Сделай Сам Свою Работу на 5

Приборы освещения как предмет реставрации





РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

РАЗДЕЛ VIII

КОНСЕРВАЦИЯ, РЕМОНТ, РЕСТАВРАЦИЯ И ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА – ПРИБОРОВ ОСВЕЩЕНИЯ, ПЕЧЕЙ, КАМИНОВ,

ВСТРОЕННОЙ МЕБЕЛИ

 

Москва

Содержание

 

Введение. 3

Подраздел 1 Приборы освещения. 5

Подраздел 2 Печи и камины.. 63

Подраздел 3 Встроенная мебель. 140

 


Введение

Настоящий раздел разработан в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», включает в себя рекомендации по научно-исследовательским, изыскательским, проектным и производственным работам по консервации, реставрации и воссозданию предметов внутреннего убранства объектов культурного наследия – приборов освещения, печей, каминов, встроенной мебели.

Раздел состоит из следующих подразделов:

- Подраздел 1 Осветительные приборы;

- Подраздел 2 Печи и камины;

- Подраздел 3 Встроенная мебель.

Каждый подраздел содержит конкретные рекомендации по научно-исследовательским, изыскательским, проектным и производственным работам по консервации, реставрации и воссозданию предметов внутреннего убранства объектов культурного наследия – печей, каминов, встроенной мебели, приборов освещения (в соответствии с названиями подразделов).



Раздел VIII является обобщением опыта работ по консервации, ремонту, реставрации и воссозданию предметов внутреннего убранства объектов культурного наследия – приборов освещения, печей, каминов, встроенной мебели, в том числе, включающем опыт работы с ранее отреставрированными объектами культурного наследия.

Каждый подраздел содержит необходимые сведения для определения порядка и состава научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по консервации, реставрации и воссозданию предметов внутреннего убранства объектов культурного наследия, в том числе:

- Термины и определения;

П р и м е ч а н и е – термины и определения рекомендуются для применения при разработке научно-проектной документации, исполнительной документации и иной документации по реставрации по консервации, ремонту, реставрации и воссозданию архитектурно-художественных и защитно-декоративных элементов и деталей.



- Описание исторических методов нанесения защитно-декоративных покрытий;

- Классификацию существующих архитектурно-художественных и защитно-декоративных элементов и деталей;

- Краткие исторические сведения (при необходимости);

- Описание методов консервации, реставрации и воссоздания декоративных элементов и покрытий;

- Формы исполнительской и проектной документации (при необходимости).

Разработка раздела выполнена Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ФГУП ЦНРПМ) при участии авторского коллектива в составе:

В.И. Бубнов – технолог – реставратор Высшей категории, начальник отдела ОДСМиК ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт по реставрации памятников истории и культуры «НИИ СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ»; С.В. Ананьев - инженер-технолог, зам. директора по реставрации компании ООО «РЕСТАМП»; А.В. Шибанов - эксперт по культурным ценностям, художник-реставратор произведений ДПИ из дерева Высшей категории; К. В. Лихолат – директор ООО «Паллада», член Гильдии печников и трубочистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.


 

СВОД ПРАВИЛ (РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА)

 

РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

РАЗДЕЛ VIII

КОНСЕРВАЦИЯ, РЕМОНТ, РЕСТАВРАЦИЯ И ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА – ПРИБОРОВ ОСВЕЩЕНИЯ, ПЕЧЕЙ, КАМИНОВ,



ВСТРОЕННОЙ МЕБЕЛИ

Подраздел 1

ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ

 

Москва


Содержание

1 Область применения. 7

2 Нормативные ссылки. 7

3 Термины и определения. 7

4 Общие положения. 14

4.1 Приборы освещения как предмет реставрации. 14

4.2 Описание процесса. 16

5 Рекомендации по проведению реставрационных работ. 17

5.1 Предварительные работы.. 17

5.2 Проведение ремонтно-реставрационных работ. 20

5.2.1 Демонтаж и разборка на узлы и детали. 20

5.2.2 Расчистка узлов и деталей. 23

5.2.3 Реставрация отдельных узлов и деталей. 31

5.2.4 Восполнение утрат. 36

5.2.5 Сборка с подгонкой вновь изготовленных и отреставрированных деталей 41

5.2.6 Монтаж на историческое место. 44

Библиография. 47

Приложение А. Резьбовые соединения (историческая справка) 49

Приложение Б. Развитие искусственных источников света (историческая справка) 53

 

Область применения

1.1 Подраздел определяет задачи реставрации, устанавливает порядок организации и проведения исследовательских, реставрационных, противоаварийных и профилактических работ на предметах внутреннего убранства объектов культурного наследия – осветительных приборах.

1.2 Подраздел предназначен для государственных органов охраны объектов культурного наследия, реставрационных организаций, специалистов в области реставрации, пользователей, собственников памятников и рекомендованы для выполнения работ по сохранению предметов внутреннего убранства объектов культурного наследия – осветительных приборов, всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, независимо от их ведомственной принадлежности.

 

Нормативные ссылки

В настоящем подразделе использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний

 

Термины и определения

В настоящем подразделе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 алмазная грань: Способ обработки поверхности изделий из хрусталя огранкой в виде клиновидных надрезов, пересекающихся между собой [1].

3.2 аргандная лампа: Масляная лампа, изобретенная А. Аргандом в 1783 г., в которой цилиндрический резервуар с горючим соединялся в нижней своей части через рожок с горелкой, где находился трубкообразный матерчатый фитиль [1].

3.3 бобешка: Элемент подсвечника.

П р и м е ч а н и е – Во французском языке «bobeche» означает «розетку подсвечника», в русской же традиции бобешкой с XIX века называли стаканчик, в который вставляли свечу [1].

3.4 бра: Крепящийся к вертикальной плоскости светильник на одну или несколько светоточек.

П р и м е ч а н и е – Первоначально изображал закрепленную на стене сжатую в кулак руку человека, которая держала шип для толстой свечи или факел. В VIII–XIX веках бра, как правило, состояло их стенника – плакетки или фигурной накладки, зафиксированной на стене (зеркале, камине, панели, ширме, пианино) и выходящего из нее рожка (или нескольких рожков), оканчивающегося профиткой и бобешкой для свечи. В конце XIX и начале XX века так могли называть любой осветительный прибор, прикрепленный к стене [1].

3.5 вазики:Стеклянные вазочки-муфты, нанизываемые на шток в люстрах с хрустальным убором.

П р и м е ч а н и е – Термин употреблялся во второй половине XVIII в. [2].

3.6 веретено: Центральный шток в паникадиле, имеющий сложную форму с чередующимися утолщениями и перехватами [1].

3.7 горелка: Часть масляной, газовой или керосиновой лампы, в которой происходит сжигание горючего [1].

3.8 жирандоль: Вид канделябра, в котором главная декоративная роль отводилась хрустальному убору, а металлическая конструкция являлась лишь каркасом.

П р и м е ч а н и е – Во второй половине XVIII в. жирандолью стали называть также канделябр золоченой или патинированной бронзы сложной композиции с одной или несколькими фигурами [1].

3.9 канделябр: Вид настольного осветительного прибора на три и более свечей, а также пучок рожков в большой люстре [1].

3.10 карсель (карсельская лампа): Масляная лампа, изобретенная швейцарцем Б.Г. Карселем в 1800 г.

П р и м е ч а н и е – Резервуар такой лампы был расположен под горелкой, а масло поступало к фитилю посредством насоса, приводимого в действие механизмом – «карселевым ходом». Подобно часам, лампу заводили специальным ключом раз в сутки. Конструкция карсельской лампы считалась самой совершенной из всех масляных ламп. Лампа легко устанавливалась на люстры и настенные бра. В России карсели начали входить в обстановку богатых домов лишь с 1837 г. [1].

3.11 зерцала: В XVII–XVIII веках детали паникадила в виде небольших щит-ков, помещавшихся на кронштейнах между рожками (перьями).

П р и м е ч а н и е – Первоначально предназначались для отражения пламени свечи и, следовательно, усиления света. Позднее использовались лишь как декоративные украшения [2].

3.12 керосиновая лампа: Светильник на основе сгорания керосина.

П р и м е ч а н и е – Изобретена поляком И. Лукасевичем в 1853 году. Изобретение заключалось в использовании нового горючего – керосина, который, в отличие от масла, поднимался по фитилю сам, без помощи механических приспособлений. В России подобные лампы начали распространяться с начала 1960-х годов, заметно потеснив все другие способы освещения. Они представляли собой дешевый вариант осветительных приборов, поэтому дизайн даже лучших из них отличался скромностью [1].

3.13 кинкет (кинкетная лампа): Тип масляной лампы, получившей свое наименование от имени изобретателя Кинкета, который усовершенствовал лампу Арганда (см. п. 3.2) снабдив ее специальным ламповым стеклом для усиления притока воздуха к горелке.

П р и м е ч а н и е – «Кинкетами» могли называть любые осветительные приборы, работающие по этому принципу, – настольные лампы, бра или подвесные светильники на несколько горелок. Они считались относительно дешевыми и неприхотливыми в обращении. Декоративное оформление кинкетов, как правило, было довольно простым – корпус лампы выполняли из жести и расписывали орнаментом по яркому фону. В России получили широкое распространение в начале XIX в. и бытовали до 60-х годов XIX в. [1].

3.14 корона: Верхняя часть люстры (фонаря, подвесной лампы), к которой прикреплены цепи или шток [1].

3.15 лампа: Светильник (настольный, подвесной, навесной, часть люстры или фонаря), предполагающий использование жидкого горючего вещества (масла, керосина, спирта) или газа [1].

3.16 лампа настольная: Переносной светильник с абажуром или экраном [1].

3.17 лампа подвесная: Небольшой светильник, независимо от способа освещения, с корпусом в виде стеклянного объема [1].

3.18 люстра: С середины XVII века подвесной осветительный прибор с убором из горного хрусталя.

П р и м е ч а н и е – Позднее наименование «люстра» распространилось на подвесные светильники с открытым светом (в отличие от фонарей) вне зависимости от типа убранства [1].

3.19 миракль: Настольная лампа, снабженная экраном с полупрозрачным изображением (акварель, литофания) [2].

3.20 монтажный провод: Провод для соединения электрических схем в электротехнических, радиотехнических и т.п. устройствах.

3.21 обелиск: Во второй половине XVIII в. элемент осветительных приборов в виде высокой хрустальной пирамиды с металлическим декоративным наконечником, украшенным хрустальными подвесками [1].

3.22 огневое (амальгамное) золочение: наиболее древняя техника золочения. Первое упоминание о ней можно найти в Естественной истории Плиния. Принцип огневого золочения заключается в растворении золота в ртути с получением амальгамы, нанесении амальгамы на подготовленную поверхность металлического изделия, нагревании изделия на углях или другим способом для испарения ртути. При нагревании производится разравнивание амальгамы на поверхности изделия. Толщина огневого покрытия золотом в исторических образцах обычно колеблется от 5 до 20 микрон. Золотое покрытие, полученное огневым золочением, считается наиболее стойким. Однако работы, связанные с выделением паров ртути, крайне вредны для здоровья и в настоящее время производятся только на специальном оборудовании в ограниченных объемах.

3.23 ормулю: Способ высококачественного золочения поверхности бронзы, полученного в результате выпаривания (откуривания) смеси золота и ртути (сортутки) при высокой температуре в специальной печи.

П р и м е ч а н и е – Золочение ормулю позволяло варьировать цвет золота, добиваясь различных оттенков – от зеленоватого до красноватого, а также давало возможность матового золочения [1].

3.24 паникадило: Подвесной бронзовый светильник в виде центрального штока-веретена, завершенного яблоком внизу, с одним или несколькими ярусами рожков-перьев с подсвечниками.

П р и м е ч а н и е – В России вплоть до XIX века паникадилом часто называли любой подвесной осветительный прибор. Позднее наименование «паникадило» стало ассоциироваться только с церковным подвесным светильником [1].

3.25 перья: Наименование рожков у паникадил в XVII–XVIII вв. [1].

3.26 плафон: Плоский электрический светильник эпохи модерн, в отличие от люстры не подвешенный, а вмонтированный в потолок. Плафоном также называли плоский стеклянный колпак люстры [1].

3.27 подвес: Светильник эпохи модерн в виде электрической лампы в декора-тивном оформлении, подвешенной на шнуре или цепи к потолку [1].

3.28 подвески хрустальные: Свободно висящие украшения в декоративном уборе люстр, фонарей, жирандолей [1].

П р и м е ч а н и е – Различаются по размеру и внешнему виду. Используемые термины, обозначающие виды подвесок: плакетка, кабошон, «миндаль», «оливка», призма («трактирка»), мирза, американская (американка), восьмигранник, «эрмитаж», многогранник, «звездочка», «ромашка», трехгранная, «дубовый лист» и др.

3.29 подсвечник: Настольный осветительный прибор на одну свечу, состоящий из широкой подставки или основания, стояка – вертикального стержня, профитки – розетки для стекающего воска и бобешки – стаканчика для крепления свечи со свободно вынимающимся вкладышем (манжетом) а также это часть осветительного прибора, предназначенная для закрепления свечи, в которую входят профитка, бобешка и вкладыш [1].

3.30 полулюстра: Стенник, имеющий форму хрустальной люстры в половину диаметра.

П р и м е ч а н и е – Полулюстры вешали на настенные зеркала в больших парадных залах таким образом, что вместе с отражением создавалось иллюзорное впечатление висящей в арке люстры [1].

3.31 пронизи: Украшения люстр (реже жирандолей) из хрустальных бусин, нанизанных на проволоку.

П р и м е ч а н и е – В XVII–XVIII вв. пронизи часто состояли из горного неграненого хрусталя. В конце XIX – начале XX вв. бусины выполняли из искусственного хрусталя в виде шариков с огранкой [1].

3.32 пронизка: Элемент хрустального убора люстры, подобный подвеске, с той разницей, что проволока проходит в нем насквозь [1].

3.33 свещник: Рожок с подсвечником в паникадилах XVI–XVIII вв. [1]

3.34 серьга: Монтировочная петля осветительного прибора для подвески его к крюку на потолке [2].

3.35 стенник: Осветительный прибор, навешиваемый на стену и имеющий вертикальную стенную часть в виде серебряного или медного щитка-отражателя, часто украшенного богатой чеканной работой с одним или несколькими рожками с подсвечниками, а также это пристенная часть бра [1].

П р и м е ч а н и е – Стенником в XVIII–XIX вв. могли называть и бра.

3.36 стразы: Имитация драгоценных камней из стекла.

П р и м е ч а н и е – Иногда так называют стеклянные подвески люстр XVIII века, напоминающие горный хрусталь. Чаще стразами называют мелкие граненые элементы люстр в металлической оправе или подвешенные в отверстиях обруча [1].

3.37 торшер: Напольный осветительный прибор. Получил распространение с эпохи ампира [1].

3.38 фестоны: Провисающие гирлянды из хрустальных подвесок в осветительных приборах конца XVIII–XIX вв. [2].

3.39 флакон: Хрустальное украшение в виде кубка в уборе люстр и жирандолей «елизаветинского» типа.

П р и м е ч а н и е – Применялись также в и эпоху историзма [2].

3.40 фонарь: Светильник (свечной, масляный, керосиновый, газовый), в котором огонь защищен со всех сторон от сквозняков или ветра стеклом (слюдой) [2].

3.41 химическая очистка: Способ очистки поверхности металлической детали от окислов и продуктов коррозии за счет обработки химическими реагентами.

3.42 хорос: Тип подвесного осветительного прибора, распространенный в Византии, затем появившийся в Древней Руси, состоящий из одного или нескольких обручей с поддоном на цепях [2].

3.43 чеканка: Способ отделки поверхности бронзы. Технологически следует за литьем и заключается в механической проработке рельефа изображения с помощью специальных инструментов – чеканов.

П р и м е ч а н и е – Это один из важнейших этапов создания произведения декоративной бронзы. Кроме того, что чеканщик исправлял недочеты литья и уплотнял поверхность металла для лучшего золочения, делал предмет более выразительным, углубляя рельеф, усиливая мельчайшие нюансы деталировки, придавая фрагментам различную фактурность [2].

3.44 шандал (шандан): В XVII–XVIII вв. большой бронзовый подсвечник или канделябр на три или более свечей.

П р и м е ч а н и е – Позднее это наименование стало использоваться только в отношении церковных канделябров [2].

3.45 шпиатр, композиция: Металлический сплав с большим содержанием цинка.

П р и м е ч а н и е – C 1830-х годов шпиатр применялся в изготовлении осветительных приборов – люстр, подсвечников, бра, а также корпусов каминных часов. Этот сплав отличался низкой стоимостью, но через некоторое время становился хрупким и осыпался. Не принимал ртутной или гальванической позолоты [2].

3.46 штык: То же, что обелиск или шпиль, но без декоративного завершения [2].

3.47 электролитическая очистка: Способ очистки поверхности металлической детали от окислов и продуктов коррозии с применением электрического тока от внешнего источника.

П р и м е ч а н и е – Относится к универсальным сильнодействующим способам, применяемым для очистки изделий из любых металлов, при условии хорошей сохранности предмета Для очистки к предмету, погруженному в электролит, присоединяется отрицательный полюс источника постоянного тока, положительный полюс источника питания присоединяют к вспомогательному электроду. При прохождении тока на катоде – предмете создаются условия для восстановительных процессов, при которых высшие окислы металлов переходят в низшие, более растворимые. Кроме того, выделяющийся молекулярный водород оказывает активное механическое воздействие, в результате которого происходит разрыхление коррозионной корки и отслаивание ее от поверхности металла [3].

3.48 электрохимическая очистка: Способ катодной очистки поверхности металлической детали от окислов и продуктов коррозии без внешнего источника электрического тока.

П р и м е ч а н и е – Для реализации этого способа составляется электрохимическая система из металлического предмета, который нужно очистить, металла, обладающего более электроположительным потенциалом по сравнению с металлом изделия, и электролита. Процессы, происходящие на поверхности металлической детали аналогичны происходящим при электролитическом способе очистки [3].

3.49 юбка: Украшение обруча хрустальной люстры в виде ряда подвешенных за один конец гирлянд [2].

3.50 яблоко: Нижнее металлическое завершение паникадильного веретена в виде шара или профилированного утолщения [2].

 

Общие положения

Приборы освещения как предмет реставрации

4.1.1 К объектам культурного наследия – предметам внутреннего убранства – приборам освещения, относятся подвесные, настенные (навесные), настольные и напольные светильники. В художественно оформленном интерьере осветительный прибор не только выполнял свою основную функцию – освещал помещение, но и являлся декоративной доминантой интерьера. Поэтому внешнему виду светильника, материалам, из которых он изготовлен, уделялось большое внимание. При создании модных светильников в каждую эпоху стремились применить все известные достижения науки и техники.

4.1.2 Осветительные приборы, используемые вне помещений, технического и специального назначения (прожектора, уличные фонари, шахтерские лампы и т.д.) предметами внутреннего убранства не являются и рассмотрению с точки зрения их реставрации в данном разделе не подлежат.

4.1.3 В разное время источником света в осветительных приборах могли быть отраженное солнце или огонь, тлеющие угли, факел, свеча, фитиль масляной или керосиновой лампы, газовая горелка, лампа накаливания и др. Устройство и внешний вид приборов освещения менялся от эпохи к эпохе.

4.1.4 При изготовлении светильников использовались самые разнообразные материалы:

- черный металл в виде кованых изделий, художественного литья, листовой и т.д.;

- медь, бронза, другие медные сплавы во всевозможных вариантах их обработки;

- шпиатр, сплавы олова и свинца, серебро и серебряные сплавы и т.д.;

- стекло цветное и бесцветное, хрусталь в виде подвесок, плафонов, цельных граненых элементов или деталей штока, получаемых методом дутья с огранкой или без, и т.д.;

- фарфор и керамика с росписью и без;

- натуральный поделочный или полудрагоценный камень: горный хрусталь, мрамор, агат, яшма, малахит и др.;

- искусственный мрамор, дерево, папье-маше и т.д.

4.1.5 Конструкция осветительных приборов, способы изготовления и обработки деталей, материал, вид декоративного покрытия или росписи, сочетание материалов, используемых в осветительных приборах, были очень разнообразны.

4.1.6 Приборы освещения, как предметы внутреннего убранства, обладали значительной стоимостью. Со временем требовалось все больше света. При появлении нового более современного или более модного источника света существующие осветительные приборы переделывались с учетом новых требований. Так в конце XIX – начале XX вв. произошло массовое переоснащение осветительных приборов со свечей, масляных и газовых ламп под электрическое освещение. Процесс продолжается до сих дней.

4.1.7 При современной переделке, как правило, происходит замена масляных и газовых горелок на электрические лампы. В осветительных приборах уже выполненных под электрическое освещение полностью заменяется историческая электрическая проводка. Деревянные патронодержатели с электрическими патронами, изготовленными из металлической фольги или первых пластических масс, удаляются, как не соответствующие современным требованиям электрической и пожарной безопасности.

4.1.8 Для обеспечения прочности конструкции осветительного прибора при реставрационных работах часто производят замену исторических крепежных деталей (шпилек, винтов, болтов, гаек и др.), особенно, выполненных из цветных металлов. В итоге исчезают, например, квадратные гайки индивидуального изготовления, вырезанные из латунного листа, образцы исторических резьбовых соединений.

Описание процесса

4.2.1 Реставрация предметов внутреннего убранства – приборов освещения – сложный, противоречивый комплекс технологических операций. Его сложность обусловлена тем, что под термином «осветительные приборы» собраны светильники, которые отличаются друг от друга:

- по физическим принципам получения света;

- по конструкции;

- по используемым материалам;

- по способу монтажа;

- по времени изготовления;

- по архитектурно-декоративному стилю;

- по видам обработки и виду покрытия;

- по условиям использования и т. д.

4.2.2 При таком разнообразии не может существовать четко расписанного единого технологического процесса реставрации. Однако даже в этом случае реставрационный процесс можно разделить на основные этапы:

- обследование состояния прибора освещения;

- демонтаж и разборка на узлы и детали;

- расчистка узлов и деталей;

- реставрация отдельных узлов и деталей;

- восполнение утрат;

- сборка с подгонкой вновь изготовленных и отреставрированных деталей;

- реставрация покрытия и финишная обработка;

- монтаж на историческое место.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.