|
Режим заряда НМГ аккумуляторов
Режим работы
| Время заряда, ч
| Метод заряда (по способу отключения)
| Примечание
| Ток заряда
| Циклический режим
| 1–2
| ΔU-заряд
| Автоматическое отключение
| 0,5–1,0С
| ΔТ-заряд
| Автоматическое отключение
| Метод контроля напряжения заряда
| Автоматическое отключение
| Метод контроля спада напряжения
|
| 6–8
| Метод управления временем заряда по таймеру
| Автоматическое отключение
| 0,2С
|
| Нормальный заряд
| Отключение вручную
| 0,1С
| Режим ожидания
| Непрерыв-ный заряд
| Струйный (компенсационный) заряд
| Батарея постоянно подключена
| 0,033–0,05С [5]
0,01–0,03С [1]
| Импульсный. Длительность паузы определяется временем саморазряда
|
|
| 0,1С в импульсе
| НМГ аккумуляторы более чувствительны к перезаряду, чем НК, т. к. в конце заряда температура быстро увеличивается. Перезаряд может привести к тепловому разгону (1.5, с. 45) и поломке аккумулятора.
В большинстве случаев заряд НМГ аккумуляторов осуществляется с помощью зарядных устройств. Зарядные устройства НМГ аккумуляторов или батарей снабжены датчиками отключения, например по достижению порогового значения температуры Тmax = 60°С (метод температурной отсечки) или скорости нарастания температуры ΔТ/Δτ (метод ΔТ-заряда), критическое значение которой равно 1–2°С/мин. Метод ΔТ-заряда используется только в зарядных устройствах скоростного заряда. Зарядные устройства могут отключаться и по сигналу таймера τmax (обычно при получении 120% номинальной емкости), по величине напряжения (1,6–1,8 В [1] или 1,95 [5]) или по его резкому снижению – на 5–15 mВ на аккумулятор (метод ΔU-заряда). Если зарядное устройство содержит несколько датчиков, то отключение аккумулятора в процессе зарядки происходит по первому сигналу от любого из них.
Некоторые зарядные устройства используются для заряда как НМГ, так и НК аккумуляторов. В призматических НМГ аккумуляторах большой емкости применяется метод отключения по максимальному давлению Рmax (0,05–0,8 МПа).
Медленный или нормальный заряд, как правило, производится током Iз = 0,1С в течение 15 часов. Компенсационный подзаряд производят током Iз = 0,01−0,03С на протяжении 30 часов и более.
Ускоренный (за 4−5 часов) и быстрый (за 1–2 часа током 0,5–1С) заряды возможны для НМГ аккумуляторов, имеющих высокоактивные электроды. При таких зарядах процесс контролируется по изменению температуры ΔТ, напряжения ΔU и другим параметрам. Быстрый заряд применяется, например, для НМГ аккумуляторов, питающих ноутбуки, сотовые телефоны, электрические инструменты.
Для полностью разряженного аккумулятора перед скоростным зарядом рекомендуется проводить струйный заряд током 0,2–0,3С в течение 10 мин. После достижения на элементе напряжения 0,8 В можно начинать заряд током 0,5–1,0С. Обычно это предусмотрено в зарядных устройствах [5].
Рекомендуется также трехступенчатый способ заряда: первый этап − быстрый заряд током1С и выше, второй − заряд со скоростью 0,1С в течение 0,5−1 ч для заключительной подзарядки, и заряд со скоростью 0,05−0,02С в качестве компенсационного (или струйного) подзаряда.
Информация о способах заряда НМГ аккумуляторов обычно содержится в инструкциях фирмы-производителя, а рекомендуемый ток заряда указан на корпусе аккумулятора.
Зарядное напряжение Uз при Iз = 0,3−1С лежит в интервале 1,4−1,5 В. По причине выделения кислорода на положительном электроде, количество электричества преданного при заряде (Qз) всегда больше разрядной емкости (Ср). При этом отдача по емкости (100∙Ср/Qз) составляет 75−80% для дисковых и 85−90% для цилиндрических НМГ аккумуляторов.
Зарядные характеристики НМГ аккумулятора при температуре 20°С и разных нормированных токах заряда представлены на рис. 4. В конце заряда происходит резкое незначительное снижение напряжения источника тока. Его называют отрицательным ΔU и фиксируют в зарядных устройствах.
1 − 0,1С; 2 −0,5С; 3 − 1С
Рисунок 4 − Зарядные характеристики НМГ аккумулятора при температуре 20°С и разных нормированных токах заряда
В последние годы ряд фирм начал выпуск мощных НМГ аккумуляторов цилиндрической и призматической формы емкостью 3,6–14 А·ч для гибридных автомобилей. Эти аккумуляторы способны разряжаться нормированными токами более 20С. Батареи из таких аккумуляторов (до 240 аккумуляторов в батарее) имеют удельную мощность 0,9–1,1 кВт/кг.
Утилизация НМГ аккумуляторов
Никель-металлогидридные аккумуляторы относятся к экологически чистым источникам тока, т. к. в них в них отсутствуют токсичные и вредные элементы. Но НМГ аккумуляторы содержат цветные и редкие металлы.
Обычно НМГ и НК аккумуляторы подвергаются совместной утилизации в целях извлечения, прежде всего, кобальта и никеля, содержание которых достигает 2–4% и 30–40% соответственно. Иногда извлекают и редкоземельные металлы (La, Ce, Nd, Pr), содержание которых в аккумуляторах около 6–10%.
В настоящее время ведутся работы по получению Со, Ni и редкоземельных металлов из НМГ аккумуляторов с помощью процесса электрохимической экстракции.
Варианты заданий к лабораторной работе
Вариант 1. Определите электрические характеристики (НРЦ, U, Rвнутр) НМГ аккумулятора. Определите внутреннее сопротивление аккумулятора путем снятия вольтамперной кривой и методом подачи импульса постоянного тока.
Снимите зарядную характеристику аккумулятора. Если аккумулятор полностью разряжен, проводите струйный заряд током 0,2–0,3С в течение 10 мин. После достижения на элементе напряжения 0,8 В можно начинать заряд током 0,5–1,0С. После снятия зарядной характеристики в течение 1 час поместите аккумуляторы в зарядное устройство на длительный нормальный заряд.
Вариант 2. Изучите влияние токовой нагрузки на разрядные кривые Ni-MH аккумулятора. Разряд осуществляют током 0,2C; 0,5C; 1С до конечного напряжения 1,0–0,9 В. Зарядите НМГ аккумулятор по способу, описанному в варианте 1.
Вариант 3.Изучите трехступенчатый способ заряда НМГ аккумулятора. На каждой ступени заряда снимайте зарядную характеристику аккумулятора.
Лабораторная работа №7
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|