Сделай Сам Свою Работу на 5

Экспертные опросы, проводимые в несколько туров.





2. Одним из наиболее эффективных и известных методов использования экс­пертов считается метод "Дельфи", который предполагает проведе­ние экспертных опросов в несколько туров. Метод "Дельфи" — это усовершенствованный групповой подход к решению задач оценки. Он предполагает критику субъективных взглядов отдельных экс­пертов без непосредственных контактов между ними с сохранени­ем анонимности мнений. Процесс продолжается до тех пор, пока продвижение в направлении согласования точек зрения не стано­вится незначительным, тогда фиксируются расходящиеся точки зрения. При прогнозировании в целях минимизации расходов на прогноз стремятся привлечь минимальное число экспертов при условии обеспечения ошибки результата прогнозирования не более b, где 0< b <1, рекомендуют определять минимальное число экспертов по формуле:

Nmin=0.5*(3/b+5)

Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта производится, исходя из следующих принципов:

1. вопросы оцениваются количественно

2. опрос проводится в несколько туров, в ходе которого вопросы и ответы уточняются



3. все опрашиваемые эксперты знакомятся после каждого тура с результатами опроса

4. эксперты обосновывают оценки и мнения, отклоняющиеся от мнения большинства

5. статистическая обработка ответов производится последовательно от тура к туру с целью получения обобщающих характеристик.

В третьем туре экспертов знакомят с результатами второго тура, включая и аргументы крайних значений оценок, зафиксированные уменьшения или увеличения значений оценок; анонимность авто­ров сохраняется. Экспертов просят рассмотреть новые оценки и их обоснования, высказать свои сомнения, пересмотреть свои преды­дущие оценки. Если на третьем туре не достигается удовлетвори­тельная согласованность оценок, то допустимо аналогичное прове­дение четвертого тура опроса. Обычно требуемый уровень согласо­ванности достигается за два тура.

3. Метод коллективной генерации идей.Метод коллективной гене­раций идей — метод "мозговой атаки" или "мозгового штурма" позволяет получить большое количество конструктивных идей. Данный метод предполагает синтез объектов прогнозирования на основе анализа события со стороны детерминирующих это событие факторов. Для этого составляются типовые списки факторов, определяющих течение этого процесса и влияющих на те или иные свойства объекта прогноза. Прогнозист должен выявить круг тех факторов, которые актуальны в отношении прогнозируемого события. Ис­пользуют специально подготовленный персонал и группы экспер­тов. В качестве экспертов желательны лица, которые обладают дос­таточно высокой эрудицией в сочетании с развитым творческим мышлением.



Доказано, что групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений.

Правила: 1. критика не допускается. 2. оценка предложений производится позднее. 3. приветствуется оригинальность идей. 4. требуется комбинации усовершенствования идей.

При проведении экспертного опроса на заседании экспертов должна быть охарактеризована проблема и выделен центральный вопрос.

Все идеи, оценки, предложения фиксируются, запрещает­ся любая критика и поощряется свободная интерпретация идей в рамках данного вопроса. Организаторы должны стремиться к полу­чению максимального количества идей, поощрять различные ком­бинации идей и путей их усовершенствования.

Результаты этого метода представляют систему идей, которые считаются плодом коллективного труда всей группы. С помощью метода коллективной генерации идей можно успешно решать мно­гие задачи, например:

определять возможные пути развития процесса, выявлять наи­более полный набор этих путей; определять факторы, которые необходимо принимать во внима­ние при планировании.



Коллективная генерация идей приводит к получению избытка информации, включающей как чрезвычайно ценные, так и обще­известные и даже ошибочные предложения. Важнейшим элементом метода является квалифицированный анализ стенограмм и других материалов "мозговых штурмов". Работа по методу коллективной генерации идей может включать несколько туров и продолжаться несколько дней. Неквалифицированные попытки применения ме­тода, подобные организации дискуссий на оперативных совещани­ях, не могут приводить к результатам, получаемым методом "моз­гового штурма".

2. Экономико-математические методы.При использовании эконо­мико-математических методов структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, допускающих объек­тивное наблюдение и измерение.

Определение системы факторов и причинно-следственной струк­туры исследуемого явления — начальный этап математического мо­делирования.

Статистические методызанимают особое место в прогнозиро­вании. Методы математической и прикладной статистики исполь­зуются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими методами, так и при использовании собственно экономико-математических ме­тодов. В частности, с их помощью определяют численность групп экспертов, опрашиваемых граждан, периодичность сбора данных, оценивают параметры теоретических экономико-математических моделей.

Каждый из указанных методов обладает достоинствами и недо­статками. Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться совместно.

3. Метод сценариев— эффективное средство для организации про­гнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы.

Сценарий— это модель будущего, в которой описывается воз­можный ход событий с указанием вероятностейих реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.

Как правило, составляется несколько альтернативных вариан­тов сценариев. Сценарий, таким образом, — это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного воз­можного или желательного состояния будущего.

Сценариипредставляют собой описание событий и оцен­ки показателей и характеристик во времени. Методподготовки сце­нариев вначале использовался для выявления возможных результа­тов военных действий.

Позже сценарное прогнозирование стали применять в экономи­ческой политике, а затем и в стратегическом корпоративном плани­ровании. Теперь это наиболее известный интеграционный механизм прогнозирования экономических процессов в условиях рынка.

Сценарии являются эффективным средством преодоления тра­диционного мышления. Сценарий — это анализ быстро меняюще­гося настоящего и будущего, его подготовка заставляет заниматься деталями и процессами, которые могут быть упущены при изоли­рованном использовании частных методов прогнозирования.

По­этому сценарий отличается от простого прогноза. Он является ин­струментом, который используется для определения видов прогно­зов, которые должны быть разработаны, чтобы описать будущее с достаточной полнотой, с учетом всех главных факторов.

Использование сценарного прогнозирования в условиях рынка обеспечивает*:

лучшее понимание ситуации, ее эволюции;

оценку потенциальных угроз;

выявление благоприятных возможностей;

выявление возможных и целесообразных направлений деятель­ности;

повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды.

Сценарное прогнозирование является эффективным средством подготовки плановых решений как на предприятии, так и в госу­дарстве**.

4. Структурное прогнозированиепозволяет найти решение проблемы при сохранении функций, но изменении структуры или значений параметров объекта прогнозирования. Основным методом прогнозирования является прогнозный граф или дерево целей. ГРАФОМ называют фигуру, состоящую из точек, являющихся вершинами и соединяющих отрезков, являющихся ребрами. Деревом целей называют граф, выражающий отношение между вершинами, являющимися этапами или проблемами, подлежащими решению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.