Сделай Сам Свою Работу на 5

Реставрация отдельных узлов и деталей





5.2.3.1 После расчистки узлов и деталей осветительного прибора они, или часть из них, в соответствии с Техническим заданием подвергаются реставрации. Наиболее часто требуется произвести следующие реставрационные операции:

- заделка выявленных дефектов (пробоин, трещин, пор и т. д.);

- шлифовка и полировка поверхностей детали;

- рихтовка детали и восстановление чеканки;

- восполнение утрат (обломы, отколы и др.);

- восстановление неразъемных соединений деталей;

- реставрация разъемных соединений (восстановление или перерезка резьбы и др.).

5.2.3.2 Заделка трещин, пор, вмятин может производиться самыми разными методами в зависимости от материала детали, технологии ее изготовления, размеров и вида дефекта, последующей технологии обработки. Результат может достигаться пайкой, сваркой, чеканкой, замазкой, вклеиванием заплат и др.

5.2.3.3 Пайка и сварка – термические операции, которые проводятся со значительным разогревом обрабатываемого участка и всей детали. Даже при защите части детали, например, влажным асбестом и др. неизбежно повреждение части исторического покрытия. При наличии на детали сохраняемого исторического покрытия разрешение на применение сварки или пайки должно быть прописано в Техническом задании с указанием условий проведения операции.



5.2.3.4 Существует множество различных видов сварки, классифицируемых по основным физическим, техническим и технологическим признакам. С учетом специфики работ в области осветительных приборов и ДПИ наибольшее применение в реставрации имеют дуговая (аргонодуговая), газовая и контактная сварка.

5.2.3.5 Сварка идеально подходит для соединения деталей из однородного металла без образования новых очагов электрохимической коррозии. Как правило, сварной шов отличается от паяного большей прочностью. За счет выделения большого количества энергии в локальной зоне, например при аргонодуговой сварке, можно заварить мелкие дефекты на деталях из сплавов меди с меньшим нагревом всей детали, чем при пайке серебряными припоями.

5.2.3.6 Пайка, как и сварка, применима для металлических деталей из черных металлов, сплавов меди, шпиатра, сплавов олова и свинца и др. Методом пайки могут реставрироваться и соединяться детали, изготовленные литьем, выколоткой, ковкой, гальванопластикой и др.



5.2.3.7 Выбор припоя и флюса для проведения пайки зависит:

- от материала детали (деталей);

- от требований по прочности соединения;

- от состава припоя, возможно, уже присутствующего на реставрируемом узле (детали);

- от допустимой температуры пайки;

- от размера детали;

- от наличия исторических покрытий;

- от технологии дальнейшей реставрации узла (детали).

5.2.3.8 При наличии паяных швов, при помощи которых была осуществлена сборка осветительного прибора при его изготовлении, в методике необходимо предусмотреть технологию реставрации и сборки деталей, которая бы исключала нагрев детали с историческим паяным швом до температуры близкой к температуре плавления использованного исторического припоя. Особенно внимательно в этом случае следует относиться к применению при реставрации детали операций сварки и пайки.

5.2.3.9 Для сохранения исторических покрытий, паяных швов, которые могут уже присутствовать на реставрируемых деталях, целесообразно производить пайку припоем с наименьшей температурой плавления и с применением наименее агрессивного флюса. Однако, как правило, паяные швы, выполненные легкоплавкими припоями, отличаются невысокой прочностью и надежностью. Кроме того, некоторые компоненты легкоплавких припоев могут быть противопоказаны для последующего нанесения защитно-декоративного гальванического покрытия. Например, детали из меди и медных сплавов, имеющие швы, спаянные оловянно-свинцовым припоем, не рекомендуется покрывать гальваническим золотом.



5.2.3.10 Для реставрации лучше использовать припои, близкие по составу к использованным в реставрируемом предмете исторически, если это не противоречит процессу реставрации предмета в целом и разработанной методике реставрации детали. Состав рекомендуемого припоя и флюса, особенно в нетрадиционных случаях, подбирается опытным путем на стадии предварительных работ. Во всех случаях вид припоя, который следует использовать при реставрации, указывается в методике.

5.2.3.11 Почти для каждого металла (сплава) в зависимости от требований к паяному шву и условиям пайки в литературе предлагается целый ряд припоев и флюсов.

5.2.3.12 Для пайки меди, например, рекомендуют применять припои оловянно-свинцовые, серебряные, а также медно-фосфористые и медно-серебряно-фосфористые, не требующие применения флюса. [6]

5.2.3.13 Для пайки цинковых (шпиатровых) пригодны припои на основе олова и кадмия. Исторически в качестве припоев применялись сплавы олово-свинец, содержащие не менее 33% олова. Эти припои непригодны для пайки сплавов цинка с алюминием.

5.2.3.14 Пайка цинковых сплавов, содержащих алюминий, возможна с помощью оловянно-цинковых припоев, а также эвтектики кадмий-цинк. [6]

5.2.3.15 Удаление окисной пленки на цинке и его сплавах, не содержащих алюминия, производится соляной кислотой или хлоридом цинка с избытком соляной кислоты. Удаление пленки окислов со сплавов цинка, содержащих алюминий, возможно концентрированным раствором едкого натра. [6]

5.2.3.16 Запайка дефектов цинковых отливок может производиться без флюса припоем, содержащим 60% олова и 40% цинка. [6]

5.2.3.17 Черные металлы паяют латунями, легкоплавкими припоями с большим количеством олова или чистым оловом, серебряными припоями. Из черных металлов наибольший интерес представляет серый и ковкий чугун; белый чугун паять нет смысла из-за его хрупкости. [6] В зависимости от состава материала, припоя и требований к паяному соединению метод очистки поверхности под спай и флюс подбираются индивидуально.

5.2.3.18 Шлифовка и (или) полировка реставрируемых деталей производится локально вручную или ручным инструментом, позволяющим проводить локальную обработку поверхности. Обработка на планшайбе, полировальных кругах с применением абразива или станках, предназначенных для сплошной обработки поверхности, не допускается.

5.2.3.19 Шлифовке и (или) полировке подвергаются участки поверхности реставрируемой детали, на которых произведена заделка дефектов пайкой, сваркой, зачеканкой, закрыты поры и отверстия путем установки металлических чопиков. Шлифовку и (или) полировку следует поводить так, чтобы абразив или механическое воздействие не повредили сохранившуюся поверхность детали, особенно, сохранившееся историческое декоративное (или защитно-декоративное) покрытие и поверхность с авторской чеканкой.

5.2.3.20 Полировальные и шлифовальные материалы загрязняют поверхность реставрируемой детали. После проведения шлифовки и (или) полировки деталь необходимо очистить ПАВ и (или), в случае использования в абразивном составе жировых связующих, промывкой в органическом растворителе. Промывка может производиться после следующей операции – чеканки, особенно, если производится закрепление детали на смоле и др.

5.2.3.21 В случае повреждения исторической чеканки на поверхности реставрируемой детали производится ее локальное воссоздание чеканами, соответствующими историческому рисунку поверхности, так, чтобы сохранить авторскую чеканку в неизменном состоянии на возможно большей поверхности предмета.

5.2.3.22 При наличии в хрустальном уборе реставрируемого прибора освещения хрустальных подвесок или крупных деталей со сколами, трещинами и другими дефектами, они подлежат локальной шлифовке. Цель проведения шлифовки – удалить скол, трещину, восстановить внешний вид подвески.

5.2.3.23 Часто скол проходит по отверстию, за которое подвеска крепится. В этом случае и при крупных сколах в других местах могут измениться размеры хрустальной подвески. Оценка целесообразности реставрации подвесок с большими сколами должна быть сделана при проведении пересортицы.

5.2.3.24 В случае необходимости в подвесках сверлят новые крепежные отверстия. При утрате подвесками прозрачности производится их ручная или электрохимическая полировка в зависимости от того, какой из видов полировки был применен при изготовлении подвесок. Ручная полировка дает лучший блеск и игру подвески, но обладает более высокой трудоемкостью.

5.2.3.25 После шлифовки и полировки обязательно проведение тщательной промывки и сушки. Перед монтажом обычно выполняется дополнительная растирка сухой или слегка увлажненной спиртом безворсной хлопчатобумажной тканью до появления хрустального блеска.

5.2.3.26 Методы реставрации узлов и деталей из черного металла, дерева, поделочного камня и др., а также изготовленных из листового материала, из профильного проката инструментальной обработкой, и т.д., а также нюансы операций литья, чеканки, выколотки, выдавливания описаны в соответствующих частях и главах данных правил.

Восполнение утрат

5.2.4.1 Воссоздание утраченных элементов, деталей, обломанных частей производится, как правило, в том же материале и технике, что и оригинал. Материал воссоздания утрат и способ их изготовления должны быть прописаны в утвержденной методике.

5.2.4.2 Разница в составе и, соответственно, в оттенке цвета материала особенно актуальна в случае прозрачных покрытий. В случае отличного от оригинала состава материала воссозданной детали может получиться несовпадение оттенков патины.

5.2.4.3 В случае гальванических покрытий, окраски, тонирования и др. способов защиты и декорирования поверхности, закрывающих основной металл, незначительная разница состава материала становится допустимой.

5.2.4.4 Шпиатр во времени подвержен рекристаллизации с потерей прочности. Кроме того, пары цинка, образующиеся при плавлении и литье, вредят здоровью работников не менее, чем пары свинца и других тяжелых металлов. Помещение и оборудование под литье цинка должны соответствовать более жестким, по сравнению с литьем медных или алюминиевых сплавов, требованиям охраны труда. Поэтому восполнение утрат исторических осветительных приборов, изготовленных из шпиатра методом литья, производится из цинка только в случае наличия специально оборудованного литьевого участка.

5.2.4.5 При реставрации осветительных приборов из шпиатра, когда внешним декоративным слоем является непрозрачное негальваническое покрытие (тонированный лак, краска, слой сусального золота, серебра или потали), допустимо воссоздание утрат, присоединяемых разъемным соединением, из алюминия.

5.2.4.6 В случае, когда на сохранившихся деталях осветительных приборов из шпиатра присутствует гальваническое покрытие или когда они задекорированы под бронзу, патину и т. д., допустимо воссоздание утрат из меди и медных сплавов с последующей необходимой обработкой.

5.2.4.7 В ряде случаев, когда утраченные детали в осветительном приборе из шпиатра не подвергаются значительному нагреву и имеют непрозрачное покрытие, нивелирующее разницу в цвете с историческим материалом осветительного прибора, допускается их воссоздание литьем из олова.

5.2.4.8 Литые детали предметов ДПИ, в том числе, осветительных приборов, как правило, воссоздаются методом литья по выплавляемым моделям.

5.2.4.9 Для качественного воссоздания утраченных литых деталей недопустимо в качестве модели использовать аналогичную сохранившуюся деталь, так как в процессе воссоздания детали в металле на стадиях формовки, заливки воском и собственно литья металла происходит усадка используемых материалов. В итоге, полученная металлическая отливка будет отличаться от исторической детали, использованной в качестве модели, на 2–4%.

5.2.4.10 Величина усадки зависит от многих факторов:

- от применяемых материалов (гипс, силиконовый каучук, используемый для создания виксинтовой формы, восковая смесь, материалы для изготовления корки, заливаемый металл);

- от формы и размеров воссоздаваемой детали;

- от толщины стенок воссоздаваемой детали;

- от температуры и скорости заливки восковой смеси;

- от количества восковок на стояке и сечения питателей;

- от температуры литья металла;

- от температуры опоки в момент литья;

- от скорости литья металла;

- от режима охлаждения и др.

5.2.4.11 Усадка происходит нелинейно. Происходит «утяжка» металла в сплошных массивных деталях, он становится тоньше в области и без того малых сечений детали, находящихся между зонами с большой массой и т.д.

5.2.4.12 Для воссоздания методом литья детали, идентичной утраченной, требуется или изготовить модель из гипса, дерева, металла и т.д. с учетом возможных усадок, технологических припусков на обработку и подгонку, технологических припусков на закрепление при обработке.

5.2.4.13 Альтернативой к изготовлению новой модели может быть так называемая «подмазка» исторической аналогичной детали, используемой в качестве модели, когда мягким материалом, например, пластилином, добавляется объем в местах возможных усадок. Подмазка применяется в случаях, когда нужно изготовить небольшое количество отливок такого вида. Сэкономив на модели, в этом случае будет нужно либо дополнительно заливать в форму гипс для качественной обработки модели и делать дополнительную форму уже с зачищенной гипсовой модели, либо усложнять работу чеканщиков, которые будут вынуждены обрабатывать нечеткую заготовку.

5.2.4.14 С полученной модели снимают так называемую «виксинтовую» форму. Свое название она получила от названия группы используемых первоначально кремнийорганических (силиконовых) компаундов. В настоящее время применяемые составы на основе кремнийорганического каучука может иметь другое название, но формы по-прежнему называют «виксинтовыми».

5.2.4.15 Для воссоздания орнаментованных деталей методом литья по выплавляемым моделям формасиловые и формопластовые формы в настоящее время практически не используются.

5.2.4.16 Для изготовления восковых моделей используются составы из пчелиного воска, стеарина и парафина. Соотношение компонентов, сорта воска подбираются опытным путем для конкретных условий, исходя из требований высокой текучести в расплавленном состоянии, минимальной усадки и прочности и чистоты поверхности полученных моделей.

5.2.4.17 При изготовлении восковых моделей необходимо стремиться к получению минимально возможной, но достаточной для дальнейшей обработки толщине стенки. Это обеспечивает при прочих равных условиях наименьшую усадку и наименьшее искажение заданных формой размеров и пропорций будущей отливки.

5.2.4.18 Процесс и нюансы технологии литья по выплавляемым моделям описаны в соответствующей главе данных правил. Для изготовления относительно простых деталей возможно применение вакуумно-пленочного литья, для тонких изящных деталей, которые необходимо отлить в большом количестве, можно использовать литье в кокиль. При условии наличия оборудования и оснастки можно использовать другие современные виды литья – вакуумное, литье под давлением, центробежное литье и т.д.

5.2.4.19 Отливки, выполненные литьем по выплавляемым моделям, после удаления корки, отрезаются от стояков и очищаются. Иногда достаточно очистить отливку крацеванием.

5.2.4.20 В случае наличия трудно удаляемых остатков, вкраплений корки в поверхность отливки из медных сплавов, ее помещают в плавиковую кислоту. Плавиковая кислота растворяет остатки песков, практически не оказывая воздействия на заготовки.

5.2.4.21 Плавиковую кислоту следует применять с осторожностью и только в случае, когда в этом есть необходимость, так как она является веществом повышенной экологической опасности.

5.2.4.22 Тщательно промытые в проточной воде отливки подвергаются слесарной обработке, предварительной подгонке, шлифовке и полировке при необходимости.

5.2.4.23 Чеканка производится после операций шлифовки и полировки, чтобы избежать «замыливания» орнамента, заполировывания выведенных при чеканке линий.

5.2.4.24 Внешний вид чеканки воссоздаваемых деталей должен соответствовать внешнему виду и уровню чеканки сохранившихся орнаментованных деталей реставрируемого осветительного прибора. В случае отсутствия чеканов, необходимых для создания на поверхности воссоздаваемой детали рельефа, аналогичного историческому, такие чеканы требуется изготовить, а не подбирать отдаленно похожие.

5.2.4.25 При высокой художественной ценности и качестве обработки сохранившихся деталей исторического предмета, лицевая поверхность воссоздаваемых, особенно, орнаментованных деталей из бронзы и других медных сплавов, отлитых методом литья по выплавляемым моделям, чеканится полностью. Для качественной реставрации высокохудожественных исторических предметов, на воссоздаваемых деталях необходимо не только вывести линии, создать необходимый фон в отдельных местах, но и по максимуму уплотнить поверхностный слой металла и зачеканить все видимые поры и др. дефекты литья. Наиболее актуально данное требование для деталей, которые будут покрываться гальваническим золотом.

5.2.4.26 После шлифовки, полировки с применением полировальных паст и (или) после чеканки с закреплением детали на смоле обязательна промывка обработанной детали в органическом растворителе и (или) ПАВ для очистки детали.

5.2.4.27 Воссоздание утраченных хрустальных подвесок и деталей производится либо методом прессования заготовок, либо вырезанием (шлифованием) деталей из куска хрусталя (стекла). Крупные детали производятся либо заливкой, либо выдуванием в формы.

5.2.4.28 Во всех случаях требуется обрезка заготовок, шлифовка торцов или всей детали.

5.2.4.29 Для изготовления качественных хрустальных подвесок и гладких пик требуется ручная шлифовка и полировка, для крупных хрустальных деталей проводится шлифовка, гравировка и полировка. В хрустальных подвесках сверлят отверстия для подвески.

5.2.4.30 Реставрация и нанесение гальванических покрытий описаны в разделе VI, подраздел 10 сводов правил (реставрационных правил).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.