Сделай Сам Свою Работу на 5

Цель как важнейшая характеристика менеджмента





МЕНЕДЖМЕНТ

 

Дайджест-конспект для студентов очного отделения

 

 

 

Преподаватель Шумова Е.В.

 

 

Череповец

 


Менеджмент. Дайджест-конспект для студентов очного отделения /Составитель Шумова Е.В./ - Череповец: Череповецкий металлургический колледж, 2008. - 126 с.

 

 

Рецензенты:

 

Конспект рассмотрен на заседании цикловой комиссии «Экономических дисциплин» и рекомендован к применению.

 

Председатель: /Шумова Е.В./

 

2008г.

 

 

Протокол №

 

Содержание

  Предисловие…………………………………………………..……………..
  Введение ……………………………………………………………………..
Методологические основы менеджмента…………………………………
1.1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм………………………………………………………………
1.2 Функции менеджмента………………………………………………………
1.3 Внутренняя среда организации……………………………………………..
1.4 Внешняя среда организации………………………………………………...
1.5 Факторы внешней среды организации прямого действия………………...
1.6 Факторы внешней среды организации косвенного воздействия………...
1.7 Факторы внешней среды организации в международной деятельности…
Функции управления………………………………………………………...
2.1 Планирование в системе менеджмента…………………………………….
2.2 Принятие решений…………………………………………………………...
2.3 Мотивация и потребности…………………………………………………...
2.4 Управление конфликтами и стрессами…………………………………….
2.5 Деловое общение…………………………………………………………….
2.6 Управление рисками…………………………………………………………
Информационные технологии в сфере управления производством…………….
3.1 Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления……………………………………………………...
Психология менеджмента…………………………………………………..
  Темы докладов и сообщений………………………………………………..
  Вопросы к итоговой аттестации…………………………………………………...
  Литература ……………………….………………………………………….






Предисловие

Дайджест- конспект – это сильно сокращенный, облегченный для студента текст с которым можно работать лично, вносить дополнения, решения и т.п.

Данные конспекты широко распространяются в Великобритании и США. Название «Дайджест» имеет английское происхождение и означает – усваивать прочитанное. Основным достоинством дайджест-конспекта является содержание и систематизация информации из нескольких источников и изложение ее в более доступной для студентов форме, а, содержащиеся в нем, задания для самостоятельной работы способствуют приобретению необходимых практических навыков и закреплению теоретических знаний.

Задача данного дайджест-конспекта – донести до Вас минимум знаний по дисциплине «Менеджмент» в соответствии с Государственным стандартом, сформировать умение осуществлять самоконтроль хода и результатов учебно-познавательной и учебно-практической деятельности, осуществлять взаимосотрудничество и взаимоконтороль.

В конце конспекта приведен список докладов и сообщений и список основной и дополнительной литературы.

Желаю Вам успеха и надеюсь, что данный конспект поможет овладеть основами знаний по менеджменту с наибольшей эффективностью и экономией Вашего времени.

Введение

 

В результате изучения студент д о л ж е н:

иметь представление:

· о сущности, целях и задачах менеджмента;

· о месте менеджмента в системе социально-экономических дисциплин;

· о развитии менеджмента.



 

Понятие и сущность менеджмента

 

 

Понятие менеджмента широко вошло в отечественную литературу и практику с переходом нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства и стало вытеснять понятие «управление». Хотя определения данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов идентичны и, следовательно, могут быть использованы в равной мере как взаимозаменяемые.

Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент – эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». С все большим ростом значимости информационных ресурсов в менеджменте определение необходимо расширить, добавив в перечень информационный капитал.

Задание для студента:

На основании выше сказанного сформулируйте и запишите определение менеджмента.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данное Вами определение относится к «общему управлению», но существуют и различные специализации, которые называют в соответствии с направлением их деятельности:

· менеджмент персонала,

· финансовый менеджмент,

· производственный менеджмент,

· инновационный менеджмент и т.д.

Основными целями менеджмента являются:

· максимизация прибыли,

· повышение эффективности хозяйствования,

· удовлетворение потребностей рынка,

· решение социальных вопросов.

Основные задачи менеджмента вытекают из выше перечисленных целей:

· организация производства конкурентоспособных товаров,

· совершение производственного процесса,

· внедрение совершенных наукоемких технологий,

· повышение качества продукции,

· снижение затрат на производство,

· рациональное и эффективное использование трудовых ресурсов и т.д.

 

Место менеджмента в системе социально-экономических и специальных дисциплин

Основная задача менеджмента как науки – обучить руководителей тому, как следует управлять организацией для достижения максимального эффективности. Для этого менеджмент использует достижения других наук. Для управления организацией необходимы знания принципов экономической деятельности и ее оценки, методов экономического воздействия, а, следовательно, необходимо знание экономической науки. Для эффективного управления работниками организации нужны знания в области социальных дисциплин. Для принятия решений связанных с технологическим процессом и организацией производства необходимы знания по специальным дисциплинам. Связь менеджмента с другими науками и дисциплинами обобщена в таблице 1.

Задание для студента:

Проставьте рядом с наименованием науки наименование дисциплины, на которой она Вами изучается. Попробуйте дополнить таблицу самостоятельно применительно к вашей специальности.

Таблица 1 – связь менеджмента с другими науками.

Наименование науки или дисциплины Направление деятельности Связь с менеджментом
Микроэкономика рассматривает функционирование домохозяйств и отдельных фирм.   Использование принципов экономической деятельности предприятия, методов оценки эффективности деятельности.
Мезоэкономика рассматривает функционирование отдельных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства. Учет особенностей экономики отрасли и взаимодействия отдельных отраслевых предприятий.
Макроэкономика рассматривает функционирование национальной экономической системы.   Определение особенностей деятельности предприятия в рамках национальной экономической системы.
Метаэкономика рассматривает функционирование мировой экономики.   Учет принципов и закономерностей функционирования мировой экономики особенно в организации внешнеэкономической деятельности.
Философия исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Принимая решения нельзя не учитывать социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
Психология рассматривает процессы и закономерности психической деятельности. Использование науки для более эффективной мотивации деятельности, уменьшения конфликтов, снижения стрессов, и наиболее эффективного использования каждого работника.
Социология рассматривает закономерности развития и функционирования общества.   Учет особенностей группового поведения, групповой динамики, процессов социализации, причин, последствий и методов решения социальных конфликтов.
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Учет межличностного поведения, форм коммуникаций и путей удовлетворения индивидуальных нужд.
Антропология Изучает происхождение и эволюцию человека, влияние физиологических, биохимических и генетических факторов на вариации строения и развития человеческого организма. Учет функции культуры, национальных особенностей, их места и роли в поведении людей, выборе приоритетов.
Кибернетика Занимается проблемами управления, связи и переработки информации. Основной объект исследования — кибернетические системы (автоматические регуляторы в технике, ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество.) Использование достижений науки в управлении производством.
Информатика Изучает общие свойства и закономерности информации, а также методы ее поиска, передачи, хранения, обработки и использования в различных сферах деятельности человека.   Использование достижений науки для сбора, обработки, хранения и использования информации в управлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Экология наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. При принятии решений необходимо рассматривать экологические аспекты решаемой проблемы.
Основы права Охватывают систему общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, а также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. Принимаемые решения должны соответствовать правовым нормам.    
Иностранный язык Приобретение навыков перевода и разговорной речи. При организации внешнеэкономических связей и изучении зарубежного опыта руководства необходимо знание специальной терминологии на иностранных языках.
Специальные дисциплины:      

Развитие управленческой мысли

Человечество тысячелетиями накапливало опыт управления.

Первый период - древний (9 в до н.э. – 18 в н.э.).

Второй период – индустриальный (1776 – 1890гг.).

Третий период – период систематизации (1856 – 1960 гг.).

Четвертый период – информационный (1960 г. – н.в.)

Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ в. Отправной же точкой современного менеджмента, по мнению авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента, является 1886 год. В котором предприниматель Генри Р. Таун в своей статье «Инженер как экономист» обосновал важность изучения менеджмента наравне с инженерным делом и необходимость появления соответствующей науки. Этот доклад произвел большое впечатление на американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора и побудил его к созданию школы научного управления.

Ø Школа научного управления (1886 – 1920гг.) Тейлор ввел изучение времени, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время исполнения этих движений. Результаты анализировались для проектирования более эффективных приемов труда. Кроме того, Тейлор разработал тарифную систему оплаты труда. Система научной организации труда Тейлора построена на пяти основных принципах:

o Научный отбор рабочего на основе тестирования (каждому виду работы соответствующего рабочего, который имеет для этого какие-то способности);

o Научное изучение и обучение рабочего (изучение путем хронометража передовых приемов работы и обучение им других рабочих);

o Специализация работы (разделение производства на составные части и распределение между различными рабочими, позволяющее повысить квалификацию за счет уменьшения объемов выполняемых функций и операций);

o Важность побудительных мотивов (установление зависимости оплаты труда от объема выполненной работы и введение системы планирования за перевыполнение норм);

o Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими.

Коллега Тейлора Генри Гантт ввел систему поощрительных премий для поддержки усилий человека, а оценку этих усилий предполагалось осуществлять на основе точных заданий в форме карты-графика.

Идеи Тейлора были развиты многими его последователями, в том числе Гаррингтоном Эмерсоном – одним из лидеров движения за научное управление и автором 12 принципов повышения производительности труда:

1. точно поставленные цели,

2. здравый смысл,

3. компетентная консультация,

4. дисциплина,

5. справедливое отношение к персоналу,

6. оперативный, полный, точный и постоянный учет,

7. диспетчирование,

8. нормы и расписание,

9. нормализация условий,

10. нормирование операций,

11. написанные стандартные инструкции,

12. вознаграждение за производительный труд.

Участниками успешного становления движения научного управления были супруги Френк и Лилиан Джилберт (в некоторых источниках данная фамилия в русском переводе звучит как Гилберт), создавшими методы изучения движения рабочих, с использованием кинокамеры в сочетании с микрохронометражем. Супруги разработали метод анализа микро движений рабочего. Так, ими было выведено 17 основных движений кисти руки. В своем подходе Джилберты стремились к устранению бесполезных не продуктивных движений и действий. Строго анализируя составные части трудового процесса, они искали единственный, наиболее эффективный путь выполнения работы.

Таким образом, основными положениями данной школы явились:

o Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач;

o Отбор работников, лучше всего подходящих для решения данных задач;

o Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;

o Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;

o Отделение планирования от других видов работ.

Ø Школа административного управления (1920 – 1950гг.) в отличие от школы научного управления делавшей упор на производственные проблемы промышленности, французский исследователь Анри Файоль указывал на важность управленческой роли администратора, т.е. делал упор на совершенствование руководителя. В административной функции А.Файоль выделил пять ее элементов:

§ предвидение,

§ планирование,

§ организация,

§ координация,

§ контроль.

Файоль рассмотрел управление как универсальный процесс, осуществляющийся на любом уровне организации, кроме того, разработал ряд универсальных принципов управления, которые получили дальнейшее развитие в работах британского офицера Линдела Урвика. (14 принципов управления по А.Файолю)

1. Разделение труда для выполнения работы, большей по объему и лучшей по качеству за счет сокращения целей.

2. Полномочия и ответственность, то есть если руководитель имеет право отдавать приказы, то он должен нести ответственность за последствия их выполнения.

3. Дисциплина, то есть строгое соблюдение установленных соглашений регламентирующих деятельность и справедливое применение санкций к нарушителям.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

5. Единство направления. Множество групп, работающих в рамках одной цели, должны быть объединены одним планом и иметь общего руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим.

7. Вознаграждение персонала.

8. Централизация. При соблюдении данного принципа следует соблюдать разумную пропорцию между централизацией и децентрализацией.

9. Скалярная цепь. Это иерархия руководящих должностей от директора до бригадира.

10. Порядок. Место - для всего, и все на своем месте.

11. Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала, так как текучесть кадров снижает эффективность.

13. Инициатива. Рабочим должно быть разрешено развивать и выполнять их собственные планы действий для наиболее полной реализации их способностей и повышения эффективности труда.

14. Корпоративный дух. Следует развивать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы.

Другим представителем школы является немецкий социолог Макс Вебер, который развил серию рациональных идей о структуре организации. М. Вебер выделил три основных типа организации:

§ Харизматический – основанный на влиянии, свойствах личности руководителя, его способности привлекать сторонников, для этого руководитель должен обладать исключительными личностными качествами;

§ Традиционный тип возникает из харизматического в тех случаях, когда происходит естественная замена лидера, а члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшему на смену прежнему;

§ Идеальный (бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера. Принципами построения данного типа являются:

- Вся деятельность организации разделяется на простейшие операции, выполнение которых закрепляется за отдельными звеньями;

- Каждый руководитель наделяется властью, которая действует только внутри организации, то есть соблюдается строгая иерархия власти;

- Разрабатываются четкие инструкции, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена организации;

- Соблюдение дистанции между руководителем и подчиненными и равное, справедливое отношение ко всем подчиненным.

- Четкое соответствие занимаемой должности и квалификации и невозможность произвольного увольнения.

Таким образом, основными положениями данной школы явились:

o Разработка принципов построения структуры организации и управления работниками;

o Описание функций управления;

o Систематизированный подход к управлению всей организацией.

Ø Школа «человеческих отношений» (1930-1950) и школа поведенческих наук (с 1950 г.) Авторами школы считаются американские ученые Мари Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Основной упор в данной школе делался на рассмотрение влияния социальных отношений на эффективность руководства.

Фоллет определила управление производством как «обеспечение выполнения работ с помощью других лиц». Она одной из первых выдвинула идею участия рабочих в управлении для развития чувства коллективной ответственности.

Особую известность приобрела серия экспериментов Элтона Мэйо и Фрица Ретлисбергера (Ротлисбергера – разночтения при переводе) на заводе «Вестерн Электроник». Эксперименты выявили, что улучшение или ухудшение условий труда, изменение формы или размеров материальных стимулов не вызвали адекватных изменений производительности труда. В ходе эксперимента в цехах завода было усилено освещение, в результате чего производительность труда возросла, но когда при подготовке к изучению другого фактора вернулись к прежнему освещению, производительность труда возросла снова. Важными оказались не условия труда сами по себе, а внимание к персоналу. Данный эксперимент явился важной вехой в определении роли личности и малых групп в организации и обозначил новые направления применения психологических методов в управлении.

Другой представитель школы Дуглас Мак-Грегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника»), второй – на создании условий стимулирования у работников инициативы и изобретательности.

Таким образом, основными положениями данной школы явились:

o Рассмотрение организации как социальной системы;

o Использование приемов управления межличностными и межгрупповыми отношениями;

o Использование в управлении достижений наук о человеческом поведении.

 

Ø Школа количественных методов и системного подхода (1940г.- н.в.) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и т.д. Сущность количественного подхода заключается в имитационном моделировании процесса управления, и применении общей теории систем для решения управленческих задач.

Теория систем в первую очередь связана с именем Александра Александровича Богданова (Малиновского) (1873-1928 г.г.) врача, философа, экономиста, который разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. При разработке тектологии он высказал ряд смелых, опережающих эпоху идей: понятие управляющей и управляемой системы, обратной связи, моделирования, позднее развитые кибернетикой и общей теорией систем.

Одним из основоположников школы является Берталанфи (Bertalanffy) Людвиг фон (1901-72), австрийский биолог-теоретик. С 1949 в США и Канаде. Выдвинул первую в современной науке обобщенную системную концепцию («общую теорию систем»), задачи которой — разработка математического аппарата описания разных типов систем. Теория систем рассматривает управляемую систему не автономно, а в ее взаимосвязи с окружающей средой и исследует методы адаптации систем к изменяющимся внешним условиям.

Дальнейшим развитием теории систем (но не отменяющим ее) является метод анализа ситуаций, изучающий в первую очередь те факторы внешнего воздействия, которые влияют на эффективность работы организации. Этот метод позволяет понять, каким способом можно добиться основной цели организации в конкретных условиях наиболее эффективно, какие факторы являются наиболее важными для данной ситуации в конкретных условиях и какой эффект будет получен при воздействии на эти факторы. Основной тезис сторонников ситуационной теории управления – не существует единственного, унифицированного метода управления для любых ситуаций. В каждом конкретном эпизоде управленческой деятельности необходимо искать свои, нестандартные пути решения проблемы, гибко применять все средства и методы науки и искусства управления.

Таким образом, основными положениями данной школы явились:

o Приложение теории систем, принятия решений, информации и кибернетики к управлению предприятием;

o Применение формальных (количественных) и неформальных методов в принятии решений;

o Использование информационных систем и вычислительной техники.

Задание для студента:

Обобщите информацию о развитии управленческой мысли в таблице 2. Отметьте, какие положения, на Ваш взгляд, не потеряли актуальность в настоящее время.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Таблица 2 – Основные школы и их вклад в науку управления.

Школа и временные промежутки ее существования Представители школы Основные положения школы
       
       
Продолжение таблицы 2
       
       

Проверьте себя:

Ответьте на вопросы:

1. Что такое менеджмент?

2. Каковы основные цели менеджмента?

3. Каковы основные задачи менеджмента?

4. Каковы связи менеджмента с другими, изучаемыми Вами, дисциплинами?

5. На что делали упор различные школы менеджмента?

Самостоятельная работа:

Самостоятельное изучение вопросов и составление докладов и сообщений по темам:

· Классики менеджмента.

· Национальные особенности менеджмента и проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России.

 

 

РАЗДЕЛ 1 Методологические основы менеджмента

 

Тема 1.1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

 

 
 


В результате изучения студент д о л ж е н:

иметь представление:

· о специфике целей и задач управления организациями различных организационно-правовых форм;

знать:

· требования к целям.

 

Цель как важнейшая характеристика менеджмента

 

Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, которое необходимо достичь или сохранить.

Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.

§ Организующая роль – позволяет выбрать правильное направление реализации усилий и распределить усилия между направлениями действий.

§ Мотивирующая роль – позволяет активизировать деятельность коллектива, т.к. правильно поставленные цели являются значимыми для коллектива результатами.

§ Контролирующая роль – позволяет измерить результат труда путем сопоставления целей и фактических результатов.

 

Формирование целей

 

Основные требования к целям

 

§ Цели должны содержать сроки реализации;

§ Формулировка цели должна быть краткой;

§ Цель должна быть маржинальной (не меньше возможности предприятия);

§ Цель должна быть реальной (не больше возможности);

§ Цель должна быть гибкой (должен быть предусмотрен механизм корректировки при изменении внешней и внутренней среды предприятия),

§ Все цели предприятия должны быть совместимы (непротиворечивы).

 

Классификация целей.

§ По уровню: народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.д.

§ По сроку действия: перспективные текущие.

§ По масштабу действия: стратегические, тактические.

Миссия организации

 

Миссия организации является базой для установления целей организации, обеспечивает не противоречивость набора целей, помогает в выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы деятельности.

Миссия – это элемент общей цели, который выделяет данную организацию среди подобных, какова ее философия.

Основными элементами миссии являются:

§ основной продукт,

§ целевые сегменты рынка,

§ технология производства.

Стратегия организации

 

Стратегия - это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, для обеспечения эффективной деятельности организации. Основные ориентиры развития могут устанавливаться по следующим направлениям:

§ снижение издержек производства и обращения,

§ увеличение или удержание доли на внутреннем и внешнем рынках,

§ рост капитализации компании (рыночной стоимости акций),

§ повышение уровня инвестиционной привлекательности компании,

§ снижение давления поставщиков,

§ организационное развитие, повышение социальной ответственности компании и др.

Дерево целей

Обычно в организации существует не одна цель, а целая система целей. Это значит, что входящие в эту систему цели связаны между собой и представляют некую иерархию – «дерево целей».

Мелкие цели, которые являются средством достижения более крупных целей принято называть задачами.

Задачи управления, сформулированные в результате структуризации целей, подразделяются на три типа:

§ управление людьми,

§ управление процессами,

§ управление информацией.

Правила постановки целей

1. Сбор и анализ информации о внешней и внутренней среде предприятия.

2. Определение приоритетов в направлениях деятельности (разработка стратегии).

3. Постановка генеральной цели.

4. Формирование дерева целей и задач.

5. Анализ дерева целей (проверка соподчиненности целей, исключение альтернативных целей).

6. Внесение необходимых изменений в дерево целей.

7. Формулировка критериев оценки выполнения поставленных целей.

8. Доведение целей и критериев оценки до исполнителя.

9. Оценка выполнения по заранее определенным критериям.

10. Анализ причин отклонений.

11. Необходимая корректировка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.