Сделай Сам Свою Работу на 5

Старшие разряды (1 р. и КМС)





Прежде чем волейболист достигнет мастерского уровня, необходи­мо затратить не менее 8-10 лет на интенсивную спортивную трениров­ку. За это время он проходит три ступени подготовки:

1. Овладение основами игры (3-4 года в подготовительных, учебно-тренировочных группах ДЮСШ).

2. Тренировка (4-5 лет в учебно-тренировочных и группах спортив­ного совершенствования ДЮСШ, т.е. до окончания спортивной шко­лы). Как правило, наиболее одаренные волейболисты заканчивают школу с I взрослым разрядом.

3. Спортивное совершенствование начинается с возраста 17-18 лет и заканчивается, когда волейболист перестает активно тренироваться и выступать в соревнованиях.

После окончания ДЮСШ наиболее одаренные молодые спортсме­ны привлекаются в команды мастеров, а остальные пополняют спортив­ные коллективы ВУЗов, спортивные клубы коллективов физкультуры, армии и т.д., которые составляют так называемый старший разряд (1р. и КМС). Эту категорию спортсменов можно условно разделить на две группы: 1-я — любители; 2-я — полупрофессионалы.

Первая категория волейболистов тренируется 2-4 раза в неделю (од­норазовые тренировки продолжительностью до 2 ч). Это связано с за­нятостью на работе, учебе, службе в армии, со временем, предоставля­емым в спортивных залах, и др. Целенаправленного планирования спортивной подготовки не имеет (отсутствует периодизация подготов­ки), кроме случаев, когда команда (команды) готовится к главным соревнованиям года (например, первенство медицинских ВУЗов Рос­сии, Первенство края и др.). В этом случае возможны тренировочные сборы, на которых и времени на подготовку больше, чем в обычных условиях, и качество подготовки улучшается.



Календарь соревнований не насыщенный, что затрудняет возмож­ность планомерно повышать спортивное мастерство.

Малый объем тренировочной работы сказывается на уровне физи­ческой, технической, тактической подготовленности спортсменов. По данным контрольных нормативов, показатели быстроты перемещений, скоростной и прыжковой выносливости, прыгучести у данной катего­рии волейболистов ниже, чем у их сверстников в командах мастеров и в командах полупрофессионалов.



При выполнении технических приемов (особенно на соревновани­ях) наблюдается невысокий уровень надежности, вариативности, при­способляемости (критерии технического мастерства). В игре использу­ются в основном свои «коронные» приемы, что влияет на результат встречи. Кроме того, у игроков недостаточно точный расчет по времени движения, ориентации во времени.

Недостаточно высокий уровень технической подготовленности ска-

зывается и на тактической реализации действий игроков команды. Диа­пазон применения тактических построений в защите и нападении огра­ничен. Это результат невысокого уровня тактического мышления (пе­реключения с одних действий на другие, ориентировка на площадке, взаимодействие с партнерами, постоянная соревновательная активность и др).

Содержание тренировочных занятий сводится к следующему:

I вариант — разминка и фрагментарное развитие физических ка­честв — до 15% времени тренировки:

— техническая подготовка с элементами тактики — до 30-40%;

— игровая подготовка — до 45-55%.

II вариант — разминка и фрагментарное развитие физических ка­честв—до 15%:

— техническая подготовка — до 20%;

— тактическая подготовка — до 20%;

— игровая подготовка — до 45%. III вариант — разминка — до 15%:

— техническая подготовка — до 25%;

— игровая подготовка — до 60%.

Неуклонное повышение объема, интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок и на этой основе более специализирован­ная работа над совершенствованием физических качеств, спортивной техники и тактики игры позволит повысить мастерство любительской категории спортсменов I разряда. Методика тренировки в принципе не отличается от тренировок более квалифицированных волейболистов, но более упрощенна.



Полупрофессиональные волейболисты составляют костяк участни­ков чемпионата России во II, I лигах. Данная категория спортсменов тренируется по режиму квалифицированных волейболистов (5-9 трени­ровок в неделю). Тренировочная работа ведется на основании периоди­зации спортивной подготовки и календаря соревнований чемпионата России, а по своему содержанию подготовка волейболистов этой кате­гории почти не отличается от подготовки квалифицированных спорт­сменов (мастеров спорта), только объем тренировочной работы несколько ниже.

По физическим кондициям и функциональной подготовленности разница между волейболистами-полупрофессионалами и профессиона­лами незначительная.

Некоторое отставание наблюдается при выполнении технико-так­тических действий (несколько ниже уровень критериев технико-такти­ческого мастерства, чем у квалифицированных волейболистов).

В данном классе команд вырастают перспективные волейболисты, которые для повышения своего мастерства переходят в более квалифи­цированные команды.

Высшие разряды

Процесс спортивной подготовки квалифицированных волейболис­тов рассматривается как сложная динамическая система, роль органа управления в которой выполняют тренер, федерация волейбола, КНГ, врач, а роль объектов управления — спортсмен, команда.

Сложность системы спортивной подготовки заключается в том, что она состоит из большого числа взаимосвязанных компонентов (физи­ческая, техническая, тактическая, психологическая, игровая и другие виды подготовки), а в системе взаимоотношений тренер-спортсмен-команда творческое сотрудничество со спортсменом при активной на­правленности на развитие способностей к самоуправлению и самосо­вершенствованию — одно из важных условий управления.

Одним из определяющих условий эффективности подготовки ква­лифицированных волейболистов к соревнованиям является круглогодичность тренировки, в которой заранее предусматривается изменение требований к подготовленности спортсменов. Для этого используется периодизация — деление круглогодичной тренировки на периоды, эта­пы, микроциклы. На каждом этапе подготовки решаются определенные задачи, которые способствуют становлению спортивной формы волей­болистов.

Одни компоненты спортивной формы на различных этапах могут улучшаться, другие поддерживаться на достигнутом уровне, третьи могут ухудшаться. Такая волнообразность тренировочных нагрузок и создает необходимые условия для повышения уровня подготовленности спорт­смена, что отражается в планировании, организации, контроле, учете тренировочного процесса на основании периодизации спортивной тре­нировки и календаря соревнований.

Периодизация спортивной тренировки

Для правильного планирования круглогодичной подготовки, обес­печивающей заранее предусмотренные изменения тренировочных тре­бований и подготовленности спортсменов, в спортивной практике при­нято годовой цикл (макроцикл) делить на три периода: подготовитель­ный, соревновательный и переходный, т.е. период времени между на­чалом подготовки к главным соревнованиям одного года и началом подготовки к аналогичным соревнованиям другого года.

В волейболе в течение года могут быть два спортивных сезона (ус­ловно — зимний и летний с главными соревнованиями — чемпиона­том России и Кубком России). В зависимости от этого в году предусмат­ривается два больших цикла подготовки и участия в соревнованиях. Сле­довательно, два больших цикла состоят из двух подготовительных (в зависимости от календаря соревнований), двух соревновательных и двух (одного) переходных периодов.

Для квалифицированных команд целесообразно планировать подго­товку на два больших цикла: осенне-зимний (примерно сентябрь-ап­рель) и весенне-летний (примерно май-август).

Подготовительный период

Подготовительный период целесообразно делить на этапы, позволя­ющие точнее планировать подготовку в соответствии с намеченными задачами, Здесь закладываются основы будущих достижений и поэтому данный период должен быть, по возможности, более продолжитель­ным. Тренировочная нагрузка на протяжении периода постепенно воз­растает. Объем тренировочной нагрузки становится наибольшим к се­редине периода, затем снижается, но увеличивается интенсивность. Сроки и продолжительность периода и этапов зависят от задач подго­товки, календаря соревнований.

Подготовительный период делится на три этапа: этап общей подго­товки, специальноподготовительный и предсоревновательный этапы.

Этапобщей подготовки. На этом этапе имеет место большой объем тренировочных нагрузок с общеразвивающей направленностью. Нагруз­ки по специальной и технико-тактической подготовке незначительны. Тренировка на этапе общей подготовки имеет исключительно важное значение, поскольку создает фундамент физической и функциональ­ной готовности спортсменов, на котором базируется специальная под­готовка. Частными задачами являются:

— разностороннее физическое развитие и укрепление здоровья;

— дальнейшее развитие силы мышечных групп ног, туловища, пле­чевого пояса, скорости перемещений и быстроты выполнения разнооб­разных движений; воспитание ловкости и умения координировать дви­жения; совершенствовать умения выполнять движения без излишних напряжений;

— повышение функциональных возможностей организма спортсме­нов: совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем, повышение уровня обменных процессов и на этой основе повышение уровня общей выносливости;

— стимулирование восстановительных процессов;

— улучшение психологической готовности;

— восстановление и совершенствование навыков в выполнении тех­нических приемов;

— повышение уровня знаний в области теории и методики трени­ровки, гигиены, врачебного контроля и самоконтроля.

Добиться высокий работоспособности организма в целом — главная задача этапа общей подготовки волейболистов высокий квалификации.

Наибольший прирост результатов общей работоспособности орга­низма волейболистов наблюдается при использовании в тренировочной работе на этапе общей подготовки микроциклов 6-1, 5-1, 4-1, 3-1.

Специальный этап подготовки. На этом этапе команды переходят к выполнению значительных по интенсивности и объему тренировочных нагрузок, направленных на усиление специальной физической и фун-кциональной подготовленности волейболистов, улучшение техники игры, отработку тактических элементов, частных игровых вариантов, отбор состава команды. Психическая напряженность должна иметь вол­нообразный характер с нарастающей высотой волн.

На этом этапе обязательно участвовать в рядовых соревнованиях, чтобы поддерживать игровой тонус, накапливать игровой опыт, совер­шенствовать игровое мастерство.

Из-за прогрессирующих высоких тренировочных нагрузок у спорт­сменов возможно временное снижение спортивной формы. Это законо­мерное явление, т.к. организм спортсменов сразу не может адаптиро­ваться к прогрессирующим высоким нагрузкам. По мере накопления энергетического потенциала под воздействием нагрузок и отдыха про­исходит повышение тренированности к концу 2-го или началу 3-го этапа подготовительного периода. При наблюдаемой временной утрате тренированности целесообразно на этом этапе подготовки использо­вать разгрузочный микроцикл, в котором значительно уменьшается (или совсем прекращается) специальная подготовка, что дает возмож­ность восстановить деятельность ЦНС и психическую сферу спортсме­нов. С этой целью используются средства ОФП и активного отдыха. Фо­ном для разгрузочного микроцикла должны быть положительные эмо­ции волейболистов. Уменьшать число занятий нецелесообразно, лучше снизить нагрузку.

На этом этапе подготовки используются, как правило, микроциклы 5-1, 4-1, 3-1-2-1, 3-1, 2-1.

Предсоревновательный этап. Этот этап преследует главную цель — моделирование соревновательного режима. Частными задачами являют­ся следующие:

1. Совершенствование групповых и командных тактических взаимо­действий в защите и в нападении в игровых расстановках и с заменами,

2. Достижение оптимального уровня игровой подготовленности ко­манды (игровая и соревновательная подготовка).

3. Развитие соревновательной выносливости и скоростно-силовых качеств.

4. Совершенствование техники игры.

5. Создание условий для активного отдыха.

6. Теоретическая подготовка по вопросам ведения игры. Все технико-тактические задания должны иметь игровой характер, с условием как можно дольше «держать» мяч в игре. Игровой и сорев­новательной подготовке отводится значительное время (около 50-60%).

За 2-3 недели до соревнований тренировочную объем нагрузки ре­комендуется снизить, сохраняя соревновательный режим интенсивно­сти, а непосредственно перед соревнованием (за 2-4 дня) снизить и

интенсивность, что обеспечивает волейболисту возможность полного восстановления организма и наилучшую эмоциональную готовность к играм.

Работа по развитию физических качеств направлена на развитие бы­строты, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости (объе­мы тренировочной нагрузки для каждого качества — небольшие). Как средство восстановления используются и упражнения, поддерживаю­щие уровень общей выносливости, выполняемые с невысокий интен­сивностью.

Выбор схемы микроциклов на этом этапе подготовки зависит от положения о соревнованиях. Как правило, система розыгрыша предус­матривает не более трех игровых дней подряд независимо от количества команд, участвующих в туре. Поэтому наиболее целесообразны для под­готовки микро циклы 3-1,3-1-2-1— или в начале этапа два-три микро­цикла 4-1. Выбранные микроциклы должны моделировать соревнова­тельный режим.

Соревновательный период

Соревновательный период длится от первой до последней игры ос­новных календарных соревнований. В году, как известно, у волейболи­стов два соревновательных периода — зимний и летний. В отличие от подготовительного периода соревновательный не имеет единой внут­ренней структуры. Она зависит от числа состязаний, проводимых в пе­риоде, и от принципов построения календаря игр.

Наиболее типичны следующие три варианта структуры соревнова­тельного периода:

Первый вариант — соревновательный период однороден, все недель­ные циклы схожи между собой. Для такой структуры характерно прове­дение одного соревнования в периоде с равномерным чередованием календарных игр и интервалов между ними.

Второй вариант — структура соревновательного периода неоднород­на. Она состоит из собственно соревновательных этапов, интервалы между ними длятся несколько недель. Такой календарный план составлен по принципу туров: проводится несколько соревнований с интервалом в несколько недель.

Третий вариант — структура соревновательного периода соединяет первый и второй варианты. Ее используют, когда проводят несколько соревнований в периоде, например, первые соревнования проводятся по принципу встреч с равномерным чередованием календарных игр и интервалов между ними, а вторые — по принципу туров.

Паузы между этапами соревнований составляют 10-20 дней, в кото­рых на основе приобретенной тренированности в подготовительном периоде осуществляется целенаправленная подготовка к следующему этапу соревнований.

Основными задачами тренировок в паузах между соревнованиями являются:

— совершенствование технико-тактического мастерства, повышение уровня игровой подготовленности и психологической устойчивости;

— поддержание общей и специальной физической работоспособнос­ти на достигнутом уровне;

— создание условий для восстановления организма волейболистов;

— повышение уровня теоретических знаний.

Превалирующее место в тренировках занимают многократно вы­полненные основные упражнения в различных вариантах и игровая под­готовка. Необходимо уделять внимание и специальным упражнениям, направленным на поддержание скоростно-силовых качеств и выносли­вости на соревновательном уровне. В небольшом объеме применются средства, поддерживающие общую работоспособность организма спорт­сменов.

Очень важны в этом периоде данные экспресс-контроля состояния физической работоспособности и функционального состояния спорт­сменов, по которым можно корректировать индивидуальную нагрузку для повышения уровня специальной работоспособности (если наблюда­ется снижение этого уровня).

На протяжении всего соревновательного периода в промежутках меж­ду турами применяются микроциклы 4-1, 3-1, 3-1-2-1 (в комбинаци­ях), или только микроциклы 4-1, или 3-1, или 3-1-2-1.

В начале любого выбранного микроцикла 1 -2 дня — разгрузочные, чтобы снять психическую напряженность соревновательных игр.

Переходный период

Этот период имеет очень важное значение. К концу соревнователь­ного периода многомесячные интенсивные тренировки и соревнова­ния, постоянная психическая напряженность вызывают определенную усталость организма спортсменов. Поэтому основной задачей переход­ного периода является снятие мышечной усталости и утомления цент­ральной нервной системы. Продолжительность переходного периода — 25-30 дней.

В практике волейбола целесообразно использовать два варианта дея­тельности спортсменов в переходном периоде: отдыхать пассивно и от­дыхать активно.

Пассивный отдых предоставляется спортсмену с профилактической целью (для лечения травм, при явлениях истощения нервной системы и других отклонениях в состоянии здоровья) на основании медицинс­кого обследования.

Научные исследования в спорте показывают, что для здоровых спорт­сменов длительный пассивный отдых — верный способ потерять приоб­ретенное упорными тренировками и соревнованиями. Как правило, после

такого «отдыха» спортсмен очень долго втягивается в привычный тре­нировочный режим. Кроме того, пассивный отдых вреден для здоровья, т.к. организм спортсмена после высоких психических и физических на­пряжений вдруг перестал получать какую-либо нагрузку и как результат бездеятельности — потеря аппетита, бессонница, нарушение деятельно­сти сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.п.

Активный отдых предусматривает переход от специализированных упражнений к новым видам мышечной деятельности. К ним можно отнести кроссы, езду на велосипеде, туристские походы, плавание, гим­настику на снарядах, спортивные игры и др. Направленность трениро­вочных занятий различная, но необходимо регулярно выполнять ком­плекс упражнений на силу, на гибкость, на общую выносливость. Тре­нировочная нагрузка уменьшается более чем наполовину по сравне­нию с нагрузками в подготовительном и соревновательном периодах. Интенсивность выполнения упражнений — средняя или малая. Число тренировочных дней в неделю — 5-6. В этом периоде спортсменам важ­но не набрать лишний вес. Желательно раз в неделю посещение сауны с массажем.

Правильно организованный активный отдых дает спортсменам воз­можность прийти к началу подготовительного периода в хорошей фи­зической форме.

Планирование спортивной тренировки

Планирование — одна из основных функций управления. Она опре­деляет не только содержание всего процесса подготовки (включая и соревновательную), но и систему работы тренера.

При составлении планов нужно стремиться к творческой перера­ботке самого передового опыта и познаний об объективных взаимо­связях между организацией тренировки и ростом спортивного мастер­ства.

Наиболее целесообразна разработка тренировочных планов на осно­ве рассчитанных на многие годы основных тренировочно-методичес­ких концепций, которые трактуют базовую тренировку и тренировку к высшим достижениям как единое целое.

Тренировочная концепция должна содержать:

— ясные, конкретные цели и задачи;

— принципиальный путь их осуществления.

Планировать — значит уметь видеть будущее и прогнозировать его. Планирование подготовки волейболистов базируется на общих прин­ципах и методах, применяемых в системе спортивной тренировки, но имеет некоторые специфические особенности.

Волейбол — командная игра, поэтому планирование осуществляет­ся и для команды, и для каждого игрока.

Основным мерилом спортивного мастерства в волейболе служат

победа, одержанная над другой командой, и место, занимаемое в соревнованиях. Для уточнения этих показателей учитывают квали­фикацию команды, над которой одержана победа, и масштабы со­ревнований. Однако и эти показатели не полностью отражают уро­вень мастерства команды и не позволяют оценивать спортивные ре­зультаты каждого игрока. В связи с этим в планировании подготовки широко используют систему контрольных заданий и упражнений, дающих возможность объективно планировать и оценивать уровень физической, технической и игровой подготовки отдельных игроков и команды.

Наличие хорошо продуманных планов позволяет избежать стихий­ности в действиях тренера, излишних затрат времени, сил, материаль­ных средств, низкого качества работы. Планирование — весьма трудо­емкая сторона деятельности тренера как педагога, т.к. определение нуж­ного направления тренировочного процесса требует большого внима­ния, умения и знаний спортивной психологии, физиологии, педагоги­ки, теории и методики спортивной тренировки, современного состоя­ния техники и тактики в лучших командах и др.

В содержание планирования входят следующие разделы:

— цель подготовки (выделение конкретных задач применительно к компонентам подготовки и конечный спортивный результат);

— модельный раздел (анализ соотношения сторон подготовки, про­гнозирование с необходимостью принятия решений на будущее, раз­работка и проверка модели команды);

— программный раздел (планирование состава, процесса подготов­ки и участия в соревнованиях, планирование обеспечения, восстанов­ления, контроля).

При составлении планов следует принимать во внимание возраст, пол, степень физического развития, подготовленности занимающихся, масштабы предстоящих соревнований, материальную базу и другие ус­ловия организации подготовки.

Основные показатели планирования:

1. По тренировочному режиму: количество рабочих дней, в том числе соревновательных и тренировочных; количество тренировок с высокой, средней и малой интенсивностью; распределение времени на физическую, техническую, тактическую, теоретическую подго­товки.

2. По соревновательной подготовке: количество игр контрольных и календарных; результаты в основных соревнованиях (занятое место);

эффективность технико-тактических действий.

3. По контролю за уровнем подготовленности: нормативы по всем видам подготовки.

4. По составу команды: средний возраст (лет); средний рост (см) нападающих первого и второго темпа, связующих; количество напада­ющих и связующих; введение в состав новых игроков.

В практике волейбола принято перспективное планирование для клуб­ных и сборных команд (от 2 до 4 лет), годичное, этапное, планирова­ние в микроциклах и ежедневное планирование.

В сфере подготовки спортивных резервов перспективное планирова­ние охватывает 8-10 лет.

Все виды планирования осуществляются на основании календаря соревнований.

Перспективное планирование

Перспективный план составляется как на команду, так и на каж­дого волейболиста. Требования к различным сторонам подготовленно­сти спортсменов должны возрастать из года в год. Тренеру необходимо определить главное соревнование каждого этапа и установить преиму­щественную направленность тренировочного процесса на каждом из них.

Перспективный план раскрывается в объяснительной записке и гра­фическом изображении (приложение 4). Содержание перспективного плана может быть примерно следующим:

1. Цель подготовки. Намечаются конечный спортивный результат в главном соревновании и основное направление тренировочного про­цесса.

2. Характеристика команд — основных соперников в главном соревно­вании (например: команда «А» — принцип комплектования 4-2, при­чем оба связующих игрока с хорошим нападением, что позволяет эф­фективно действовать в нападении во всех расстановках; команда ведет игру в нападении в остро комбинационном плане; слабой стороной под­готовки команды являются защитные действия — взаимодействие за­щитников с блокирующими игроками и т.д.).

3. Модель команды (конечные показатели).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.