Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика уроков при занятиях акробатикой





С.КОЖЕВНИКОВ

Издание третье, дополненное

МОСКВА

«ИСКУССТВО»


ББК 85.35

К58

Допущено Управлением учебных заведений

и научных учреждений Министерства культуры СССР

в качестве учебного пособия

для учащихся училищ циркового

и эстрадного искусства

К 4909000000-175 112-83

025(01)-84

© Издательство «Искусство». 1984


Глава I

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

ПРИ ЗАНЯТИЯХ АКРОБАТИКОЙ

Занятия акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и мето­дически. Только такие занятия могут дать положительные резуль­таты.

Урок — эта общепринятая и наилучшая форма проведения за­нятий — должен строиться и проводиться по определенному плану.

Независимо от того, где проводится тренировка — в кружке ли самодеятельности, в спортивной ли школе или цирке,— инструктор-тренер (преподаватель) должен строить свой урок, учитывая общую цель занятий. Урок, конечно, не может быть стандартным, одина­ковым для любого коллектива занимающихся, но схема его должна явиться общим ориентиром, допускающим частные отклонения и изменения.

Например, в коллективе самодеятельности тренер преследует цель обучить занимающихся элементарным акробатическим упраж­нениям. По освоении их он подготавливает «номер», составляя его на основе этих упражнений. Это одно.



В секциях акробатики учебных заведений или спортивных обществ тренер (преподаватель) ставит своей целью воспитать из занимающихся настоящих мастеров этого вида спорта, которые в дальнейшем будут участвовать в соревнованиях. Это другое.

Но основная задача тренера — воспитать здорового, сильного, ловкого, волевого, закаленного человека, надежного защитника со­циалистической Родины.

Сама техника акробатики невозможна без освоения и развития в себе этих качеств.

При занятиях акробатикой преподаватель обязан требовать от учеников строжайшей дисциплины. Невнимательное отношение к занятиям может привести к ушибам и травмам. Преподаватель дол­жен внимательно следить за исполнением упражнений и сразу же устранять каждую, даже незначительную, ошибку. Не замеченную и не устраненную вовремя ошибку в дальнейшем исправить намного труднее. Преподаватель должен развить в ученике смелость и настойчивость.



Число занимающихся в акробатическом кружке — группе — не должно превышать двенадцати — пятнадцати человек на одного преподавателя. Акробатические упражнения приходится неоднократно повторять с каждым учеником, что занимает много времени. В чрез­мерно большой группе медленнее усваиваются упражнения, и уче­ники теряют интерес к занятиям.

Зимой занятия проводятся в спортивных залах с хорошей венти­ляцией и температурой не ниже 15—18°.

Летом занятия переносятся в парки, сады, на спортплощадки и на специально подготовленные, вскопанные и посыпанные опил­ками акробатические площадки. Женская и мужская группы зани­маются, как правило, отдельно.

При приеме в акробатическую группу учащиеся должны пройти обязательный медицинский осмотр.

Методика уроков при занятиях акробатикой

Правильное планирование работы является залогом успешного хода учебно-тренировочных занятий. Урок должен состоять из четырех частей: вводной — 4—6 минут, подготовительной — 15— 20 минут, основной — 25—30 минут и заключительной — 8—10 ми­нут. Вводная и подготовительная части имеют целью подготовить организм занимающихся к последующей усиленной физической нагрузке основной части.

В основной части нагрузка бывает максимальной. Заключитель­ная часть имеет целью постепенное успокоение деятельности как мышц, так и внутренних органов и нервной системы.

Спортсмены тренируются три раза в неделю, через день. Ар­тисты тренируются ежедневно, делая один раз в неделю (1 день) перерыв для отдыха, так как кроме дневных тренировок они имеют ежедневно вечерние выступления. Общая физическая нагрузка у них очень высокая.



С первых же занятий преподаватель должен придерживаться строгой последовательности упражнений в отношении их трудности.

Некоторые ученики, не считаясь с замечаниями и советами преподавателя, преждевременно, не освоив элементарных упражне­ний, самостоятельно изучают сложные элементы: стойки, сальто и т. п. Такая непоследовательность только вредит делу, она часто приводит к трудноисправимым ошибкам, мешающим росту акроба­тического мастерства. Не переходить к сложным упражнениям, не освоив хорошо простые,— таково непременное условие успешных занятий по акробатике.

Нельзя также изучать новые упражнения, если занимающиеся с напряжением исполняют старые, пройденные упражнения. Реко­мендуется проводить регулярные контрольные занятия. Хорошо успевающих следует выделять в особую группу, с отстающими сле­дует многократно повторять неосвоенные упражнения.

Перед началом каждой части урока преподаватель знакомит занимающихся с предстоящим упражнением, объясняя технику его исполнения. Затем сам преподаватель или лучший ученик демон­стрирует это упражнение, чтобы вся группа имела наглядное пред­ставление об его исполнении.

Замечания о терминологии

Акробатика сравнительно недавно получила признание в общей системе физического воспитания и развития молодого советского поколения, как один из ценных и интересных видов физической культуры и спорта. Акробатические упражнения занимают теперь законное место в комплексе ГТО-1 и ГТО-2. До недавней поры акробатика была уделом чисто профессионального круга цирковых артистов.

Названия акробатических упражнений, употреблявшиеся в этой среде, были непонятны из-за иностранного происхождения и подчас никак не объясняли самой сущности этих упражнений. С развитием акробатики в системе физического воспитания, спорта и самодея­тельности встал вопрос о создании единой русской терминологии.

При составлении программ соревнований по акробатике была частично изменена существующая терминология. Это принесло в некоторой степени положительные результаты, но не решило еще окончательно задачи, так как русские названия иногда даже самых простых упражнений оказались труднопроизносимыми, чересчур длинными и не получили широкого распространения. Это привело к тому, что большинство занимающихся пользуется старыми назва­ниями. Не беря на себя смелость решения этой сложной и серьез­ной задачи, при описании некоторых упражнений мы будем при­держиваться новых названий, оставляя в скобках старые, так как новая терминология не охватывает всех жанров акробатики.

Наряду с объяснением по терминологии необходимо привести разъяснения некоторых слов, часто упоминающихся в этой книге и имеющих большое значение при занятиях акробатикой. Это слова:

1) пассировка,

2) темп,

3) группировка,

4) стрекассат.

Слово «пассировка» (или «пассировать») имеет два значения.

Первое — страховка. Страховщик (пассировщик) находится око­ло занимающегося с целью страховки последнего от возможных падений. В данной книге мы пользуемся русскими словами «стра­ховать», «страховщик».

Второе — смягчение прихода на ноги, в кисти рук и т. д. с како­го-либо упражнения, которое делается как самим исполнителем, так и партнером, принимающим или ловящим исполнителя. Смягчение достигается незначительным (пружинистым) приседанием с после­дующим выпрямлением ног. Это второе значение будет обозначать­ся в дальнейшем словом «пассировать».

Слово «темп» также имеет два значения.

Первое — сделать какое-нибудь одно упражнение или несколько «в темп» или «в темпе», т. е. сделать его одно или поочередно с другими несколько раз подряд, не останавливаясь, в заданном ритме.

Второе — дать темп, т. е. произвести необходимый толчок нога­ми или руками для облегчения исполнения какого-либо упражне­ния. Например, при входе и отходе на плечи и с плеч, при броске руками, при построении и распаде пирамид.

При броске партнера с плеч применяется обычно так называе­мый двойной темп, состоящий из двух движений: вниз и вверх. Беря партнера на плечи, нижний делает небольшое приседание (движение вниз) с последующим выпрямлением ног (движение вверх). Выбрасывая партнера с плеч, нижний снова делает два дви­жения: приседает (движение вниз) и выпрямляет ноги (вверх).

Группировка. Прежде чем приступить к разучиванию различ­ных акробатических упражнений, необходимо познакомить учени­ка с группировкой, так как правильная группировка необходима для исполнения в дальнейшем почти всех технически сложных прыжков, как, например, различных сальто.

Под группировкой подразумевается такое положение исполни­теля, при котором его корпус и ноги собраны как бы «в комок». Для наглядного представления о группировке занимающийся дол­жен сделать следующее: лечь на спину выпрямившись, руки вытя­нуть за головой; резким движением согнуть ноги в коленях по ширине плеч, плотно прижимая колени руками к груди. Подборо­док также прижимается к груди, спина круглая. Таким образом, тело образует как бы «комок». Это положение называется группи­ровкой.

В дальнейшем в описании различных упражнений встречаются слова: «плотная», «широкая» группировки — это значит, что колени до предела подтягиваются к груди, т. е. плотно, и вместе с тем ко­лени разведены чуть шире головы, пятки и носки вместе, подъем вытянут до отказа. При исполнении различных прыжков группи­ровка считается правильной, когда она взята плотно и широко.

Стрекассированным прыжком, или прыжком-стрекассат, назы­вается такой прыжок, в котором прыгун, сделав заднее сальто, при­ходит впереди той точки, на которой он находился до прыжка, и, наоборот, сделав переднее сальто, оказывается позади этой точки.

Оборудование

Для занятий акробатикой необходимо иметь следующее обору­дование:

1. Войлочную дорожку, обшитую брезентом. Ширина ее — 1 м 20 см, длина — 8—15 м, толщина — не менее 3 см.

2. Гимнастический мат.

3. Ковер.

4. Ручные лонжи, из расчета одна на троих занимающихся.

5. Подвесную лонжу одинарную и двойную.

6. Трамплин деревянный и пружинный.

7. Фетровые шапочки — 2—4.

Костюмы

Костюм для мужчин и женщин, занимающихся акробатикой, должен быть легок, удобен, не должен стеснять движений. Обыч­ный костюм акробатов состоит из трусов и майки. При исполнении акробатических упражнений как женщины, так и мужчины долж­ны под костюм надевать бандаж, сделанный из резиновых лент или резинового пояса. В период изучения и освоения акробатиче­ских упражнений не рекомендуется заниматься в шароварах, брю­ках, комбинезонах. Эти костюмы стесняют свободу движений и не дают преподавателю возможности наблюдать, правильно ли испол­няются акробатические упражнения.

Для занятий нужны акробатические ботинки, сшитые из пару­сины, брезента или мягкой кожи с выворотной мягкой кожаной по­дошвой. Ботинки (а не туфли) необходимы для предохранения голеностопного сустава от растяжений. Всякая грубая обувь для занятия акробатикой совершенно непригодна, так как она будет царапать руки, шею и плечи партнера.

Страховка

При изучении акробатических упражнений применяется лонжа. Ручная лонжа применяется для страховки невысоких акробатиче­ских упражнений; подвесная лонжа — для высоких отходов (с рук, с плеч, с колонны, с подкидных досок). Подвесную лонжу дер­жат так, что руки свободно скользят по веревке. Во время исполнения трюков лонжу нуж­но держать, устраняя провис веревки и при этом ни на ми­нуту не ослаблять внимания.

 

 

Рис.2

Рис.1

При падении акробата держащий лонжу крепко сжимает веревку обеими руками и, сдерживая падение, плавно опускает акробата на землю (рис. 1 и 2).

При переходе к исполнению акробатических упражнений без лонжи ученика необходимо первое время страховать.

Страховка производится следующим образом: страховщик ста­новится рядом с исполнителем с правой или с левой стороны и, внимательно следя за исполнением упражнения, предохраняет уче­ника от падения. К страховке допускаются только очень опытные ассистенты-страховщики.

* * *

Акробатика состоит из следующих видов (жанров):

1. Акробатики прыжковой.

2. Акробатики силовой.

3. Акробатики эксцентрической.

4. Акробатики с использованием аппаратуры.

Упражнения каждого жанра подразделяются на индивидуаль­ные и групповые.

Основной вид акробатики — прыжковая акробатика, которая яв­ляется как бы фундаментом всех акробатических жанров. Поэтому мы начнем с описания акробатических прыжков.


Глава II

АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.