы и морепродуктов - 6,1%.
Средние товарные запасы за отчетный период увеличились на 110,5 млн.р.
Из представленных товарных групп наиболее возросли запасы алкогольных напитков на 37,2 млн.р, бакалеи – на 25,4 млн.р., мясных и колбасных изделий -на 10 млн.р. , рыбы и морепродуктов – на 4,7млн.р.
Важнейшим показателям, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Таблица 2.3.3-Анализ времени и скорости обращения средних товарных запасов по товарным группам магазина «Продукты» за 2013-2014г.
Товарные группы
| Время обращения, дни
| Отклонение
(+;-)
| Скорость обращения,
количество оборотов
| Отклонение
(+;-)
| 2013г
| 2014г
| 2013г
| 2014г
| Бакалея
| 21,6
| 22,6
| +1,0
| 16,7
| 15,9
| -0,8
| Кондитерские изделия
| 4,3
| 5,8
| +1,5
| 82,9
| 62,3
| -20,6
| Хлебобулочные изделия
| 2,5
| 2,9
| +0,4
| 144,4
| 124,2
| -20,2
| Молочные продукты
| 4,2
| 4,2
|
| 83,9
| 86,3
| +2,4
| Мясные и колбасные изделия
|
| 6,2
| +1,2
| 72,0
| 58,5
| -13,5
| Рыба и морепродукты
| 8,7
| 10,0
| +1,3
| 41,1
| 35,9
| -5,2
| Алкоголь
|
| 25,5
| +1,5
| 14,9
| 14,1
| -0,8
| Прочие товары
| 46,2
| 52,8
| +6,6
| 7,8
| 6,8
| -1,0
| Итого
| 16,4
| 17,5
| +1,1
| 21,9
| 20,5
| -1,4
| Примечание - Источник : собственная разработка
Исходя из данных таблицы 2.3.3 можно отметить, что самое наибольшее число оборотов в 2014 году приходится на хлебобулочные изделия – 124,2 оборота, наименьшую скорость оборачиваемости имели алкоголь и прочие изделия 14,1 и 6,8 оборотов, соответственно.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас. В 2014 году наилучшую товарооборачиваемость по времени имели такие товарные группы, как: хлебобулочные изделия – 2,9 дня, молочные продукты – 4,2 дня, мясные и колбасные изделия- 6,2 дня, рыба – 10,0 дней, алкогольные напитки – 25,5 дней, бакалея – 22,6 дня.
Проанализировав основные показатели, характеризующие товарные запасы магазина «Продукты» за 2013-2014 гг., представленные в таблицах 2.3.1, 2.3.2 и 2.3.3 можно сделать следующие выводы:
Общий товарооборот магазина «Продукты» в 2014г. по сравнению с предыдущим периодом вырос на 1930 млн. руб. Темп роста товарооборота составил 136,6%. Средние товарные запасы в целом за отчетный период увеличились на 110,5 млн. руб., темп роста – 145,9%. Таким образом, на предприятии в связи с увеличением розничного товарооборота увеличивались товарные запасы. Однако темпы роста товарооборота ниже темпов роста средних товарных запасов, поэтому на предприятии наблюдается тенденция замедления товарооборачиваемости. Следовательно, товарные запасы в магазине «Продукты» в отчетном году использовались не достаточно эффективно. На эту мысль наталкивают два основных показателя эффективности использования товарных запасов: увеличение времени обращения и снижение скорости обращения по сравнению с прошлым годом. В результате роста среднего товарного запаса в отчетном году товарооборачиваемость в днях замедлилась на 1,1 день, а снижение скорости товарного обращения на 1,4 оборота способствовало снижению товарооборота на 491 млн. руб.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|