Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды печных и каминных облицовок





Для отделки каминов используются все негорючие материалы: дикий камень, гранит, мрамор, керамика, металл (в том числе цветной), стекло, кирпич, бетон, лепные и тянутые штукатурные детали, искусственный камень, даже дерево, если оно специальным образом обработано и не попадает в зону теплового излучения (минимальный отступ – 80 см от топочного проёма).

6.1 Кафель. Керамика. Изразцы.

Керамика – (греч. keramike techne – гончарное искусство, от keramos – глина) – это широкий круг изделий из природных глин, а также их соединений с минеральными и органическими добавками, обожженных до камневидного состояния, включающий в себя такие их виды, как гончарный товар, терракота, майолика, фаянс, изделия из каменных масс, фарфор.

Керамические изделия формуют методом пластического формования из пластичной массы или методом литья (жидким шликером) в гипсовых формах. Пластичное формование предполагает как ручное изготовление изделий (лепка, отминка по формам, вытягивание на гончарном круге), так и механическое (на современных станках). Изделия сложной конфигурации и тонкостенные изготавливают литьем в гипсовых формах, что выполняется и вручную, и на механизированных установках.



Камины и печи можно облицовывать разными видами керамики, но идеально для этой цели подходит кафель. Всех производителей кафеля условно можно разделить на три группы: керамисты-кустари (художники-керамисты, работающие в одиночку или семейным подрядом), керамические художественные студии или ателье (маленькие полукустарные объединения нескольких художников) и керамические мануфактуры – крупные, насколько можно быть крупными в этой области. Кафель создаётся целыми коллекциями – наборами, включающими столько элементов, сколько необходимо, чтобы облицевать печь или камин любой архитектуры. Размеры кафеля самые разные: от нескольких сантиметров до плит метровой величины.

Обычно одна коллекция кафеля насчитывает минимально четыре элемента: базовый (плитка полного размера), половинный, лизена (специальный угловой элемент) и симс (карниз или бордюр). Вместо лизен могут устанавливаться срезанные на торцах под 45 градусов базы и половинки либо изготовленные из них цельные углы. Лизены и симсы часто выполняют нейтральными по стилю. Тогда они могут использоваться сразу в нескольких коллекциях. Существуют также многочисленные вспомогательные элементы: накрывные, доборы и пр. В качестве дополнительного декора на кафеле применяется глазурь, роспись и накладные рельефы.



Декор керамических изделий бывает живописным (декоративные покрытия и роспись) и скульптурным (рельефы, ажур, приставные детали).

Под декоративными покрытиями понимают отделку поверхности керамического изделия с применением глазурей, ангобов, красок и металлов; каждый из этих материалов может быть использован как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Глазурование – самый распространенный способ декорирования разных видов керамических изделий. Глазурь, стекловидная масса, наносится, как правило, на обожженное керамическое изделие. Правильно подобранная глазурь повышает механическую прочность керамического черепка и его водостойкость.

Ангобирование – это нанесение на необожженное керамическое изделие тонкотертой глиняной массы, ангоба, в виде самостоятельного декоративного покрытия либо в сочетании с глазурью. Ангобы бывают белыми и цветными. Используются также в качестве грунта для росписи.

Роспись ангобами – ангоб может покрывать поверхность керамического изделия целиком или наноситься в виде рельефного узора – барботина, разновидностью которого является техника «part sur part» – тонкая, полупросвечивающая живопись белой массой по цветному фону черепка.

Роспись красками – выполняют в сочетании с глазурью, ангобом или непосредственно на обожженном черепке – с последующим обжигом, закрепляющим краски на поверхности черепка, либо – очень редко – без обжига. По характеру применения краски делятся на подглазурные и надглазурные. Процесс нанесения керамических красок на поверхность изделия может быть ручным и механическим.



Нанесение на глазурованную поверхность изделия покрытия препаратами с содержанием драгоценных металлов. Золочение керамических изделий выполняют разными способами. Поверхность золочения может быть блестящей или матовой. Роспись глянцгольдом (жидким золотом) после муфельного обжига обретает глянцевую поверхность. Содержание золота в препарате низкое (от 8 % до 12%). Роспись порошковым золотом (или полиргольдом) после обжига приобретает матовую поверхность, иногда поверхность полируют агатовым зубком. Такой препарат выпускается с содержанием золота от 60% до 70%. Существует также листовое золочение, медовое золочение, золочение порошковым золотом. Серебрение выполняют серебром, смешанным с сернистым бальзамом и флюсом, которое наносят на изделие и затем обжигают. Учитывая то, что серебряные покрытия под воздействием воздуха довольно быстро темнеют и тускнеют, в настоящее время используют препарат жидкой платины.

Люстр – тонкая пленка цветного металла (меди, олова, серебра, висмута, золота или платины), образующаяся при низкотемпературном обжиге на температуре около 800°С.

Ажур – это украшение керамического изделия сквозным орнаментом, который получают в результате вырезывания керамической массы по нанесенному рисунку.

Аппликации – техника выполнения рельефного узора или изображения наложением кусков глины.

Гравировка – проработка рисунка на поверхности сырой глины (орнаментов и сюжетов).

Резьба – создание рельефов на поверхности черепка.

Тиснение – техника отпечатков в качестве декора керамических изделий. Чтобы отпечаток был отчетливым, делается по мягкой глине.

Скульптурные украшения выполняют в виде рельефа и отдельных фигурок.

6.2 Натуральный камень. Мрамор.

Мрамором обрамляют каминные проёмы со времён ренессанса, и по сию пору он остаётся излюбленным отделочным материалом для традиционных открытых каминов, при этом не только по эстетическим соображениям. Мрамор, как дорогой материал, внушает солидность и основательность. Существует множество сортов мрамора всевозможных оттенков, однако разные эпохи и стили выбирали свой цвет. В эпоху классицизма, например, предпочтение отдавали белому. О популярности мрамора говорит тот факт, что часто на деревянных или каменных порталах мрамор имитировали с помощью штукатурки и красок. Сейчас появились машины, позволяющие быстро изготавливать простые мраморные порталы и даже выполнять на них определённой глубины и сложности резьбу. Изготовленные машинным способом мраморные облицовки каминов, при удачном дизайне и выдержанных пропорциях, выглядят вполне достойно и стоят небольших денег. По-другому обстоят дела с каминами сложной архитектуры и декора. В этом случае машинные изделия не идут ни в какое сравнение с аналогами ручной работы. В качестве дополнительных декоративных элементов в мраморных облицовках используют тот же мрамор, но контрастных оттенков, ониксы, полудрагоценные камни и бронзу. Мрамор также расписывают, применяя специальные технологии нанесения красок. Сложная скульптурная резьба – самое дорогое украшение мраморного камина, но далеко не каждый сорт мрамора поддаётся такой резьбе. Лучше всего режутся белый статуарный и серый каррарский, поэтому они чаще всего применяются при изготовлении резных порталов. Кроме того, на этих сортах мрамора любая резьба смотрится выигрышно, чего нельзя сказать о цветных сортах мрамора, где нужно очень осторожно подходить к выбору резных деталей.

Вставки из тёмного цветного камня или мрамора в белоснежном статуарном или каком-либо другом светлом мраморе нельзя назвать особенно сложным по исполнению декором, но они всегда придают строгому каминному порталу торжественную нарядность, не говоря уже о том, что, будучи весьма эффектными, они обходятся значительно дешевле скульптурного резного декора. Поначалу цветной мрамор использовали главным образом для оформления бленд, позднее, особенно в ХVIII–XIX веках, им инкрустируют фриз и жамбы. Если такая инкрустация кажется, недостаточно эффектной (особенно в том случае, когда применяется однотонный цветной камень без яркого узора), в дополнение к нему используют различные накладные украшения. Это может быть бронза или рельефный резной декор из полупрозрачного алебастра или другого материала, на котором возможна тонкая, практически ювелирная резьба. Чаще всего в качестве мотивов такой резьбы служат различные растительные орнаменты либо изображения муз и других мифологических персонажей.

Накладной бронзовый декор на каминных порталах широко стали применять в основном в XVIII в. Тогда же сложилась технология его производства, которая в целом сохраняется по сию пору. Обычно бронзовые накладки выполняются тремя разными мастерами: сначала литейщиком, который отливает заготовку, затем резчиком-чеканщиком, который доводит её до нужной формы, и, наконец, если это требуется, позолотчиком, который наносит позолоту. Работа последнего в старые времена была очень вредной для здоровья, поскольку технология золочения предполагала использование ртути. В современных технологиях нанесения позолоты применяются более безопасные методы. Элементы бронзового декора каминных порталов были такими же, какими украшали мебель. При этом, как правило, особого разнообразия в дизайне не наблюдалось. Одни и те же мотивы тиражировались (и тиражируются сейчас) с до удивления беззастенчивой частотностью. Один и тот же декор можно видеть на каминах разных мраморных мастерских. В целом всем каноническим мотивам (растительные орнаменты, кариатиды, атланты, сфинксы, сатиры и т.д.) мы обязаны знаменитым французским мастерам XVIII в.: Кафьери, Гутьеру, Форестье и Томиру.

Каминные порталы полностью из цветных поделочных камней и ониксов встречаются реже, чем камины, инкрустированные этими камнями. С цветным камнем всегда велика опасность «переборщить», поскольку он сам по себе очень красив и в дополнительном декоре особенно не нуждается.

6.3 Дикий камень, искусственный камень и бетон.

Известняк, песчаник, доломит, ракушечник, галька, сланец, бутовый камень и другие так называемые «дикие» камни широко применяются в качестве материала для каминных обрамлений с давних времён. Раньше они в основном использовались для отделки простых рустикальных (в сельском стиле) каминов, а также городских каминов массового производства. До эпохи Возрождения известняки и песчаники были главным отделочным материалом при строительстве всех каминов. Дикий камень пользовался большой популярностью у архитекторов и дизайнеров.

Искусственный камень – относительно новый материал – в строительстве его начали применять в XIX в. Используется он, как правило, вместо натурального дикого камня, когда последний, по тем или иным причинам, применить невозможно. На расстоянии искусственные и натуральные камни отличить сложно, а вот вблизи разница очень ощутима. Поскольку камины являются частью интерьера, которая обычно рассматривается с близкого расстояния, это обстоятельство нужно учитывать при выборе камня для его облицовки. Вместе с тем, у искусственного камня есть одно существенное преимущество перед натуральным. Он в обработке гораздо проще и легче последнего. Там, где облицовка представляет собой нагромождение камней разного размера и формы (например, на так называемых «американских» каминах), за счёт искусственного камня можно сократить вес каминной облицовки в несколько раз. Но опять же, натуральный камень выглядеть будет гораздо эффективнее.

Бетон – самый универсальный и, видимо, самый дешёвый материал для каминных облицовок. Ему можно придавать самые разные формы и текстуры, окрашивать в любой цвет, благодаря чему добиваться имитации практически всех отделочных материалов – от мрамора до керамики. В бетон можно вмуровывать ракушки, стекло, осколки мрамора и цветные камешки, а затем шлифовать, получая таким образом поверхности в стиле терраццо.

6.4 Горшечный камень.

Горшечный камень очень интересный материал, удивительный по своим свойствам: он прекрасный теплонакопитель, обладает приятной текстурой, очень лёгок в обработке, что позволяет изготавливать из него детали любой формы. Минералогическое название этого камня – стеатит. Встречаются его месторождения в разных странах Европы и Америки. Знают его также под названиями: талькум, тальковый камень, жирный камень, мыльный камень, горшечный камень, лава-камень, пьетра олларе и т.д. Существует много цветов этого камня (белый, жёлтый, зелёный, красный, розовый, охра, чёрный и другие), но больше распространён серый цвет разных оттенков.

6.5 Металл.

Металл в печной индустрии использовался всегда: полностью из металла выполненные печи и камины, чугунные ножки и основания кафельных печей, чугунные и стальные печные дверцы, каминные решётки, подставки для дров, каминные плиты и жаровни, бронзовый декор и скульптура на мраморных порталах и т.д. В качестве самостоятельного отделочного материала для каминов металл широко начали применять в XIX веке: викторианские каминные порталы, порталы в стиле модерн. С середины XIX века металл, благодаря своей дешевизне, особенно в сравнении с мрамором и деревом, стал основным материалом каминных порталов массового производства. Более того, технология литья в это время стала столь совершенной, что позволяла исполнять в металле практически любой декор. Металлические порталы с чугунной топкой-вставкой, а иногда уже и с овермантелем в комплекте, производились в любом из стилей, популярных в XIX веке. Металл был излюбленным материалом у архитекторов и дизайнеров XX века, работавших в стиле модерн, ар деко, хай тек, и у постмодернистов.

6.6 Штукатурка.

Штукатурка всегда была основным отделочным материалом для печей. Кафель, даже самый дешёвый, могли позволить себе не все. Применялась штукатурка и для отделки каминов. При чём оштукатуривали не только овермантель (часть камина над каминной полкой), но и сам корпус камина. В последние десятилетия прошлого века полностью оштукатуренные, так называемые скульптурные, камины и печи были в большой моде.

6.7 Дерево.

Хотя дерево и не самый удачный, с пожарной точки зрения, материал для каминов, его в их отделке использовали со времён средневековья. Деревянные порталы каминов можно встретить во всех стилях, поскольку по своим декоративным свойствам дерево нисколько не уступает мрамору. В изготовлении каминов применяется мягкое и твёрдое дерево. Твёрдые сорта древесины (например, дуб или махагон) сами по себе очень красивы, а потому, как правило, их используют такими, какие они есть, покрывая лаком или воском только для того, чтобы подчеркнуть красоту текстуры. Мягкие породы дерева (сосна и ель) используются главным образом как основа, на которую наносится покрытие, имитирующее более дорогие сорта дерева или мрамор. В большинстве случаев дерево в отделке использовалось в комбинации с изразцами или чугунным литьем для отсечки деревянного портала от горячей части камина.

6.8 Кирпич.

Кирпич использовали для отделки каминов и печей всегда: либо обычный, строительный, либо специальный декоративный. Поскольку добыча и обработка дикого камня, не говоря уже о мраморе, обходилась дорого, применяли их в основном для престижных каминов. В качестве более дешёвой альтернативы выступал кирпич. Конкурировать с ним мог только искусственный камень. Выбор в пользу кирпича в качестве отделочного материала для каминов был обусловлен не только соображениями экономии. Кирпич всегда привлекал к себе внимание разнообразием форм и цветов, а также своими жаропрочными качествами. Поскольку обожженный кирпич очень тверд, сложен в обработке, резьба по кирпичу – довольно трудоемкий процесс, его редко использовали для обрамлений (исключение – фламандские кирпичные камины и камины в стиле искусств и ремёсел), но уже со времён возрождения из него выкладывали топливники. Зачастую кирпич использовался в облицовке каминов в комбинации с терракотовыми изразцами, имитирующими резьбу по кирпичу. Если дизайнерское решение кирпичного камина и сама кладка кирпича удачны, то отпадает необходимость закрывать этот материал штукатуркой, деревом или керамической плиткой. Комнатные кирпичные печи чаще всего оштукатуривают или облицовывают кафелем.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.