Теория мотивации Л Портера – Э. Лоунера
Эта теория построена на сочетании элементов теорий ожидания и справедливости.
Л. Портер и Э. Лоунер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:
§ затраченные усилия;
§ личностные качества и способности;
§ осознание своей роли в процессе труда.
Т.е. работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным усилиям (ожидание), при этом имея собственное суждение по поводу справедливости вознаграждения.
Согласно этой теории результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот, при этом результативность должна неуклонно повышаться.
2.3.3 Основные средства мотивации
Средства мотивации разнообразны, к ним могут относиться:
Ø денежное вознаграждение;
Ø повышение социальных гарантий;
Ø возможность продвижения по службе;
Ø общественное признание отдельной личности;
Ø общественное признание деятельности группы;
Ø личное признание начальства, и т.д.
Задание для студента:
q Определите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для: квалифицированного рабочего, неквалифицированного рабочего, служащего, специалиста и лично для Вас. Заполните таблицу.
Таблица 4 - Основные мотиваторы
Объект мотивации
| Основные мотиваторы
| Личное мнение
| Мнение группы
| Квалифицированный рабочий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Неквалифицированный рабочий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Служащий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Специалист
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лично «Я»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
q Объединитесь в группы по 4 человека и обсудите данный вопрос в группе, достигните консенсуса (принять решение на основе общего сознания). Заполните таблицу.
q Ответьте на вопросы теста, заполните бланк
Номера утверждений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номера предпочтительных ответов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х
| Х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х
| Х
| Х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х
| Х
| Х
| Х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
|
|
|
|
|
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
|
|
|
|
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
|
|
|
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
|
|
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
|
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Количество предпочтений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 2.3.1 – Бланк ответов на тестовые вопросы
Тест «Потребности»
Оцените 15 утверждений, приведенных ниже, попарно сравнивая их между собой. Сначала сравните первое утверждение со вторым, третьим и т.д. и результат впишите в первую колонку бланка . Так при сравнении первого утверждения со вторым если предпочтение отдается второму, то в клеточку вписывается цифра 2 , если предпочтительным оказывается первое утверждение, то вписывается цифра 1. Затем то же самое проделывается со вторым утверждением: сравнивается сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. и результат записывается во вторую колонку. Подобным образом работа ведется с остальными утверждениями.
Во время работы полезно к каждому утверждению проговорить фразу - «Я хочу …»
1 Добиться признания и уважения;
2 Иметь теплые отношения с людьми;
3 Обеспечить себе будущее;
4 Заработать на жизнь;
5 Иметь хороших собеседников;
6 Упрочить свое положение;
7 Развивать свои силы и способности;
8 Обеспечить себе материальный комфорт;
9 Повышать уровень мастерства и компетенции;
10 Избегать неприятностей;
11 Стремиться к новому и неизведанному;
12 Обеспечить себе положение и влияние;
13 Покупать хорошие вещи;
14 Заниматься делом требующим полной отдачи;
15 Быть понятым другими.
q Сосчитайте количество выборов, выпавших на каждое утверждение, заполните итоговую строку бланка (количество предпочтений).
q Подсчитайте суммы баллов по каждому из пяти направлений:
q материальные потребности (вопросы 4, 8, 13)
q потребности в безопасности (вопросы 3, 6, 10)
q социальные (межличностные) потребности (вопросы 2, 5, 15)
q потребности в признании (вопросы 1, 9, 12)
q потребности в саморазвитии (вопросы 7, 11, 14)
q Постройте график удовлетворенности.
Сумма баллов 42
|
|
|
|
|
| Зона неудовлетворенности
Зона частичной удовлетворенности
Зона удовлетворенности
Виды потребностей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 2 3 4 5
|
Рисунок – График удовлетворенности потребностей.
q Сделайте вывод о причинах выбора тех или иных мотиваторов и степени совпадения вашего мнения и мнения группы, а также результатов тестирования.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
q Проверьте себя:
Ответьте на вопросы:
1. Какова сущность и значение мотивации?
2. В чем сущность теории мотивации А. Маслоу?
3. В чем сущность теории мотивации Дэвида Мак Клелланда?
4. В чем сущность теории мотивации Фредерика Герцберга?
5. В чем сущность теории мотивации В. Врума?
6. В чем сущность теории мотивации Портера – Лоунера?
7. Каковы основные методы мотивации?
8. Каковы основные средства мотивации?
q Самостоятельная работа: изучение периодических изданий: газета «Череповецкий металлург», журналы: «Сталь», «Металлургия» и подготовка сообщения:
- Мотивация труда на ОАО «Северсталь».
Тема 2.4 Управление конфликтами и стрессами
В результате изучения студент д о л ж е н:
иметь представление:
· об уровнях и типах конфликтов;
· о путях борьбы со стрессом;
знать:
· методы разрешения конфликтов;
· пути предотвращения стрессовых ситуаций.
2.4.1 Понятие и уровни конфликта в организации
Конфликт – это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|