Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ основных показателей экономической деятельности организации





Основу коммерческой деятельности торгового предприятия составляет процесс продажи товаров. Для изучения экономических показателей предприятия рассмотрим таблицу 2.2.1.

Таблица 2.2.1 - Анализ основных экономических показателей деятельности магазина «Продукты» за январь 2013-2014 гг.

  Показатели       Отклонение (+;-)   Темп роста, %
2013г 2014г
Выручка от реализации продукции, товаров, работ,услуг, млн.руб 136,6
Себестоимость реализо-ванной продукции, товаров, работ,услуг, млн.руб 5961,6 1529,6 134,5
Валовая прибыль, млн.руб   838,0 1238,4 400,4 147,7
Управленческие расходы, млн.руб   - - - -
Расходы на реализацию, млн.руб   816,9 1202,4 385,5 147,2
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ,услуг, млн.руб 21,1 36,0 14,9 170,6
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ,услуг в % к выручке 0,4 0,5 0,1 125,0
Прочие доходы по текущей деятельности, млн.руб   1,6 1,7 0,1 106,3
Прочие расходы по текущей деятельности, млн.руб   2,9   3,5 0,6 120,7
Прибыль (убыток) от текущей деятельности, млн.руб   19,8   34,2   14,4 172,7
Прибыль (убыток) от инвестиционной , финан-совой ятельности,млн.руб - - - -

 



Прибыль (убыток) до налогообложения, млн.руб 19,8 34,2 14,4 172,7
Налог на прибыль, млн.руб   3,6 6,2 2,6 172,2
Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли, млн.руб - - - -
Чистая прибыль (убыток), млн.руб 16,2 28,0 11,8 172,8
Рентабельность продаж, %   0,3 0,4 0,1 133,3
Среднесписочная численность, чел 107,1
Фонд заработной платы, млн.руб   584,6 772,2 187,6 132,1
Среднемесячная заработная плата 1 работника, млн.руб 3,48 4,29 0,81 123,3
Производительность труда, млн.руб 376,4 480,0 103,6 127,5

Продолжение таблицы 2.2.1

 

Примечание - Источник : собственная разработка

Проанализируем каждый показатель в динамике:

Экономическое содержание процесса продажи товаров отражает товарооборот (выручка от реализации товаров). Из таблицы 2.2.1 видно, что сумма товарооборота в 2014 г. составила 7200 млн.руб., что на 36,6 % больше, чем в 2013 г. Рост розничного товарооборота увеличил валовую прибыль в отчетном периоде на 400,4 млн. руб , темп роста ее составил 147,7 % по сравнению с предыдущим, несмотря на рост себестоимости реализованной продукции на 34,5%.



Данные таблицы 2.2.1 показывают, что в 2014 г прибыль от реализации товаров возросла по сравнению с 2013г на 14,9 млн.руб., темп ее роста - 170,6% Но вместе с тем уровень прибыли от реализации товаров по отношению к выручке, практически не изменился, увеличившись всего лишь на 0,1 %. В

Рентабельность продаж показывает сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции . Рентабельность продаж в январе 2014г возросла по сравнению с 2013г на 0,1 %. В отчетном периоде увеличилась производительность труда на 27,8 % и , соответственно , увеличилась заработная плата работников на 23,3 %.

Подводя итоги всему выше изложенному, можно сделать вывод о том, что магазин «Продукты» является рентабельной торговой организацией. При этом эффективность функционирования магазина «Продукты» за 2014 г по сравнению с 2013 годом возросла, о чем свидетельствует увеличение объема продаж на 36,6% , рост прибыли на 72,8% , повышение производительности труда работников на 27,4 %.

Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.



Проведем анализ средних товарных запасов магазина «Продукты» за 2013-2014г.г.

Таблица 2.3.1 - Анализ товарных запасов магазина «Продукты» за 2013 – 2014г.

 

Показатель 2013 год 2014 год Отклонение (-), (+) Темп роста (%)
Товарооборот, млн.руб. 5270,0 7200,0 +1930 136,6
Средние запасы, млн.руб. 240,3 350,8 +110,5 145,9
Время обращения , в дня 16,4 17,5 +1,1 106,7
Скорость обращения, в оборотах 21,9 20,5 -1,4 93,6

Примечание - Источник : собственная разработка

Общий товарооборот магазина «Продукты» в 2014г. по сравнению с предыдущим периодом вырос на 1930 млн. руб. Темп роста товарооборота составил 136,6%. Средние товарные запасы в целом за отчетный период увеличились на 110,5 млн. руб., темп роста – 145,9%.

Время обращения товарных запасов в 2014г увеличилось с 16,4 до 17,5 дней, скорость обращения уменьшилась на 1,4 оборота по сравнению с 2013г.

Анализ товарных запасов проведем также в разрезе отдельных товарных групп.

Таблица 2.3.2-Анализ товарооборота и средних товарных запасов магазина «Продукты» за 2013-2014г.г.по товарным группам

Товарные группы   Товарооборот Отклонение, млн.р (+; -) Темп роста ТО, % Средние ТЗ Отклонение, млн.р. (+; -) Темп Роста ТЗ, %
2013г. 2014г. 2013г млн.р 2014г млн.р
Млн руб Уд.вес % Млн руб Уд.вес %
Бакалея 903,3 17,1 1267,0 17,6 +363,7 140,3 54,2 79,6 +25,4 146,8
Кондитер-ские изделия 182,3 3,5 205,6 2,8 +23,3 112,8 2,2 3,3 +1,1 150,0
Хлебобулочные изделия 505,4 9,6 558,8 7,8 +53,4 110,6 3,5 4,5 +1,0 133,3
Молочные продукты 906,5 17,2 1372,6 19,1 +466,1 151,4 10,8 15,9 +5,1 147,2
Мясные и колбасные изделия 964,4 18,3 1368,6 19,0 +404,2 141,9 13,4 23,4 +10,0 174,6
Рыба и море-продукты 300,1 5,7 438,0 6,1 +137,9 145,9 7,3 12,2 +4,9 167,1
Алкогольные напитки 727,4 13,8 1052,6 14,6 +325,2 144,4 48,7 74,5 +25,8 152,9
Прочие товары 780,6 14,8 936.8 13,0 +156,2 120,0 100,2 137,4 +37,2 137,1
Итого 7200,0 +1930 136,6 240,3 350,8 + 110,5 145,9

 

Примечание - Источник : собственная разработка

 

Как следует из данных, представленных в таблице 2.3.2, в динамике сумма розничного товарооборота по всем товарным группам возросла на 1930 млн р. Наибольший удельный вес в объеме розничного товарооборота имеет выручка от реализации молочных продуктов -19,1%, мяса и мясных продуктов -19,0%, бакалеи -17,6% , алкогольных напитков -14,6% , кондитерских изделий - 2,8%, хлеба и хлебобулочных изделий -7,8%, рыбы и морепродуктов - 6,1%.

Средние товарные запасы за отчетный период увеличились на 110,5 млн.р.

Из представленных товарных групп наиболее возросли запасы алкогольных напитков на 37,2 млн.р, бакалеи – на 25,4 млн.р., мясных и колбасных изделий -на 10 млн.р. , рыбы и морепродуктов – на 4,7млн.р.

Важнейшим показателям, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

Таблица 2.3.3-Анализ времени и скорости обращения средних товарных запасов по товарным группам магазина «Продукты» за 2013-2014г.

Товарные группы   Время обращения, дни Отклонение (+;-) Скорость обращения, количество оборотов Отклонение (+;-)
2013г 2014г 2013г 2014г
Бакалея 21,6 22,6 +1,0 16,7 15,9 -0,8
Кондитерские изделия 4,3 5,8 +1,5 82,9 62,3 -20,6
Хлебобулочные изделия 2,5 2,9 +0,4 144,4 124,2 -20,2
Молочные продукты 4,2 4,2 83,9 86,3 +2,4
Мясные и колбасные изделия 6,2 +1,2 72,0 58,5 -13,5
Рыба и морепродукты 8,7 10,0 +1,3 41,1 35,9 -5,2
Алкоголь 25,5 +1,5 14,9 14,1 -0,8
Прочие товары 46,2 52,8 +6,6 7,8 6,8 -1,0
Итого 16,4 17,5 +1,1 21,9 20,5 -1,4

Примечание - Источник : собственная разработка

Исходя из данных таблицы 2.3.3 можно отметить, что самое наибольшее число оборотов в 2014 году приходится на хлебобулочные изделия – 124,2 оборота, наименьшую скорость оборачиваемости имели алкоголь и прочие изделия 14,1 и 6,8 оборотов, соответственно.

Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас. В 2014 году наилучшую товарооборачиваемость по времени имели такие товарные группы, как: хлебобулочные изделия – 2,9 дня, молочные продукты – 4,2 дня, мясные и колбасные изделия- 6,2 дня, рыба – 10,0 дней, алкогольные напитки – 25,5 дней, бакалея – 22,6 дня.

Проанализировав основные показатели, характеризующие товарные запасы магазина «Продукты» за 2013-2014 гг., представленные в таблицах 2.3.1, 2.3.2 и 2.3.3 можно сделать следующие выводы:

Общий товарооборот магазина «Продукты» в 2014г. по сравнению с предыдущим периодом вырос на 1930 млн. руб. Темп роста товарооборота составил 136,6%. Средние товарные запасы в целом за отчетный период увеличились на 110,5 млн. руб., темп роста – 145,9%. Таким образом, на предприятии в связи с увеличением розничного товарооборота увеличивались товарные запасы. Однако темпы роста товарооборота ниже темпов роста средних товарных запасов, поэтому на предприятии наблюдается тенденция замедления товарооборачиваемости. Следовательно, товарные запасы в магазине «Продукты» в отчетном году использовались не достаточно эффективно. На эту мысль наталкивают два основных показателя эффективности использования товарных запасов: увеличение времени обращения и снижение скорости обращения по сравнению с прошлым годом. В результате роста среднего товарного запаса в отчетном году товарооборачиваемость в днях замедлилась на 1,1 день, а снижение скорости товарного обращения на 1,4 оборота способствовало снижению товарооборота на 491 млн. руб.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.