Тема 10. Ценовая политика
Студент должен:
знать:
- основные понятия; цели, задачи, направления ценовой политики, классификацию цен, стратегии ценообразования;
уметь:
- собирать информацию о ценах и анализировать ценовую политику организации.
Ценовая политика– это средство стимулирования сбыта.
Цена в узком смысле – это сумма денег, запрашиваемых или уплачиваемых за единицу товара; в широком смысле – это сумма ценностей, которые потребитель отдаёт в обмен на право обладать или использовать товар или услугу.
Назначение цен в маркетинге:
- посредник и соизмеритель (эквивалент) обмена товара на деньги;
- индикатор (показатель) политики и конъюнктуры рынка;
- маркетинговый регулятор рынка: устанавливает уровень, структуру и соотношение спроса и предложения;
- инструмент образования прибыли, управления эффективностью;
- средство влияния на инвестиционную политику;
- фактор уровня жизни населения;
- орудие конкурентной борьбы и др.
Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей.
Этапы процесса ценообразования
Цели маркетинга: выживание компаний, максимизация текущей прибыли, максимизация доли рынка, качественное преобладание на рынке, а также более специфические цели.
Пример: в Европе и Японии предприятия по производству стали убыточны в связи с падением спроса. Они могут установить низкие цены, но в будущем надо производить прибавочную стоимость.
Методы ценообразования:
1. «Себестоимость + надбавка».
2. На основе принципа безубыточности, разновидность – обеспечение целевой прибыли.
Пример: General Motors устанавливает цену для получения целевой прибыли 15 – 20 %.
3. Ориентация на отношение покупателя к товару – на основе ценности товара.
4. На основе учёта поведения конкурентов.
Стратегия и тактика ценообразования
I. Установление цены на новый товар:
- не имеющий аналогов:
1. «снятие сливок»,
2. установление низких минимальных цен для завоевания рынка;
- имеющий аналоги: учитываются свойства и цены других товаров.
II. Установление цены по географическому принципу:
1. Установление цены с включающими расходами на транспортировку.
2. Установление единой цены с включением средних издержек на транспортировку.
3. Установление зональных цен.
4. Установление цен применительно к базовым пунктам.
III. Установление цены в рамках товарной номенклатуры с учётом разновидностей товаров, дополняющих товаров, обязательной принадлежности.
IV. Восстановление дискриминационных цен: на один и тот же товар устанавливаются разные цены с учётом разновидности покупателей, их местоположения, времени продаж, вариантов товара.
V. Установление цен со скидками и зачётами.
Классификация цен:
1. По сферам товарного обслуживания: оптовые, розничные, тарифы грузового и пассажирского транспорта, цены на строительную продукцию.
2. По способу отражения транспортных расходов: цены франко-отправления и франко-назначения.
3. По формам продаж: контрактные, биржевые котировки, цены ярмарок и выставок, аукционные.
4. По стадиям продажи: цены предложения, спроса, реализации.
5. По степени регулирования: жёстко фиксированные, фиксируемые, регулируемые, свободные.
6. По степени устойчивости во времени: твёрдые, подвижные, скользящие, с последующей фиксацией.
7. В качестве базовой цены: расчётные, справочные, цены прейскурантов и ценников.
8. По территории действия: мировые, поясные (единые по всей стране), региональные (зональные, местные), трансфертные.
9. Характерные для разных стратегий: цена «снятия сливок», цена проникновения на рынок, «психологическая» цена, цена следования за лидером, цена с возмещением издержек производства, престижная цена.
10. Для товаров, реализуемых на рынке продолжительное время: скользящие, долговременные, цены потребительского сегмента рынка, гибкие, преимущественные, цены на снятые с производства изделия, установленные ниже большинства предприятий цены, договорные.
11. Специальные цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Вопросы самоконтроля
1. Понятие цены.
2. Назначение цен в маркетинге.
3. Внутренние факторы, влияющие на ценообразование.
4. Внешние факторы, влияющие на ценообразование.
5. Методы ценообразования.
6. Стратегия и тактика ценообразования.
7. Классификация цен.
8. В чём состоит регулирование цен?
9. Какие цели ценообразования может поставить фирма в своей деятельности?
10. Какие ценовые стратегии использует фирма в конкурентной борьбе?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|